Между двух берегов гл. 12
Когда ребята выбрали свои дороги, Светлана сказала мужу:
-Я буду жить в комнате Олега, ты- Игоря.
Николай ничего не ответил, пожал плечами и вышел во двор. И стали они жить как соседи: разговаривали мало, телевизоры были у каждого свой. Вечерами хозяин дома заливал водой гречку . Она набухала и утром оставалось только разогреть и добавить масло. Мог сделать себе бутерброды, яичницу. Обед и ужин готовила Света. Иногда решали совместные бытовые вопросы.
Чаще в гости приезжал старший сын с внуками, и тогда они становились на время семьей. Проводив их, возвращались к привычной жизни: вместе и каждый сам по себе.
Переломным моментом в жизни стала поездка Светланы в райцентр. Выходя из магазина канцтоваров, наткнулась глазами на смутно знакомую женщину. Была та уже в солидном возрасте и тоже смотрела на неё, а потом неуверенно сказала:
-Светочка?
Давно её никто так не называл, и это вызвало толчок в мозгу:
-Клава?
-Ну, конечно! Господи, как мы изменились!. Ты надолго? Я так рада видеть тебя!
-Нет, меня школа отправила кое зачем, но я не нашла, собралась домой… А ты как?
Клавдия помолчала, а потом решилась:
-Хочешь, откровенно поговорим. И не только обо мне?
- Хочу,- твердо сказала Светлана.
-Ну, так слушай. Я ведь очень рада была, когда вы с Павлом встречаться начали. Ты милая, хорошая, такую сноху каждая сестра брату желала бы. Мы с ним близки были, он рассказывал о тебе… Потом вы уехали в город, но, приезжая домой, брат всегда вспоминал свою малышку. Ясно, что не родителям рассказывал, а со мной делился: знал, что мы друг другу нравились, встречались как подружки, хоть я и старше…
- А правда, что он сразу стал встречаться со свой будущей женой, как приехал в город?
- Нет, неправда. Она его сразу приметила, начала обхаживать: парень умный, красивый, такие на дороге не валяются. И вдруг как гром с ясного неба письмо - женюсь на Галине, вместе работаем, у нас общие интересы. И по возрасту она мне подходит.
Родители обрадовались, давно внуков хотелось понянчить. Я оказалась бездетной, а Павел уже к тридцатнику подбирался… Свадьбу играли в городе. Галина была видная невеста, статная. Лицо белое,чистое. Под фатой густые каштановые волосы. Вела себя скромно, но с достоинством.
- Да, не то, что я, малышка,- не утерпела Светлана.
-Ну, что ты! Каждая из вас хороша по-своему.
Помолчали, не глядя друг на друга. Потом Клавдия продолжила:
-Жили, вроде, хорошо. Им завод квартиру выделил в девятиэтажке...Потом объявили родителям, что скоро внук или внучка у них появится. Родилась девочка, Аленушка. Продолжали жить, добра наживать.Родили наследника, Тимуром назвали. Я то с ними не жила, подробностей не знаю. Павел не жаловался, детки подрастали, хорошо учились.
Но Галина была недовольна: мало на заводе платили, а потом и вовсе хаос начался- 90-грянули, завод закрылся. И подался Павел с семьей на СеверА, в Нижневартовск, а потом перебрались еще в один город. Там-то мой брат и пострадал.
Клавдия вытащила носовой платок, вытерла мокрые глаза и продолжала напряженно:
-Павел работал на нефтяной вышке. В недобрый час свалилась ему сверху на голову тяжелая болванка и раскроила её. Врачи сделали несколько операций, но в конце признались, что ничего сделать не могут, что он навсегда останется лежачим…
Светлана отстраненно слушала Клавдию. Казалось ей, что говорит она совсем о чужом человеке. Старалась представить Павлушу беспомощным, несчастным и не могла. Перед глазами улыбался белозубый статный парень…
- Ты уж дослушай, коль встретились и начали этот разговор,- вернула её к действительности собеседница.
-Короче, с год промучилась Галина с мужем, а потом забрала детей и уехала в Польшу, где жила сестра отца. Что делать? Я тогда разошлась с мужем. Не смирился он, что сухое дерево рядом с ним. Родители ещё живы были, но на ладан дышали. Мучилась я: как их бросить? Но мама стала настаивать: поезжай к Павлу, ему ты нужнее.
Поехала, застала его в плачевном состоянии. Спасибо соседке, спасла она его. Ну, а потом я впряглась. Что такое лежачий больной знают многие. А кто не знает- догадывается…Я не роптала. Павел старался лишний раз меня не беспокоить.Слабым голосом занимал разговорами. И первое, что сказал на второй или третий день с тоской:
- Это мне кара за Светлану…
Я хотела возразить, но он остановил меня:
-Не надо, сердцем чувствую это. Я ведь через год женитьбы стал думать: как же это произошло? Кто меня толкнул на нечеловеческий поступок?
-И что придумал?
- Маленькая она ещё была, учиться ей надо было. А я мужик, мне женщина нужна, жениться пора пришла. Но её чистоту запачкать не хотел…
-Неправда,- тихо сказала Светлана, сдерживая слёзы,- Он себя пытался оправдать. Не любил меня – и вся причина…
- Я ему так же сказала, но он настаивал, утверждал, что думает о тебе, а ушел как трус, потому что стыдно было выложить правду, ведь знал, что ты любишь его…В общем, Светочка, еще не раз он ковырял эту рану, а здоровье всё ухудшалось. Приезжали врачи, качали головами, приписывали все время новые лекарства, но он таял на моих глазах и вскоре тихо умер… Лет десять уже как нет его.
Клавдия зарыдала, а Светлана застыла в немом оцепенении, потом губы прошелестели:
-Царство ему небесное…
-Похоронили его в нашем селе. Я, естественно, вернулась домой, за мамой стала ухаживать. Совсем плохая она стала, когда сын её любимый умер. Вскоре вслед за ним ушла. Мы вдвоём с отцом остались. У него, конечно, болячек было не пересчитать, но душа болела больше за жену, с которой больше пятидесяти лет прожил, и за сына. Бывало, сварю что-нибудь вкусненькое, позову:
- Иди, папа, поешь!
А он, глядя на меня слезящимися глазами, скажет:
- Спасибо, дочка, что- то аппетита нет… Так и растаял на моих глазах. Осталась одна, доживаю свой век. Ну, а ты-то как?
-Учительствовала всю жизнь, на пенсию оформляюсь. Живу с мужем, двое сыновей в Россию уехали. Внуков у меня трое!
-А муж-то хороший попался?
Задумалась Света. Что сказать,как объяснить? Выбрала нейтральное:
-Нормальный...
-Хорошо,повезло тебе...Но давай прощаться. У тебя есть телефон?
-Конечно, сейчас его только мышка в лапках не держит, - усмехнулась Светлана.
- Вот и ладно, запиши мой номер. Я тебе фотокарточки Павлушины вышлю, поговорим когда - никогда пока живы…
- Давай раньше времени не умирать. Всему свой час…
Почти машинально произнесла Светлана и с опущенной головой поплелась, будто гири на ногах, к автобусу…
Свидетельство о публикации №225070900862