Между двух берегов, гл. 13

ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

…Всю дорогу Светлана перелистывала свою жизнь. Вот сказала она Клавдии, что муж у неё нормальный. Ведь это правда. А что же она всю жизнь казнила его? За что? За не сбывшуюся свою любовь? Выходит, ещё большая грешница, чем думала. А он старался во всем ей угодить, сыновей любил, учил всему, что сам умел. Стоило  сказать, что надо то или другое, как он из-под земли доставал в ближайшее  время. Пока были живы её родители, им помогал. А в своем доме хозяйство на нем было, огород, баню построил, любил вместе телевизор смотреть. Да, был грех- запил. Но не её ли холодность подвигла его на это? А когда сказал «Пить не буду»,как отрезал. Две операции перенёс, с одной почкой живет, другие болячки одолевают, но  никогда не жалуется, чтобы не тревожить её: сам решает свои проблемы.

Сельчане и начальство уважают Николая,а она не ценила, считала, что по - другому и не должно быть.А ведь больше сорока лет вместе, могла бы понять, какой человек рядом с ней.

Эх, жизнь! Сколько ошибок мы за неё совершаем! Но обратно ничего нельзя вернуть, ничего изменить…

За этими думами не заметила, как автобус возле их села остановился. Торопливо зашагала домой, открыла дверь, позвала:

-Коля!

Он вышел из своей комнаты:

-Что?

-Я приехала!

Он остановился и встревоженным голосом спросил:

-Что случилось?

-Ничего! Просто рада, что домой приехала.

-Странно. Ты никогда не докладывала мне, когда являлась.

-Ну, а сегодня  захотелось доложить. Ты ужинал?

-Нет, не успел.

-Давай я сейчас разогрею котлеты, там ещё борщ есть, вместе поужинаем.

Безмерно удивился Николай поведению жены, но привык  ни о чем не спрашивать. Только подумал: «Что это с ней»?

Но и на второй и в последующие дни потеплело отношение Светланы к мужу. Стали рассказывать друг другу новости, вместе, как в молодости, решать  бытовые вопросы, разговаривать с сыновьями по телефону.

В общем, хорошо, спокойно и со взаимным  уважением прожили еще три года. Но как и раньше, у каждого были тайны: Коля не делился со Светой, что здоровье у него пошаливает, она молчала о том, что много в её сердце памяти о другом, хоть и нет уже его на белом свете.

Однажды, убрав огород, распрощавшись с хозяйством, решили супруги в гости к старшему сыну съездить. Но куда там! Хоть и на пенсии, а нужен Силков селу как воздух с его экскаватором. Отказать не может:

-Поезжай, мать, одна. Хотелось мне тоже на внучат посмотреть, но люди просят…

И она поехала к сыну и его семье, но дорогой про себя ругала сельчан за то, что не отпустили Колю. Привыкла уже, что он рядом с ней, спокойнее так.
Когда вернулась, посмотрела на мужа, что-то вид его ей не понравился.

- Ты не заболел ли, друг?

- Не бери в голову, здоров я.- Махнул рукой.

Но вскоре жена заметила, что ногу он приволакивает, а потом правая рука странно себя повела – ничего не держит, болтается как тряпочка. Загрустила: это первые звоночки.

А через какое-то время перед утром услышала в своей комнате стук по батарее.
Зашла к нему:

-Что, Коля?

-Помоги встать,- еле расслышала.
 
Оглядела внимательно- левую сторону мужа парализовало. Инсульт!

Скорая, врачи, больница, бессонные ночи. А через неделю звонок:

-Забирайте мужа.

Эти слова прозвучали  приговором.

Не встал больше с постели Николай. Светлана кормила его, мыла, меняла подгузники, постель, переворачивала, чтобы не было пролежней. Когда больному стало трудно глотать, блендером измельчала пищу… На двадцать второй день зашла к нему в комнату, позвала. В ответ молчание.

Взяла за руку-теплая, но  пульса нет. Стало страшно. Позвонила фельдшеру. Та
ответила:

- Не плачьте, Светлана Николаевна. Ваш супруг отмучился…

Трудно пережила смерть мужа Светлана. Помогли дети, соседи. Хоронили усопшего всем селом, с почестями. Маленькая женщина духом оставалась сильной, держалась  стойко. По обычаю поминки отметила достойно. И другие обряды совершила как положено.
Проводив сыновей и оставшись одна, она  сказала себе:

-Буду жить  сколько отмерено за тебя, Павел, и тебя, Коля. Простите меня…


Рецензии