Георгий Свиридов Метель. История одного шедевра

Георгий Свиридов «Метель». История одного шедевра.
 (1915 – 1998г.г.).               
               
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
                В.А.Жуковский


 

    За окном февральская метель куролесит, а по ТВ идёт любимый фильм старшего поколения «Метель» режиссёра Владимира Басова (1965 год) по одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Под музыку Георгия Васильевича Свиридова две метели слились в едином порыве.

    Метель кружится в быстром вальсе, замирает в нежном романсе, разливается радостью в русской душе, звенит бубенцами весёлой тройки белых изабелловых лошадей, вздымая снежные сугробы, гремит торжественным гимном любви и бодро шагает победным маршем доблестных гусаров - героев войны 1812 года. Есть в музыке и быстрый бег, и покой, и кажется -  едешь в возке долго – долго, монотонно и тоскливо мелькают леса и заснеженные поля, вздымается пороша, и бесконечно тянется унылая дорога. Музыка настолько щедро олицетворяет русскую природу и пушкинскую эпоху, что становится равноценным действующим лицом киноповести.

   
Кадр из фильма «Метель».
   
   Кто бы мог предположить, что композитор станет заложником одного произведения - на концертных площадках чаще всего звучала сюита «Метель», пополнившая русскую культуру уникальным шедевром. В то время, как Свиридов был автором музыки к 13 советским фильмам, в том числе «Римский – Корсаков», «Воскресенье». Он написал более сотни фортепьянных концертов и романсов, важное место в творчестве композитора занимает мощная, побуждающая к победе композиция «Время, вперёд», посвящённая строителям Магнитки, с позывными главной информационной программы «Время». Две оперетты «Раскинулось море широко» и «Огоньки» пользовались большой популярностью. Свиридов написал новый гимн СССР на стихи Александра Твардовского. Последним произведением мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы». Полное собрание его сочинений составляет тридцать томов.
    К слову сказать, и в моём восприятии Георгий Васильевич ассоциируется с «Метелью». В чём секрет, магнетизм раздольной, бесшабашной, озорной и тоскливой музыки?  - В глубоком понимании композитором русской природы, культуры, образа жизни и быта светского общества пушкинской эпохи. 
    Понимание это пришло еще в студенческие годы в шумном общежитии Ленинградского музыкального училища, где Свиридов фантазировал на пушкинские темы. Крошечной стипендии не хватало, постоянное недоедание подкосило его здоровье, вечерами студент подрабатывал в ресторане. Юноша представлял себя то на весёлом дворянском бале, то в салоне светской львицы, то среди доблестных героев победной войны. В100-летие со дня смерти Пушкина в 1937 году романсы Свиридова впервые прозвучали по радио. Автору было всего 19 лет!
   Долгие годы у Свиридова не было своего инструмента, - став популярным композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, - лицом русского композиторского искусства ХХ века, свои шедевры он сочинял на старом рояле, предоставленном в аренду Союзом композиторов. 
   
    Повесть «Метель» написана Пушкиным в период творческого подъёма – в «Болдинскую осень» 1830 года. Александр Сергеевич не мог обойти тему героев войны 1812 года, - ещё будучи царско-сельским лицеистом, он видел в большие окна, как бодро шли войска на поля сражений, переживал, когда оставили Москву, и радовался, когда победили ощетиненное штыками шестисоттысячное войско неприятеля. Пушкин восхищался русским солдатом, не дрогнувшим под Бородином, и русской армией -  обескровленной, полуразбитой, но сумевшей отстоять Москву. Гвардейцы и гусары, генералы и солдаты, партизаны и крестьяне – всем миром ковали они победу. Народ – вот кто главный герой войны.
    В судьбы героев повести мистическим образом вмешалась метель, которая разрушила тайное венчание Марьи Гавриловны, провинциальной барышни, воспитанной на французских романах, и бедного прапорщика Владимира Николаевича. И та же метель таинственным образом свела судьбы Марьи Гавриловны и полковника Бурмина, приехавшего в соседнее поместье на излечение от ранения, метель помогла молодым людям обрести счастье.
    Возможно, придуманный автором случай и не заслуживал бы особого внимания, если бы не высокий профессионализм создателей фильма и его музыкальное сопровождение. Фильм выходит за рамки пушкинского сюжета и рассказывает о быте и нравах России пушкинской эпохи, напоминает современникам о времени чувствительных отношений, когда мужчины рыдают от несчастной любви, а девушки падают в обморок от счастья.
     Знаменитые педагоги ленинградской консерватории, среди которых был Д.Д.Шостакович, помогли талантливому ученику найти неповторимый, уникальный путь в музыкальном искусстве. Своё творчество Георгий Васильевич крепко связал с Россией, с народной культурой, фольклором, с духовными основами.
   Виртуозные мелодии к фильму «Метель»,- едва уловимый перезвон бубенцов, романтика романса, нежные напевы – всё это делает композицию жемчужиной русской классики. Мелодии Свиридова обладают яркой образностью, выразительностью языка, изысканной утончённостью. Чистая, светлая, хрустальная музыка эмоционально глубоко воздействует на чувства слушателей, просветляет сознание, побуждает двигаться к поставленной цели, верить в свои силы.

   Жизнь известного композитора не была безоблачной - в его детство ворвалась Первая мировая и Гражданская война. Он родился в Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы. Родители имели крестьянские корни и представить себе не могли, что их сын станет столпом музыки ХХ века. Отец ушел из жизни рано - погиб в схватке с деникинцами. Юрию (Георгию) в то время было четыре года, а сестренке - едва исполнился год. Семья перебралась в Курск, где мальчик научился играть на балалайке, за что способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов. Мать бралась за любую работу, чтобы прокормить детей. Зачастую ей платили не деньгами, на которые в голодное время ничего не купишь. Однажды ей предложили на выбор корову или немецкий рояль. Женщина выбрала музыкальный инструмент. Оказалось - материнское сердце не подвело. Учиться музыке молодой человек отправился в Ленинград. 
    Трагической страницей в жизни нашей страны стала Великая Отечественная война. В 1941 году композитор стал воином Красной Армии, но слабое здоровье не позволило продолжить службу, его комиссовали. Из осаждённого Ленинграда по ледовой Дороге жизни вместе матерью и сестрой он выбирается из города и до конца блокады работает в Новосибирске.
    Исторические коллизии сталинской эпохи затронули и Свиридова, в 1948 году началась чистка рядов музыкального сообщества. В формализме обвинили Вано Мурадели и Дмитрия Шостаковича, досталось и их ученикам. Наступило время, когда писалось только «в стол». А потом пришла хрущёвская «оттепель», которая всё расставила по своим местам. И вот уже Москва, где музыкант влился в активную общественную жизнь и занял руководящий пост в Союзе композиторов.
   Георгий Васильевич мало интересовался материальной стороной жизни, он не был хорошо обеспеченным человеком: - не имел собственной дачи, личного автомобиля, даже рояль был арендован. Неуёмная трудоспособность, вечная занятость, строгость во всём повлияли на его семейную жизнь. Композитора не всегда устраивало то, что имел, он искал идеал, совершенство, вероятно, поэтому три раза женился. Он пережил двух своих сыновей.
    Все отмечали энциклопедическую образованность Георгия Васильевича. Его домашняя библиотека насчитывала более двух с половиной тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Обширные знания будили музыкальные фантазии.  Композитора вдохновляло творчество Лермонтова, Тютчева, Пастернака, Шекспира. Любимыми поэтами были Александр Пушкин, Сергей Есенин, Александр Блок, - их стихотворения легли в основу творчества композитора. При этом, он положил на музыку совсем не музыкальную поэму Маяковского и прозу Гоголя. Композитор доверил исполнение своих произведений молодому баритону Дмитрию Хворостовскому. Музой Свиридова была Елена Образцова, с которой были сделаны романсовые концерты, где композитор лично аккомпанировал певице.
   Возможно, кому-то покажется, что творчество Свиридова с его приверженностью русской лирической и патриотической теме, устарело, мол, иные времена – иные нравы, новое время рождает новых героев. Но при всём многообразии современных форм и жанров незыблемыми остаются основы, на которых держится музыкальный мир. Таким каноном, национальным и историческим кодом можно считать музыку Свиридова, и нет сомнений - она пришла навсегда. А я не устаю бесконечно слушать любимые композиции «Метель» и «Зимняя дорога», вновь и вновь трепетать и восхищаться.
    В Курске установлен единственный в мире памятник Георгию Васильевичу; в его родном доме создан мемориальный музей. Страна высоко оценила творчество выдающегося композитора, он – народный артист СССР, Лауреат Ленинской, Сталинской и двух Государственных премий.
   Нечасто рождаются уникальные личности такого большого масштаба, как Свиридов. Его произведения редко звучат на телеэкранах, современный россиянин мало знаком с его творчеством. И это, на мой взгляд, большая духовная потеря. Хочется надеяться, что благодарные потомки не забудут своего героя, будут чтить и гордиться достоянием России – Свиридовым Георгием Васильевичем.   
   
    А.С.Пушкин «Метель»: - «Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами…Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. Но он ехал, ехал, а полю не было конца… Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал… Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу…Перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта».
   
    А за окном моим опять метель. И музыка Свиридова играет. Картинки зимние за вёрстами мелькают. Унылая бежит дорога, не видно ей конца и края. Февральская метель за окнами кибитки тоскливо завывает. Мчит удалая тройка, след взрывая, топочут яростно копыта, поля остывшие укутаны снегами, санный след позёмка заметает, и музыка тревогу навевает…
   Вой бури в затерянной глуши, скрипят унылые полозья, надрывный хрип послушных лошадей печальную картину дополняют. Уставший путник, вглядываясь в даль, с надеждой встречу ожидает, и ангелы судьбы над ними пролетают. Ездок к окошку прикорнул, морозный иней соскребает, версты дорожные считает. И разомлевший на пути ездок тихонько засыпает. Пурга бушует в снежном вальсе, вихрь яростно вздымает рыхлые сугробы, всклокочена земля, и вяжет узелки позёмка. Метель вихрит, кружит и злится, в тревожном танце вьюга мчится.
   
Позёмка сердится, кружит и стелется,
И вьётся гривой белого коня.
Как будто дразнит и смеётся,
И манит счастием меня.
А мне бы, очарованной,
Здесь выйти на дорогу, 
Шагами вымеряя
Неведомую даль,
Объять широким взором
Раздольные просторы,
Где снег слепит глаза.
Мне дышится привольно.   
Душа летит на волю.
Здесь русские просторы.
Завещанная предками - 
Завьюженная Русь.   
               
                Завьюженный февраль 2022 года               
               
               


Рецензии
Несомненно, Георгий Свиридов классик.
Однако почему-то им написанное редко исполняют.
оратория на стихи Маяковского была исполнена несколько раз.
Романсы на стихи Бернса и Пушкина тоже исполняют не часто.
Многое зависит от вкуса публики и от возможности певцов.
Спеть, как Евгений Нестеренко не могут, а хуже никому не интересно.

Алекс Минковский   11.07.2025 16:38     Заявить о нарушении
Вот, вот, быстро меняется время, меняются вкусы, а теперь на смену вкусу пришло безвкусие.

Наталья Морсова   11.07.2025 20:07   Заявить о нарушении