Aga Khan IV - Ислам означает Разум
Существенной целью ислама является понять сотворенное Господом, и поэтому на нашу вера логика оказывает очень важное воздействие.
Ислам означает Разум."
(Карим Ага Хан IV, он же Шах Карим аль-Хусейни, тогда 69 лет, умер 4 февраля 2025, прямой наследник пророка Мухамеда и 49-й имам международной общины исмаилитов (20 миллионов человек в 25 странах), —
в интервью журналу "Шпигель", 9.10.2006)
----------------------
Прим. перев. (2006 г.)
Заявление Ага Хана сделано в контексте беседы об исламских скандалах из-за цитирования папой Бенедиктом высказываний Мануила Палеолога, а также относительно характерных уже для кардинала Ратцингера размышлениях о разуме, вере и любви в религии.
На т.н. Западе принц Ага Хан имеет репутацию самого "симпатичного" (и т.н. "просвещенного") исламского деятеля. Он родился под Женевой, вырос в Кении, Швейцарии и Лондоне, окончил Гарвардский университет — и управляет миллиардным состоянием своих предков. Постоянным местом жительства Карима Ага Хана считается родовой замок под Парижем. Однако он имеет и британский паспорт, и много времени проводит в Англии (где, среди прочего, знаменит своими очень дорогими конями, которые регулярно побеждают на скачках.)
В 1998 году Ага Хан женился на тевтонке Gabriele Renate Inaara Prinzessin zu Leiningen, бывшей жене принца Карла-Эмиха Лейнингенского (правнука великого князя Кирилла Владимировича), — которая перед этим перешла в ислам.
Как и Папа Римский, Карим Ага Хан (в т.н. светских категориях Британской империи 19-го века) имеет статус неограниченного монарха. Официально интронизирован Карим был в 20-летнем возрасте, после смерти своего деда, влиятельного дипломата.
Однако ввиду отсутствия собственного государства (в отличие от Папы, у которого есть Ватикан) деятельность Ага Хана лишена официального дипломатического статуса, — хотя он и имеет растущее влияние в разных странах мира (как мусульманских, так и христианских).
По этой причине именно Ага Хана регулярно называют возможным посредником как в христианско-исламских отношениях, так и во внутри-исламских дискуссиях. Сам он заявлял, что готов встретиться с Папой, — хотя и лишь для дискуссии о "всемирной этике, происходящей от всех мировых религий."
Однако не стоит забывать, что исмаилиты традиционно воспринимаются как т.н. "шиитская секта". Сами они, естественно, так не считают. Однако отношения исмаилитов как с суннитскими авторитетами Саудовской Аравии, Египта и т.д., — так и с шиитским духовенством Ирана, Ирака и Ливана всегда были очень сложными.
Трудно не заметить, что в своем обширном интервью "Шпигелю" Ага Хан, среди прочего, критикует политику США в Ираке, — но при этом поддерживает борьбу США и НАТО против талибов в Афганистане, а также заступается за тамошнего "президента" Карзая (отчетливо критикуя Пакистан, хотя и не называя его прямо).
Ага Хан не скрывает, что опасается и усиления власти шиитов на Ближнем Востоке, — что приведет к новым внутри-исламским войнам.
Он подчеркивает, что "крах демократии не является спецификой исламского мира" и указывает на аналогичный кризис в католических странах Латинской Америки.
Он дистанцируется от англо-американских моделей демократии и заявляет, что "мои собственные демократические принципы восходят не к греческим или французским мыслителям, — но к эпохе Пророка, 1400 лет назад".
Свидетельство о публикации №225071000108