Дух, душа и тело

«... где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них…» (Мф.18.20). Эти двое или трое – не количество собравшихся людей, как многие полагают, а указание на единении в молитвенном порыве тех или иных составов человека в разных комбинациях. Казалось бы, соберись мы вчетвером, или в ещё большем количестве, то и будем иметь больше дерзновения перед Богом.  Но Христос останавливается на трёх, что показывает, что речь идёт не о человеках, а о качествах. Известно, что человек трёхсоставен, и являет собой соединение Духа, души и тела. Так вот если на молитву станет только один из «компонентов», то это хорошо, но лучше, если два из них, ещё лучше – все три.

Вкратце разберём все варианты. 1) Молится только Дух. Душа при этом размышляет о своём, тело неподвижно или совершает механические движения. Молитва остаётся бесплодной. 2) Молится душа. Дух не контролирует душу, тело также не принимает участия. Бессмысленно, тк душа хоть и осмысленно обращается к Богу, но ни тело не принимает участия в этом, ни Дух не сочувствует душе. 3) Тело на молитве. Произносятся слова, возможно, кладутся поклоны, но мысль (душа) «гуляет» где-то на стороне, Дух же также отсутствует. Это, пожалуй, наиболее распространённый образ молитвы человека, где бы он ни был, дома или в храме. 4) А вот если тело совершает молитвы и душа с ним, то и слова исходят из сердца и тело совершает соответствующие движения. 5) Тело и Дух: человек молится без слов, всем видом своим показывает благоговение. 6) Дух и душа. Тело, по болезни, например, неподвижно, но душа молится, Дух внемлет – вот и Христос посреди. И, наконец, 6) Тело, душа, Дух. Редко так бывает и не со всеми, но это и есть высшая ступень молитвы, когда весь состав человеческий устремлён к Богу, и молитва, несомненно, достигает Небес.

Об этих двоице и троице и говорит Иисус в Евангелии.


Рецензии