Лица и судьбы. Автопортреты и портреты донских худ
убедительно и точно, как и ранние живописные образы Арсения Чернышева, Семена Скопцова и Людмилы Скопцовой, представляют стремление увидеть себя через призму обретения творческого «я», в период становления художественного самосознания.
Работы донских художников неделимы с контекстом времени, исторической эпохой, в которую они вглядываются в свой образ в зеркале,будь это оптимизм уверенно глядящего на зрителя Владимира Михайловича Кленова: «Мне 79», или острый и смелый взгляд красавицы Клавдии Ерофеевны Балановой.
С последней трети ХХ века художественный профессионализм нацелен
не только на оценку внешнего, передачу сходства, но и на создание образного обобщения. Перелом в донском искусстве отмечен новым живописно-пластическим подходом в раскрытии портретных образов. Характерным для этого времени в творчестве ряда донских живописцев был отказ от парадности и натуралистической детализации. Интимность и переживание поиска собственного «я» читается в рефлексии автопортретов Арсения Чернышева и Александра Федорова, ранних автопортретах Виталия Маркина и Владимира Токарева.
Алексей Курманаевский, создавший замечательную портретную галерею деятелей культуры России и Дона, передает в своем зрелом автопортрете психологическое состояние, отмеченное сдержанным достоинством мастера,определенной статусностью, которую он достиг в обществе. Самоутверждение себя как личности читается в таких разных по времени и стилюпроизведениях, как ранний реалистический автопортрет Василия Орлова и звенящий золотом фона автопортрет Ованеса Лусегенова.
Прекрасен в своем казачьем достоинстве и стати, выполненный в тонах любимого
кобальта, автопортрет Бориса Спорыхина. Он наделен суровой силой и мощным творческим накалом в свои неполные восемьдесят лет.
Величественно и колористически смело решен портрет-символ друга Тимофея Теряева великого армянского колориста Минаса Аветисяна на фоне алого пейзажа его родины. Образ Бориса Бельмасова, созданный за три года до ухода из жизни,
скрывает за внешней веселостью с яркими детскими вертушками, звенящими из темного
фона, внутреннюю боль и надлом. Яркими примерами нового правдивого видения и смелого живописно-пластического обобщения являются портреты Тимофея Федоровича Теряева и Михаила Егоровича Соколенко.
Два этих мастера находились в поиске метода художественной интерпретации раскрытия образных смыслов в передаче человеческой индивидуальности.
Философские и эстетические проблемы времени, стремление
к суровой правде обусловили характер и направление живописных
поисков, формировали новые художественные принципы, развитие индивидуального, смелый колористический поиск в произведениях последней четверти ХХ века.
Отображение внутреннего мира личности в портрете и автопортрете
1970–80-х годов становится ключевой задачей в работах таких разных по стилю и мироощущению художников, как Т.Ф. Теряев и В.Ф. Коробов,П.С. Келлер и Е.Я. Покидченко, В.А. Карначев и В.М. Кленов.
Новый художественный подход определил серию замечательных портретов искусствоведов Ростовского музея изобразительных искусств,созданных В.М. Кленовым в конце 1980-х годов.«Портрет Галины Скопцовой искусствоведа,директора РОМИИ» кисти Владимира Михайловича декоративно лаконичен и пластически выразителен в передаче застывшей отрешенности героини.
Художественный метод Теряева изменил традиционное понимание живописной практики. Напряженность всматривания и вживания в образ, переданные через материализацию
духовного в жизни цвета, особый дар смелости и правды в раскрытии характера представляет зрителю уникальное творчество мастера, стоящего в одном ряду с выдающимися живописцами ХХ века. Его творчество несет в себе антитезу официальному, идеологически выверенному искусству.
Цвет в портретах Теряева парадоксально упрощается, но при этом богатство тональных и фактурных отношений, спонтанность процесса в раскрытии живописной формы несут громаднуюэнергию творца. Как результат, меткое раскрытие
неповторимой образной сути современника.
Мастер яркой творческой индивидуальности и редкой целеустремленности, Теряев создал большую портретную галерею, раскрывая на основе простых и лаконичных решений неповторимые образы его коллег —от лирики и драмы до гротеска и трагедии. Постижение психологического состояния, умение передать суть образа раскрываются в портретах известных ростовских живописцев Валерия Кульченко и Виталия Ромахова.
Автопортреты и женские портреты Михаила Соколенко глубоко интимны. Эти вещи —
результат раздумий о смысле жизни и творчества, в них исповедально звучит одинокий голос человека. Лирический и одухотворенный женский образ предстает в большой картине «Осенний портрет».
В системе самоанализа личности автопортрет донских мастеров представляет большую ценность.
Особое место на выставке занимает, одна из самых ранних работ
Тимофея Теряева эпохи сурового стиля «Автопортрет в шляпе».Переданный в замкнутом силуэте, сдержанный по цвету он прост только на первый взгляд. Всматриваясь в образ, осознаешь глубокое скрытое переживание одиночества. Эту же тему по-своему раскрывает в ином стиле и художественном методе в своих автопортретах Петр Келлер.
Представленные в экспозициях автопортреты и портреты художников Дона, созданы в процессе осмысления времени и бытия,человеческой и творческой индивидуальности. Они раскрывают недюжинные таланты и судьбы художников,открывших свой неповторимый путь в донском искусстве.
ЛИЦА ИТакие донские живописцы, как Петр Келлер, Арсений Чернышев, Борис Спорыхин,Тимофей Теряев, Владимир Токарев, Михаил Соколенко писали автопортретные высказывания для себя.Они поверяли творчество совестью,по меткому выражению А.С. Пушкина «когтистым зверем скребущей сердце», определив высокую планку требовательности и работоспособности.
Каждый из представленных автопортретов в своем внутреннем переживании, художественно-образном методе и стиле оставил подлинно ценный,эстетически важный след в живописном наследии.
Серия экспозиций,представленная в выставочном зале Творческого союза художников «Авангард», неоценима. Зрителю придется задуматься,о чем размышляли художники в процессе самоанализа, раскрывая себя в контексте времени,в своих автопортретных образах.
Искусствовед-эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО
Почетный член РАХ Гуржиева И.П.
Свидетельство о публикации №225071001395