Сага о Гренхольмах

Вступление

ПРИКАЗ НАСЕЛЕНИЮ ТИРЛЯНСКОЙ ВОЛОСТИ     6 сентября 1919 года.

Существовавший Тирлянский революционный комитет мною, с согласия местной партийной организации
реорганизован. Существующий новый Тирлянский революционный комитет, выделенный местной партийной организацией в лице товарищей ЛОКОЦКОГО Павла Кузьмича, Полуэктова Григория Фёдоровича, Оглоблина
Михаила Яковлевича, Юрлова Владимира Ионовича и ЛАХМОСТОВА ВАСИЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА от имени Реввоенсовета Армии и Уфимского губернского ревкома утверждаю.
Все граждане Тирлянской волости и сельские ревкомы и исполкомы обязаны подчиняться волостному Тирлянскому ревкому, как высшей власти в волости. 

Уполномоченный Реввоенсовета 5 Армии и Уфимского губревкома
А. Кучкин.

В Тирляне ещё существовал ревком Белорецкой железной дороги, созданный во время освобождения железной
дороги от белых. Поскольку в момент приезда А.Кучкина здесь действовал железнодорожный производственный
союз, коллегия по управлению БЖД и контрольная комиссия, ревком стал излишним и был упразднен. Функции
его были переданы частично производственному союзу, а частично вновь назначенному мною политическому
комиссару.  В приказе по Белорецкой железной дороге от 6 сентября 1919 г. говорилось:
"В связи с упразднением мною железнодорожного ревкома БЖД от имени Реввоенсовета 5 Армии назначается
временно политический комиссар в лице товарища ЛАХМОСТОВА  Николая  Макаровича. Обязанности политического комиссара:
1. Следить за производительностью железной дороги. За небрежность и саботаж привлекать виновных к суду Ревтрибунала.
2. Заботиться о политическом и нравственном воспитании рабочих железной дороги.
3. Контролировать деятельность правления и должностных лиц и виновных в нарушении правил и порядка
привлекать к суду Ревтрибунала.
4. Подписывать исходящие бумаги правления и просматривать входящие бумаги.
5. Сноситься  по тем или иным вопросам с высшими советскими органами по делам железной дороги, а также
и политическим.
Для оказания помощи остронуждающемуся населению заводов и деревень Белорецкого округа было израсходовано
три миллиона рублей. Деньги получил и Тирлянский завод.
После Тирлянского завода А. Кучкин посетил Юрюзанский, Катав-Ивановский заводы, Запрудовку, откуда
колчаковцы хотели вывезти запасы железа, рельсов,стали, проволоки и других материалов, но не успели

(Лахмостов В.М с большой долей вероятности мой дед – я,  Лахмостов  Николай, как и все мои братья и сёстры – дети нашей мамы, Лахмостовой Нины Васильевны – его дочери, родившейся в поселении  ж/д станции Малая Юрюзань, что подтверждено её паспортом №                .Наша  бабушка в девичестве носила фамилию Шипарёва Аграфена Петровна-уроженец Тирляна, у неё есть сестра Шипарёва Анна Петровна. Фамилию по мужу не помню, но детей, со слов мамы, у неё было много).Свою фамилию я унаследовал от мамы, в свидетельстве о рождении вместо отца был прочерк. Родители объясняли это тем, что боялись за будущее своих детей, потому брак с фамилией отца - Гренхольм Вальдемара Карловича, не был зарегистрирован-это внесло неразбериху в семейные записи, мне дали отчество Владимирович (вместо Вальдемарович)и мамину фамилию. Последующим детям давали фамилии отца и матери. К тому же, в записях ЗАГСа, оказались ошибки, которые в трагические минуты жизни семьи приводят к катастрофическим последствиям.)





P.S (Новое от10.07.2025года)
Из источников краеведов:
Железнодорожная станция Юрюзань, расположенная на бывшей Белорецкой узкоколейной железной дороге, является свидетельством истории транспортировки продукции Белорецкого железоплавильного комбината в начале XX века. Станция, хотя и полуразрушенная сейчас, напоминает о временах, когда узкоколейка была важной составляющей инфраструктуры региона.
История Белорецкой узкоколейки важна не только с экономической точки зрения, но и с социальной. Она способствовала развитию не только металлургического завода, но и прилегающих к нему населенных пунктов, в которых проживали работники завода и их семьи. Вместе с ростом узкоколейной дороги возник город Белорецк, который стал центром промышленного развития и обеспечивал рабочим места многим людям.
Решение о закрытии Белорецкой узкоколейной железной дороги в конце 1960-х годов было обусловлено экономическими и организационными причинами. Несмотря на историческое значение и значимость этой дороги, она перестала быть ликвидной из-за высоких затрат на обслуживание и содержание.
Сегодня станция Юрюзань и другие железнодорожные объекты, связанные с Белорецкой узкоколейкой, напоминают о важности развития транспортной инфраструктуры для процветания региона и его жителей.


Рецензии