Глава 13. В чем заключался грех Саула?

     В  истории Саула,  первого царя Израиля,   многое   кажется  непонятным.
 Почему среди библейских героев Саул причислен к проклятым? Если держаться чисто человеческого рассуждения, этот царь производит в общем впечатление  достойного  человека: он   бесстрашный воин, талантливый полководец, патриот, человек в личной жизни  нравственный и скромный, никогда не замышлявший коварных интриг  или предательство.  За что он был отвергнут  и  наказан Господом  страшными приступами безумия  и бесславной трагической смертью?
     Из  библейскиого рассказа видно, что   наказание  Саула связано в основном с двумя  поступками . Первый заключался в том, что перед вступлением в бой с филистимлянами он сам принес жертву Богу, не дождавшись Самуила ( 1 Сим 13:8-14) ; второй — в проявленном милосердии к пленному амалекитянскому царю Агагу ( 1 Сам 15:14-35; 28-18). Неужели за эти «грехи» были ниспосланы  царю  такие страшные   страдания ?  Писание дает  ответы , и даже если они нам совершенно не нравятся и не убеждают, мы должны   найти объяснение ,  основываясь не на наших чувствах, а на   том , как  древний «святой автор» тысячелетия назад описывал еще более древние события.

                САУЛ-ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ

     Когда Самуил, верховный жрец, пророк и судья Израиля, состарился,он поставил сыновей своих судьями(1 Цар 7:15). Влияние Самуила было настолько велико, что он был фактическим правителем Израиля. Но сыновья его «уклонились в корысть и брали подарки и судили превратно», и тогда все старейшины Израиля стали просить Самуила поставить над ними царя.  Время заставило их решиться на этот шаг.Назрела необходимость в вожде, обладающем выдающимся военным талантом, который сможет освободить народ от захватчиков и по примеру царей соседних государств, займёт царский престол. Жрец со своими жертвоприношениями, молитвами и призывами к покаянию был здесь бессилен.
Но «не понравилось слово сие Самуилу» (1 Цар 8:3-6).
Требование избрать царя он воспринял как личную обиду и поражение. Он изображал в самых мрачных красках опасности, грозящие народу со стороны царя, и заявил,что отвергая теократическую власть верховного жреца, они тем самым отвергают Яхве. В конце концов, ему пришлось уступить требованиям,однако, Самуил не намеревался отказываться от  власти и повёл дело так, чтобы будущий царь оставался послушным орудием в его руках. Поэтому выбор Самуила пал на Саула — скромного юношу из скромной семьи самого маленького колена Израиля.
     От будущего царя требовалось повиновение по отношению к верховному жрецу. Но Самуил жестоко обманулся в своих ожиданиях.Робкий юноша превратился в блестящего полководца и правителя , принимающего самостоятельные решения. На этой почве возник конфликт между Саулом и Самуилом,  и последний внешне отошёл от политической деятельности. В действительности же он начал ожесточённую тайную войну со своим непокорным питомцем.

                ПЕРВАЯ ПОБЕДА САУЛА
 
     Наас, царь аммонитский, задумал овладеть еврейским городом Иависом. Он осадил город и готовился к решающему штурму.
«И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. И сказал им Наас аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля"(1 Царств, 11:1-4). Саул , узнав об этом от старейшин  Иависа, обратившихся к нему за помощью, пришел в ярость. Он собрал громадное ополчение и одержал блестящую победу (1 Царств 11:6-11). Саул прославился своими военными подвигами и  считался  национальным героем.
 
                КАК САУЛ ПРОГНЕВАЛ САМУИЛА

     Тем временем филистимляне  готовились к новым нападениям, и  «весь народ, бывший с ним, находился в страхе" (1 Царств 13:5-7).
Перед битвой Саул счел полезным предложить Богу жертву. Самуил дал знать, что явится служить Богу лично.
Саул ждал  семь дней  до срока, назначенного Самуилом, и стал народ разбегаться от него. И  тогда Саул  сам  вознес всесожжение, совершив этим беззаконие,поскольку  взял на себя функции священника. Но едва он закончил , как  явился  Самуил. Саул вышел к нему навстречу, чтобы приветствовать его, но Самуил  потребовал отчета, как он смел  это сделать. Саул отвечал, что народ начал разбегатьтся , а поскольку Самуил  не приходил к назначенному времени, он сам  решился принести всесожжение.И сказал Самуил Саулу: "худо поступил ты ... теперь не устоять царствованию твоему; Господь НАЙДЕТ СЕБЕ МУЖА ПО СЕРДЦУ СВОЕМУ, и повелит ему Господь быть вождем народа своего, так как ты не исполнил того, что -было поведено тебе Господом" (1 Царств 13:8-15).
Итак, Саул приносит сам жертвы, не повинуясь Слову Божьему (1 Цар. 10:8;13:7-14), и Самуил, увидев в этом покушение царя на священнические прерогативы ,   раскрывает глубину проблемы:"Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг Слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (1 Цар. 15:22-23)."Непослушание"Слову Господа, от имени которого действует Самуил, - вот название главного греха Саула.

                ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ САМУИЛА С САУЛОМ

     После целого ряда воинских подвигов Саул получил от Самуила " повеление Божие" наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта ( примерно 500 лет назад) и убить амалекитянского царя Агага.Самуил обосновывает повеление от Бога об истреблении всех амалитян, чтобы  Саулу  нетрудно было быть суровым при его исполнении:
"Господь послал меня помазать тебя царем над народом его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит господь Саваоф: вспомнил Я о том что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика , и истреби все, что у него... и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла" (1 Царств, 15:1-3 )
Окончательный разрыв Самуила и Саула произошел, когда Саул не выполнил указание Бога : полностью истребить амалекитян ( 1 Сам 15:14-35; 28:18).
               
    Бог с древних времен  «ссорился» с амаликитянами из-за вреда, причиненного  Его народу —  сынам Израиля, когда Он выводил его из Египта, и Амалик, внук Эсава, царь народа амаликетянского, "подло побил сзади отставших и не боялся Бога" (Исход 17:8 ; Втор 25:18). Тогда Бог поклялся, что будет воевать против Амалика из рода в род и что со временем совершенно изгладит память об Амалике. Именно это было велено тогда совершить Саулу : «Иди и порази Амалика. Теперь Израиль стал сильным, и мера беззаконий Амалика наполнилась; теперь пойди и полностью истреби этот заклятый народ». Бог четко повелел ему убивать всякого из амаликетян, кто окажется перед ним, и никого не щадить из жалости.

*** ОТСТУПЛЕНИЕ

     Согласно преданию, слухи о чудесном освобождении Израиля из Египетского рабства и желании израильтян сделать обетованный им Ханаан  своей собственной землей вселяли страх ее обитателям.  Эти новости вызвали ненависть у Амалика,внука Эсава, и был  задуман план , как уничтожить всех евреев, не допустив исполнения их цели.Предполагалось захватить все водные источники и оазисы на пути евреев в пустыне, в результате чего за неделю-две они все должны были  умереть от жажды. Однако этот зловещий  план  не осуществился: благодаря чудесной помощи Бога у евреев появилось много живой воды. Амалекитянам оставалось одно: воевать.
Иисусу Навину через Моисея было приказано Богом уничтожить амаликетян ( Нав.10:19). И сказал Господь Моисею: "Напиши сие для памяти в Книгу и внуши Иисусу, что  Я совершенно изглажу память амаликетян  из поднебесной». Однао, при Навине они не были полностью уничтожены ; их  разбойничьи  набеги упоминаются в Киге судей (  3:13)  и др.
 Согласно легенде, «амалик» — символическая фигура,   которая проявляется , когда евреи нарушают заповеди Божьи. В Книге Эсфирь через много лет мы встречаем потомка Амалика-Агаги в образе персидского полководца Амана ("агагитянина"), так же  замышлявшего  истребление всех евреев.
    В истории с "амаликом» обращает внимание на себя тот факт, что рано или поздно за все зло будет взыскано.  Бог часто долготерпит тех, кто отмечен для гибели , божественная справедливость поражает медленно, но неизбежно.Чем чаще и на более длительное время откладывается суд, тем более суровым он будет, когда придет.
Для совершения Своего дела Бог выбирает инструменты, которые больше всего подходят для этого. В данном случае  таким «инструментом» стал Саул, которому было приказано «свыше» казнить преступника-амаликетянского царя Агага, который
вместе с др пленными амилекитянами должен был заплатить за грех, совершенный их предками.
.............
    Саул одержал блестящую победу над амаликетянами, взяв огромное количество пленных,включая Агага, а также пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу.…..
Пленные по приказу Саула были убиты, но главное указание: уничтожить царя Агага не было выполнено.
    Жесточайшее убийство Агага, которое совершает Самуил при помощи других жрецов  (« И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале») ( 1 Цар.15:33),
отказывается принять наш разум и нравственность. Но нельзя забывать, в какое немыслимо далекое от нас время осуществлялись  эта и  другие,  не менее страшные казни ( например,2 Цар 12:31; книга Судей 1:4-7) ...
    Итак, по  приказу Саула были истреблены все пленные амалекитяне, но самого царя Агага Саул помиловал: возможно, он не захотел убивать человека, который находился с ним в одном чине, а может, просто проявил милосердие и великодушие. Саул упорно пытался оправдать себя от обвинений Самуила: овцы и волы были приведены от амаликитян, но  в этом он невиновен, так как народ пощадил их ( хотя разве  люди осмелились бы сделать это, не имея четких повелений Саула?).  Желая  оправдать себя, Саул  стремился обвинить других  и  при этом своим  нераскаянием еще более усугублял в глазах Бога свою  вину.Саваоф явился Самуилу и сказал устами пророка: "жалею, что поставил я Саула царем, ибо он отвратился от меня и слова моего не исполнил. .." (1 Царств 15:11).
Больше не виделся Самуил с Саулом до дня смерти своей (1 Цар.15:33, 34).

    Согласно библейскому тексту, у царя учащаются припадки нервного расстройства.  Сам Бог нагонял на несчастного Саула злого духа, другими словами, сам сводил его с ума . Саул представлен как человек, на котором лежит печать проклятия с того самого дня, как он оказал милосердие своему пленнику царю Агагу.Поэтому верующие видят в нем обреченного.

    Первая книга Царств заканчивается трагическим описанием смерти Саула.
Саул, знал о гневе на него Господа, о чём было сообщено ему Самуилом :
«Господь сделает то. что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа господня и не выполнил ярости гнева его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне».

                ПРИЧИНЫ ОТВЕРЖЕНИЯ ЦАРЯ САУЛА
               
    Причиной отвержения Саула, согласно библейским повествованиям, было его самоволие, отказ повиноваться пророку.При этом Самуил постоянно осыпал его упреками за великодушие и милосердие, которые он неоднократно проявлял к окружающим народам. Пророк объявил Саула низложенным именно за то, что он не уничтожил дотла несколько племен, живших в этой стране: амаликитян, аморреев, идумеян и др.«Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, как волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Цар 15,22-23).
     Отчуждение между Самуилом и Саулом символизирует отчуждение между Самим Богом и всяким "противящимся" Ему .  Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как "мужа по сердцу Своему" .  Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал превосходство Своей мудрости, "воздвигнув" израильского царя во исполнение собственной совершенной воли. Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он "усмотрел… царя из сыновей Иессея "(16:1-3).
    Так начинается  другая история — история истинного «мужа по сердцу Господа» — царя  ДАВИДА.
    Главный вывод, чему  должна учить библейская история несчастного царя Саула:  ничто так не вызывает недовольство Бога, как непослушание, когда человек противопоставляет свою волю Его воле. "Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие"-подводит итого ап Павел (Рим 5:19).
(Рим 5:19). 


Рецензии