Концепция Новая этика

«Новая этика» — концепция, призванная зафиксировать изменения в публичной сфере в разных странах, которые стали заметными в начале XXI века.

Из-за тенденциозного и общего названия, фраза (термин) имеет проблемы с чёткой формулировкой и сталкивается с проблемой неоднозначности. Как общеупотребимый термин, «новая этика» в основном популярен в русскоязычных источниках.

Несмотря на существование англоязычного аналога, new ethics, нельзя сказать об их равнозначности. Появление концепции «новой этики» связывают с развитием интернет-общения и социальными сетями.


Содержание

История

В России понятие «новая этика» получило широкое распространение в СМИ и социальных сетях в 2010-е годы. В русскоязычном контексте понятие описывает разноплановые явления, связанные с:
- феминизмом и
- движениями #MeToo, #яНеБоюсьСказать, BLM, cancel culture,
- а также другими видами борьбы меньшинств и угнетённых групп
за свои права в разных странах (преимущественно в США и странах Европы).

Кроме того, понятие используют, когда описывают специфику:
- новых форм отношений (в том числе романтических),
- новых форм общения в Интернете и соцсетях,
- а иногда упоминают и в дискуссиях об изменении ценностей
при:
- позднем капитализме и в
- потребительском обществе.

В 2020 году Фондом Михаила Прохорова «новая этика» была объявлена «одним из самых дискуссионных вопросов современности».

Философ Артемий Магун утверждает следующее:
Словосочетание «новая этика» в нынешнем значении придумали в России — и оно отражает российскую оптику. Для нас эта «этика» — «новая», потому что само явление — новое для России.

Для США же внимание к сексуальному насилию и разного рода харассменту, чувствительность к обидам, нанесённым любым меньшинствам, особенно расовым, — явление давнее.

Речь там идёт о системном явлении, которое развивается в социальной сфере — и в гражданском обществе, и в судебном правоприменении — уже около 30 лет.


Критика понятия

Описывая широкую группу явлений, понятие существенно меняет свой смысл в разных источниках. В связи с этим ряд авторов подвергает сомнению ценность понятия для дискуссии о современных проблемах и тенденциях развития общества: под «новой этикой» разные авторы понимают разные, в том числе не связанные друг с другом явления, а также этические максимы, в которых по сути нет ничего «нового».

Проблемой понятия «новая этика» при этом становится то, что оно связывает разноплановые явления в единую тенденцию, а также описывает их отнюдь не нейтрально: обычно те, кто используют термин «новая этика», рассматривают ее исключительно негативно, как продукт единой враждебной политической группы.


Отвергание «новой этики»

В России в адрес «новой этики» исходят негативные высказывания — как со стороны:
- провластных журналистов, так и от
- оппозиционных деятелей и
- деятелей искусства.

Так, Константин Богомолов в статье для «Новой газеты» называет «новую этику» «этическим рейхом», а прогрессивную общественность и активистов — «новыми штурмовиками, с помощью которых то же государство сверхэффективно борется с инакомыслием».

В финале статьи он призывает «отцепить этот вагон, перекреститься и начать строить свой мир». После статьи Богомолова Meduza напечатали перевод неопубликованной статьи британского философа Эдварда Скидельского, автора книги об этике современного капитализма, написанной ещё до «манифеста» Богомолова, в которой Скидельский на примере западной университетской культуры утверждает, что в «новой этике» есть признаки тоталитарного мышления; при этом сам термин «новая этика» он не использует.

Анастасия Новкунская на это ответила, что называемое «новым» существует как минимум с 1970-х годов и никак не уводит общество в тоталитаризм.
По мнению Артемия Магуна «новая этика» подменяет понятия: «серьёзная политика подменяется максималистским и в то же время мелочным морализмом, ориентированным на невесть откуда взявшийся нравственный идеал».


Источник: Википедия


Рецензии