Учитель во тьме

 

*Иерусалим. Дом, где остановился Иисус. Глубокая ночь.*

Никодим шёл по тёмным улицам, кутаясь в плащ. Лицо скрыто капюшоном, шаги неслышны — он знал, как двигаться незаметно. Сорок лет в Синедрионе научили осторожности.

*Что я делаю?*

Этот вопрос мучил его уже неделю, с тех пор как он впервые услышал Назарянина в храме. Простые слова, но в них была такая сила, что даже учёные фарисеи замолкали и слушали.

*"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."*

Нищие духом... Никодим всю жизнь считал себя богатым духовно. Знал Тору наизусть, толковал Писание, был учителем для сотен учеников. Народ называл его "учитель Израилев" — высший титул для раввина.

*А что, если я нищий? Что, если вся моя учёность — только накопленные знания, а не живая мудрость?*

Эта мысль пришла неожиданно, когда он слушал Иисуса. Молодой плотник из Галилеи говорил о Боге так, как будто знал Его лично. Не цитировал авторитеты, не ссылался на толкования древних. Говорил просто: "Истинно, истинно говорю вам..."

*Откуда у Него такая уверенность? Где Он учился? У какого раввина?*

Никодим навёл справки. Иисус не учился ни в одной школе. Не был учеником знаменитых учителей. Простой ремесленник из захолустного Назарета.

*Но тогда откуда эта мудрость?*

На заседании Синедриона старейшины говорили о Нём с раздражением. "Обманщик", "смутьян", "развращает народ". Некоторые уже предлагали арестовать Его.

Никодим молчал. Что он мог сказать? Что слова этого "обманщика" будят в его душе что-то, чего не касались десятилетия изучения Писания?

*Я должен поговорить с Ним. Лично. Задать вопросы, которые мучают меня.*

Но днём — невозможно. Никодим был слишком известной фигурой. Его появление у "смутьяна" стало бы скандалом, политическим самоубийством.

*Поэтому — ночью. В темноте. Как тать.*

Он дошёл до нужного дома, остановился у двери. Последний шанс повернуть назад, сохранить репутацию, остаться уважаемым членом Синедриона...

*Но тогда никогда не узнаю правду.*

Никодим постучал.

---

Дверь открыл молодой человек — один из учеников. Узнав, кто пришёл, удивился, но проводил в верхнюю комнату.

Иисус сидел у окна и смотрел на звёзды. Обернулся, увидел гостя — и улыбнулся. Как будто ждал его.

— Равви, — начал Никодим, и голос предательски дрожал, — мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

*"Мы знаем..."* Почему он сказал "мы"? В Синедрионе никто не признавал Иисуса учителем от Бога. Это только он, Никодим, мучился сомнениями.

*Или не только я?*

Иисус посмотрел на него внимательно. Этот взгляд был странным — как будто Он видел не внешность, а душу. Видел страхи, сомнения, жажду истины.

— Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия.

*Родиться свыше?*

Никодим растерялся. Он пришёл обсуждать богословие, толкования Писания, а Иисус заговорил о каком-то новом рождении.

— Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Вопрос прозвучал почти насмешливо. Никодим испугался собственной дерзости — так он говорил с учениками, которые задавали глупые вопросы. Но перед ним был не ученик.

*Кто Он? Пророк? Мессия? Или просто одарённый учитель?*

— Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие, — спокойно ответил Иисус. — Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

*От Духа...*

Никодим знал эти слова из пророка Иезекииля: "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное."

*Неужели Он говорит об исполнении древних пророчеств?*

— Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Никодим слушал и чувствовал, как рушатся привычные представления. Всю жизнь он изучал Бога через книги, толкования, традиции. А этот Человек говорил о живом общении с Духом Божиим.

*Голос Духа...* Неужели то, что он иногда чувствовал в молитве — смутное, неясное стремление к чему-то большему — было голосом Духа?

— Как это может быть? — прошептал он.

В этом вопросе была вся его растерянность. Учёный разум требовал объяснений, логики, доказательств. А сердце... сердце почему-то верило каждому слову Назарянина.

— Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? — в голосе Иисуса не было упрёка, только печальное удивление.

*Учитель Израилев...* Никодим вздрогнул. Так его называл народ. Но сейчас этот титул звучал как приговор. Учитель, который не знает самого главного.

*Что я знаю на самом деле? Буквы, толкования, споры о мелочах. А о том, как встретиться с живым Богом — ничего.*

— Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

*"Мы знаем... мы видели..."* Иисус говорил от лица какой-то группы. Отца и Духа? Или небесного мира, откуда Он пришёл?

*А кто такие "вы"? Фарисеи? Учителя? Я?*

Никодим понял: он сидит перед Тем, Кто действительно знает Бога. Не из книг, а лично. И предлагает ему, старому учёному, стать учеником.

*Но как? Как человек моего возраста и положения может начать сначала?*

— Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить о небесном? — продолжал Иисус. — И никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

*Сын Человеческий...* Это имя Мессии из книги пророка Даниила. Неужели Он называет Себя Мессией?

*А что, если это правда? Что, если Мессия действительно пришёл, а мы, учители народа, Его не узнали?*

Эта мысль была страшной. Всю жизнь ждать Мессию — и не узнать Его, когда Он придёт.

— И как Моисей вознёс змея в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

*Вознесён...* Что это значит? Какое вознесение?

Но в словах Иисуса была такая печаль, как будто Он говорил о собственной судьбе.

— Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

*Любовь Божия...* Никодим всю жизнь думал о Боге как о судье, который требует исполнения закона. А этот Человек говорил о любви, которая готова жертвовать.

*"Отдал Сына..."* Неужели Бог действительно готов на такую жертву ради людей?

— Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.

*Не судить, а спасти...* Это переворачивало всё понимание Мессии. Никодим ждал Царя, который придёт с мечом и накажет врагов Израиля. А перед ним сидел Тот, Кто говорил о спасении для всех.

*Для всех. Даже для язычников? Даже для грешников?*

— Верующий в Него не судится, а не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Никодим понял: выбор за ним. Поверить или остаться в своей учёности, которая вдруг показалась пустой. Рискнуть всем — положением, репутацией, привычной жизнью — ради этой невероятной надежды.

*Или уйти и забыть этот разговор.*

— А суд состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.

*Тьма и свет...* Никодим пришёл во тьме, прячась от людских глаз. А сейчас сидел перед Тем, Кто называл Себя светом мира.

*Что я выберу? Остаться во тьме или выйти к свету?*

— Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его; а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны.

Иисус замолчал. Сказанного было достаточно. Теперь дело за Никодимом.

Старый учитель сидел в тишине и думал. Вся его жизнь проходила перед глазами. Десятилетия изучения, споров, толкований. И что в итоге? Знание о Боге, но не знание Самого Бога.

*А этот Человек предлагает мне начать заново. Родиться свыше. Стать учеником вместо учителя.*

Страшно. В его возрасте, с его положением — страшно признать, что ты всю жизнь шёл не в ту сторону.

*Но ещё страшнее упустить истину, когда она сидит перед тобой.*

— Учитель, — тихо сказал Никодим, — я пришёл во тьме. Но кажется, встретил свет.

Иисус кивнул, как будто понимал его борьбу.

— Свет уже сияет, Никодим. Вопрос только в том, готов ли ты открыть глаза.

Никодим встал. Голова кружилась от новых мыслей, сердце билось часто. Но решение было принято.

*Не сегодня. Я не готов сегодня объявить себя Его учеником. Но когда-нибудь... когда-нибудь найду в себе смелость выйти из тьмы к свету.*

Он не знал, что этот день настанет скоро. Что он будет защищать Иисуса в Синедрионе. Что принесёт благовония для Его погребения. Что из тайного ученика станет открытым исповедником.

Но семя было посеяно. В эту ночь, в тёмной комнате, старый учитель услышал о новом рождении.

И поверил.

---

*"Никодим, пришедший к Иисусу ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?"*
— Евангелие от Иоанна, 7:50-51


Рецензии