Судьба дикого гуся - подранка. Глава. 36 Роман

Глава. 36                Шустрый зайчишка …


Только оканчивая жизнь, видишь, что вся она была поучением, в котором ты был невнимательным учеником.

Василий Васильевич Розанов (20 апреля (02 мая) 1856 г., Ветлуга, Костромская губерния —05 февраля 1919 г., Сергиев Посад) — русский религиозный мыслитель и философ, литературный критик, переводчик, публицист и писатель.
    

В кормовой иерархии млекопитающих заяц занимает нижнюю ступень, зайчатину обожают хищники всех мастей. Лежащий в укрытии заяц проявляет чудеса выдержки, надеясь до последнего мгновения, что пронесёт !

В борьбе за выживание заяц использует любой шанс, дарованный ему природой.

У него слабая шкурка, приросшая к телу, это позволяет в экстренной ситуации вырваться из зубов хищника и оторваться от него пока тот разбирается, что у него в зубах: мясо или клок шерсти.

Русский народ называет зайца - беляка косым. Беляк, очевидно, назван по совершенной белизне своей шерсти в зимнее время.

Его глаза, большие, тёмные навыкате, – не косы, это знает всякий, но, будучи пуглив и тороплив, не имея способности оглядываться, он набегает иногда прямо на охотника или на пенёк, оторопев, круто бросается в другую сторону и опять на что - нибудь наскакивает.

Вероятно, вследствие таких неловких движений назвали его косым, и даже человека, пробежавшего второпях мимо того предмета, которого он ищет, или забежавшего не туда, куда следует, приветствуют шуточным восклицанием: «Эх ты, косой заяц !», или: «Куда забежал скосу ?».

К тому же заяц, сидя на логове, закатывает под лоб иногда один глаз, иногда и оба, вероятно, это дремота, но при первом взгляде заяц покажется косым.

Кузьма неспешно стал распутывать заячьи ночные, припорошенные наброды двигаясь рядом с ними, чтобы их не затоптать и не прозевать премудрости косого: «двойки», «тройки» и «сметки».

За многолетний охотничий стаж, зверобой мог определить, куда ведёт след: на лёжку, или на жировку.

Перед приближением к месту отдыха ушастый беляк ставит передние лапки уже не одну за одной, как на рыску, а рядом.

Отпечатки двух передних лапок зверька на одном уровне – признак недалёкой лёжки. Ага, а вот и место жировки в молодом осиннике.

Охотник полукругом обошёл «столовую» зайчишки и по свежайшему следу двинулся дальше. А вот и смётка. Беляк схитрил, ловко отпрыгнув от следа в сторону на 3-5 метров, приземлившись сразу на все свои четыре лапы.

«Все эти заячьи премудрости длинноухий мастерит, приближаясь к лёжке» - резонно подумал Кузьма и взведя курки обеих стволов стал внимательно смотреть по сторонам. Сердце невольно участило бег.

Трусость видна во всех торопливых его движениях и утверждена русскою пословицею: труслив, как заяц. Кузьме самому случалось видеть, как он дрожит, сидя в своём логове, слыша какой - нибудь приближающийся шум и готовясь вскочить каждую минуту.
 
Он по справедливости боится и зверя и птицы, и только ночью или по утренним и вечерним зорям выходит из своего дневного убежища, вставая с места ночёвки.

Косой после снегопада на лёжке крепко затаился, чуть ли не из - под ног охотника, словно взрывом гранаты «ЭФки» с шумом выбросился и стал уходить рывком, на махах в сторону ближайших кустов.

Всего несколько уверенных мощных прыжков отделяло косого до безопасного места. Реакция зверобоя была безупречной.

Вскинув ружьишко к плечу, он мгновенно поймал на мушку беляка и медленно нажал на спусковой крючок. В божественную тишину зимнего леса грубо и беззастенчиво вонзился звук выстрела.

Залп – приятная отдача приклада двустволки – переломки в правое плечо. Смертоносное жужжание в воздухе и тридцать граммов свинца достигло цели !

Утром в тихую зимнюю погоду, звук по тайге разносился очень далеко, а от выстрела тем более. Беляк сделав цирковой кульбит через голову, распластался на снегу в одном прыжке от густого куста багульника.

Засунув зайчишку в просторный рюкзак охотник шагал своей дорогой дальше. Но почти там же, справа, краем глаза зацепил движение.

Косули ! По лесистому склону, как бы  из - за плеча зверобоя, то одна, то другая, грациозно взлетая над препятствиями, рыжими стрелами пронеслись четыре косули.

Продолжение следует …


Рецензии