Метрика судьбы
Поэзия – особая сфера социального пространства, наиболее полно отражающая историческую судьбу народа. В Крыму, в культурном поле поэтического творчества есть знаковые фигуры, которые, отзываясь духу и интересам своего региона, обрели общенациональную значимость и заслуживают пристального читательского внимания. Поэт Валерий Митрохин – из этого особого ряда. В назначенный его вдохновенной жизнью час родилась новая книга стихов – «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ». Как и каждая книга Валерия Митрохина, это произведение – ещё одно свидетельство актуальности и неугасания его творческого духа.
Само явление Валерия Митрохина может дать читателю конкретное понятие о возможном масштабе истинного поэта нашей драматической эпохи. Уникальность этой знаковой фигуры русской поэзии в том, что его личность предстаёт перед ликом Отечества настоящим титаном, изошедшим из плоти родной крымской земли, в благословенном сиянии русской духовности и культуры. Экзистенциальный накал его притягательного и многомерного поэтического мира обращён к читателям глубокой художественно-эстетической чуткости.
Официальные знаки признанности Валерия Владимировича Митрохина (1946) общеизвестны: он член Союза писателей СССР с 1982 года и Заслуженный работник культуры, Лауреат Государственной и Пушкинской премий Крыма, Всероссийской премии Николая Гумилёва, Международного конкурса «Серебряный стрелец» и др. К числу этих общепринятых меток значимости литератора правильно будет причислить авторский знак его творческих достижений. Валерий Митрохин видится в той особой немногочисленной плеяде современных русских поэтов, которым под силу объять наш многонациональный мир актуальной эпической мыслью со страстным лирическим накалом.
И сейчас уже пришло время отметить, что глубиной своего проникновения в насущные заботы Отечества он заслуживает статус народного поэта. Для собирания хаотического многообразия реальности в единое пространство вразумляющих смыслов он сумел найти свою собственную метафизическую ось, созвучную духовным и ментальным основам народной души. Эта уникальная способность основана у него на глубоком понимании человеческой природы и хода времён. Его высокохудожественный писательский голос для читателя звучит проникновенно и доступно. Более того, образный, глубокомысленный и одновременно легкий стиль высказывания – визитная карточка Валерия Митрохина.
Народность его творчества всякий раз изливается в том идейном русле и художественной форме, которые в данный момент наиболее соответствуют национальным интересам. Так, когда насущной задачей для Крыма было не допустить строительство атомной электростанции на Казантипе, Валерий Митрохин ввязался в бой своим журналистским пером. Талант очеркиста дал ему также возможность принять участие в общенародном движении по освоению восточных регионов страны на путях строительства БАМа. В итоге, уже в 70-е годы он стал легендарным крымским журналистом. Даже в культурном запустении 90-х годов он воевал за свой Крым, воспевая его онтологические богатства в форме популярных в то время романов под рубрикой зодиакальных созвездий.
В мой литературный мир Валерий Митрохин вошёл неожиданным сочетанием трудно совместимых ипостасей: и как тонкий лирик высокого эмоционального накала, и как эпический поэт, который умеет опознавать действие Провидения в истории. Многолетнее читательское и исследовательское внимание к творчеству Валерия Митрохина позволяет увидеть, что его творческий потенциал взрастал именно благодаря умению фокусировать в своих произведениях силу всех литературных родов и жанров: и конкретную объективность очерка и восчувствия утончённой лирики, и упорядоченную размыслительность сонета, и бескрайний разлив романа… Понимая это, могу с уверенностью сказать, что самые большие открытия о ценностях бытия ожидают читателя в наиболее концентрированном, поэтическом, поле творчества Валерия Митрохина. Охватить столь сияющее и многосложное пространство в одночасье, конечно, невозможно, но отдельные мысли об этом необъятном космосе требуют некой ценностной означенности и выхода…
Поэты, как известно, важны для читателей, прежде всего, способностью гармонизировать несообразности бытия. Но несколько десятилетий российского государственного безвременья рубежа веков у наших поэтов стали жестким испытанием этого предназначения. Многие сломались: сошли на позиции бездуховного постмодернизма и пересмешничества по отношению к вечным ценностям народа, или отдались примитивизму ширпотреба. Однако те, кто устоял перед натиском разрушительных сил испытующего времени, кто остался верен завету творить новое, не отрываясь от духовных и эстетических корней отечественной культуры, поднялись до новых высот художественного искусства: следуя традициям, они нашли авторские способы отражения изменчивости жизни. Поэт Валерий Митрохин – ярчайший пример такого художника. Каждая его книга – концептуальное изложение нового этапа освоения смыслов бытия, в котором всегда просматривается квинтэссенция его художественного мира, освящённого любовью к человеку.
Вот уже несколько столетий с очевидной ясностью проявляется особое влияние России на ход истории. В последние времена утвердилось ещё одна важнейшая историческая константа – о знаковости Крыма как экзистенциального рубежа российской государственности, на котором взрастала её мощь и возносилась ввысь русская вера, на котором провиденциально просвечивает историческая судьба России, ибо не однажды на крымском юру российская история и обрывалась, и обретала новые пути к развитию. А 2014 год привёл россиян к национальному осознанию непреодолимости исторических оснований единства Крыма и России.
Думается, что эта знаковая особость Крыма в судьбе нашей страны стала бытийным фундаментом особого характера отечественной поэзии, исполняемой в крымском энергетическом пространстве. И вовсе не случайна глубинная русскость крымских поэтов, с особой силой явленная в годы постсоветского безвременья.
Все долгие годы отчуждения Крыма от духовной родины Валерий Митрохин был в ряду тех поэтов, кто хранил национальные коды Отечества, и главным энергетическим источником этой священной миссии была и есть его глубинная родовая связь с Крымом. Крымскость его беспрецедентна: он крымчанин в десятом поколении, то есть укоренён в недосягаемых глубинах природно-исторической плоти родной земли, а именно, того его непарадного, сурового и трогательного локуса, который расположен между Азовским и Чёрным морем, мифологизированнный поэтом в образ Междуморья и мыслимый им как Междумирие бытия.
Богатство его поэтического миропонимания определяется ещё одним, весьма значимым обстоятельством: поэт, русский по духу и языку, он чувствует и свою ногайскую кровь, помнит татарскую речь своей мамы и бабушки, ведает о всех десяти поколениях предков, живших в Крыму. Следуя пушкинскому приятию многонационального цветения Крыма, Валерий Митрохин создал немало поэтических произведений высокой художественной ценности, среди которых выделим, к примеру, венок сонетов «МИНАРЕТЫ» (2016), который представляет Крым в неисповедимом движении Большого Времени: в его цивилизационной многослойности и событийной ёмкости. Поэту удалось здесь невозможное: вослед пушкинской традиции русской поэзии он зарядил читателя сакральной мифологической энергией бахчисарайского пространства, но одновременно он обозначил свою неизменную художественную позицию – совершенно объективного поэтического созерцания. В этом увлекательном движении авторской мысли воплощаются сложнейшие историософские идеи автора: о выживании этноса в жестоком историческом хаосе; о верности духовным заповедям предков; о сращении народов с местом обитания как первейшем условии их сосуществования; о здоровой природе правоверной исламской религиозности крымских татар как условии верности российской государственности; о соединении милосердия и исторической памяти; о предзаданности крымского пространства на преодоление противоречий бытия; о вразумляющей и вечной силе поэзии… Сам автор на страницах своего произведения проживает в себе примирение исторических обид народов, живущих в Крыму, и проявляет мудрую позицию этнического всеприятия. Эта позиция, от имени славянина, неустанно утверждается им во множестве произведений: «В стране, что называют Крымом, / Был крымчаком и караимом; / Был диким скифом, хитрым греком, / Был первобытным человеком; / Был иудеем, мудрым гоем; / Солхатом был и был Джанкоем…».
Говоря о «МИНАРЕТАХ» и других венках сонетов Валерия Митрохина, особо подчеркнём, что под его поэтической властью венок сонетов изменил свой жанровый статус, он перестал быть аристократической твёрдой формой философской поэзии «не для всех»: в митрохинском исполнении глубина авторской мысли отражается не изощрённо-умозрительным строем поэтических элементов, а через симфонию живых голосов конкретных событий и явлений, благодаря чему стала доступной каждому читателю.
Вдумчивое внимание к творчеству Валерия Митрохина позволяет увидеть, что его провидческий потенциал постоянно взрастает именно благодаря умению фокусировать в своих поэтических медитациях силу всех литературных родов и жанров: и конкретную объективность очерка и восчувствия утончённой лирики, и упорядоченную размыслительность сонета, и бескрайний разлив романа…
Вершиной органического творческого синтеза видится сегодня его роман-поэма «ЮГО-ВОСТОК» (2023), сочетающая эпические и лирические художественные начала, ярко проявляющая Валерия Митрохина как поэта национального масштаба. Благодаря поэтическому мирочувствованию, как определяющему нерву его литературного творчества, и способности постигать беды и победы Отечества в процессе неизменной обращённости к народной жизни, в нашу эпоху невиданных народных испытаний эпический потенциал поэта, как будто исполняя специальное бытийное задание, встал на службу онтологического преодоления разрушительных стихийных сил глобального мира. Эпическая поэма «ЮГО-ВОСТОК» – неистовый выход мудрого творческого огня поэта, радеющего о мире, поэта, наделённого неиссякаемыми источниками своей творческой судьбы: геопоэтическими излучениями родной крымской земли и духовной высотой русской и мировой поэзии, начиная с Давида Псалмопевца…
Роман-поэма «ЮГО-ВОСТОК», в которой автор, средствами поэтического слова, создал панорамное историософское полотно онтологического ландшафта России и Крыма, видится также высшим достижением Валерия Митрохина в творческом развитии традиций русской поэзии. Под пером поэта глобалистской эпохи оживает литературная форма, двести лет казавшаяся архаичной – монументальное эпическое произведение общенародной проблематики на современном художественном уровне. Можно сказать, что «ЮГО-ВОСТОК» Валерия Митрохина – это эпическая поэма нового типа, ибо имеет обратную перспективу: если классическая эпопея, например, «РОССИАДА» Михаила Хераскова, выстраивалась вокруг события далёкой истории, выявляя в них вразумляющие смыслы, то в данной поэме рассматриваются современные события, но через увеличительный фокус мудрости, которой оснащает поэта история. Наш современный поэт очень талантливо утверждает моральную победу народа над судьбой и даёт образец учительного национально-исторического обобщения событий.
Вокруг трагической драмы наших дней поэт сотворил живительную атмосферу для деяния тех сил, которые питаются энергией любви и добра, и так блистательно исполнил роль поэта-созидателя утвердительных эпических идей для жизни своей страны. Так, и это особенно показательно для народного поэта, он реализовал самый трудноисполнимый, но обязательный в классической эпопее, выход к утвердительным перспективам национального бытия.
Исполнение такого масштабного эпического замысла показывает продуктивность рецепции забытой традиционной формы русской литературы. Книга проявляет автора как поэта, способного, по давнему обычаю русской поэзии, не только воспринимать стихийную силу истории, но и самоотверженно выявлять гармонизирующие начала в стихийных явлениях исторической драмы, что и даёт ему возможность «зацепить» читателя куда сильнее нарочитых потуг контркультурного постмодернистского письма. Акцентируем, что с эпического ракурса поэзии просматривается самый митрохинский Митрохин: сильный, непокорный и верный национальный поэт.
Так, творчески развивая достижения отечественной литературы, он не только создал свой, узнаваемый, стиль поэтического высказывания, но и обновил архаичные литературные формы – эпическую поэму и венок сонетов.
В нескольких последних книгах («ОТ ЧИСТОГО ЛИСТА: СТИХИ И ПОЭМЫ», 2021; «ЧЕТЫРЕ КИЛОМЕТРА ДО РОССИИ. КЕРЧЕНСКАЯ ТЕТРАДЬ», 2022; «АВТОРСКИЙ ЗНАК», 2025) Валерий Митрохин являет не только опыт модернизации традиционных литературных форм, но и утверждает новый жанр поэзии – поэмэску, произведение, которое, не достигая масштаба эпического осмысления бытия, превосходит возможности, которыми обладает стихотворение. Этот жанр, в наше время дефицита времени, сгущения и усложнения смыслов, является у читателя особенно востребованным.
Новая книга поэта «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ» получила своё название от одного из культовых обычаев разных народов, в том числе и славянских. В древности имя часто воспринимали как нечто большее, чем просто набор звуковых символов. Имя считалось обозначением духа человека, а также его судьбы. Присвоение имени могло быть связано с различными ритуалами, которые служили для защиты от злых сил или для обеспечения его удачи в жизни. Книга вобрала в себя все достижения уже пройденной части творческого пути автора, и в лирической, и в эпической сферах. Она концептуально обобщает огромный опыт поэта в художественном освоении истории Отечества и своего личного пути, отражая его промыслительность; в ней представлены все поэтические формы: и гражданские декларации поэта-патриота, и философские медитации энциклопедически мыслящего мудреца; и откровения тонкого лирика, а также разножанровые произведения предельной боли, какие нам диктуют события, происходящие на фронтах СВО. Эпический гул этой новой книги многосложно резонирует историческому дыханию поэмы «ЮГО-ВОСТОК». Во множестве лирических откровений автор поддерживает связи, которые ему наработала эта эпопея, отправленная в своё время в библиотеки Донбасса, и на линию соприкосновения.
Вникая в разножанровые откровения новой книги «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ», можно увидеть, что у Валерия Митрохина сложились свои пути освоения спасительной силы поэзии, эти пути – оригинальны и убедительны, потому что обеспечены неповторимыми особенностями его творческого видения и поэтического языка.
По большому счёту, поэт верен традиционному принципу русской литературы – учительности поэзии, притом на высоком уровне художественности, демонстративно противостоя чисто игровым задачам постмодернистского письма, изощрённости его «опустошённых идеологем». Книга проявляет автора как поэта, способного не только воспринимать стихийную силу истории, но и эффективно укладывать хаотические потоки в надлежащие смысловые кластеры, что и даёт ему возможность глубоко «зацепить» читательские души.
Читатель искупается здесь в чистой воде русской речи, не вымороченной иноязычием и абстракциями, отстраняющими от живой жизни. В произведениях Валерия Митрохина произошёл естественный синтез глубоко освоенных им лирических форм с масштабным эпическим мироосмыслением, и поэтому невозможно не почувствовать пронзительный лирический настрой книги как знак глубокой душевной причастности к описываемым событиям.
Вникая в книгу, нетрудно заметить, что, начиная любое произведение поэта, всегда хочется дочитать его до конца: автор владеет словом так, что оно, не хуже современной синестезии текста, музыки и видеоряда в кино, забирает внимание читателя. Думается, что художественная суггестия митрохинских сочинений, не в последнюю очередь обеспечивается свежим дыханием традиционного рифменно-ритмического строя произведений. Валерий Митрохин верен рифме: глубоко пребывая в национальном культурном поле, он, как и назначено, черпает из рифмы энергию, и в этом ментальном уюте стих его не скучает, а живёт полной жизнью. Об этом его стиховые строки дружно свидетельствуют немонотонностью интонаций и неисчезающей свежестью рифм.
В глубинной целостности художественного мира этой книги читатель снова найдёт немало вестей: и о том, что жизнь хоть и трудна, но если душа жива, то её можно одолеть с человеческим достоинством; и о том, что энергия для души не приходит сама, её нужно собирать, тщательно и одухотворённо всматриваясь в жизнь; и о том, что нужно помнить свои азы и любить свою землю. А это непросто, ибо любить родную землю – значит, не только знать, но лелеять её и за неё молиться, как это делает поэт Валерий Митрохин.
Внимательного читателя, наблюдающего все эти особенности в стихах книги «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ», может настигнуть важное итоговое убеждение: Валерий Митрохин не просто наследует лучшему в русской поэзии – он выстраивает в ней свой, духовно русский и экзистенциально крымский путь. И лишь поэзия такой глубины может посылать читателям вразумляющие и спасительные ВЕСТИ.
Исходя из диалектики творческого развития Валерия Митрохина, верится, что новая книга, несмотря на её юбилейность, отнюдь не завершающая веха творческой биографии автора: это очередная поэтическая высота, с которой лучше обозреваются новые горизонты жизни, в унисон с народными чаяниями.
Новая книга Валерия Митрохина, всем содержанием и невероятной искренностью, оправдывает своё название, проявляясь как своего рода метрическое свидетельство судьбы нашего земляка, и не только литературной.
В поле смыслов этого осознания непроизвольно рождается мысль о неслучайности такого масштабного явления как поэт Валерий Митрохин: оно обусловлено его насущной востребованностью на новом витке укрепления основ национального самосознания. Поэтому книга «ИМЯНАРЕЧЕНИЕ», действительно может стать для читателя неотразимым свидетельством состоявшейся творческой судьбы народного поэта, зна;ком, которого поэт Валерий Митрохин, несомненно, заслуживает.
Людмила Корнеева,
член Союза писателей России
Апрель-май 2025
Фото.В Судакской библиотеке.
Свидетельство о публикации №225071000445