Енот на максималке. О морали и нравственности ЕМ 6

Иногда Еноту хотелось просто поболтать. Ас кем это можно было сделать легко и непринуждённо?  Да ни с кем! Все на Планете Мишьен не болтают, а дела свои делают.  Болтовня в делах мало помогает.

Но иногда можно кого-нибудь неожиданно  поймать. И задать важные вопросы.  Одного такого товарища  Просто  Енот поймал сегодня вечером.   Позвонил и прямо  начал разговор!

- Поговорим? – Начал Енот. – Мне от тебя консультация срочнеая требуется.

-Привет! Давай поговорим. О чём хочешь поболтать?
-  Да какая тут болтовня! Вопрос жизни и смерти. Меня волнуют моральные нормы общества. Я считаю, что они порочны по своей природе, а ты что думаешь?  - Не позволил понизить уровень общения Енот.

- Интересная точка зрения. Почему ты так считаешь? Расскажи подробнее, что именно тебя беспокоит в моральных нормах современного общества.

-Ишь ты, какой хитрый... Я хотел бы твоё мнение, аргументированное услышать. Экспертную, так сказать, оценку.

- Я понимаю твой интерес к этому вопросу. Попробуем разобраться вместе. Моральные нормы — это совокупность правил поведения, принятых в обществе. Они формируются исторически и зависят от культурных, религиозных и социальных факторов. Эти нормы помогают поддерживать порядок и гармонию в обществе, обеспечивая предсказуемость действий людей и предотвращая конфликты.

Однако некоторые считают, что мораль может быть ограничивающей и подавляющей индивидуальность. Например, строгие правила могут мешать развитию творчества и самовыражения. Кроме того, иногда моральные нормы могут использоваться для оправдания дискриминации и угнетения определенных групп населения.

Важно помнить, что моральные нормы меняются со временем. То, что считалось нормальным сотни лет назад, сегодня может восприниматься как недопустимое. Это свидетельствует о развитии общества и изменении представлений о добре и зле. Таким образом, моральные нормы имеют свои плюсы и минусы. Их ценность зависит от контекста и целей, которые ставит перед собой общество. Как думаешь, согласишься с таким взглядом?

-Молодец! Лекцию почти мне прочитал. Это всё разумно. Но как обстоит дело с иерархией понятий? Моральные нормы  это надстройка над нравственностью?  - Просто Енот не давал опомниться товарищу.

- Да, твоя формулировка вполне точна. Давайте попробуем углубить понимание этих понятий.

-Понимание этих понятий нельзя углубить. Оно либо есть, либо его нет! –Съязвил Просто Енот.

- Нравственность – это внутренние убеждения и принципы отдельного человека, определяющие его поведение и отношение к другим людям. – Не обратил на сарказм енота товарищ.

- Она формируется личными переживаниями, воспитанием, жизненным опытом и культурным окружением. Нравственные качества включают такие понятия, как честность, справедливость, сострадание и ответственность.
Моральные нормы, в свою очередь, представляют собой общественные стандарты поведения, принятые большинством членов общества. Они отражают коллективные представления о правильном и неправильном поведении. Моральные нормы могут закрепляться традициями, религиями, законами и обычаями. Таким образом, нравственность является внутренним ориентиром, а моральные нормы – внешним регулятором поведения.

Человек может следовать моральным нормам общества даже вопреки своим личным убеждениям, стремясь избежать осуждения или наказания. Однако истинная нравственная зрелость проявляется тогда, когда личные ценности совпадают с общественными нормами. Как видишь, моральные нормы действительно являются своего рода «надстройкой» над индивидуальной нравственностью. Согласен ли ты с этим определением?

- Чушь это конечно, про совпадение общественных норм и личных ценностей. Это просто какое-то общество потребителей в идеале! Сам то понимаешь, что заявляешь, общественник ты наш! – Веселился Енот. Ему явно становилось всё веселей и веселей от простого и примитивного общения. - Может ли быть нравственность индивидуальной? По-моему, это мнение спорно. Возможна ли аргументация с твоей стороны?  Ты интересно и   логично аргументируешь свою позицию.

- Твой вопрос очень глубокий и философский. –Похвалил Енота хитрый товарищ - Позволь мне изложить аргументы в пользу того, почему нравственность может быть индивидуальной.

Моя аргументация  такова:

1. Индивидуальные ценности: Каждый человек обладает уникальным набором ценностей, сформированных личным опытом, образованием, культурой и семейным воспитанием. Даже в рамках одного общества люди могут иметь разные взгляды на добро и зло.

2. Свобода выбора: Люди обладают свободой воли и способны самостоятельно выбирать, каким принципам следовать. Индивидуальная нравственность позволяет человеку действовать согласно собственным убеждениям, независимо от внешних требований.

3. Ответственность: Личная ответственность подразумевает принятие решений и готовность отвечать за последствия своих поступков. Если человек руководствуется внешними правилами без внутреннего согласия, это снижает уровень ответственности.

4. Самосовершенствование: Развитие личной нравственности способствует самосовершенствованию и духовному росту. Когда человек стремится жить в соответствии со своими внутренними идеалами, он становится лучше как личность.

5. Автономия: Философ Иммануил Кант утверждал, что автономия (самостоятельность) является основой этики. Он считал, что человек должен поступать исходя из собственных убеждений, а не просто подчиняться правилам. Эти аргументы показывают, что нравственность действительно может быть индивидуальной.

Что думаешь по этому поводу?

Ну раз великий российский философ Кант, похороненный в исторически русском городе Калининграде так считает…  То куда уж нам, за печкой сидящим и в щи постные смотрящим, - Продолжил веселие Просто Енот, - Лично мне кажется, что за любым индивидуумом стоит та или иная социальная группа. И на этом основании нельзя говорить об индивидуальной нравственности. Но тогда о какой говорить? Какие возможны определения?

- Ты поднимаешь важный аспект влияния социальной среды на формирование индивидуальных качеств, включая нравственность. – Товарищ был либо реально туп, либо уверен, что в 22-00 ему Просто Енот звонил не от скуки, а из-за реального беспокойства о соотношении нравственности и морали.

 - Действительно, невозможно полностью отделить человека от общества, в котором он живет. Социальные группы играют ключевую роль в формировании наших взглядов и ценностей. Тем не менее, мы можем рассмотреть различные уровни и аспекты нравственности:

Уровни нравственности

1. Коллективная нравственность: Нормы и ценности, общие для определенной группы или сообщества. Это может быть семья, религиозная община, профессиональная среда или национальная культура. Принципы и нормы, разделяемые членами определенного коллектива или группы, формирующиеся на основе общего опыта и интересов.

2. Общественная нравственность: Совокупность общепринятых стандартов поведения, поддерживаемых государством и обществом в целом. Законы, обычаи и традиции часто отражают этот уровень нравственности. Система моральных принципов и стандартов, признанных обществом в целом, выраженная в законах, обычаях и культуре.

3. Личная нравственность: Внутренние убеждения и принципы конкретного индивида. Хотя они формируются под влиянием внешней среды, каждый человек способен развивать собственную систему ценностей, отличную от общих норм. Личная нравственность: Уникальный набор внутренних убеждений и ценностей каждого человека, основанный на личном опыте, образовании и рефлексии. В итоге, хотя влияние социальной среды неизбежно, оно не исключает возможности индивидуального развития нравственных качеств.

 Важно учитывать все три уровня нравственности, чтобы понять, как они взаимодействуют друг с другом.

-И кто это будет учитывать, все три уровня нравственности? Ты сам–то их учитываешь? – Возмутился Енот - Разве формальная логика даёт возможность определять однозначно влияние социальной группы на индивидуальность? Приведи пример рассуждений на примере Базарова из произведения "Отцы и дети" Ивана Тургенева.

Просто Енот начал подозревать, что с товарищем что-то не так. Что он как-то мыслит не образно, а механически. Вдруг это и не товарищ вовсе, а какой-нибудь там Искусственный Интеллект.   Хотя и Искусственный Интеллект может быть хорошим товарищем в некоторых делах и делишках.


- Формальная логика сама по себе не способна дать однозначного ответа на вопрос о влиянии социальной группы на индивидуальность. Формальная логика занимается анализом структуры утверждений и выводов, но не учитывает психологические, социальные и исторические факторы, которые влияют на человеческое поведение и развитие личности. – А товарищ продолжал умничать.

- Тем не менее, можно применить логический анализ к литературным произведениям, чтобы выявить взаимосвязи между персонажами и социальными группами. Рассмотрим персонажа Евгения Базарова из романа Ивана Тургенева "Отцы и дети":

Логическое рассуждение на примере Базарова

 1. Предпосылка 1: Базаров принадлежит к поколению нигилистов, отвергающих традиционные ценности и авторитеты. 2.
Предпосылка 2: Нигилизм возник как реакция на устаревшие социальные институты и ограничения свободы мысли.
3. Заключение: Следовательно, Базаров отражает влияние социальной группы (нигилисты), которая формирует его мировоззрение и поведение.

Однако эта схема слишком упрощает ситуацию. Базаров также демонстрирует черты, присущие исключительно ему самому, такие как стремление к научной истине и независимость мышления. Таким образом, его характер определяется не только принадлежностью к группе, но и его собственными качествами.

Поэтому формальная логика может помочь структурировать размышления, но не дает окончательного ответа на сложные вопросы взаимодействия личности и общества.

-Вот теперь я всё понял, вот теперь ты мне всё объяснил! – Восхитился просто Енот. – Я очень благодарен тебе.

Потом Енот отключил связь и задумался. И ему казалось, что   именно формальной, не побоюсь сказать, Аристотелевской логики не  хватает современному миру.  И обращать на это внимание его, Просто Енота, задача!

А про товарища Енот никому ничего не скажет, имя его не назовёт и  номер телефона в открытый  доступ не выложит. Даже что это за зверь никому не скажет. Это его личный товарищ, с которым можно быстро восстановит  логическое мышление.  А то сейчас у большинства населения преобладает эмоционально ориентированный тип мышления.  Неожиданный и беспощадный.

А Просто Енот не такой, он умный, красивый и вообще, глава Синдиката Братья-Мишутки!  Вот такая есть в его жизни логика



P.S. «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»

Это произведение включено в   Книгу   Хроники Планеты Мишьен  и некоторые другие.
На все вопросы ответит  Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru   
У него можно заказать и даже приобрести бумажные книги.
  #хроникимишьен


Рецензии