хлеб, вино и жулики Часть 1-я

Реальная    история  из  нашей  жизни,  начала  девяностых  годов  прошлого  века, когда  в  искусственно  разорванной  стране, умышленно  разваливалось  отечественное  сельское  хозяйство  и  переработка  сельхозпродукции, когда  разрушались  налаженные  за  многие  годы, экономические  и  хозяйственные  связи  на  разных  уровнях, когда  процветал  произвол  на  границах  и  таможнях, а  в  итоге- страдали  ни  в  чем  не  повинные  люди.
Прецедент  1994  года, в Приднестровье –яркий  тому  пример. Совокупность  многих  негативных  факторов, привела  к  тому, что  люди  там, просто  остались  без  хлеба.
Руководству  Республики  пришлось  принять  ряд  неординарных  мер, чтобы  исправить  положение, о  чем  и  рассказывает  повесть.
Книга  рассчитана  на  любого  читателя, обеспокоенного  судьбой  своей  страны, своего  края, и  своей  собственной  семьи. Жизнь-то  ведь  продолжается….




Полностью  книга:  vasiliy  gurkovskiy  32159601 Хлеб, вино  и  жулики (латинскими  буквами)














                Хлеб- всему  голова

                ПРЕДИСЛОВИЕ
Утром  меня  вызвал  Президент. Поздоровавшись, сразу  спросил: «Ты  в  магазине  сегодня  был?». Я  понял  причину  вопроса, и  ответил, что  в  магазине  еще  не  был, но  в  городе, в  продовольственных  магазинах, уже  несколько  дней –очереди  за…хлебом. Люди  сетуют, что  не могут   купить  хлеб  не  то  что  на  выбор, а просто – Хлеб.
Продавцы  хлебных  отделов, жалуются, что  хлеб  привозят  только  одного  вида, да  и того  хватает  только  на  половину  обычного  объема  реализации.
«Я  не  спрашиваю  тебя, почему  это  происходит, потому, что  заранее знаю, что  ты  ответишь, да  и  сам  хорошо  знаю  причины, но  нам, всем,  от  этого  не  легче, особенно –людям, тем  более – спецпотребителям , которые  служат, лечат, стоят  на  посту  и  т.д.»-продолжил Президент. –«Поэтому –собирайся, и  завтра –отправишься  ...за  хлебом, в  Ростов-на Дону. Есть  там  у  нас  определенные  договоренности  с  местными  властями, по  рекомендации  Москвы. Будем искать  способы  обмена    нашей  продукции- вина, коньяка, ну, возможно,  чего-то еще – на  их  зерно.
Возьмешь  с  собой  директора  нашего  главного  элеватора  и  его  заместителя. Больше нет  смысла  кого-то  брать. Бери  с  собой  министерскую  печать, необходимые  бумаги, если  удастся – заключишь  договор  по  обмену, с  теми, кого  они  укажут.
Поедете  на  машине, почему- директор элеватора  тебе  объяснит. И –помните –положение  у  нас –критическое. Нам  необходимо, сверхсрочно, хотя  бы  несколько  вагонов  зерна, на  переходной  период,  пока  не  наладим   договорной  обмен  по  каким-то  видам  продукции.  Сейчас  свяжись  с  элеватором, договоритесь  с директором -–когда, что  и  как, и  завтра,  я  должен  получить  информацию, что  вы  уже  выехали. Будешь  там – регулярно    сообщай  обо  всем, что  удастся  узнать, а –главное  сделать. И  помни- без  хлеба – не  возвращайтесь!....Думаю, у  тебя  вопросов  ко  мне  -нет!. Сейчас  все  вопросы- на  тебе!». На  этом  аудиенция  у  Президента  была  окончена.
Вернувшись  в  министерство, я пригласил  водителя  министерского  микроавтобуса « РАФ», уточнил, в  каком  состоянии  автомобиль  и  сказал, чтобы  до  вечера   машина  должна  быть  проверена  и  заправлена, а  завтра, в  6  часов  утра, мы  отправимся  в  дальнюю  поездку. Куда-  скажу  завтра.
Договорился  с  директором  элеватора, что  завтра  в  половине  шестого, встречаемся  у  меня  в  кабинете. До  вечера, сделал  необходимые  распоряжения  на  время  моего отсутствия, приготовили  необходимые  документы , упаковали  образцы  нескольких  видов  продукции, которые  могут  быть предложены  к  обмену,  и  к  поездке  были  готовы.
На  следующий  день, как  и  было  оговорено- в  шесть  утра, отправились  на  Восток. Определились  по  карте, как  лучше  двигаться, выбрали  маршрут  по «нижней»  дороге – через Одессу, Николаев, Новую  Каховку, Жданов, Таганрог  и  до Ростова- на  Дону.
               
                Глава  первая.

Перед  Николаевым  сделали  небольшой  привал, во  время  которого, директор  элеватора  поведал –почему  мы  отправились почти за 1000  километров  на  машине, а  не  поездом  или  самолетом.
Дело  в  том, что  директору, было  выдано  60000  долларов  наличными, на  самый  крайний  случай -  если  придется -  то  закупить  несколько  вагонов  зерна, за  валюту  и  отправить  в Республику. Поэтому  и  поехали  на  машине, без  всякой  регистрации, а,- главное, в  данном  случае –без  объявления  (декларирования)  наличия  у  нас  валюты.
Если  бы  мы  знали  последствия  такого  нашего  решения –наверняка, что-то  придумали  другое, но  дело  было  сделано  и  мы  ехали  с  деньгами, об  этом  знало  только  нас  трое, но  и  этого  было  вполне  достаточно….
Переехали  Днепр,  по  дамбе  Каховской  ГЭС, возле  Новой  Каховки, потом  повернули  налево  и  взяли  курс  на  Мелитополь.
Представители  элеватора  спали  на  задних  сидениях  салона, я  ехал  впереди, рядом  с  водителем, выполняя  функции  путевого  штурмана  и, одновременно –«развлекателя» для  водителя. Все-таки  тысяча  километров  впереди….
Однообразная  причерноморская  степь. После  Мелитополя – дорога   пошла вдоль  Азовского  моря  и  так  мы    двигались  почти  весь  день…
Я  сидел, смотрел  на  однообразный  пейзаж, а  сам  думал  совсем  о  другом. Даже  не  о  том, что  нас  ждет  там, в  неизвестном  Ростове  -на Дону, о  котором  до  сих  пор  знал, что  это  «проходной  двор»  из  Кавказа  в  Россию, где  фильтруются  и  иногда  оседают, на  время  или  на  постоянно, не  самые  лучшие  представители  человеческого, в  данном  случае, уже  не  советского, а  российского  общества, да  и  других  современных  новых  образований.
Не зря  сведущие  люди давно  говорили- «Одесса –мама, Ростов-папа». Но  даже  и  не  это  беспокоило  меня  в  тот  день. Я  думал  о  том, с  чем  я  буду  ехать  обратно, ведь  у  меня , образно  говоря, билет был в  один  конец….Сказано  было  четко -без  хлеба – не  возвращаться….  А  как  там  и  что - будет  - никого  пока  не  интересует. Всем  нужен –Результат.
Чтобы  Читателю  было  понятно –почему  вдруг  меня  это  беспокоило  и  почему  именно  меня  послали  в  ту  поездку, расскажу  более  подробнее….Не  буду особо останавливаться  на  каких-то  политических  моментах того  периода, просто  напомню то, что  прямо  или  косвенно  связано  чисто  с  данной  нашей  поездкой  за  хлебом.
После  прошумевшего  на  постсоветском  пространстве  «парада  суверенитетов», когда  бывшие  советские  республики, в  том  числе  Молдова,  в  один  миг,  стали  суверенными  независимыми  государствами, на  территории  бывшей  Молдавской АССР, к  которой  в 1940  году, была  присоединена  территория  Бессарабии, при  образовании  уже- Молдавской ССР,   была  провозглашена  Приднестровская  Молдавская  Республика, в 1990  году. То  есть  -свершилось  обратное  действие –в 1940  году,  Бессарабию  присоединили  к  Молдавской  автономии , а  в 1990  году, бывшая  автономия, отделилась  от  нового  образования (МОЛДОВЫ), по  причине  того, что народ Приднестровья -  не  принял  унизительные  для  себя  условия, предложенные  новым  молдовским  руководством.
Все  это  общеизвестно  и  упоминается  просто  для  уточнения  отдельных  моментов, связанных  с  нашей  темой.
После  формального, а  потом  и  реального  отделения  от  Молдовы, в  Приднестровской  Молдавской  Республике (Дальше  будет  только  аббревиатура –ПМР), в  конце 1992  года, было   создано  Министерство  сельского  хозяйства и  продовольствия  ПМР.
 Я, в  то  время, работал  заместителем  генерального  директора  НПО  «Днестр», на  базе   самого  старого  на  Юго-западе  СССР,  НИИ Орошаемого  земледелия  и Овощеводства, что  в  городе  Тирасполе. Кроме  института, в  составе  объединения  работали  -Опытно-Конструкторское Бюро, Опытно-Производственное  Хозяйство  и  ряд  семеноводческих  совхозов, в  разных  районах Молдавии, по  обеим  сторонам  Днестра.
Научные  разработки  и  продукция  нашего  Объединения, долгие  годы были  известны  во  всех  республиках  Союза  и  высоко  котировались у  овощеводов  и  мелиораторов.
Когда  в  ПМР было  образовано  наше  отраслевое  Министерство, первый  его  Министр, работавший  до  этого  директором  совхоза-техникума, пригласил  меня  на  работу  в  качестве  заместителя  министра  по  экономике. Я –согласился.
Дело  в  том, что  большая  часть  совхозов  нашего НПО  «Днестр», осталась  на  правом  берегу  Днестра, да  и  само  объединение, оказавшись  в  непризнанной  Республике, как  бы «зависло», не  имея  официального  хозяина, кроме  непризнанной  никем  ПМР -  поэтому-  никто  не  мог  точно  сказать, что  будет с  нашим  направлением  в  науке, даже  в  ближайшее  время….
                Глава  вторая.

Два  года  прошло  с  тех  пор, как  я  возглавил  экономическую  службу  аграрного  сектора  Республики. С  министрами  мне  не повезло….
Первый  был  замечательный,  грамотный  специалист  и хороший  хозяин, но  время  для  него  выпало  неподходящее. Жил  он  на  территории  совхоза-техникума, сразу  за  городом  Бендеры  и, чтобы  попасть  домой, ему  приходилось  обязательно  проехать  через  весь  этот  город- насквозь….
1992  год, молдо-приднестровский  вооруженный  конфликт, расстрелянные  Бендеры, комендантский  час  и  ежедневные  возможные  проблемы  при  передвижении  на  работу  и  обратно, естественно, усложняли  жизнь  и  работу  того  первого  министра, поэтому основную  работу  по  организации, укомплектованию  и  другим, связанными  с  этим, направлениями, в  новом  Министерстве, приходилось  выполнять  мне  и  привлеченным   отраслевым  специалистам, многие  из  которых, тоже перешли в Министерство из  нашего  НПО «ДНЕСТР».
Через  несколько  месяцев, уже  в 1993  году, был  назначен  второй  министр, но  он  был  вроде,  как  рангом  повыше, считался  вице-премьером  правительства, отвечающим  за  сельское  хозяйство. В  самом  министерстве, появлялся  редко, если  что-то  было  надо –вызывал  нас  к  себе, в «правительство».
 Министерство  сельского  хозяйства, разместилось  в  бывшем  здании «НПО  ДНЕСТР», а  так  как  я  жил  всего  в  ста  метрах  от  места  работы, то  всегда  был «на хозяйстве»  и  мне  приходилось  решать  любые  вопросы, независимо  от  направления  и  сферы  влияния.  Новый,  гонористый  Министр, прослужил  с  нами  около  года, а  потом куда-то  делся, не  знаю  -сам  ушел  или  его  куда-то  направили, но  я  его  с  тех  пор  больше  не  видел, ни  на  работе, ни  вне  её….А я сам –так  и  был  всегда «на хозяйстве», исполняющим  обязанности  министра.
Поэтому, когда  пошли  проблемы  с  хлебом, Президент  ПМР -  вызвал  меня  и  отправил  искать  зерно.
Честно  говоря, я  не  ожидал  такого  положения  с  хлебом. Это  было  не  мое  направление, поэтому  я  не  вникал  в  детали   предыдущие  пару  лет. А  тут-  на  тебе –катастрофа! Такое  в  моей  памяти  было  только  в  конце  сороковых  годов, но  только  не  в  начале  девяностых….Общепринятая в  то  время, на  всех  уровнях,  версия, что  главная  причина  отсутствия  хлеба  (зерна) –неурожай  текущего (1994) года – на  мой  взгляд, была ошибочной  и  не  отражала  действительности .
Да, неурожайный  год, серьезно  повлиял  на  заготовки  зерна, но  это  был  только  один  из  факторов  появившейся  проблемы и  далеко не  главный.
Дело  в  том, что, занимая  под  зерновые культуры  до  половины  посевных  площадей, мы, в Приднестровье, производили   зерна с солидным  запасом, для  обеспечения всех потребностей  в  продовольствии  и  фураже. Все ,  произведенное в ПМР,  зерно,   оставалось  в  наших  хранилищах, никто  его  никуда  не  отправлял, наоборот, -  к  нам   завозили  дополнительно  разные  виды  зерна, так  как  животноводческие  комплексы  всех  видов  и  птицекомбинаты, снабжающие  спецпотребителей, в  том  числе  и  за  рубежом, постоянно  нуждались  в  комбикормах  и  не  было  смысла  отправлять  куда-то  наше  зерно, а  потом – откуда-то  снова его  завозить.
Разорвав  с Молдовой  политическую  связь, мы  еще  несколько  лет вынуждены  были  сохранять  хозяйственно-экономические  связи. С  тем  же  зерном. Управление системой  хлебопродуктов, уже  после  образования  ПМР, продолжало определенное  время, курироваться  из Кишинева. Главный  наш  зерновой  элеватор, очень  неудачно (для  нас),был расположен  на  «границе». За  забором-  Молдова, железнодорожные  пути заходят  на  элеватор  и  поди  разберись- где, что,  кем  и  куда  отправляется…
Я  не  могу  утверждать, но  думаю, что  немало  зерна, ушло тогда из  наших  хранилищ  по  распоряжениям  из  соседнего  государства. Возможно  и  поэтому-  так  быстро  опустели   наши  хранилища….
Но  и  это  еще  не  все. Не  могу сослаться  на  недостоверность  статистической  отчетности  по    валовому  производству  зерна  в 1994  году, где,   по  отдельным  видам,  были   показатели,    троекратно   ниже средней   урожайности  предыдущих нескольких     лет, но думаю, что  из-за  отсутствия действующего (обязательного)  государственного  плана  закупок, как  такового, уже   в «приднестровский  период», хозяйства  просто  оставили  часть  зерна  в   своих  складах, уменьшив  при  этом  отчетные объемы  производства.
Как  бы  там  ни  было, но, произведя (по  отчетности)  в  том  же 1994  году, более 160  тысяч  тонн  зерна, в  том  числе  более  50  тысяч  тонн  пшеницы, мы  остались  к  осени  без  хлеба, чего  не  было  до  этого, почти 50  лет….
Вот  об  этом  я  и  думал, направляясь  в  неизвестный  Ростов. Все  эти  причины, конечно -прошедшая  лирика, а  зерно  нужно  сегодня, независимо от  них. С  причинами –будут  позже  разбираться, а  если  мы  не  привезем  зерно, - то  будут  разбираться… с  нами и  без  учета любых  причин.
К  вечеру –мы  прибыли в  город Ростов –на  Дону. Поселились  в  гостинице «Ростов», в  двуспальных  номерах. В  одном  -двое  представителей  элеватора, в  другом- мы, с водителем.


Рецензии