Хождения окаянного
Тропинка стремительно исчезала из виду в надвигающейся темноте. Андрей Безымянный, не помня себя от страха и ужаса, бежал по лесу. Стояла поздняя осень, и быстро вечерело. Пугающие ночные звуки леса окружили Андрея со всех сторон. Куда бы он ни шел, везде он слышал пронзительные крики птиц, почти неуловимый шум в кронах, копошение насекомых в траве. Деревья обступали Андрея, и он не знал, куда ему идти. Стволы- гиганты чернели и, словно водя хоровод, завлекали Андрея все дальше и дальше в глубину леса, туда, где чернела непроходимая темень. Его разум покрывался туманом.
Ему привиделось, что он оказался в каком- то зловещем спектакле, где он, непрошенный зритель, вышел на сцену прямо посреди действа. Он нарушил покой и заведенный порядок. Он вторгся туда, куда путь ему был заказан. Деревья- актеры вели себя враждебно по отношению к нему- хватали его за ноги, цеплялись за лодыжки, хлестали по щекам и даже ставили подножки. Лес надсмехался над ним. Деревья шептали друг другу его имя, и Андрей, манимый лесными духами все дальше, вопрошал себя, неужели он сам стал частью этого зловещего спектакля. Должно быть, не пройдет и ночь, как он сам зарастет корой, покроется листвой и будет зазывать заблудших путников, нашептывая их имена.
Неожиданно вдали что-то блеснуло. Андрей убавил бег и вздохнул с облегчением. Ветер дул ему в спину, словно выталкивая из леса. Деревья расступились перед юношей. Тропинка вывела Андрея на опушку леса. Вглядываясь в темноту, Андрей мог различить силуэты нескольких зданий, разбросанных по опушке. Подойдя поближе, он утыкался в полуразрушенные кирпичные стены. Он обходил здания по периметру, заглядывая в узкие окошки и наблюдая там лишь зияющую пустоту. У некоторых зданий отсутствовала крыша, а там, где остатки крыши все еще были видны, высоко в небе тускло блестели кресты на шпилях полуразрушенных куполов. Кое- где виднелись остатки церковных росписей. Наполовину стертые временем лики святых глядели на Андрея Безымянного, бродившего по тому Богом забытому месту.
Какая-то неведомая сила тянула Андрея зайти в одну из церквей. Словно зачарованный, он поднялся по ступеням и толкнул деревянную дверь. Раздался оглушительный скрип. Перешагнув порог, Андрей оказался внутри, и дверь захлопнулась за ним.
Оглянувшись вокруг, Андрей увидел нечто странное. В абсолютно пустом помещении на постаменте лежала икона, и рядом догорала свеча. Лучи закатного солнца проходили через узкие окошки сверху и косыми лучами опускались пылинками на чугунный пол. Андрей подошел к иконе.
Его взгляд упал на огромную ладонь, держащую весы. Над весами был изображен город с белокрылыми ангелами, а внизу были изображены ужасы ада. Андрей отпрянул в страхе от иконы, когда его глаза наткнулись на него самого, изображенного стоящего в смятении и робости рядом с весами.
Андрей коснулся рукой иконы и почувствовал, как он медленно теряет сознание. Его тело начало заваливаться вперед, голова уже почти касалась холста иконы, когда преодолев поверхность, она начала проваливаться внутрь. За головой- плечи, за плечами- туловище, за туловищем- ноги, пока ступня Андрея не скрылась под поверхностью иконы, и в церкви снова не воцарилась тишина.
Акт 2
- "Да откроются очи твои, да улицезришь ты свои деяния.
Да заплачешь ты как дитя, родившееся из утробы своей матери,
О злодеяниях, совершенных тобой.
Да обратишься ты к своему зачерствевшему сердцу
И поведаешь боль всех тобой угнетенных. "
Громогласный голос звучал сверху. Андрею подумалось, что вот он умер, и над ним сейчас вершится страшный суд.
Глаза Андрея были закрыты, и ему было страшно их открывать. Он лежал на спине, раскинув руки широко, словно отдавая себя всего на милость Господу Богу. Светлое пятно перемещалось вокруг него. Наконец, мягкий кроткий голос произнес:
- Не бойся, поднимайся.
Андрей открыл глаза и увидел рядом с собой ангела. У ангела были черные крылья, слегка покачивающиеся у него за спиной. Он пристально смотрел на Андрея, не моргая. Было что-то не человеческое в его глазах. Андрей почти не мог вынести его взгляда. Ангел знал все об Андрее, и Андрей это знал. Так учителя смотрят на своих самых маленьких учеников, которым еще предстоит прожить целую жизнь, а мудрый учитель, лишь глядя на своего ученика, может предвидеть, что станет с ним в будущем. Мудрость позволяет заглянуть в будущее.
Недалеко от ангела Андрей увидел человеческую душу, чьи мирские дела другой ангел взвешивал на чаше весов. Одна чаша неумолимо опускалась вниз, пока не ударилась о жестяной поддон с глухим звуком.
- Я приказываю тебе сейчас же отправляться в ад, - прозвучал громогласный голос. И душа грешника, обдуваемая сильным ветром, понеслась по трубам, идущим в преисподнюю. Душу сопровождали маленькие бесы, цепляющиеся за душу. Они хохотали.
- Господи, помилуй,- подумал Андрей.
Ангел, словно прочитав мысли Андрея, отвечал ему:
- Ты- всего- лишь случайный гость здесь. Чтобы выбраться из этого мира, тебе придется совершить небольшое путешествие. Я буду твоим проводником. Мы последуем по пути того грешника и сначала спустимся в сам Ад- пожмем руки грешникам и встретимся с Сатаной. Не бойся, пока я с тобой, тебе ничего не грозит. Яркий, божественный свет, окружавший меня, и милость Бога, будут защищать тебя на всем твоем пути. Пойдем же.
Ад представлял собой зловещее пространство, наполненное хаосом. Человеческие тени бродили назад и вперед, закольцованные в своих пагубных желаниях . Желания сгубили их души, превратив их некогда жаркие сердца в потухший смрадный уголь. Их глаза сияли жадностью, а их пальцы выворачивались в неестественные направления, обуреваемые желанием обладания. Их рты были перекошены поддельными улыбками и словами любви, которые в их чёрством сердце звучали как проклятия. Грешники стонали от непрекращающихся мук воспоминаний о злых деяниях. Каждую секунду они проживали эти моменты, и их кожа пылала жаром стыда за свою жизнь.
Ангел шел по тропинке, ведущей в логово Сатаны. Андрей глядел на черные крылья ангела. Ему казалось это несколько противоречивым, что ангел, истончавший божественное сияние, защищающий Андрея, имел крылья, черные словно смоль, и концы его перьев почти сливались с чернотой, клубившейся вокруг них.
Вскоре перед ними возникла пещера. Ангел бесстрашно вошел внутрь.
Сатана восседал на огромном каменном троне. Его лицо воплощало сосредоточение всего самого обаятельного и отторгающего. Он был красив и ужасен. Он был милостив и безжалостен. Его фигура пробуждала страх и восхищение одновременно, обещая все блага и богатства и умалчивая цену и последующую расплату.
На коленях у Дьявола сидел маленький человечек со скорбным лицом. Словно ребенок на коленях своего отца, это Иуда. Своими маленькими ручками он сжимал мешочек с 30 серебряниками. Его взгляд был устремлен на монеты которые он без конца перебирал в своих руках, и из его уст доносился нескончаемый счет: 1 серебряник, 2 серебряника, 3 серебряника…
Андрей в ужасе подошел к Иуде и заглянул ему в глаза.
- Разве это много за предательство?- вопросил Иуда и принялся пересчитывать серебряники заново.
Дьявол все качал Иуду, словно младенца.
Андрей и ангел покинули логово Дьявола.
- Разве Бог не должен быть милостив?- спрашивает Андрей у чернокрылого ангела
- Пока Иуда не задаст правильный вопрос, все останется по- прежнему. Какой вопрос задашь, такой ответ и получишь. А теперь же, разве ты не хочешь увидеть самого Господа Бога. Я проведу тебя, и ты задашь ему тот самый вопрос, из- за которого ты пришел сюда. Пойдем же.
Акт 3
Чернокрылый ангел вел Андрея Безымянного по божественному пути, от Тьмы к Свету. Выйдя из Ада, они встретили Иоанна Предтечу и Богоматерь, которые сложив руки в молитве, ходатайствуя за род человеческий. Они прошли мимо весов- "меры дел человеческих", мимо большой кисти руки, держащей младенцев- " праведных душ" в руке Божией. Они прошли мимо " престола уготованного", на котором испокон веков лежат одежда Христа, орудия Страстей и раскрытая "Книга Бытия", в которой записаны все слова и дела людей. Андрею подумалось, что вся его жизнь, все его сокрытые мысли и произнесенные слова написаны в этой книге, и даже тот момент, когда они сейчас проходят мимо, в ту же секунду записывается туда. Шаг за шагом. Строчка за строчкой.
Наконец, дойдя на самый верх, в Божественное Царство, Андрей с чернокрылым ангелом очутились перед высоченными белокаменными воротами. Они увидели старца, держащего золотой ключ в руке. На вратах была высечена надпись: "Узри вечную святость в душе".
- Отоприте ворота!- провозгласил ангел.
Так они ступили в Рай.
Андрей ожидал увидеть райские сады, разливающуюся благодать в воздухе и сладкий аромат цветов. Он ожидал увидеть праведников с младенческими лицами, резвящихся животных, хотя бы зеленую траву и голубое небо. Но перед ними престала белая мгла, расстилающаяся в бесконечность. Рай был пуст.
- Где же все?- изумленно спросил Андрей, глядя на ангела. На его лице появилась легкая улыбка, и Андрею подумалось, что в его лице появилось нечто человеческое.
- Все решили отправиться жить и помогать тому, кто находится на распутье- всем тем людям, которые прозябают в духовной бедности. Души, обитающие в Раю, отличаются искренним состраданием и человеколюбием. Они не могли более оставаться безучастными, они решились на отчаянный шаг.
- Почему же ты тогда остался?- спросил Андрей.
- Чтобы встретить тебя.
Андрею стало совестно, что вот он такой маленький, никчемный, словно дитя его водят по этому постороннему миру. Потерявшийся в мире сирота, озлобленный на мир, пожираемый и подавляемый своими страхами и воспоминаниями, раздираемый страстями и эмоциями, плетущийся в неизвестном ему направлении, потерявшись, он оказался здесь. И Бог ожидает его. Андрей уповал на судьбу, чтобы Бог оказался милостив к нему.
- Господи, помилуй,- вновь повторял Андрей.
На горизонте засиял свет. Андрей и Ангел подходили все ближе и ближе к Богу. Свет согревал их и вкладывал в головы благие мысли. Душа светлела.
Сделав еще несколько шагов, Андрей начал замечать нечто удивительное, Бог шел с такой же скоростью, как Андрей шагал ему на встречу, делал те же шаги, правой и левой ногой, они шли в унисон, руки двигались симметрично, тело покачивалось в одинаковом темпе. Андрей поднял руку, чтобы поприветствовать Бога, и его рука застыла на полпути в изумлении.
Андрей смотрел на Бога и, он не мог не узнать его. Это был он сам. Это были его лицо, его руки, его ноги, его туловище, его глаза, его волосы. Андрей протянул руку вперед, и его пальцы коснулись холодного стекла. Андрей смотрел на самого себя в зеркало.
- Так какой же твой главный вопрос? Какова же причина, почему ты явился сюда, проделав весь этот путь? Что же, тот ответ, который ты получил, тебя не удовлетворяет? Каждый в этом зеркале видит отражение себя- это квинтэссенция всего наилучшего, взращённого в личности. Это дух, проделавший весь путь познания святости и духовности. Это человек заботящийся, плачущий, горюющий. Это человек ранимый и раненый. Это человек, познавший свое Доброе Сердце, любящий и любимый. Рай и Ад- это состояния души. Своими деяниями можно самого себя низвергнуть в Ад и даже не заметить этого. А что же такое Бог? Это источник той силы, движущей тобой. Возвращайся же назад, Андрей.
И Андрея понесло в вихре из Рая. Его выдуло, и ворота за ним захлопнулись. Ветер подхватил его и понес к краю пространства, за тонкой вуалью которого он угадывал очертания купола заброшенной церкви. И снова, сначала пятка, затем нога, туловище, спина, плечи и последняя – голова явились из полотна иконы, и Андрей встал на ноги, крепко держась за аналой. Андрей глядел на икону "Страшного Суда", провел рукой по поверхности, и его пальцы ощутили мягкий материал.
Акт 4
Косые лучи закатного солнца пылинками расчерчивали пространство заброшенной церкви. Андрей взглянул на закрытую дверь и понял, что его путешествие подошло к концу. Сейчас он переступит порог церкви, и все волшебство рассеется. Все воспоминания позабудутся. Настоящий мир наступал на него, вторгался в его сумрачный день.
Андрей слышал голоса людей за дверью. Шаги, разговоры, смех, громкие крики, ругань. Калейдоскоп человеческой жизни ожидал его за дверью. Андрей ощутил себя стоящим на сцене, только что разыгравшим сценку перед пустующим залом. Андрей разыграл эту сценку внутри него самого, для самого себя и был готов вернуться за кулисы к остальным актерам, ожидавшим его.
Андрей потянул ручку двери. Вихрь воздуха ворвался внутрь. Опушка леса не была более покинутым местом. Повсюду кипела жизнь. Ею все дышало здесь- люди, бродящие по тропинкам, церкви, возвышающиеся в небо, купола, блестящие на закатном солнце. Место запустения превратилось в обетованный сад.
Небо разразилось музыкальными раскатами колокольного звона. Это была самая красивая музыка, которую когда- либо слышал Андрей. Рождавшийся в утробах качающихся металлических шаров и разливающийся в пространстве звон был очищающим и благодатным. Музыка отражалась от белоснежных облаков на небе и опускалась обратно на землю, частичками опадая на плечи людей. Даже каждый цветочек и травинка в садах вслушивались в колокольный звон, слегка покачиваясь на ветру. А над облаками, в кромешной темноте космоса, далекие звезды и могучие планетарные объекты с наслаждением внимали земной музыке.
Андрей увидел тропинку, начинающуюся у опушки и уходящую обратно в лес. Андрей знал, что теперь тропинка выведет его домой.
Андрей в последний раз обернулся назад, и на его плечо опустилось белое перышко.
- Дорогу осилит идущий,- сказал белокрылый ангел, но Андрей его уже не слышал, ведь ангельские слова имеют обыкновение растворяться где- то между небом и землей.
( История вдохновлена иконой "Страшный Суд", увиденной мной в Музее "Русская Старина" в Смоленске 11 марта 2025 года)
Свидетельство о публикации №225071000817