Утренняя тишина канала

          Каждое утро, не спеша, Адиль Бакиев — оператор пятой насосной станции канала Иртыш–Караганда — отправлялся к своему рабочему месту вдоль спокойной водной глади. Четыре километра пути от Экибастузского водохранилища до насосной станции №5 стали для него почти ритуалом: не просто дорога, а ежедневный обход, как у железнодорожников, что следят за путями, он пристально осматривал берега и само зеркало канала.
          Такая внимательность была не прихотью, а необходимостью. Ведь если в воду попадёт крупный посторонний предмет — коряга, кусок металла или мусор — это могло повредить механизм станции при закачке воды. Оставалось около восьмисот метров до станции, когда взгляд Адиля уловил странный выступ на поверхности воды у берега. Подойдя ближе, он замер: из воды торчал угол крыши легкового автомобиля. На влажной земле чётко проступали следы шин, словно машина поехала прямиком в канал.
          Без сомнений, кто-то утопил авто. По едва заметному цвету крыши он определил — скорее всего, это красный ВАЗ-2105. Сердце застучало быстрее. Адиль развернулся и поспешил к станции, откуда сразу позвонил в милицию, сообщив о тревожной находке.
          Прошло всего двадцать минут, как к месту подъехала первая милицейская машина. Ещё через пятнадцать — прибавились две дополнительные. Из своей будки на станции, через полевой бинокль, Адиль наблюдал за происходящим у канала, пытаясь понять, что же скрывается под водой.
          Следователь милиции, капитан Аскаров, прибыл к каналу с настороженным выражением лица. Опытный и немногословный, он с первого взгляда понял — дело непростое. Вокруг стояли оперативники, водолазы готовились к спуску в воду.
          — Бакиев, вы обнаружили машину? — спросил капитан, слегка наклонившись к Адилю.
          — Да, товарищ капитан. Вон, крыша — только краешек видно. И следы на земле свежие, будто загнали её сюда ночью.
          Водолаз, погрузившись в воду, исчез на несколько минут. Когда он появился из воды, напряжение выросло: внутри автомобиля был человек. Мужчина, пристёгнутый ремнём безопасности, без признаков жизни. Капитан велел аккуратно извлечь тело. Подъехавший подъёмный кран, с помощью водолазов, извлёк машину из канала. После чего следователь и эксперт приступили к осмотру погибшего и извлечённой из канала машины. Документы при покойном отсутствовали, но в бардачке нашлась фотография — чёрно-белый снимок 80-х годов, мужчина в армейской форме и ребёнок рядом.
          Интрига закручивалась. Как минимум, нужно было выяснить:
          Кто был этот человек?
          Почему машина оказалась на дне канала?
          Кто был на фото и как оно связано с погибшим?
          Адиль Бакиев, оператор насосной станции, всё это время наблюдал с безопасного расстояния, чувствуя, что стал свидетелем начала чего-то гораздо более крупного, чем просто утопленная машина. За несколько часов канал, привычный и спокойный, превратился в сцену загадочного преступления.
          Личность погибшего установили на следующий день. По отпечаткам пальцев в базе данных милиции он числился как Сергей Асанов — житель Экибастуза, 52 года, ранее судим за экономическое преступление в 90-х. Последние годы нигде официально не работал. Судебно-медицинская экспертиза установила, что Сергей Асанов утонул, в лёгких была вода. Это означало, что в канал машина упала с ещё живым водителем. Патологоанатом, после детального осмотра трупа, обнаружил в затылочной части головы следы от удара тупым предметом. Скорее всего получалось, что водителя оглушили, а потом машину столкнули в канал.
          Капитан Аскаров вглядывался в фотографию, найденную в бардачке машины. Что-то в лице мужчины казалось знакомым. И тут он вспомнил, что будучи ещё начинающим следователем, ему довелось читать уголовное дело Сергея Асанова, обвиняемого в хищении золота с Бозшакольского рудника, где он работал.
          — Поднимите старые дела по Асанову. И проверьте, кому принадлежит ВАЗ-2105, — распорядился он.
          Через несколько часов стало известно: машина оформлена на некоего Тимура Асанова — сына погибшего. Вот только Тимур считался пропавшим без вести уже пять лет. По заявлению матери, он уехал «в поисках работы» в другой регион и больше не выходил на связь.
          Семейная драма превращалась в криминальную загадку. Начали снимать показания у знакомых семьи. Одна из соседок рассказала, что месяц назад видела Сергея рядом с каналом, он будто искал кого-то — смотрел по сторонам, разговаривал с кем-то по телефону. Но милиция не зафиксировала никаких звонков с его номера.
Тем временем эксперты выявили странные повреждения на машине — будто она не сама съехала в канал, толкнули в воду с силой, намеренно. В салоне обнаружили второй след обуви — не погибшего. Получалось, что кто-то был рядом, на заднем сидении машины, до последнего момента.
          Поздним вечером, когда жара спала и канал окутала прохлада, в дверь кабинета капитана Аскарова тихо постучали.
          — Входите, — коротко бросил он, глядя на карту местности.
          На пороге стояла женщина лет сорока, в длинной летней юбке и светлом платке. Глаза насторожённые, голос дрожал.
          — Я... хочу кое-что рассказать. Только — вы никому...
          Аскаров откинулся в кресле, сделал жест рукой: продолжайте.
          — Две ночи назад я слышала звук мотора возле канала. Обычно там тихо, но тогда — был всплеск, и свет фар. Мой дом стоит недалеко от канала и я выглянула в окно — видела только силуэт мужчины в кепке. Он стоял у берега.
          — Вы можете его описать?
          — Высокий... худощавый... двигался нервно. Я думала, может рыбаки. Но... потом — тишина, и только фары исчезли.
          Это было совпадение? Или женщина видела момент преступления? На следующее утро оперативники начали проверку камер наблюдения на дальнем шоссе. И одно из устройств — старенькое, но рабочее — зафиксировало красный ВАЗ, въезжающий в район канала за сутки до находки. Аскаров запросил расширенные кадры. На заднем сиденье, кроме водителя, был силуэт второго человека — возможно, живого. Возможно, люди, находившиеся в машине, просто так поехали к воде...
          Капитан Аскаров не спал всю ночь. Силуэт второго человека, показания свидетелей, исчезнувший сын... Пазл складывался слишком медленно. Но на рассвете поступила новая информация: в одном из кооперативных гаражей, якобы принадлежавшего когда-то Тимуру Асанову, недалеко от Экибастуза, при обыске обнаружен тайник. В тайнике находились документы, старый мобильный телефон и записка: «Он забрал то, что мне принадлежало. Я вернулся, чтобы взять своё. Простить не могу.» Почерковедческая экспертиза установила, что записку написал Тимур. Образцы его подчерка были найдены в доме Аслановых во время осмотра вещей погибшего. К тому же, экспертиза установила, что записка была написана не так давно, во всяком случае, не пятилетней давности, когда исчез Тимур. Похоже, сын вернулся.
          Через IMEI телефона удалось узнать: последний звонок сделан в ночь исчезновения — на номер, зарегистрированный на покойного Сергея. Одна минута разговора. И наконец, баллистическая экспертиза подтвердила: машину столкнули в канал. След обуви, оставленный на влажной почве, рядом со следами шин со стороны водительской двери, не принадлежал утонувшему водителю.
          На основании проведённых экспертиз, следователь Аскаров возбудил уголовное дело по статье – умышленное убийство. Главным подозреваемым в этом деле стал сын погибшего – Тимур, которого тут же объявили в розыск. Тимура арестовали спустя неделю на съёмной квартире в Экибастузе, где он пытался скрыться. На допросах у следователя, Тимур полностью признал свою вину. Дело закрыли и передали в суд. Мотив — семейный конфликт, финал — трагедия.
          Адиль Бакиев снова шёл вдоль канала, как каждое утро. Всё было как прежде: водная гладь, шелест ветра, шаги по гравию. Только теперь, проходя мимо того места, где торчал угол крыши утопленной машины, он невольно замедлял шаг.
          — Канал утренней тишины не забудет, — тихо произнёс он, сам себе.

10.07.2025


Рецензии