Развитие рефлексивного анализа деятельности

Важнейшим атрибутом деятельности является рефлексия – анализ затруднений, возникающих в действиях, с целью их преодоления. От организованности рефлексии напрямую зависит эффективность деятельности, т.к. без серьезной аналитики любая деятельность склонна к деградации в той или иной степени.

В связи с этим рассмотрим два уровня организованности рефлексии (менее развитый и более развитый) в трактовке профессора Анисимова О.С. (Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002.)

Рефлексия – процесс коррекции способа действия через посредство реконструкции хода действия и причин затруднений. Рефлексия обусловлена потребностью действующего преодолеть затруднение с помощью анализа действия.

Рефлексивный анализ носит служебный по отношению к затруднению характер (т.е. имеет свою задачу по снятию затруднения посредством его анализа) и включает в себя три основные фазы интеллектуальной работы: (1) восстановление шагов действий до затруднения (исследование); (2) "вскрытие" ключевой причины затруднения (критика); (3) внесение изменения в способ действия, при реализации которого затруднение преодолевается (перенормирование) (см. сх. «мини-цикл»).

В более простом изложении, три рефлексивные фазы можно обозначить вопросами:

• Что произошло?
(фаза восстановления хода событий до затруднения);
• В чем главная причина?
(фаза поиска ведущего фактора, породившего затруднения);
• Что делать?
(фаза совершенствования нормы деятельности, нейтрализующей препятствующий фактор).

Таким образом, мини-цикл рефлексии включает в себя следующие шаги (см. сх. «мини-цикл», автор схемы - Анисимов О.С.):

1. выход из действия, в котором возникло затруднение;
2. реконструкция происшедшего;
3. выявление причины затруднения;
4. коррекция способа действия;
5. возврат в действие.

Макси-цикл рефлексии, как ее более развитый вариант, включает в себя следующие шаги  (см. сх. «макси-цикл»):

• выход из действия, в котором возникло затруднение;
• реконструкция происшедшего (ситуационная);
• выбор ценности (введение ценности), относительно которой будет корректироваться способ действия;
• построение концепции (понятия) "случая" на базе имеющегося аппарата категорий и с учетом результатов ситуационного анализа;
• использование концепции для проблематизации прошлого опыта;
• использование проблемы для построения абстрактной нормы ("стратегии");
• конкретизация абстрактной нормы;
• возврат в действие.

Т.е., в своем развитом варианте, рефлексия включает в себя пять типов (блоков) аналитической работы: исследование, ценностный анализ, концептуально-понятийная работа, проблемный анализ (критика) и проектирование (нормирование).

Рефлексия задает рамку требования для аналитической работы. Сама же аналитическая работа осуществляется за счет мышления. О мышлении поговорим отдельно в следующий раз.


Рецензии