Шёпот леса
В современном мире уже не часто можно встретить такие гуляния в ночь на Ивана Купала. А в деревне, где жил её прадедушка, эти традиции соблюдали. Она специально приехала в деревню в июле, к этому празднику. Ей очень хотелось поучаствовать в них. Многих девушек и парней в этой деревне она хорошо знала, так как, будучи маленькой, её часто летом родители отправляли сюда, на свежий воздух. Поэтому они с радостью приняли её в свою компанию.
Домик прадедушки стоял на краю деревни, около леса. Воздух здесь был чистым, свежим. Они любили с прадедом бродить по лесу. Он был заядлый грибник и они вместе ходили за грибами. Юлька уже в детстве знала все грибы, могла по виду различить, какой можно срезать, а какой внутри уже съеден червями. А ещё он её учил разбираться в травах и они вместе собирали их. Это Юлька любила больше, чем грибы. Она знала, какая трава что лечит. Знала, как их можно совмещать, а как нельзя. Знала в какие дни их можно собирать, а когда ещё рано, или уже поздно. Умела составлять лекарственные сборы. К её дедуле, как она его называла, все жители деревни приходили за народными лекарствами.
Он много чудес рассказывал ей об этом лесе. Но самый интересный и захватывающий рассказ был о том, как её прабабушка, будучи ещё молоденькой девушкой, в ночь на Ивана Купала, нашла в лесу цветок папоротника. Ей никто не верил, так как она утверждала, что не срывала его. И все подшучивали над ней, кроме прадеда. Он верил в то, что это была правда. Прабабушку Юлька не знала, она умерла, когда Юлька ещё не родилась. Но она её себе представляла именно такой, как описывал её прадед: черноволосой красавицей, с длинной и толстой косой, с озорными, зелеными глазами, и верящую в чудеса. Юлька тоже верила в чудеса. Прадедушка всегда говорил ей, что чудеса случаются, если в них верить. Юлька это чувствовала очень хорошо именно в этом лесу. Может потому, что лес её знает с детства, а она его. А может дело в её вере... Но она часто чувствовала этот лес. Иногда ей казалось даже, что лес с ней разговаривает и подсказывает.
Раньше прадедушка никогда не отпускал её гулять ночью, даже на Ивана Купала. А сегодня, первый раз отпустил. Ведь ей уже исполнилось 17 лет. Сначала она была вместе со всеми, они водили хороводы, прыгали через костры, пускали венки. А потом, она незаметно отделилась от всех и пошла в лес. Мечта детства найти цветок папоротника, как её прабабушка, не исчезла и до сих пор теплилась в её сердце. И она решилась в эту ночь пойти на поиски.
Лес становился ещё гуще. Юлька зашла уже слишком далеко. Голосов молодежи уже не было слышно. Да и огни от костра уже не мелькали. Было очень темно. Даже свет звезд и луны с трудом пробивался через широкие кроны деревьев.
- Юля... - вдруг услышала она женский голос, показавшийся ей очень знакомым.
Она испуганно притормозила. Почему-то она подумала о прабабушке, хотя никогда не слышала её голоса.
- Юля, - услышала она снова сзади.
У Юльки по коже пробежали холодные мурашки, стало немного страшно. Она хотела обернуться, но остановилась. Она вспомнила все те истории, о поисках цветка, которые слышала в детстве, когда силы леса, или нечистая сила, не пускают и хотят задержать.
- Нет, - прошептала девушка, - оборачиваться нельзя. Я не поддамся на это.
Она вдохнула поглубже воздуха, потом резко выдохнула и пошла вперёд. Под ногами вилась лоза. Юльке начало казаться, что она шевелится и специально путает её ноги, чтоб задержать. Девушка несколько раз чуть не упала. Но каждый раз придерживалась за ветви деревьев. На лес начал спускаться туман, видимость стала ещё хуже.
- Юлька, - услышала она опять сзади, только уже другой голос.
Этот голос она узнала - голос её прадеда. Только он называл её Юлькой. Не Юлечка, не Юленька, а именно Юлька. Но у него получалось так нежно и ласково, как будто это самое нежное имя.
- Дедуль? - удивилась девушка и начала оборачиваться...
Но вовремя сообразила, что его тут сейчас быть не должно.
- Нет, - сказала она уже громче, - не напугаете.
Сквозь пелену тумана она увидела мигающие огоньки справа.
- Туда, - прошептала Юля и стала пробираться через чащу.
Тропинок уже давно не было, она раздвигала ветви деревьев и двигалась в ту сторону, где увидела мигающие огни. Ветки царапали её тело, лоза путала ноги, но Юлька двигалась вперёд, к своей цели. Перецепившись через ветку, она все таки упала, ушибла локоть и колено. Лоза сразу спутала её руки, которые оказалась на земле. Юлька с трудом поразрывала её, поднялась и пошла дальше. Она опять увидела огоньки, уже совсем близко. Девушка обрадовалась и направились в их сторону. Туман начал постепенно рассеиваться. Деревья тоже становились реже. Наконец, она вышла на небольшую поляну. На какое-то мгновение Юлька замерла, затаив дыхание. Звезды в этом месте светили так, как будто их задачей было освещать только этот лес. А луна была такой близкой, что кажется, кроны деревьев касаются её. Вся поляна была усеяна папоротниками. Но в центре был самый большой, из которого торчал закрытый бутон цветка. Её восторгу не было предела. Ура! Она нашла его! Пробираясь к нему через другие папоротники, она старалась не наступать на них и проходить между ними. Наконец, она добралась до центра поляны. Цветок был закрыт. Девушка понимала, что ещё не время. Она помнила по старым преданиям, что папоротник зацветает ровно в полночь. Она присела рядом с ним на корточки и посмотрела на часы. Часы показывали без трех минут полночь. Юлька стала ждать, радуясь, что успела его найти к этому времени.
Она знала, что она хотела загадать.
Конечно, как все девушки она хотела счастья. Но сейчас желание у неё было другим. Её отец лежал в больнице, после операции, и никак не шёл на поправку. Врачи боролись за его жизнь каждый день, уже более трёх месяцев. Девушка очень хотела, чтоб он жил! Она очень его любила. И сейчас это было единственное её желание.
Вокруг цветка начали мигать огоньки, как искорки костра. Юля поняла, что чудо начинается! И действительно, в этот момент бутон начал быстро раскрываться. Перед ней появился огненно-красный цветок. Его сияние озарило всю поляну ярким светом, как от большого костра. Он чем-то напоминал немного лилию, но лепестки были более широкие и заострённые, как языки пламени. Они как будто дышали огнём. От него шло такое сильное тепло, что Юлька даже испугалась, не обожжётся ли она об него. Она уже хотела потянуть к нему руку, но вдруг задумалась. А когда желание загадывать? Когда срываешь? Или после того, как сорвала? Почему об этом нигде не написано. Но раздумывать времени не было. Она решила, что желание будет повторять и когда рвать будет и после того.
Юлька потянула к цветку руку и вдруг...
- Остановись, - услышала она лёгкий, но уверенный шёпот и замерла от удивления.
Шёпот был от цветка… Она не могла в это поверить.
- Он живой? - так же шёпотом спросила девушка не понятно у кого, и не веря в происходящее.
- Живой... - тихим эхом раздалось по всей поляне, а потом все тот же шёпот, - Я не просто цветок, я один из духов этого леса... Я знаю зачем ты пришла. Я могу исполнить любое твоё желание... Но вместе с желанием, ты возьмёшь мою жизнь... Только раз в году я могу цвести, чтобы наполнится силой этой ночи. Но ты заберёшь это у меня навсегда... Ведь ты убьешь меня!
Юлька так и сидела, замерев, с приподнятой и протянутой к цветку рукой. Она растерялась, а время бежало...
А цветок разгорелся ещё ярче, как будто действительно наполняется энергией этой волшебной ночи. Каждый его лепесток дышал ярким пламенем. Его жар и яркий свет усилились. Юлька наклонилась к нему ближе, слегка касаясь пальчиками его лепестков, его тепло обжигало.
- Живи, - прошептала девушка и уронила свою руку в траву рядом с ним, закрыв при этом свои глаза и склонив голову...
- Ну что, красавица, выспалась? - услышала она голос прадедушки, приоткрыв глаза, - Нагулялась вчера с девчатами? Я и не слышал, когда ты пришла домой?
"Так это был сон?"- немного неуверенно и чуть с огорчением подумала Юлька, а вслух сказала:
- Дедуль, даже не знаю, не смотрела на часы.
- Да. Волшебство этой ночи завораживает, время не замечаешь, - улыбнулся в ответ прадед, - вставай, я твоих любимых сырников нажарил.
Юлька оглядела постель, на которой спала, потом комнату вокруг, как бы желая убедиться, что она действительно в доме и, что все происшедшее с ней было сном. Потом поднялась с постели и в пижаме пошла на кухню, на запах свежеприготовленных сырников, которые так и манили к себе. Прадедушка уже сидел за столом и улыбался, глядя на правнучку.
- А где ты локоть так ушибла? - спросил прадед, показывая глазами на её правую руку.
- Дедуль, не помню точно. Я вчера и через костры прыгала, и на речке была, и в хороводах участвовала, - ответила Юлька, глядя на ранки на своей руке.
- Еще и коленку разбила! Папоротник что-ли искала? - пробормотал прадед, откусывая сырник.
Она посмотрела на свои ноги. На правой коленке красовался большой синяк и несколько царапин. Немного удивившись, она подошла к столу и уселась напротив него, взяв с тарелки сырник и придвинув поближе чашку приготовленного, ароматного чая из трав, которые они с прадедом вместе собирали.
- Мать звонила, пока ты спала. Отец пошёл на поправку.
Юлька замерла, глядя на прадеда, с широко раскрытыми, радостными глазами...
P.S. Рассказ написан на основе моего стихотворения "Цветок папоротника" (https://stihi.ru/2025/02/03/1694 Свидетельство о публикации №125020301694 от 03.02.2025 08:11 )
Озвучку стихотворения можно прослушать тут: https://www.youtube.com/watch?v=0j-ot2T2h2s&t=1s или тут:
Свидетельство о публикации №225071101155