1. Черняховское столпотворение
О том, почему Восточный Мир по сей день не может примириться с Миром Западным.
1. ЧЕРНЯХОВСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Поскольку со всеми сваями, вбитыми в славянский фундамент, мы уже более или менее разобрались, нам пришла пора поговорить о самом фундаменте, вернее о той немалой его части, где в ближайшем будущем начнется возведение громадного здания Киевской Руси.
Вся эта громадная территория, простирающаяся от Карпат, низовьев Дуная и верховьев Днепра до Черного моря, Северского Донца и устья Днепра, в интересующую нас эпоху была покрыта бесчисленным множеством неукрепленных поселений, среди которых встречались и маленькие села в 7-10 домов, и большие многолюдные города, насчитывавшие более сотни жилых, хозяйственных и культовых построек, подобные тому, что размещался в районе нынешнего Киева. В историю все это «вавилонское столпотворение» вошло под общим названием - Черняховская культура. По мнению археологов, образовалась эта культура на Среднем Днепре, как раз где-то в районе Киева, а уже оттуда она затем распространилась во все стороны по Днепру, Десне, Сейму, Южному Бугу, Днестру и Северскому Донцу. Есть даже мнение, что именно к этой эпохе следует отнести деяния легендарного первостроителя Киевской Руси князя Кия. В Черняховских селениях жили бок о бок представители разных народов и племен. Они соблюдали разные религиозные обряды, хоронили в одних и тех же курганах но разными способами, строили жилища, присущие разным культурам. В черняховских городах на одной улице можно было встретить и добротный греческий дом из камня, и скифскую избу, и небольшую славянскую полуземлянку. Совсем не понятно, на каком языке эти люди друг с другом общались, да и был ли он вообще этот единый для всех язык межнационального общения. И, тем не менее, это было монолитное сообщество причерноморских племен, главным связующим звеном в котором, служила «провинциальная культура», привнесенная в Северное Причерноморье дакийскими и фракийскими беженцами и имевшая, вероятно, римское происхождение. Крупные ремесленные центры, выросшие на ее основе, и хорошо налаженная система торгово-обменных связей склеили представителей разных культур в огромный конгломерат. «Пшеворские» славяне, верхнеднепровские балты, «зарубинецкие» балто-славяне, германцы, скифы, сарматы и фракийцы жили здесь вперемешку и поначалу, вроде бы даже, не ссорились. Однако, с приходом готов все изменилось. На огромном теле пока еще единой культуры начала формироваться своеобразная межа, не очень четкая и крайне условная, но все же заметная. Она отделяла подольский и днепровский районы, где преобладало «пшеворское» и иранское население, позже объединившееся в антский племенной союз, от причерноморского, где удельный вес славян был ниже, и где, вероятнее всего, верховодили готы. При этом считается, что основу воинской силы антов составляли ославяневшиеся сарматы, фракийцы и ранние германцы, для которых готы, явившиеся невесть откуда, были чужаками не меньшими, чем для славян. Скандинавы не только пришли на всё готовое, выстроенное общими усилиями в течение веков, но и возжелали наложить на всё это свои загребущие лапы. Неудивительно поэтому, что между двумя половинками единой некогда культуры вскоре вспыхнула вражда, которую, в принципе, можно считать междоусобной. В результате этого противостояния вся Черняховская культура пришла в движение и начала постепенный отток на относительно спокойное левобережье Днепра и в безопасные северные леса, к верховьям Оки, Днепра и Десны.
Кроме всего прочего, готы, беспрестанно бодавшиеся с римлянами, перекрыли торговые пути, связывавшие Восточную Европу с римским Средиземноморьем, что немедленно привело к жесточайшему экономическому кризису в городах Северного Причерноморья, население которых жило за счет торговли «черняховцев» с Римской Империей. Вполне вероятно, что деление готской половины Черняховской культуры еще на две части, восточную и западную, также было каким-то образом связано с преобладанием в этих регионах разных культур или племен. Как бы там ни было, но традиционно считается, что в начале 4 века «империя» готов распалась на два больших племенных союза: восточный – остготский с Эрманарихом во главе и западный – вестготский, возглавляемый Атанарихом. Из этих двоих нам более всего интересен первый, поскольку, именно ему приписывают создание громадной «варварской» империи, в состав которой вошли и некоторые славянские племена, не принадлежавшие к Черняховскому сообществу.
Вообще, отношения со славянами у Эрманариха не сложились изначально. Если верить преданию, в детстве он в качестве пленника довольно долго жил при дворе славянского князя Измира. Но народная мудрость не зря ведь гласит: «Сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Когда мальчуган подрос, он прикончил князя со всей его семьей и сбежал в степи, прихватив с собой княжескую казну. Эта легенда, даже если в ней нет ни капли истины, тем не менее, служит неплохой иллюстрацией к готско-славянским отношениям той эпохи. Ставка Эрманариха размещалась на Днепре, по руслу которого он, очевидно и совершал свои походы вглубь лесов, тем более что славяне, как и все нормальные люди, стремились строить свои поселения поближе к рекам. Среди прочих в 4 веке готами был атакован крупный ремесленный центр, располагавшийся в районе нынешнего Смоленска. Не просуществовав и ста лет, он был разгромлен. «Прасмоленску» не помогли и крепкие деревянные стены. Скандинавский эпос утверждает, что легендарный предшественник Новгорода Холмград так же не сумел избежать неприятной встречи с королем остготов. Если же верить Иордану, относившемуся к этому воинственному персонажу с особым почтением, Эрманарих после долгих войн и дальних походов подчинил себе почти всю Восточную Европу, прошелся с боями по Волге до самого Каспия, покуролесил немного на берегах Терека, прогулялся за Кавказ и по побережью Черного моря добрался до Азова. В-общем, он «повторил» славный путь Святослава Игоревича, которому, правда, еще только предстояло родиться через несколько столетий. Активность готского короля, очевидно, и послужила причиной появления на свет антского племенного союза, главной экономической базой которого стали славянские племена Волыни, а основу вооруженных сил составили роксаланы, сарматы и фракийцы, входившие в состав западной аланской орды. На Волыни жили племена, в прошлом выдержавшие не одну войну, с иранскими кочевниками и с Римской Империей. Воевать они умели. Готам здесь было оказано особенно упорное сопротивление. По «Велесовой Книге» - в одном из боев король даже потерял своего сына. После тяжелой войны, шедшей с переменным успехом, Эрманарих пошел на заключение с антами союзного договора. Не исключено, впрочем, что анты все же признали свое поражение и подчинились остготскому королю.
Главной движущей силой антского племенного союза историки считают росомонов. Название это дословно переводится как «люди рос» или «светлые люди». По легенде, именно росомонов возглавлял прославленный предводитель антов Бус Белояр. Сам же этноним «анты» неславянского происхождения, и, более чем вероятно, что он не был самоназванием ни одного из волынских племен, а вошел в историю с подачи их соседей. В сарматском языке он означал – «порубежный», «крайний». В этом случае «ант», это ни что иное, как «украинец». Есть, правда, и еще одно значение этого слова, тюркское, – «друг», «союзник». Так могли называть росомонов враги Эрманариха – гунны. Но тогда сразу возникает вопрос – чей союзник? Ведь, будучи вассалом Эрманариха, Бус на первых порах с гуннами воевал. По крайней мере, «Велесова Книга» утверждает, что именно после победы над гуннами Бус Белояр основал на Днепре «Русколань», столицей которой стала Голунь. И есть даже сведения, что там он вполне мог принять из рук римлян христианство. Росомоны, судя по всему, стали «правопреемниками» роксалан. В многонациональной армии Эрманариха они считались элитой. Имя самого Буса Белояра было известно не только на берегах Днепра, но и в предгорьях Северного Кавказа, где в том же 4 веке появился своеобразный памятник, сработанный греческими мастерами и установленный в окрестностях нынешнего Пятигорска, - этакий пограничный столб, вытесанный из трахитовой лавы, с изображением прославленного предводителя россомонов, сохранившийся до наших дней в запасниках Исторического музея в Москве.
Могучий Эрманарих, опасаясь усиления своего вассала, решил, видимо, по-быстрому с ним разобраться и при этом явно не рассчитал сил. Белояр выставил против короля целую коалицию, в которой помимо антов приняли участие и некие «народы Словении» из «Боянова Гимна», коих ассоциируют с «пшеворцами», известными в ту эпоху под именем склавенов. Они, в отличие от своих волынских сородичей, привыкли жить собственным умом без помощи всяких там германцев, иранцев и фракийцев. Как бы там ни было, но в 374 году началась большая война, нашедшая свое отражение и в скандинавских сагах, и в «Велесовой Книге, и в «Бояновом Гимне», и в трудах античных авторов. Эрманарих вероломно нарушил мирный договор с антами и вновь ворвался в их земли. В ответ Бус поднял против готов всех, кто на тот момент считался их данниками, включая финские и кавказские племена. Готы были разгромлены. Сам король получил тяжелое ранение и до конца своих дней был практически прикован к постели. Лоскутная империя дряхлеющего Эрманариха начала рассыпаться прямо у него на глазах. В довершение всех бед, на зов Буса Белояра решили откликнуться гунны, и Европа оказалась ввергнута в хаос войн и переселений, чем-то напоминавший тот, что произошел на Ближнем Востоке сразу вслед за Троянской Войной.
Свидетельство о публикации №225071101186