Мануально Автоматизированное Контролированиение С
Китайская модель как основа. На официальном уровне закрепляется определенная социальная норма. То, насколько человек ее соблюдает, определяет его доступ к социальным благами — возможности путешествовать, покупать недвижимость, проживать в отелях. Гражданин, «заслуживающий доверия», должен быть вознагражден, а «ненадежный» — наказан.
Государство, местные органы власти или компании оценивают социальное поведение человека от 0 до 1000 или от A до D. Рейтинг складывается из информации, полученной из официальных источников — налоговой, правоохранительных органов, правительственных структур, загсов, образовательных учреждений, компаний. А также из данных цифровых источников: истории поиска, онлайн-покупок и активности в соцсетях. Кроме того, информацию получают через камеры видеонаблюдения и систему распознавания лиц. Уповать на отсутствие камер или навигатор, который заботливо подскажет, где машину поджидает камера, бессмысленно. По оценкам CBS News, в Китае около 400 млн таких камер.
Важно отметить, что рейтинг рассчитывается вручную официальными лицами и организациями. В будущем планируется, что эту работу будет выполнять искусственный интеллект. Более того, не во всех провинциях существует такая высокотехнологичная система сбора данных. Если в Ханчжоу, столице провинции Чжэцзян, жители использует идентификационные карты, то в деревнях система работает по старинке: с помощью ручек и бумаги. По деревне ходят люди, которые наблюдают за жизнью местных и фиксируют их заслуги и проступки. В системе социального кредита важную роль играют черные и красные списки. Это такие два полюса, вокруг которых строится система. Несмотря на то, что есть списки национальные, региональные, коммерческие, и условия для каждого могут отличатся, существует «общая система наказания», в соответствии с которой правительственные учреждения совместно решают «наказывать» лиц, занесенных в черный список.В качестве наказания накладывается ряд ограничений: снижение скорости интернета, ограничение доступа к социальным и государственным услугам, а также общественному транспорту (бронирование авиабилетов или билетов на скоростной поезд). «Ненадежным» гражданам могут отказать в оформлении кредита, ипотеки и страховки или в приеме детей в частную школу. Важно отметить, что выйти из черного списка возможно: если человек займется общественно важной деятельностью или, например, совершит героический подвиг.Но как это на самом деле спросите у Китайцев. В красный список попадают «образцовые» граждане, которые активно занимаются общественно полезной деятельностью: жертвуют на благотворительность, сдают кровь на донорство, помогают бедным. За свои заслуги они получают привилегии: кредиты под низкие проценты, бесплатный прокат велосипедов и автомобилей, льготные тарифы на мобильную связь, приоритет при поступлении в школу или трудоустройстве.Оба списка влияют на социальную репутацию. Людей, которые попадают в «черный список», часто публично осуждают, а образцовых граждан — ставят в пример. Информацию о них можно увидеть в газетах и на рекламных щитах. В провинции Хэбэй, например, разрабатывается мини-программа, в которой можно будет проверить, есть ли рядом люди, занесенные в черный список. В одном из эпизодов нашумевшего сериала «Черное зеркало», который славится своим умением показать мрачную изнанку современных социальных тенденций, был изображен высокотехнологичный мир, где действует единая система социального кредита, — каждому человеку присваивается индивидуальный рейтинг от 1 до 5, который видят другие. При этом оценку социальному поведению дает не государство, а люди, с которыми человек взаимодействует как вживую, так и онлайн, через единую соцсеть — квинтэссенцию нашей коммуникации. Рейтинг влияет на доступ к перелетами, аренде автомобилей и квартир. Люди с самым низким рейтингом становятся изгоями общества. Однако даже между оценками «4.2» и «4.8» может разверзнуться непреодолимая пропасть.Исследование, в котором изучались поведенческие реакции китайцев на формирующуюся систему социальных кредитов, показало, что подавляющее большинство респондентов (98%) хотя бы раз меняли свое поведение в ответ на коммерческую или государственную систему рейтингов.
.
Свидетельство о публикации №225071101202