Глава 17 - Дворовые забавы

В  Микрорайоне в домах была сливная канализация, то есть все сточные воды с квартир собирались в большой подземный  резервуар, сверху который   был закрыт тремя длинными железобетонными плитами. Когда приезжала водооткачивающая машина, то с ней приезжал автокран, который среднюю плиту снимал, по окончании откачки - возвращал опять.  Видимо автокран не всегда был доступен для этой  работы, так как всё чаще средняя плита не была  уложена на место.
   
Линия домов-трехэтажек, где они жили была застроена домами на высоком подвальном помещении, где   были кладовки и каждая квартира заняла  для себя, чтобы хранить всякие вещи, инструменты, банки с консервированием и т.д.  В подвале были застекленные окна, светло и чисто. Но не долго,  так как очень скоро стекла были выбиты, детвора носилась в догонялки и мчались через подвал напрямую - в дверь и наружу в окно.
 Жильцы стали возмущаться,  Домоуправление  поставили решетки на окна, а деревянные двери заменили на металлические и навесили замки.
 
Догонялки была любимая игра и очень простая, без какого-либо политического разделения, типа казаки-разбойники, белые-красные,наши-фашисты и так далее, просто разделялись на две группы, решали кто будет убегать, а кто - догонять и после короткой считалочки все бросались в рассыпную. Достаточно было не поймать и удержать, хотя поначалу  это практиковалась, а просто хлопнуть-дотронуться до убегающего. Если все уже были "пойманы" кроме одного, ему предлагали просто "сдаться".  Потом   команды менялись и все начиналось сначала.
 
Рядом с их трехэтажкой проходила дорога, которая вела за город. Эта была та дорога, которую вторую  пересекала Девочка когда  возвращалась из школы к бабушке и дедушке - она была очень опасная не тем, что много машин,автобусов и грузовиков, а тем, что все мчались с большой скоростью.
Так же эта дорога  отделяла Новый Микрорайон от  большого заброшенного старого кладбища, поэтому пересекали её детвора очень  осторожно.  Когда потеплело дети стали бегать играться и на кладбище,  оно всё превратилось уже в волнистое поле, могилы просели так, что надо было ходить осторожно, чтобы не провалиться. Мальчишки посмелее находили череп и надев его на палку пугали девчонок и малышей.  Несмотря на это детвора бегали в догонялки, как-то еще игрались,  а одна девочка вдруг провалилась в могилу и еле вытащили её.
 Один мальчик, серьезный и спокойный, иногда шел играться с ними и предлагал запечь картошку, каждый, кто хотел поесть должен был принести  для себя две-три штуки, так как картошка тогда была очень дорогая.  Этот мальчик очень хорошо умел запекать картошку, все искали и приносили палки и ветки, он разжигал костер и закладывал картошку. Пока ждали все болтали,  смеялись, рассказывали истории, а потом мальчик раздвигал  уголья и раздавал всем картошины. Поев редкое лакомство,  все черные и чумазые шли домой, чтобы успеть умыться до прихода родителей с работы.
 Потом взрослые, узнав о походах на кладбище запретили  своим детям ходить туда, так как это"нехорошо".  Игры на кладбище прекратились, кроме некоторых очень смелых хулиганов.

Сбоку их дома жители соорудили стол со скамьями и дети днем частенько сидели, болтали, играли в какие-то игры, игрушки, куклы...А вечером здесь уже собирались взрослые, в основном мужчины, играли в карты, нарды, шашки, пили пиво.
 
Между  их трехэтажкой и последней - около дороги -  стали строить какое-то небольшое здание кирпичное, дети конечно же лазали в недостроенном фундаменте, удивлялись и гадали - что здесь будет, смотрели на  дорогу около дома и мечтали, что здесь будет хорошая и широкая дорога, с фонарями и остановка автобуса будет вот прямо-таки здесь, около этого этого здания. Как вообщем-то и произошло позже  - лет через десять-пятнадцаь.

В это вот время в Новом микрорайоне стали менять канализацию со сливной на стационарную и какое-то время, около года-двух была отключена и водопроводная вода.
 Как раз напротив  их подъезда построили огромный туалет с выгребной ямой, высокие ступени вели к четырем кабинам по две с противоположных сторон. Все жильцы трех-этажки  пользовались этим туалетом, выносили помои, сидеть на веранде было неприятно, так как видели все посещения, стоял запах (в основном - хлорки, которой посыпали в туалете). 
Для дома  все жильцы носили воду с водопроводного  крана  во дворе, было какое-то чувство "дикой жизни" . Как-то сразу же мама поручила носить  воду  Девочке,  а так как  она не была  сильной, то приносила только по пол-ведра и надо было много раз ходить, чтобы заполнить все ведра. Мама сама выносила помои, так как боялась, что Девочка  там подскользнётся.
 И только иногда, когда  была большая стирка, особенного рабочей грязной одежды отчима, он сам приносил  чистую воду  и выносил грязную.

Вдоль дороги вырыли глубокую канаву, которая тянулась далеко в обе стороны, внизу на дне была вода и потом там появились рыбки. Затем в канаве проложили очень широкую металическую трубу диаметром с метр и, конечно же, дети бегали на ней, просто сидели, рыбок ловили. Никто их не ругал, не прогонял, это было время  детской дворовой независимости.


Рецензии