Изнанка
Войдя внутрь, человек не просто задыхался – он тонул. Воздух был тяжелым не от пыли, а от спрессованных эпох. Он давил на грудь, как свинцовый саван, и пах не затхлостью, а озоном грозы, что никогда не грянет, прахом давно угасших костров и ледяной чистотой космической пустоты. И повсюду – гобелены. Они не просто висели – они владели пространством,покрывали стены сплошными коврами, свисали с потолка фантастическими сталактитами застывшей истории, стелились по полу сложнейшими лабиринтами узоров. Их было невозможно охватить взглядом – бесконечные полотна, сплетенные из нитей тоньше паутины и прочнее стали. Они переливались всеми оттенками человеческого опыта: алым цветом пожара и артериальной крови, золотом корон и предательства, пеплом крематориев и надежд, глубоким бархатом черным ночи и небытия. Вот – взлет Рима: мрамор Форума сияет холодным блеском, лица сенаторов застыли в масках власти, а в уголке, почти незаметно, уже змеится тонкая нить распада – трещина , в казалось нерушимом, величии. Там – падение Трои: дым пожарищ кажется осязаемым, можно различить запах гари и крови; лицо Гекубы, обращенное к небу в немом вопле, было выткано с такой точностью, что в ее глазах, казалось, мерцали настоящие слезы. Чуть дальше – безликие рабы возводят Вавилонскую башню; их фигуры напряжены, кирпичи кажутся реальными, но следующий ковер уже показывает хаос: груду руин и бегущих, обезумевших от смешения языков, людей. История здесь была не летописью, а тканой плотью мира, дышавшей тихим, неумолкающим шелестом тысяч невидимых челноков.
В эпицентре этого безумия, под куполом, который был не архитектурой, а сплетенной из теней и мерцающих звездных нитей паутиной самой Вечности, восседала Ариадна. Ее возраст был не годами, а геологическими пластами времени. Лицо – бледное, как лунный камень, изрезанное морщинами, глубокими, как каньоны, хранящие тайны исчезнувших цивилизаций. Кожа тонкая, почти пергаментная, сквозь которую угадывались синие прожилки – реки застывшей крови веков. Но осанка! Она была безупречна и незыблема. Прямая, как меридиан, как ось, на которой вращается колесо судьбы. Ее руки, тонкие и жилистые, с длинными ногтями цвета пожелтевшей слоновой кости, двигались с гипнотической, механической точностью. Она не просто ткала – она вершила суд. Ее станок, больше похожий на алтарь или орган, чем на ремесленный инструмент, был вырезан из черного камня, испещренного рунами, значение которых забыли даже боги. На нем лежало новое полотно – зарождающийся гобелен Эпохи.
Вокруг нее, в полумраке, растворяясь и проявляясь в завитках тяжелого воздуха, двигались Ткачихи. Не женщины – призраки паттерна. Силуэты женских фигур, невероятно грациозные, но лишенные всякой конкретики. Они были сотканы из тумана времени, из дымки забытых имен, из теней нереализованных возможностей. Их лица были как вода – пытаешься разглядеть черты, а видишь лишь отражение собственного страха или проблеск чужой, мимолетной радости. Можно было уловить изгиб шеи, напоминающий лебединую, линию плеча, достойную античной статуи, мерцание чего-то похожего на волосы цвета воронова крыла или пепла, но цельный образ ускользал. Они были вечными тенями, эхом красоты, что принесена в жертву ритму. Бесшумно скользя, они подавали Ариадне мотки нитей, рождавшихся прямо из воздуха или извлекаемых из темных лакун между гобеленами: алых и горячих, как только что пролитая кровь; черных и холодных, как космическая пустота; серебряных, звенящих от напряжения нерешительности; свинцовых, тягучих и давящих, как груз вины. Их шепот, похожий на шелест страниц в запретной библиотеке или на скрип перьев Смерти, сливался в один непрерывный, низкочастотный гул – гул самого Времени, звук ткацкого станка Вселенной.
Ариадна сосредоточилась на новом полотне. Контуры городов будущего – стеклянные и стальные монолиты, паутины дорог, уходящих в горизонт – уже проступали на основе. Ее палец, холодный и сухой, как ветка в инее, вытянул тончайшую, почти невесомую алую нить. Она проследила ее путь, и на миг в ее глазах – глубоких, темных, как колодцы, куда падали звезды и целые империи – отразилось нечто конкретное. Лицо девочки, смеющейся на залитой солнцем лужайке. Золотистые волосы, яркое платьице, беззаботность, сияющая как маяк в обычном, текучем мире.
— Миг чистой радости, — проскрипел ее голос, лишенный всякой теплоты, звучащий как скрежет камня о камень. — Искра в пустоте. Хрупкая. Ослепительная. Ничтожная.
Острый ноготь, словно коготь хищной птицы, чиркнул по нити. Алая струйка дернулась, вспыхнула крошечным огоньком несостоявшегося счастья и погасла, растворившись без следа. На гобелене, там, где должна была цвести лужайка, возникло крошечное, но невероятно густое темное пятно, похожее на каплю чернил. Без тени колебания, без морщинки сожаления, Ариадна протянула руку. Ближайший силуэт дрогнув, подал ей моток нитей цвета окислившейся крови, грязи и ржавчины. Нити сплелись в грубый, уродливый узел страдания. Из него потянулись жилы разрушения: микроскопические, но жутко детализированные танки, ползущие по карте; фигурки солдат, застывшие в предсмертных конвульсиях; языки пламени, лижущие нарисованные дома; лица беженцев, искаженные ужасом. Страдание. Хаос. Смерть. Это была необходимая контрастная нить в грандиозном узоре бытия. Без тьмы нет восприятия света. Без боли радость теряет цену. Без хаоса порядок – лишь пустая стагнация. Это был Закон.
Одина из ткачих, поднося моток нитей цвета ядовито-зеленого болота и тления, на мгновение задержалась. Ее туманный контур сгустился, стал чуть различимее. Может, в ее бестелесной сущности дрогнул отголосок давно утраченной памяти? Или проблеск сострадания, искра, не до конца погасшая в топке вечности? Она протянула нити, и ее движение было чуть медленнее, чуть осторожнее. Ариадна не повернула головы. Ее холодные пальцы механически взяли моток. Силуэт мгновенно отпрянул, его контуры расплылись, растворившись в общем тумане, как дым от задутой свечи. Мимолетная попытка индивидуальности была стерта без следа и упоминания. Здесь не было места жалости, сомнению или личной истории. Только Паттерн. Только Необходимость. Только Вечный, Бесстрастный Узор.
Заблудшие проникали в Дом редко, но неизбежно. Охотник, преследуемый стаей теней, что оказались лишь отражением его страха; ученый, ищущий источник временных аномалий; беглец, для которого замерший лес стал последним прибежищем от несправедливости мира. Они замирали на пороге, ослепленные не столько величием, сколько всепоглощающим ужасом бесчисленных гобеленов. Они видели силуэты – прекрасные и непостижимые, скользящие в полутьме, как сны наяву. И они видели Ариадну – бледную, вечную статую на троне из спрессованных времен, ее пальцы, плетущие саму ткань реальности, в которой заключена и их собственная нить. Некоторые, с диким воплем ужаса, бросались назад, в застывший лес, но бежали лишь до первой замерзшей птицы или зависшего листа, натыкаясь на невидимую стену остановившегося времени, пока безумие не затягивало их в свой теплый, не требующий понимания омут. Другие впадали в кататонию, застывая с открытыми, ничего не видящими глазами, узнавая в кровавых сценах прошлых войн или будущих катаклизмов лица своих предков или, что страшнее, свои собственные. Но были и те… те, чей взгляд, блуждая по еще неясным линиям нового гобелена, вдруг узнавал. Контуры родного города. Улицу, по которой ходил каждый день. Окно своей спальни. Или – самое страшное – крошечную, но невероятно точную фигурку… себя. Себя завтрашнего. Себя в момент наивысшего триумфа или глубочайшего падения. Себя в момент смерти.
Их судьба становилась ясна в последний, леденящий миг осознания. Холодные, невесомые, как дыхание могилы, руки силуэтов мягко касались их плеч. Не для утешения. Не для захвата. Для вплетения. Их крик – последний всплеск индивидуальной воли – застывал в горле, превращаясь в тонкую, дрожащую нить цвета ледяного ужаса. Их последний вздох становился шелковистой нитью отчаяния. Их немое непонимание – тусклой серой нитью забвения. Ариадна брала этот клубок человеческой агонии без тени эмоций. Ее пальцы разматывали его с каллиграфической точностью. Иногда нить страха становилась фоном для массовой паники на гобелене. Иногда нить отчаяния вплеталась в судьбу одинокого героя, придавая его подвигу трагический оттенок фатальности. Иногда вся эта спрессованная боль просто растворялась в общем фоне эпохи, добавляя серости и тяжести в общую картину. Каждая жизнь, каждая судьба – лишь мазок кисти на бесконечном полотне Вечности. Не более значимый, чем узелок на изнанке ковра.
Ариадна поправила прядь волос, седых, как лунный свет на леднике. Ее бледное, неподвижное лицо было подобно маске верховного жреца, приносящего вечные жертвы. Лишь в глубине глаз, этих бездонных колодцев, куда падали целые эпохи, не отражаясь, мерцал холодный, нечеловеческий свет – свет абсолютного Знания и абсолютного Безразличия. Она скользнула взглядом по новому гобелену. Там, среди ржавых нитей только что сотканной войны, уже зрел новый, еще более чудовищный узел конфликта. Рядом дрожала тонкая, нежная голубая нить – нить гениального открытия, что принесет мимолетную надежду и, как неизбежное следствие, новое, совершенное орудие уничтожения. Она протянула руку, и Силуэт, возникший как по велению мысли, подал ей моток нитей невероятного оттенка: цвета первых, робких лучей зари над полем боя, смешанного с пеплом сожженных городов. Начало и Конец. Созидание и Разрушение. Две стороны одной нити. Всегда вместе в Вечном Узоре.
Челноки задвигались быстрее, их тихий стук слился в мерный, неумолимый, как биение сердца Голема, ритм – ритм самого Мира. Ткачихи времени плели. Они плели прошлое, зафиксированное и незыблемое. Они плели настоящее, которое было лишь иллюзорной точкой пересечения нитей на станке. Они плели будущее, сотканное из бесчисленных оборванных "сейчас", из нереализованных возможностей и холодного, математического расчета Вечности. И в самом центре этого бесконечного, мрачного, непостижимо сложного полотна, под тяжестью всех времен и судеб, восседала Ариадна – бледный идол на троне из сплетенных судеб, Пряха Всего Сущего, для которой слеза ребенка значила не больше, чем пылинка на древнем ковре, а гибель цивилизации – лишь смена узора. А за окнами Дома, в замершем лесу, птица все так же висела в сантиметре от земли, вечно падая. Ожидая. Ожидая, когда и ее миг вечного падения будет аккуратно вплетен в очередной фрагмент Великого, Бесстрастного, Немого Узора.
Свидетельство о публикации №225071101735