Здесь хорошо!
Вечаша принимала гостей из Санкт-Петербурга, из знаменитого на весь мир Мариинского театра.
Великолепная четвёрка солистов театра — Анастасия Калагина (сопрано), Дарья Терещенко (меццо-сопрано), Ярослав Петряник (баритон), Антон Перминов (бас) и блестящий концертмейстер театра Оксана Клевцова выступили с концертом в Вечаше.
Природа для композитора Н. А. Римского-Корсакова являлась источником вдохновения в творчестве.
Сразу вспоминается Александр Сергеевич с его «Вновь я посетил» и Тютчевское «Блажен, кто посетил сей мир в минуты роковые».
Как хорошо ложатся строки двух великих поэтов, великих современников на то, что ощущаешь, когда приезжаешь в «тот уголок земли», где, используя слова того же Пушкина: «Холмы лесисты, над которыми часто я сиживал недвижим и глядел на озеро, вспоминая с грустью иные берега, иные волны».
Сразу вспоминается озеро Песно.
Оно, как песня, как немыслимая и дивная мелодия, на мостках которого так любил стоять композитор и где к нему приходили мелодические образы его сочинений. Его воды разлились так далеко и так бескрайне. Они так широки и глубоки, как наша Матушка-Россия со всеми её притоками.
Древняя Псковщина, сколько в тебе таких уголков души и не сосчитаешь, как богата ты на такие укромные места, где можно спрятаться от суеты и думать, и молчать, и получать вдохновение от самой Матушки-Природы, которая здесь пребогатая и чистая.
Жизнь Римского-Корсакова именно в последний период творчества в Петербурге изобиловала удручающими событиями.
Пришлось столкнуться с творческим кризисом, когда произошёл некоторый спад композиторской деятельности, увольнение из консерватории и восстановление. Когда случились печально известные волнения 9 января 1905 года, которые были поддержаны студенческой аудиторией консерватории, и Римский-Корсаков, возмущённый действиями провокаторов, покидает стены родной Санкт-Петербургской консерватории и занимается с учениками на дому, он получает очень выгодное предложение из Америки — преподавать теорию композиции.
Как вы думаете, каков был ответ великого русского композитора?
«Конечно, не поеду», — сказал он.
В этом весь Римский-Корсаков, истинный патриот своей родины, своей России.
Спустя девять месяцев он возвращается в консерваторию, где просит не устраивать концерт к 40-летию музыкальной деятельности:
«В такую минуту, как теперь, когда в Москве происходят такие ужасы, всякие манифестации, а тем более внемузыкальные».
Он не вправе праздновать, и он это понимает не только как композитор, но и как гражданин своей страны.
Какая большая разница стоит между этим воистину великим художником по сравнению с теми, кто сейчас запускает праздники, всевозможные торжества и фейерверки, какая разница между этим человеком с большой буквы, настоящим интеллигентом, который понимает, что нельзя покидать родину, которая тебя вскормила, дала всё для того, чтобы твоё творчество развивалось. Какая разница между ним и теми, кто уехал сейчас. Несопоставим масштаб дарования, но и не только в этом дело. Уехали, так и Бог с ними, но они почему-то считают своей святой обязанностью обязательно пнуть Россию и народ, который рукоплескал им когда-то, они любой ценой желают срубить «хорошие бабки», не понимая, что туда, в один конец, всех денег не заберёшь.
Римский-Корсаков, так любовно пестовавший своё родовое гнездо, хорошо понимал, что его корни здесь, и уехать не считал возможным.
Именно здесь, в Вечаше и Любенске, произошёл взлёт его музыкальной мысли, которая по интенсивности не знала себе равных — один за другим из-под его пера выходят озаряющие творчество и вдохновение, великие музыкальные оперные шедевры —
«Ночь перед Рождеством» (1895),
«Садко» (1897),
"Царская невеста"(1899), «Сказка о царе Салтане» (1900),
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907),
«Золотой петушок» (1909).
Так и с артистами прославленного театра, которые, когда-то полюбив Вечашу всей душой, стремились «вновь посетить» этот «уголок души». Вечаша притягивает, зовут к себе эти места, чтобы душа могла отогреться и приобщиться к первоисточнику — месту силы, к гению места, великому русскому композитору Н. А. Римскому-Корсакову.
Здесь, в наших краях, он нашёл свой приют и последнее пристанище.
Вечаша лечит в прямом смысле этого слова.
Великолепный бас Антон Перминов, выступивший на концерте, рассказал, что, когда собирался ехать в Вечашу, у него разболелась голова, не помогали даже таблетки. Приехав, он ощутил такой прилив сил, что голова сама собой прошла. Как признаётся певец: было одно желание — насладиться тишиной, покоем и природой этих мест, послушать её и принять, как принял когда-то её композитор Римский-Корсаков и она в ответ его приняла и не отпустила до самых последних дней.
Уже ступая на землю Вечаши, поражаешься тому солнцу, которое просачивается из-за деревьев, а они своими кронами приветствуют тебя. И сердце сразу заиграет такими же радостными красками счастья от того, что неподалёку видится озеро Песно, прекрасное в любую погоду и в любое время года.
Здесь хорошо! Именно так называется романс Рахманинова, который исполнила на «бис» замечательная певица Мариинского театра Анастасия Калагина.
Здесь хорошо и привольно русскому сердцу!
Большие, раскидистые деревья, растущие по аллеям парка, также основательны и надёжны, как сама музыка Римского-Корсакова, где ни одна нота, ни один такт не может быть проходящим, где всё учтено и выверено гармонией. Эти деревья-исполины говорят: «Мы распахиваем вам свои объятия и принимаем вас к себе». И ничего не может быть лучше этих объятий, этой встречи с Вечашей.
Артисты, по признанию Анастасии, давно хотели собраться все вместе и приехать с концертом в Вечашу, но сделать это было сложно из-за плотного графика выступлений каждого на сценических и концертных площадках. Сама Анастасия Калагина приехала в Вечашу во второй раз, а вот концертмейстер театра Оксана Клевцова здесь частый гость. Анастасия назвала пианистку Оксану Клевцову певицей, которая может играть, объяснив это тем, что Оксана имеет великолепное вокальное ухо, которое слышит и может исправлять певца.
«Приезд в Вечашу — это особенный концерт, куда мы едем с большим удовольствием попеть и подышать вечашским воздухом. Вечашская природа вдохновляет», — подытожила певица.
Также Анастасия Калагина отметила большую культуру и интерес к классическим произведениям у публики.
Великолепная четвёрка и их потрясающий концертмейстер показали настоящий образец исполнительства, где каждое выступление заканчивалось неизменным «браво».
Пение артистов одного из лучших театров мира было безупречным, технически выверенным и точным, где любая нота, пауза, нюанс были неслучайны.
Хочется отметить актёрское мастерство исполнителей, когда искусство переживания вплотную входит в мелодический рисунок, образуя неповторимый симбиоз, который является высшей степенью профессионализма.
Концерт состоял из камерной музыки зарубежных и русских композиторов.
Начиная с «Крестьянской кантаты» Баха (А. Перминов и А. Калагина), всё внимание было приковано к артистам.
Немецкая музыка завершилась произведением Р. Шумана «На Дунае» в исполнении А. Перминова. Надо отметить, забегая выше, что этот артист обладает не только прекрасными вокальными данными, позволяющими использовать весь спектр красок голоса, но и незаурядными актёрскими способностями, подтверждение тому — исполненные им произведения Г. Свиридова «Как яблочко румян» и «В Нижнем Новгороде».
Как точно была выверена по произведениям программа концерта. Музыка которого как будто специально была предназначена для того, чтобы исполнить её в усадебном доме, где сложилась очень тёплая атмосфера между артистами и зрителями.
Усадебный дом и цветы, окружавшие его вокруг и внутри, поставленные красивыми букетами в вазах, лёгкий ветер, который сам иногда открывал дверь и влетал в зал, навевая романтическое настроение и настраивая зрителей на слушание великой музыки, которая являлась великолепным бриллиантом в огранке усадьбы.
А. Рубинштейн с его незабываемой «Ночью» в исполнении завораживающего, тёплого меццо-сопрано прекрасной Дарьи Терещенко или Римский-Корсаков с «Не ветер вея с высоты...» в исполнении великолепного баритона Ярослава Петряника как никогда лучше и свежо легли на атмосферу усадьбы.
Потрясающе был исполнен Анастасией Калагиной романс Римского-Корсакова «Пленившись розой соловей». Её мягкое пианиссимо на высокой ноте незабываемо. Когда же к ней присоединилась в дуэте Дарья Терещенко, исполнив дуэт Чайковского «Рассвет», зрители, не сдержав эмоций, закричали «браво».
Интересны были с произведениями И. Стравинского из «Верлена» Ярослав Петряник и «Девичьей песней» из оперы «Мавра» Анастасия Калагина.
Как известно, Римский-Корсаков давал Игорю Стравинскому уроки композиции.
Певцы и концертмейстер показали наивысший уровень профессионализма в музыке. Тот уровень, которого требует статус театра, в котором служит, начиная с 1988 года, работая музыкальным руководителем, Валерий Гергиев, человек удивительной самоотдачи и работоспособности.
Валерий Гергиев не просто один из ярчайших музыкантов нашего времени, но и отличный руководитель. При нём Мариинский театр стал не только одним из лучших театров мира, но масштабным театрально-концертным комплексом, не имеющим аналогов в мире, где он ставит русскую и зарубежную классику, расширяет симфонический репертуар, проводит крупные музыкальные фестивали "Звёзды белых ночей", "Московский Пасхальный фестиваль", работает с лучшими театрами, оркестрами, солистами мира.
Валерий Гергиев поднял Мариинский театр на небывалую высоту. Тот уровень, которого добивался в своём творчестве композитор Н. А. Римский-Корсаков.
В одном ошибся композитор, утверждая, что каково было бы ему смотреть оттуда, как то, над чем трудился и что любил, умирает и забывается или если и не умирает, то рассасывается и испаряется.
Нет, Николай Андреевич, никуда не испарилось и не умерло ваше бессмертное творчество. Оно живо, пройдя столетие, заиграло новыми красками, чему прошедший концерт и явился подтверждением.
Настоящая классика не стареет!
Солнце. В день концерта оно встречало и провожало слушателей Вечаши. Как не хотелось уезжать. Оглянувшись, можно было увидеть его в зените. Оно прощалось с нами. Ненадолго. Потому что надолго не получится. Захочется возвращаться сюда вновь и вновь, чтобы сказать одно: «Здесь хорошо».
На фото Нины Христиановой: великолепная четвёрка солистов Мариинского театра — Дарья Терещенко, Анастасия Калагина, Антон Перминов, Ярослав Петряник с замечательным концертмейстером Мариинки Оксаной Клевцовой и сотрудниками музея Натальей Алексеевой и Раисой Алексеевой после концерта в Вечаше.
Свидетельство о публикации №225071100178