Суть Йоги Васиштхи - Глава 10 - Нирвана

Вашему вниманию представляется перевод на русский язык английской версии "Сути Йоги Васиштхи" - её наиболее конденсированной формы, также называемой "Йога Васиштха Сара Санграхах", изданной Шри Раманашрамом в 1973 году.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
НИРВАНА

1. Высшее блаженство невозможно испытать посредством контакта чувств с их объектами. Высшее состояние — это то, в котором ум уничтожается посредством однонаправленного исследования.

2. Блаженство, возникающее из контакта чувств с их объектами, является низшим. Контакт с объектами чувств — это рабство; свобода от него — освобождение.

3. Достигни чистого состояния между существованием и несуществованием и держись за него; не принимай и не отвергай внутренний или внешний мир.

4. Всегда полагайся на ту истинную реальность между чувствующим и инертным, которая есть бесконечное, подобное пространству сердце.

5. Вера в знающего и известное называется рабством. Знающий связан известным; он освобождается, когда нечего знать.

6. Отказываясь от идей видящего, видимого и видения вместе со скрытыми желаниями (васанами) прошлого, мы медитируем на то Я, которое является первичным светом, - основой видения.

7. Мы медитируем на вечное Я, свете светов, которое лежит между двумя идеями существования и несуществования.

8. Мы медитируем на то Я сознания, дарителя плодов всех наших мыслей, озарителя всех сияющих объектов и самого дальнего предела всех воспринимаемых объектов.

9. Мы медитируем на это неизменное Я, нашу реальность, блаженство которой возникает в сознании из-за тесного контакта между видящим и видимым.

10. Если медитировать на то состояние, которое наступает в конце бодрствования и начале сна (точка перехода меж сном и бодрствованием), то будет непосредственно испытано непреходящее блаженство.

11. Подобное камню состояние, в котором все мысли неподвижны и которое отличается от состояний бодрствования и сна, является высшим состоянием.

12. Подобно глине в глиняном горшке, Верховный Господь, который есть существование и подобное пространству сознание и блаженство, существует везде неотделимо (от вещей).

13. Я сияет само по себе как единый безграничный океан сознания, будоражимый волнами мысли.

14. Так же, как океан есть не что иное, как вода, весь мир вещей есть не что иное, как сознание, заполняющее все уголки, подобно бесконечному пространству.

15. Брахман и пространство подобны в своей невидимости, всепроникаемости и неразрушимости, но Брахман также является сознанием.

16. Существует только один бескрайний и глубокий океан чистого нектара, сладчайший (т.е. блаженный) везде и повсеместно.

17. Всё это есть истинный Брахман; всё это есть Атман. Не разделяйте Брахмана на «я есть одно» и «это есть другое».

18. Как только осознается, что Брахман всепроникающий и неделимый, эта огромная сансара оказывается Верховным Господом.

19. Тот, кто осознаёт, что всё есть Брахман, действительно становится Брахманом; кто не станет бессмертным, если выпьет нектар?

20. Если вы мудры, вы станете этим (Брахманом) благодаря такому убеждению; если нет, то даже если вам постоянно говорят, это будет бесполезно, как подношение, брошенное в пепел.

21. Даже если вы познали настоящую истину, вы должны практиковать всегда. Вода не станет чистой, просто при произнесении слова «плод катака» (растение, имеющее свойство очищать воду).

22. Если у человека есть твёрдое убеждение «Я есмь Высшее Я, называемое неразрушающимся Васудевой», он освобождён; в противном случае он остаётся связанным.

23. После устранения всего как «не то», «не то», остается Высшее Существо (буквально: состояние), которое не может быть устранено. Думайте «Я есть То» и будьте счастливы.

24. Всегда знайте, что Я — это Брахман, единый и целый. Как то, что неделимо, может быть разделено на «Я — медитирующий» и «другой — объект медитации»?

25. Когда человек думает «Я — чистое сознание», это называется медитацией, а когда даже идея медитации забыта, это самадхи.

26. Постоянный поток ментальных концепций, связанных с Брахманом без чувства «я», достигаемый посредством интенсивной практики Самоисследования (джняны), называется сампраджнята самадхи (медитация с концепциями).

27. Пусть дуют сильные ветры, характеризующие конец эонов (кальп); пусть все океаны объединяются, пусть двенадцать солнц горят (одновременно), но никакого вреда не случится тому, чей ум угас.

28. То сознание, которое является свидетелем взлёта и падения всех существ, знает, что это бессмертное состояние высшего блаженства.

29. Каждая движущаяся или неподвижная вещь — это всего лишь объект, визуализируемый умом. Когда ум уничтожен, двойственность (т. е. множественность) не воспринимается.

30. То, что неизменно, благоприятно и спокойно, то, в чём существует этот мир, то, что проявляет себя как изменчивые и неизменные объекты, — это единое сознание.

31. До того, как сбросить кожу, змея считает её собой, но, когда она сбросила её в свою нору, она больше не смотрит на неё как на себя.

32. Тот, кто превзошёл и добро, и зло, не воздерживается, как ребёнок, от запрещённых чувством греховности действий, и не делает того, что предписано чувством благопристойности.

33. Так же, как статуя (потенциально) содержится в колонне (т. е. массиве), даже если она фактически не высечена, так и мир существует во Брахмане. Поэтому Высшее Состояние — это не пустота.

34. Так же, как говорят, что колонна лишена статуи, когда она фактически не была высечена, так и Брахман считается пустым, когда он лишён впечатления от мира.

35. Так же, как можно сказать, что неподвижная вода содержит или не содержит рябь, так и Брахман может быть назван содержащим или не содержащим мир. Он не является ни пустотой, ни существованием.


Рецензии
Во славу Источника!
Священно-свято-литургические строфы!
То есть:
Сат-Чит-Ананда -
Бытие-Высшее Я - Блаженность,
или -
Самадхи савикальпа-нирвикальпа недвойственные...

Во различных пунктах главы и соединяется неразъединённое в Основе, говорится о многомерности, не противопоставляется (а по отдельным пунктам нот выглядит различным) симфонизм из-за нотности, и раскрывается во целостности "одновременная" многомерность...

Стоит впоследствии разобрать "по нотам" во имя сознания Живой Симфонии..

Юлиус Гольштейн Анандамурти   12.07.2025 19:29     Заявить о нарушении
Да будет так, Юлиус!..

Лидия Авсеева   12.07.2025 19:39   Заявить о нарушении