Освободитель трех столиц
Полувоенная специальность
Когда Латфулле пришла повестка в военкомат, ему не исполнилось еще и восемнадцати. К этому времени молодой парень успел окончить четыре класса башкирской школы и освоить всю несложную колхозную механизацию: молотилки, веялки, жатки-«лобогреки». В июне 1941г., сразу после начала войны, пошел учиться на тракториста в соседнем селе Камышка — понимал, что скоро в армии пригодится!
Навыки вождения гусеничной техники действительно Л.Тляумбетову в будущем пригодились, но вначале на учебных курсах в запасном полку в Калтубановке, близ Бузулука, он освоил старый, надежный пулемет-«максим», давно ставший в Красной армии символом революции и войны Гражданской. И вот пришло время, когда молодого солдата отправили в Свердловск, где он наконец сел за рычаги танка и гусеничного тягача.
На фронте молодые курсанты-«самоходчики» оказались неожиданно для себя: погрузили в теплушки и сообщили, что отправляют в колхоз — помочь собирать урожай. Однако «урожаем» оказался 251-й гвардейский самоходно-артиллерийский орденов Кутузова и Александра Невского полк в Коломне под Москвой. Оттуда и начался боевой путь Латфуллы Тляумбетова.
Часть была вооружена двумя видами самоходных артиллерийских орудий: Су-85, прозванные красноармейцами за точность стрельбы «артиллерийским снайпером» и гигантами СУ-150, именуемых в армейском фольклоре «зверобоями». Они единственным выстрелом из своего орудия сносили башню любой немецкой «хищной кошке» — будь то «пантера» или «королевский тигр»!
В союзе со «слабым звеном»
Полк, в котором теперь служил Латфулла, уже прошел славный боевой путь и носил почетное звание «Николаевский», за освобождение известного города в устье Днепра (знаменитого тем, что в «екатерининские» времена именно здесь строили парусные корабли русского Черноморского флота). К тому времени в активе этого боевого подразделения была уникальная военная операция в Луганской области, когда пришлось брать известную по современным сводкам СВО железнодорожную станцию Волноваха. Решающую роль сыграла группа из пятнадцати добровольцев, пробравшихся глубоко в тыл врага… по тоннелю теплотрассы (у современного читателя наверняка возникнут аналогии с недавней операцией наших бойцов на СВО в Судже!).
Вскоре полк, в составе 2-го гвардейского механизированного корпуса, вышел к границе Румынии. Войска этой страны оказались среди союзников Германии весьма «слабым звеном»: мало того, что именно через их позиции советские войска прорвались под Сталинградом и окружили 6-ю армию Паульса, они не смогли удержать Крым и подаренную им немцами Одесскую область. Вскоре в Румынии произошел военный переворот, и фашистская диктатура вновь стала королевством, объявившим войну Германии.
Как вспоминал Л.Тляумбетов, взятие румынских городов Тимишуара, Турнозифирин и Клуж, в которых закрепились немецкие и венгерские части, потому не составило большого труда – их освобождение происходило совместно с румынскими союзниками. Однако, чем ближе подходили наши части к венгерской границе, сопротивление немецких и венгерских войск становилось сильней. Дело в том, что 2-й Украинский фронт, в состав которого входил и гвардейский полк нашего героя, «наступил на больную мозоль» фашистской Германии: она лишалась здесь последних месторождений, столь необходимой для ее самолетов и танков нефти! Гитлер был полон решимости удержать территорию. Он заявлял, что можно скорее пойти на сдачу Берлина, чем на потерю венгерской нефти.
Город с привилегиями
В конце октября Красная армия уперлась в оборонительные рубежи в районе венгерского г. Кечкемет. Надо сказать, город этот имел особое стратегическое значение: находясь на пересечении нескольких дорог, он издавна надежно прикрывал Будапешт от любого нашествия. Недаром еще четыре века тому назад в пору турецкого владычества паша даровал ему особые привилегии - лишь бы не восставал против Стамбула!
Об ожесточенных боях у Кечкемета красноречиво говорят строки из журнала боевых действий 251-го полка:
- 30 октября 1944г. 18.00. полк, взаимодействуя с 25-м гвардейским танковым полком, вышел на юго-восточную окраину города Кечкемет. … Была отбита танковая контратака противника, который контратаковал из района Зреми в направлении Лииптам. Потерь в материальной части нет, ранено двое рядовых. Взято в плен пятеро венгерских солдат, которые переданы разведотделу 4-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса под расписку.
В бою отличились экипажи гвардии лейтенанта Елагина, механики-водители Лукьянов и Плотников (1-я батарея)… За день боя противнику нанесен урон: подбито самоходных орудий «фердинанд» — 2; танков «Т-4» -2 и до роты пехоты противника.
31 октября 1944г. В15.00 при нападении авиации противника, в квадрате 0098, полк потерял две самоходные установки СУ-85. В одной из установок сгорел заместитель командира полка по строевой части гвардии майор Саладушкин. Убит один сержант, ранены один офицер, один сержант.
За день боя уничтожено 4 артиллерийские батареи; 16 пулеметных гнезд; подбито 4 самоходных орудия «фердинанд»; 3 танка типа «тигр»; уничтожено 3 самоходных орудия «фердинанд»; 3 танка типа «тигр»; 4 танка «Т-4»; 5 самоходных орудий «артштурм».
К утру 1 ноября Кечкемет был полностью очищен от венгеро-немецких войск. Путь на Будапешт был открыт. Погибший в последний день октября майор Саладушкин всячески опекал молодого парня с момента его прихода в полк, потому и запомнился Латфулле венгерский город Кечкемет…
Украшение для упряжи
К концу ноября Будапешт был охвачен войсками 2-го Украинского фронта с севера, юга и востока. Но сходу взять город все же не удалось: немецкое командование, перебросив резервы с других участков фронта, смогло организовать плотную оборону непосредственно на подступах к венгерской столице. К началу декабря группировка противника, оборонявшая город и подходы к нему, была усилена с 38 до 51 дивизии, не считая отдельных бригад. Продовольствие и боеприпасы осажденным в Будапеште гитлеровским частям доставляли на транспортных самолетах или планерах. Городской стадион был превращен в аэродром, но лишь редкие самолеты сумели пробиться к окруженным немцам.
Чтобы вдохновить солдат Вермахта держать оборону, Гитлер распорядился сбросить на остров Чепель-сигет на Дунае контейнер с «железными крестами». Но немецкие летчики промахнулись, и контейнер упал в расположении советских войск. Это стало настоящим праздником для обозных коноводов — всю упряжь своих тяжеловозов они украсили немецкими крестами!
За овладение столицей Венгрии 2-й гвардейский механизированный корпус, в дополнение к почетному званию «Николаевский» стал именоваться «Николаевским-Будапештским». Как свидетельствует учетная карточка военкомата, именно в боях за столицу Венгрии сержант Латфулла Тляумбетов получил свое первое ранение. Уже после излечения он был награжден медалью «За взятие Будапешта».
Аустерлиц - победный реванш
Весной 1945г. Красная армия начала крупное наступление на южном крыле фронта. 2-му Украинскому, находившемуся между 3-м и 4-м Украинскими фронтами, была поставлена задача овладеть городами Братислава в Словакии и Брно в Моравии, а затем выйти к Праге.
46-й армии, в состав которой входил корпус нашего героя, повезло — его временно передали в состав другого фронта; и он после взятия Будапешта, «попутно» освободил еще и столицу Австрии — Вену. Сразу после этого это боевое подразделение перебросили в Моравию: предстояло взять ее административный центр — Брно.
Особенно сильное сопротивление немецкие войска оказали в районе Праценских высот, под Аустерлицем, где когда-то состоялась неудачная для русских войск красочно описанная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» битва с войсками Наполеона,. Поэтому, для советского гвардейского механизированного корпуса было делом чести достижение победы, и через сутки, 23 апреля, городок был освобожден!
3 мая 1945г. в бою у деревни Павин в районе города Брно батарея, где служил Л.Тляумбетов, приняла неравный бой с восьмью тяжелыми танками противника, которые пытались смять боевые порядки нашей пехоты. Четыре советских «зверобоя», хотя и имели преимущество в калибре орудий, однако двукратное численное превосходство «королевских тигров» явно осложняло дело. Будучи тяжело раненым, истекая кровью, командир батареи гвардии капитан Дмитрий Тепляков не покинул поле боя. Продолжая сражаться, он уничтожил четыре танка, сорвав контратаку противника. Остальные танки противника не выдержали боя и повернули назад. Однако прямым попаданием снаряда в машину командир был убит.
Как вспоминал, бывший при командире порученцем, Латфулла, за время боев с октября 1944г. по май 1945г. их батарея под командованием гвардии капитана Д.А.Теплякова уничтожила одиннадцать танков, тринадцать самоходных и четырнадцать полевых орудий, семь шестиствольных минометов, девять бронетранспортеров и до батальона пехоты противника. За подвиг при взятии Брно Дмитрий Тепляков был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
9 мая советские войска ворвались в столицу Чехословакии, Прагу. Ожесточенные бои продолжались в городе еще два дня, а к западу от него вплоть до 18 мая. Дело в том, что остатки Вермахта и СС пытались уйти на территорию Австрии и сдаться там американским войскам. Группа армий «Центр» была полностью ликвидирована, общее число пленных (с учетом сложивших оружие после 11 мая) составило около 860 тысяч человек, в том числе шестьдесят генералов.
Кто много лет спустя знал, что скромный шофер из с.Ново-Ахмерово, Судьбодаровского сельсовета Новосергиевского района Латфулла Тляумбетов был освободителем трех европейских столиц?! Разве, что четверо его сыновей, три дочери, да двадцать внуков и тридцать правнуков и правнучек!
(Автор Виктор ДУБОВИЦКИЙ)
Свидетельство о публикации №225071100547