Польза яда. Философская практика

ВСТУПЛЕНИЕ

    Кому не известен Эдмон Дантес, герой романа Дюма «Граф Монте-Кристо». Несчастный молодой моряк по доносу своих завистливых товарищей без суда и следствия был брошен в тюрьму, где провел 20 лет своей жизни. Казалось бы, что может быть хуже, возможно лишь смерть. Но он сумел извлечь из беды пользу, в определенной мере компенсирующую перенесенные страдания: благодаря своему соседу по камере, аббату Фариа, получил знания и обрел колоссальное состояние, сделавшее его одним из богатейших людей мира. Судьба преподнесла ему чашу с ядом, он же сумел испить ее, и извлечь выгоду.
 
    Вспомним нашего великого поэта Пушкина. Его в 1824 году его сослали в село Михайловское. Это трагедия для любого молодого человека, но ему, как поэту, она принесла большую пользу. В спокойной обстановке уединения он создал немало бессмертных произведений, в том числе «Евгения Онегина».

    «Великая сила – умение извлекать пользу из самого зла», - учил стоик Эпиктет.

    С этим выводом согласен Дейл Карнеги, он советует следующее:
    «Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад».

    ИТАК, с вами случилась неприятность, беда, неудача. Вы в растерянности и огорчении. Но философия учит: ХОРОШЕЕ СКРЫТО В ПЛОХОМ. Старайтесь увидеть положительную черту каждого негативного события.

КАК ИСКАТЬ ХОРОШЕЕ В ПЛОХОМ

    - Все то, что вы нам рассказали, лишь красивые слова, - скажет критически настроенный читатель, - Да, в змеином яде содержится лекарство, мудрец, возможно, и найдет в плохом что-то хорошее. А вот у обычного человека это не получится.

    Что ж, попробуем продемонстрировать, как это получается. Для этого необходимо выполнить следующее упражнение:

ИЩЕМ ХОРОШЕЕ

    Напишите колонкой имена нескольких людей, которые вам неприятны, с которыми вы раздражаетесь. Напротив каждого напишите лучшие качества, какие вы в нем видите.
Например:

Иванов – аккуратный, пунктуальный;
Петров – настырный, умеет добиваться своих целей,
Васюков – интеллигентный,
Сафонова -  во всем поможет близкому человеку,
Сидоров – физически сильный, выносливый.

    Если закрыть имена и объединить положительные качества, то получается хороший человек, на которого, может быть, захочется быть похожим.

    ВЫВОД: плохое на виду, а хорошее найти трудно. Опираться на лучшее, искать лучшее – задача философа.  Поэтому, если случилось что-то плохое, беда, неприятность – задача здравомыслящего человека определить, а нельзя ли из сложившейся ситуации извлечь какую-либо выгоду для себя.


ТРЕНИРУЕМСЯ ИСКАТЬ ЛУЧШЕЕ

    Чтобы научиться делать что-либо, нужен реальный опыт. Дабы его получить предложим  две практики, которые каждый может выполнить сам, без чьей-то помощи.

ЖИЗНЬ УЧИТ

    У каждого человека есть замечательный учитель, присутствие которого он обычно не замечает. Это сама жизнь. Философы утверждали, что все, что с нами происходит, мы должны воспринимать, как урок или тренировку определенного качества характера. От того, как мы усваиваем эти уроки, зависит наше будущее, наша судьба. Выполните следующее задание: вспомните несколько неурядиц, неприятных событий, произошедших с вами в последнее время. Чему они вас учат? Запишите это в виде набора строк. Чем больше их будет – тем лучше.

ПРИМЕР НАБОРА СТРОК НЕУРЯДИЦ

Событие: Шалит экран ПК; Чему произошедшее учит: Терпению.
Событие: Залетел голубь в комнату; Чему произошедшее учит: Невозмутимости.
Событие: В жару сломался кондиционер; Чему произошедшее учит: Принятию судьбы, самообладанию.

    Итак, ЖИЗНЬ ПРЕПОДНЕСЛА ВАМ НЕСКОЛЬКО УРОКОВ, УСВОИТЕ ЛИ ИХ ВЫ, ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ВАС.

ИГРА:  ПЛОХО – ХОРОШО

    Умению извлекать пользу из  зла учит игра «Плохо-Хорошо».
    Игра проходит следующим образом:  Игрок последовательно читает пункты-события. Его задача придумать, что  в плохом событии  может быть хорошего и, раздумывая не более 30 секунд, написать свою версию хорошего. Например, «вас уволили с работы», но, «на новом месте, возможно, будет более высокая зарплата».
 
1. Задержка автобуса на 30 мин. из-за поломки.
2. Потеря ключей от квартиры.
3. Потеря паспорта.
4. Не хватило денег оплатить покупки в магазине.
5. Потерял час в машине из-за пробки.
6. Поругался с незнакомцем в транспорте.
7. Технические неполадки с рабочим компьютером.
8. Заплесневел хлеб.
9. Необдуманное высказывание на работе в адрес начальника.
10. Заразился Ковид-19.
11. Поругался с женой.
12. Потерял мобильный телефон.

    В дальнейшем вы сами вначале можете придумать негативные события, а затем через несколько дней потренироваться, дав на них ответы. Чем более негативные события появятся в таком списке, тем полезнее.

    Получается еще интереснее и полезнее, если играть в данную игру вдвоем. В этом случае первый игрок называет плохое событие, другой говорит, почему это хорошо. Затем они меняются: второй игрок называет плохое событие – первый отвечает. Проигрывает тот, кто не сумел ничего сказать за 30 секунд. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Говорят, что молодой капитан должен относиться к шторму, как к возможности приобрести мастерство, разумный человек должен относиться к всевозможным напастям, как к школе жизни.
    Выполнение приведенных выше упражнений позволит вам сформировать необходимую жизненную установку, и вы сможете применить метод «Польза яда» в реальной ситуации.  Возможно, он станет вашим любимым приемом извлекать пользу из бед и неприятностей и обретать положительный настрой.

Итак, «ЕСЛИ ВАМ ДОСТАЛСЯ ЛИМОН, СДЕЛАЙТЕ ИЗ НЕГО ЛИМОНАД».


Рецензии