Филодем - учитель римлян из гадары

ФИЛОДЕМ  -  УЧИТЕЛЬ  РИМЛЯН  ИЗ  ГАДАРЫ  .

Филодем   , родившийся  в  Гадаре  -  учитель римских  поэтов , создавших  Римскую империю  такой  , какую  мы  её  узнаём                из исторических источников    .  И  даже  воссоздаём  .
Я  изучаю  духовную атмосферу  времён  , которые  названы                «  полнотой  времён  «  тогда   ,  когда  я  погружаюсь  в  мир  поэтов  ,                которые  создавали  атмосферу  римского общества  конца  1  го  века  до  Рождества  Христова  и  1  - го века  по  Рождеству  Христову .
В  моём  возрасте  уже  можно  различить  в  стихотворениях  римских  поэтов  того времени  не  «  любовь  «  , а  «  эротику  «  - служение  богу  Эросу  , порождения  бога  богатства  Плутоса  и  богини  бедности , который  , как  заметили  проницательные  глаза  исследователей  того  времени  , всегда  соседствует  Танатосу  -  богу  смерти .
Служение  Эросу  как  служение  Танатосу  -  вот  то  ,  что свойственно поэтике  того времени  .  То есть  обессиливание  человека  до  того ,  что  он  , обессиленный  , попадает прямо в  руки  смерти . 
В  древней Элладе  Сафо  воспевает  Эроса  : 
Опять  , страстно
Томима  , влачусь БЕЗ  СИЛ !
язвит    жало  ; Горька и сладка любовь   .
Эрос и ;;;;;;;;; — узорешитель и ;;;;;;;;;;; — сладко  - горький  . Он  —  как буря .                Ивик    сравнивает Эроса с кузнецом  , который ударяет молотом по раскаленному железу   .                В «  Антигоне»    Софокла   хор поет целую песнь об этом непобедимом   , безумящем                и по морям блуждающем Эросе   . Эврипид боится Эроса  :
О Эрот  ! Эрот   ! На кого ополчился ты  ,
Тем глаза желанье туманит  ,
В сердце сладкая нега   льется  ...
Но ко мне не иди  , молю тебя  ,
Ни с бедой  , Эрот  , ни в ярости  ...
(  Эрот  , несущий  беду  ,  притом   в  ярости  !  ) 
   
И  ещё  об  одной  эротической  напасти   говорят  таким  образом  - словами  , которые                я  сохранила  в  неприкосновенности  ,  чтобы   не  привнести  своё  мнение  ненароком   : 
 «  С Востока  , из Персии   , греки научились этой «  пестрой  Афродите»    — этой однополой любви  , которую будем называть по  -  гречески — ;;;;;;; ;;;;  , или ;; ;;;;;;;. Прославляя божественное вдохновение ;;;;; — термин  , допускающий двоякий перевод   , и                «  вдохновение  » и   «  исступление   »   , давая  пояснение  Сократа  :
— Сократ берется доказать  ,  что        «  исступление дается богами для величайшего счастья  » . Великий вождь небесный Зевс едет первый на своей крылатой  — колеснице  , устрояя везде порядок и обо всем заботясь  . За ним следует воинство богов и гениев  ... Все направляются                на великий пир  , где созерцают все истинно сущее  , усматривают истину  , насыщаются                и наслаждаются ею  . Души людей   , следующие ввысь   для созерцания этого   истинно  -  сущего                и имеющие силу в своих крыльях   , чтобы  быть в царстве истины   , остаются безопасными                при всяких странствиях  . Душа же   , не имеющая силы следовать  за богами   , помрачается забвением  и   злом   , роняет крылья и падает на землю  ...  Встречая на земле прекрасные формы  , мы лучше всего   вспоминаем о тамошнем   , которое в них отражается   . Но вспоминать по  -  здешнему о тамошнем легко не для всякой души  . Душа оперяется   , и рождение крыльев вызывает мучительную сладость и щекотание  .   Она неистовствует и   , как бешеная  ,
не может ни спать ночью   , ни оставаться на одном  месте днем  , но бежит со своей жаждой                туда  , где думает увидеть обладателя  красоты  » . Это и есть Эрос .
Есть  античная  модель  взаимоотношений  между  старшим  и младшим  (  Эраст  и  Эромен  )  .
Платоновское учение об Эросе   находим      в «  Федре  »  . Если в «  Лизисе  » тема Эроса только  намечалась  ,   а  в «  Федре  » разработана психологически  , то  в «  Пире  » она трактуется на широких уже общефилософских  основаниях   . В гостях      у  Агатона пирующие произносят   несколько речей   на тему об Эросе  .     В речи Федра  Платон хочет выдвинуть  идею   древности Эроса  . Здесь он ссылается на Гесиода  , Акусилая  , Парменида  . Эрос был всегда  . В речи Павсания  различаются  ... Афродита Небесная и Афродита Земная  , вместе     с этим и два Эроса  . Здесь  , стало быть   , дана идея противоположности  истинной любви             и грубо  -чувственной   .       (  Быв    в  Ита лии ,   видела  картину  Тициана    « Любовь  земная  и  любовь  небесная    «  , должно  быть иллюстрирующая  эту  идею   . ) 
  По Аристофану   , раньше были андрогины — существа   , совмещавшие в себе особенности того и другого пола   . Они были очень сильны и имели большие замыслы  . Чтобы они не замышляли   зла против богов  , Зевс разрезал их      на половинки  . И с тех пор эти половинки ждут одна другую   , стремясь слиться  .     И это  -  то стремление и есть Эрос  . В речи Агатона  содержатся основные признаки Эроса  .       Это Эрос красоты  , молодости   , нежности   , благообразия   ; это Эрос добродетели  :         он не обижает  —   и не получает обиды   , он умен и рассудителен   ;  ОН  ДОБРЫЙ  ПОЭТ  .  (  Эврипид  не  мог  открыть  для  себя    такого  Эрота  похоже , и  Сократ  тоже  .  )   Сократу оставалось синтетически изложить и примирить   : идею древности   , идею противоположности   грубой чувственности   , идею космичности   , идею андрогинизма       и отдельные черты красоты и добродетели Эроса  . Это он и пытается сделать в своей знаменитой речи из «  Пира  »   : не прекрасен   , каким почитают его многие   ,— напротив   ,       сух   , неопрятен   , необут  , бездомен   , всегда валяется на земле без постели   , ложится           на открытом воздухе   , перед дверьми  ,   на дорогах и   , имея природу матери  , всегда терпит  нужду   . Но по своему отцу он коварен в отношении  к  прекрасным      и добрым   , мужествен   , дерзок   и стремителен   ,  искусный стрелок   , всегда строит какое  -  нибудь лукавство  ,  любит благоразумие  , изобретателен  ,  во всю жизнь философствует  , СТРАШНЫЙ  ЧАРОДЕЙ  , ОТРАВИТЕЛЬ  И  СОФИСТ  . Он  обыкновенно ни смертен  , ни бессмертен  , но в один и тот  же день то цветет и живет  , когда у него изобилие  ,      то умирает  ,— и вдруг   , по природе своего отца  , опять оживает  .      
 ;;; ;;;   ,— читаем у Платона  ,— ;;; ;;;;;   ;;;;; ;;; ;;;;; ;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;; ;;;; ;;; ;; ;;;; ;;;;;;   , то  есть         для правильного развития Эроса  необходимо с юности начать шествие   к прекрасным   телам  . Трагедия Платона   :  Не понявши своего Эроса как живую   , бытийственную   , богочеловеческую связь  и понявши его лишь очень отвлеченно  , он не дал ни Эроса   ,        ни того   , что Эрос рождает  . В «  Государстве  » он постулирует  общность жен               и детей  , изгоняет поэтов и делает  все  , но только не для Эроса      в его высшем смысле   .                А в «   Законах »  , где явно заметен упадок веры в добро  , где признается  другая  , злая душа мира  , мы можем констатировать  только полное отчаяние философа в своих силах   и  —разочарование во всей своей жизненной задаче  . Сюда же  надо присоединить и горечь после трех неудачных поездок  к сицилийским тиранам  , предпринятых с целью проведения    начал «  идеального  » государства  .  Так трагично закончилась судьба престарелого философа  , пережившего и обаяние своего ПРАВЕДНИКА  - УЧИТЕЛЯ  ,  и его  ужасную смерть  , и отрешенный пессимизм с проповедью  отречения от мира  , и новый прилив надежд  , эпоху  Эроса и идеального государства  , и  , наконец  , опять вернувшиеся  ,  уже окончательные и страшные разочарования  и в смысле жизни  , и в смысле своей философии ... 
Вот что такое Эрос Платона и вот какое место его в мироощущении философа  .   
Знаменитый миф «  Федра  » : космос вращается вокруг себя   , и по его периферии  следуют блаженные огненные существа    , боги и  герои   . Но вот не выдерживают эти существа пребывания        в этих сферах   . По неисповедимым судьбам совершается  падение вниз  , отяжеление   , забвение виденного   , падение  в новое пространство и в новое время   ,                в разбитые   , несогласованные  и смертные   пространства и времена   . Однако  приходит момент — и падшие опять возвращаются вверх   , тело их меняется  , и они опять пребывают в блаженном  эфирном теле   , уже без затруднений созерцая вечное   .  « 
Круговращение  героев  и  богов  в природе  , иными  словами  .
  Служение   жрецов    Эроса    ,  родоначальника  этой  поэзии  ,   находящего слова  для  того  ,  чтобы  привести  что  - то    в  человеке  глубоко  спрятанное  , в  движение  ,  разрешающее  богам  войти в тела  людей  беспрепятственно  -   вот назначение  эротической  поэзии  .
И  черпать  из человека  энергию  в  огромных  количествах  , быстро подводя  человека  в  объятия  Танатоса  - смерти  . Это  -  цель  . 
Воспевание   Эрота    -  вот  что такое  служение  Катулла  в  начале  его  поэтической  жизни  . Напомню  , что  Катулл  - не  римлянин  ,              а  что называется  «  провинциал  «  . Потому  передаточное  звено  .
Чтобы  колесо  закрутилось  . Колесо воспевания  Эрота  .
Но  был  же  предшественник    ?  -  , подумала  я  , и  погрузилась  в  слой тех веков  в  поисках  учителя  .  И   нашла   Филодема  из  Гадары  .                Человек   эллинской  культуры  , но не  эллина  .
То  же  передаточное  звено  .    Не  став  эллином  ,  пошёл   в  Рим  .
Став  там  учителем  .  Прежде  быв  учеником  Зенона  -  эпикурейца  .
Кому  как  не  эпикурейцу   воспевать  Эроса  ?
Притом  Зенон  в переложении  Филодема  стал иметь мысли  самого  Филодема  .  То есть он  - не  хранитель  традиций  , а  родоначальник                их  . Родоначальник  направления  -  вот  что я  подумала  , кто как не  еврей  ? Скорее  всего  ,  так  называемый  «  полукровка  «  .
Полукровки   , находящиеся  на  границе  двух миров  .
Пользующиеся  богатствами  и  того  ,  и  другого   мира  .
Такое  моё  мнение  , что не  каждый  может  войти в  мир  еврейской  мысли  ,  и  в то  же  время  в  мир  эллинской  мысли  , и  менять  девственный  мир  римской  мысли  , а только принадлежащий  этим  мирам  через  кровь своих предков  . Некоторые  называли  Филодема  сирийцем  , но  это  только  по  территориальной  принадлежности  -     к  Сирийской  провинции  . Провинциал  , находящийся  на  границе  провинции  и  центра  всех провинций  - Рима   ,  ещё  борющегося  за  право  остаться  республикой  в  лице  Цицерона  , который  слушал  Филодема  внимательно  , хотя  и  с  обычным  высокомерием  римлянина  .  Филодема  слушал и  Вергилий  ,  и  Лукреций  .
Он  оказал влияние  на  Катулла  .  Катулл тоже  жил  во времена  Цицерона  .  Это  были  римские  поэты  времени  нарождающейся  империи  , строители  этой  Римской  империи  . 
Я  пытаюсь  понять строй  мыслей  поэтов  того времени  , что их   вдохновляет  писать именно таким  образом  , так  , что  это  стало тем   , что принимаемо  населением  расширяющейся  Римской                империи  .  Взрыв  , возникший  в  Альба  -  Лонге  , согласно  мифу  ,  основанный  Юлом  , сыном  Энея  , убежавшего  из пожара  разрушенной  Трои  ,и  богини  Венеры  , потомком  которых  был  Юлий  Цезарь  , - первый  император  Рима  ,  -   это  рождение новой  Вселенной  -  Римской  империи  .  Которую  должны  осмыслить   римские  жители  , призванные  к  этому    римскими  богами  .  Богами  , которые  доверили  управление  всеми  народами  именно  римскому  народу  , взрощенному  римскими  богами  буквально  из ничего  .  Из двух  близнецов  , вскормленных  волчицей  . И  потому  , впитав  с  молоком  матери               что  - то  , делающего  его   родоначальником  римлян  ,  более  , чем  другой  брат  ,  один  близнец  убивает  другого  -  за нарушение  границ  .  Границы  -  это священное  , то ,  чьё  нарушение  карается  смертью  . Вот  посыл  Рима  всему  миру  .
Коме  того  , Рим  -  это   духовное пространство  , создаваемое  поэтами  .   Границ  у  этого  духовного пространства  нет  .
Ибо  дух  дышит  , где  хочет  .
Это  - духовный  закон  .  А  вот  побудить человечество  дышать  этим  духом  -  это искусство  . Которое  доверено  в  Риме  не  философам  ,  как в  Элладе  ,  а  именно поэтам  .  И  Эросу  , ибо  он  - поэт  .
И  я  должна  погружаться  в этот мир  , погружаясь в  его внутренности  , чтобы  определить признаки  «  полноты  времени  « .
Без всякой  брезгливости  , без всякой  оценки  .
То  , что вижу  , о  том  и пишу  . Не  придумывая  ,  без  попытки  закрыть  глаза  на  отдельные  вещи  .  Аналитика  -  это  и  есть  погружение  во внутренние  процессы  того  , что происходит                в  римском  обществе  .  Без  выборки  , чтобы  описать  все  процессы  .
Каким  образом  ?    Проводя   анализ  творчества  поэтов  , которые  были  популярны  и  потому  с  одной  стороны  были  под влиянием  общества  , с  другой  стороны  - оказывали  на  общество  определённое  влияние  .   И  вот  ,  я  наткнулась  на  такую  фигуру  как  Филодем  .
Который  родился  в  Гадаре  ,  в  Десятиградии  .
Не  имеют понятия  , кто он по национальности  .
Но  Гадара  - именно  то место  , в  котором  Иисус  Христос  освободил  гадаринского  бесноватого  от  легиона  бесов  , которые  вселились                в  стадо свиней  , бросившееся  в  море  Галилейское  . Того  , кто имел  жилище в  гробах  , будучи  живым  , но  желая  умереть  так  ,  что  бился  головой  о камни  .  Брат  Ирода  Фазаэль  , попав        в  плен  , бился  головой  о камни  и  погиб  . То есть  -  это способ совершения  самоубийства  .  Который  практиковал  гадаринский  бесноватый  .
Легион  бесов  -  как  проиллюстрировать  ? 
Гоголь  писал  о себе  то ,  что и  Собакевич  ,     и  все  другие  герои  его произведений  -  это  он сам  .  Поэтому  описания  так  живы  , так находят  отклик  в  душах  читателей  , которые  буквально  очарованы  его произведениями  , видя  за  ними  описание  реалий  российских                и  малороссийских  с  «  тиха  украинская  ночь  ! «  .  Вот  этот  то  легион  бесов  -  созданные  им  образы  , бквально  , симулякры  ,  разорвали  его на  части  . Обстоятельства  его   смерти  страшны  .
Хотя   Гоголь взывал  к  Христу  , а  гадаринский  бесноватый    -                не  взывал  ,  и  Гоголь не  был освобождён  , а  гадаринский  бесноватый  был    осовобождён  ,   по причинам  , которые  выше  понимания  человеческого    ума  .  Вот  картина  одержимости  легионом  бесов .
Бесы  , которые  нуждаются  в  создании  им  образа  , ибо они  безобразны  .  Если  нет у них  образа  , они  попадают  в  свиней  .
Вот  оттого  огромна  роль литературы  и  искусства  .
Создавшие  жизненный  образ  , буквально  маски  для  безобразных  , поощряются  .  Ибо  образ  для  беса  -  это способ  войти в  человека  .
И  гибель свиного  стада  -  это иллюстрация  не  только  судьбы  безобразных  бесов  , но   и  запрета  на  поедание  свинины  .  То есть  бесы  имеют предпочтение  по причинам  , которые  нам  не  понятны  , поселяться  кроме  людей  в  свиньях  .
В   Гадаре   гигантские  стада  свиней  пасутся  по  берегам  Галилейского моря  без всяких препятствий  со стороны  общества  .
Значит  , общество  не  религиозно  по иудейски , безобразно   .
Неподалёку  Кесария  Филиппова  -  место  входа  в преисподнюю  , врата  ада  .  Гроты  , посвящённые  языческим  богам  .
Место  ,    в  котором  Иисус  сказал  Петру  :
«  Ты  - Пётр  , камень  ,  и  на  сем  камне  я  воздвигну  Церковь  и  врата  ада  не  одолеют  её  ! «  . Именно  в  этих местах  родился  Филодем  задолго  до  прихода  туда  Иисуса  Христа  и  Его  апостолов  .
То  есть  можно понять  то  , в   какой  атмосфере  он  родился  .
И  какую  амосферу  он распространял  в  Римской  империи  так  ,                что  Кальпурний  Пизон , римлянин  ,  что называется  до  мозга  костей  ,   подарил  Филодему     виллу  в  Геркулануме  , задолго                до  гибели  города  , но  , несомненно  что способствующий  этой  гибели  города  .      И  отравил  и  жителей  Геркуланума  , и  жителей  Помпей  желанием  эротизма  до  такой  степени  ,  что  я  , когда  находилась                в Помпеях  , в  одном  из лупинариев  , по  существу  храме  Эроса  ,  была  просто угнетена  откровенным  буйством  эротических  фантазий  художников  . Хотя  краски  были  поблекшими  и  не  в  полной  своей  красе  .  И  когда  я  узнала  о  том  ,  что  лупинарии  были  во всяком  доме  патриция  , с  каменными  ложами  с  остриями  каменьев  на  них ,   и  в  городе  были  так  называемые  публичные  лупинарии  , подобные  публичным  баням  , а  стены  Помпей  были  украшены  эпиграммами  наподобие  эпиграмм  Филодема  и  Катулла  ,  только  погрубее  , но смысл их тот  же  , я  была  потрясена  вот этими  воплощениями  духа  этого  города  , хотя  не  видела  тогда  ещё  экспонатов  Неаполитанского  музея  с  его тайными  коллекциями  изобретательного  эротического  художественного  гения   Помпей    .    Рассмотрим  ,  что   же   Филодем  привнёс  из  Гадары  , то  ,  что нашло  место     в  Римской  империи .  Но  вначале  сведения  о нём  :
Филодем  Гадарский  (  около  110  г  .  до  н  .  э .  , Гадара  -  около  35  или  40  г .  до  н  . э  .  Геркуланум  )  -  философ  --  эпикуреец  ,  поэт  .
Учился  у  Зенона  Сидонского  в  Афинах  , затем  жил в  Риме                и  Геркулануме  . Филодем  был  известен  как автор стихов                в  Палатинской  антологии  , но в  начале  18  - го века  на  Вилле  папирусов  в  Геркулануме  быи  найдены  фрагменты  других его многочисленных  сочинений  по  этике  , теологии   , риторике  , музыке  , поэзии  и  истории  различных  философских  школ  .
То есть именно  то  , что интересовало разбуженный  римский  ум  .
Разбуженный  с  помощью  греческих  философов  , поэтов  , драматургов  .  Ибо  до  сих пор  интересы  римского ума  были  сосредоточены  на  военной  и  земледельческой  деятельности  .
Даже  мысли  о  государственном  устройстве  римляне  черпали                у  греков  .  То есть изнеженная  греческая  мысль  попала  в  руки  деятельных  римлян  . И  погубила  в  конечном  счёте  .
Даже  принятие  поздним  Римом  сочинений  стоиков  не  удержало  Рим   от падения  .  Тем  более  сочинения  киников  и  эпикурейцев   неожиданно нашли  отклик   в  практическом  и прагматическом  римском  уме  .  То  есть  Рим  - пример  того  ,  что  душу  воина                и  земледельца  можно  погубить  . Некоторые  говорили  , что  именно  это и  есть месть  Риму  за  завоевание  Эллады  .
Цицерон  говорит  о  Филодеме  :  «  Если  кому  и  вздумается  порицать  Филодема  , то не  сильно  и  не  как  человек  циничного  , бесчестного                и  наглого  ,  а  как  истого грека  , как  льстеца  , как  поэта  .  « 
Цицерон  высокомерен  в  высказывании  , как  он  думает  , о  греке  .
Это  обычное  мнение  римлянина  о  греке  , называвшего  грека                «  Graeculum   «    -  «  гречишка  «  .  Как  легко евреи  перенимают  образы  всех  народов  ,  в  которых  живут  , так  что  их принимают  как  эталон  ,  в  данном  случае  -  грека  . Цицерон  продолжает  ,                а  язвительность  его  языка  была  общепринятой  так  ,  что  жена  Марка   Антония  Фульвия  , получив  себе  труп  Цицерона  ,  исколола  именно  его язык  булавками    :  «  По  просьбе  ,  по  приглашению  ,                по  принуждению  Филодем  очень много  написал  ему  (  Пизону  )                и  о  нём  , изобразив  в весьма изящных  (  !!!  )  стихах  все  страсти  этого  человека  , все  его  похождения  , всевозможные  обеды  и  пиры                и  , наконец  , все  его  любовные  связи  .  «  Так  что  читая  так  называемую  «  любовную  «  лирику  Филодема  в  эпиграммх  , необходимо  помнить и  о том  ,  что  это  возможное  описание  похождений  патрона  Филодема  - Пизона  .  Филодем  не  забывал  напоминать  Пизону  Кальпурнию  о  том  ,  что  богатство  -  это важный  источник  человеческого  благополучия  . Лучшее  употребление  из  богатств  делает  , по  Филодему  , тот  ,  кто  ПРЕДЛАГАЕТ  ИХ               К  УСЛУГАМ  ПРИЯТНЫХ  ЛЮДЕЙ  И  МУДРЕЦОВ  , подобно  тому  как  его учителю  Эпикуру  служили  своими  богатствами  его ученики  и  друзья  . Что интересно  так  это  то  ,  что   мать у  Эпикура  была  заклинательницей  змей  , как  и  Олимпиада  , мать  Александра  Македонского  , проводившая  ночь  на  постели  в окружении  змей  .
Ибо  в  змеях  гнездились  демоны  и  мать  Эпикура  заклинала  не  змей  ,   а  демонов  в  конечном  счёте  .  Как  и  мать  Александра  Македонского  .Смысл  жизни  самого  Эпикура  -  в  наслаждении  .
Филодем  следует  за  ним  .  И  осуждает  скупых  людей  .
Сочинение  Филодема  послужило  одним  из источников  трактата  Цицерона  «  О  природе  Богов  «  . Цицерон  указывал  , что Эпикур                не  только  признавал  необходимость почитания  богов  своего  города  , не  только  был  зрителем  на  праздниках  , посвящённых  этим  богам  ,  но и  сам  участвовал  в  обрядах . Ибо  Филодем  писал  о  том  , что  Эпикур   «   отмечал вместе  со всем  народом  праздник  горшков                (  на  второй  день Анфестерий  )  и  был посвящён в мистерии  города  .
И  цитировал  из  сочинения  Эпикура  «  Об образах  жизни  «  о  том  , что  мудрец  «  демонстрирует  уважение  к богам  , почитать  которых следует  не  из  за  страха  перед  ними  и  их  гневом  ,                а        «  потому  что  природа  богов  выше  нашей   . «   А  также   необходимость  «  следовать  обычаям  «  ,  дабы  «  не  смущать  общественное  мнение  «  , согласно  принципу  « жить в  согласии                с  природой  «  . Согласно стремлению  эпикурейцев  не  вмешиваться                в  политическую  жизнь  , согласно  их  этическому  идеалу  «  жить незаметно  «  , сохраняя  невозмутимость  духа  и  спокоийствия  .
Что опять таки  означало «  жить в  согласии с  природой  .  « 
Так  представлял  Филодем  .  Сам  же  Эпикур  отрицал  «  предания  отцов  «  и  не  стремился  доказывать  , что  эпикурейцы  -  законопослушные  и  благочестивые  граждане  .
Так Филодем  внёс  своё  понимание  эпикурейства  , не  согласуясь                с  основателем  учения   -  Эпикуром  .
В  логике  и  рассуждениях  Филодем  , следуя  не  только  Эпикуру  ,                но  и  своему  учителю  Зенону  Сидонскому  , используют индуктивный  метод рассуждения  .  Если  дедукция  -  метод  ,  при  котором  выводы  делаются  на  сонове  общих принципов  или  утверждений  , двигаясь  от  общего к  частному  , то  индукция  , наоборот  , предполагает  вывод  общих правил  или  утверждений  на  основе  наблюдения                за  частными  случаями  , двигаясь  от  частного  к  общему  .
Таким  образом  Шерлок  Холмс  по крайней  мере  в  своём  методе                не  был  эпикурейцем  .   А  Карл  Маркс  написал  докторскую  диссертацию  именно   об  Эпикуре  как наследнике  Демокрита  , который  творчески  развил его  учение  .   И  , изучив  эволюцию  взглядов  Эпикура  по  отношению к  Демокриту  , он считал , что  можно  будет   предвидеть эволюцию взглядов  гегельянцев  , которым  Маркс  был  , по  отношению к  Гегелю  . То есть  Эпикур  научил  самого  Маркса как  следует  поступать  с  идеями  своего  учителя  .
Но  Маркс  использует  диалектику  ,  делая  умозаключение  : 
«  Так   , добро есть бегство от зла    , а наслаждение есть уклонение от страдания  . « 

Филодем  мог  бы  написать подобную  диссертацию  может  быть , если  бы  не  был так  ленив  .  Как подлинный  эпикуреец  .
Ницше  усматривал  в  культуре  дионисийские  и  аполлонические  начала  .  Изучив  как  филолог  греческие  трагедии  .
« Рождение трагедии  из духа  музыки  «  - название его работы  .
 Дионисийство  , которое  олицетворяет собой  роковую  , пьянящую  , идущую  из самых недр  природы  страсть  жизни  , возвращающую человека  к  непосредственной  гармонии  мира  , аполлонизм  же  окутывает  жизнь  «  прекрасной  кажимостью  сновидческих миров  . «
Таким  образом  дионисийство  и  есть  пьянящий  эротизм  .
Которым  наполнены  стихи  Филодема . 
Сам  же  Филодем  , если  говорить  о  рождении трагедии  из  духа  музыки  , считал  , что  музыка  , состоящая  из  мелодии  и ритма  ,                не  оказывает никакого влияния  на  формированеи личности ,                в  отличии  от идей  и  мыслей  .  Музыка  по его мнению  только возбуждает  чувства  и  не  ведёт  к добродетели  . ТОЛЬКО                В  ЕДИНСТВЕ  С  ПОЭЗИЕЙ  музыка  может оказывать  образовательное  и  воспитательное  воздействие  , причём  ЗНАЧЕНИЕ  ПОЭЗИИ ВЫШЕ  , ЧЕМ  ПРОЗЫ  . Филодем  соглашается  с  Гомером  , что музыка  уместна  на  пирах  и  празденствах  , но  подчёркивает  , что Ивик  и  Анакреонт  привлекают  не  мелодичностью  песен  , но страстью  , выраженной                в  стихах  . И  музыка  в  сочетании  с  правильными  словами  способствует подлинному  наслаждению  . В  отличии  от Эпикура  , который  отрицал  значение  поэзии  и  гомеровскую  поэзию  считал ненужным  вымыслом  . Возможно  , что Эпикур  считал  , что истина  раскрывется  только  философией  , а  не  поэзией  , и  это  был спор                в  то время  ,  а  поэзия  ведёт  только  к  наслаждению .  Истина                тут не  при  чём  .  Но  многие  считали  ,  что в  нефилософской  прозе  ,  также  как  и  в  поэзии  , может быть выражен  тот  же  смысл  ,   что и  философии  -  указание пути к  блаженной  жизни  .  Философия                ,  выступающая  в  роли  религии  , а  поэзия  и  проза  - способы  выражения  указаний  пути к  блаженной  жизни  .
Что касается  эпикурейцев  , то они  рассматривали  явления  как  знаки  вещей  , которые  не  могут  быть восприняты  непосредственно  .
Филодем  в  своём  труде  « Об Эпикуре  «  рассматривал  историю  эпикурейства    от Эпикура  до своего учителя  Зенона  Сидонского  .
Отвергая  стоицизм  .  В  трактате  « О  поэзии  «  Филодем  отрицал  нравственную и познавательную  ценность  поэзии  , признавая  поэзию  только  как  источник  наслаждения  . В  трактате  « О  смерти  «  Филодем  вопреки  классическому  эпикурейству    писал  о  различии  между  кончиной  мудреца  и  смертью  обычного  человека  .
То есть  Филодем  не  был  последователем  своих  учителей  .
Но  тем не  менее  защищая  эпикурейство   от  обвинений  в безбожии  .
Хотя  Маркса  Эпикур привлёк  именно  как  безбожник  .
На  воззрениях  об  Эпикуре  Маркс  основывал  свою  богоборческую  позицию  . А  Филодем  подчёркивал  благочестивый  характер  эпикурейской  доктрины  .  То  есть  Филодем  был  очень свободным                в   трактовании  эпикурейства  ,  и  , возможно  , что  во времена  Маркса  присоединился  бы  к  воззрениям  Маркса  , держа  , как  говорится  ,   нос  по ветру  преобладающего   общественного мнения  .
Ибо  вообще  для  эпикурейца  «  искусство  есть  путь  , осуществляющий  для  жизни  пользу  «  .  Поэтому  искусство  не  может  идти ни  в какое  сравнение  с  природой  , ощущение  от связи    с  которой  доставляет  человеку  удовольствие (  hedone -   отсюда  гедонизм   ) ,  единственную  цель (  telos  )  для  всего  живого  .
И  потому  всякое  живое  существо  избегает страдания 
«  естественным  образом  , независимо  от   рассуждения .   «
Сама  природа  может  «  судить  о  том  , что служит  целям  природы     и  что  наоборот  «  .  Здесь не  поможет  никакое  разумное  рассуждение  человека  ,  так  как    «  все  помышления  (epinoia) происходят  из внешних  чувств  .  «    Цицерон  научился  от Филодема        в  своих рассуждениях  . Цицерон  -  противник  империи  как  идеи  Рима  .   То  есть  эпикурейство   вроде  бы  противится  идее империализма  .
Но  тем не  менее  он  существует  и  в  конечном  счёте эпикурейство  разрушит  империю  изнутри  . 
Так  что  вроде  бы  противник  империи  Цицерон  поддержал  эпикурейство  ,  и  на  самом  деле  стремление  к удовольствиям  -   гедонизм  , разрушил  империю  .  То есть одновременно  встретились  стоицизм  и  эпикурейство  ,  и  эпикурейство  победило  .
Не  без  помощи  Филодема  и  Катулла  .  То есть  в  самом  начале  империи  были  заложены  идеи  , которые  разрушили  империю  .
Через  поэзию  в  том  числе  . Через  эротическую  поэзию  .
Ибо  эротизм  всегда  ведёт  к  Танатосу  .
Плутарх  считал  гедонизм  благом  :  «  Удовольствие  должно  показаться  благом  «  всякому  , кто  «  имеет  ощущение  и является  телесным  существом  . «  Но  гедонизм  погубил  Греческую империю  , империю  Александра  Македонского  ,   и  Римскую империю                в  конце  концов  .  Не  могли  протвивостать  откровенному  эротизму 
Ставший  во  главе  Пергамского  государства  ,   возникшего   на  обломках  империи  Александра  Македонского ,  Пергама  , в  котором  был  великий жертвенник  Зевсу  , который  в  Откровении  Иоанна  Богослова  является  престолом  сатаны  ,  завещал  своё  государство  , что  было  необычайным  актом  сам    по себе  , Риму  .
Но  жертвенник  Зевса  спустя  века   переместился  в  Берлин  .
А  его  копия  , по слухам  , есть в  Москве  .
Но  глава  Пергамского  государства  , по первоначальному  замыслу  , бывшим  только  первым  среди  равных  ,  как  и  Александр  Македонский  ,  увидев  опасности  гедонизма  - стремления  только                к  удовольствиям  , который  первоначальный  Рим  отвергал  ,                и  потому  получил такой  подарок  .  Но не  устоял в  конце  концов  .                А  для  блаженной  жизни  эпикурейцев  недостаточно  одной  добродетели  , так  как   «  блаженства  достигает  удовольствие  , вытекающее  из  добродетели  ,  а  не  сама  добродетель  .  «  Такая  сложная  конструкция  позволила  пренебрегать  теми  добродетелями  , которые  не  несут  удовольствия  . Филодем  , по сути  дела  заменивший  искусство  пользой  ,  пользой  , как он  её  понимал  , настороженно и  критически  отнёсся  к  стоикам  , для  которых на  первом  плане  находился  именно  разум  (  а не  ощущение  )  . Указывает на  то  , что реальное  произведение  меньше  всего преследует  моральные  цели  .
То есть ломает  римский  взгляд  на  вещи  .  И  не  только  римский  .
Но и  взгляды  тех же  стоиков  .  Один из которых  Кратет  Пергамский  считал  , что  о  хорошем  и  плохом  звучании  судит  исключительно слух  .  Вообще  стоическая  поэзия  обращала  на  звук  огромное  внимание  .  У  Филодема  искусство оценивается  в  меру  своей  полезности , так  как искусство  подражает обыкновенному  ,  наиболее  ходовому  языку  , облегчая  его  употребление  .
И  с  точки  зрения  эпикурейского гедонизма  искусство  допускается    как  одна  из естественных  потребностей  .    Сам  Эпикур  был                не     прочь поглазеть  на  народные  празденства  .  То есть поэзия                не  должна  иметь  отношения  к  философии  и  должна  быть простой  по мысли  , тем  более  не  должна  иметь отношения  к  воспитанию              и  морали  .  И  хотя  Цицерон  и   Гораций  , а  они  современники  Филодема  ,  противоречат  ему  , но   тем не  менее  это  не  уменьшает влияния  Филодема  и  его взглядов  на  них  .
Ибо  Филодем  выскзывает и  глубокомысленные  выражения  : 
«  Речь является  даром  природы  , но  прекрасная  речь  есть  дар искусства  .  «  Хотя  Филодемом  больше  всего  ценится  употребление  обиходных слов  , простая  манера  без вхождения  в  тонкости  техники    и  полагает  , что  если  риторика  служит  для  убеждения  , то  поэзия  не  имеет практических целей  . В  отношении  стиля  , который  употребляет Филодем  , можно  отметить  его   трактат                «  О  музыке  «  , который  можно  было бы назвать  «  Против  музыки  «  . Его возражения  элементарны  , и  его тон  вполне  вульгарный  .
С  выражениями  "   как некоторые мечтают   " , "  ей  -  богу  , много              врет   "   , "   его болтовня   ", "   неумеренно смешной   ", "   глупейшее из этого   " .  Филодем  начисто  отрицает  за  музыкой  всякое  благородство  и  этическое  содержание  .    Ну  да  , полагаю  , что                на  народных праздниках  музыка  такая – неблагородная  и  неэтичная    .  А  основное  утверждение  Филодема      о музыке  гласит  :                «  В  музыке  нет никакого  «  этоса  «  . « 
И  этос  музыки не  больше  , чем  этос  поварского искусства  , то есть  музыка  даёт  «  не  больше  «  ,  чем  «  пища  и благовоние  . « 
А  о том  , что  музыка  бессильна  как  -  нибудь действовать на  душу  ,  Филодем твердит  очень часто и  в  догматической  форме  .
Воспитывает не  музыка  , а  философия  .
Ивик  и  Анакреонт  развращали  юношество  не  музыкой  , но мыслями  . Музыка  совершенно  бесполезна  и  в религиозной  жизни  .
Потому  что  боги  не  нуждаются  в  культе  .
Даже  экстаз Диониса  основан  исключительно  на  «  мнениях  «                (  doxa  )  ,   которые  возбуждаются  в людях  оглушительными  звуками  инструментов  .Недаром  тут  действуют   всегда  главным  образом  женщины  .  Филодем  отрицает пифагорейские  математически  музыкальные  идеи  о гармонии  сфер  , считая  их спекуляциями  .
Он  опровергает учения  о  родстве  мелоса  и ритма  с  характером  людей  , об  отношении  музыки  и добродетели  , о  музыкальном  катарсисе  .  Он  говорит    , что сначала  законная  и ревностная  музыка  была  установлена  для  почитания  богов  ,   а уже  затем   -                для  воспитания  свободных  . А  что именно  для  божественных  целей  , укзывает  и  само название  « теорейн  «  ,  « театес  «  -  зритель  ,                и  , наконец  , - «  театр  «  . Надо отметить и то  , что  начальное  эпикурейство  либо  просто  отрицает всякое  искусство  , либо  относится  к  нему  равнодушно  .  В  течение  тех   двухсот  лет  ,  которые  прошли  от  Эпикура  до  Филодема   , эпикурейство стало  совершенно иным  . За  это время  среди  эпикурейцев  развился  огромный  интерес  к  искусству  .   Но  сам  Филодем  в  своих попыках  дать развёрнутое  учение  Эпикурейства  высказывается  довольно небрежно  и  неряшливо  , часто выезжает на  общих  фразах  , и  часто  долбит  свои  тезисы  без всякого  желания  их  систематически  доказывать  или  опровергать  критикуемые  им  теории  .
То есть  в своих теоретических  трудах он поверхностен  .
Но тем  не  менее  его читают  . Должно  быть  из  за простоты  его суждений  и  языка  . Что касается  самого  Эпикура  , то  он  никогда    не  стал  заниматься  таким  пустым  с  его  точки  зрения    делом  ,        как  анализ  художественных прозведений  , вообще  всякая  наука  ему  была  совершенно   чужда  , кроме  той  одной  , которая  освобождает  человека  от страха  перед  смертью  и  перед  богами  .
И  вот  эти времена  совершенно  переменились  при  Филодеме  .
Теперь  Филодем  -  эпикуреец    уже  глубоко  занимается  поэтикой  .                И  хотя  его  аргументация  часто весьма  слабая  ,      по  мнению специалистов  ,  тем  не  менее  на  эту  аргументацию  против  теоретиков  поэзии  , риторики  и  музыки   он  пускает                в  ход  целые  трактаты  .  Эпикур  ставил своей  основной  целью  сохранить  покой  и  безмятежность  человеческой  души  , используя           удовольствие  , которое  испытывает  всякий  здоровый  организм                при  строгом  соблюдении  всё  же  всемозможных  правил   ДЛЯ  БЕЗОПАСНОГО  И  БЕЗВРЕДНОГО  ПЕРЕЖИВАНИЯ  ЭТИХ  УДОВОЛЬСТВИЙ  .
ВСЕГДА  СТРОГО  РАЗМЕРЕННЫХ  И  СОЗЕРЦАТЕЛЬНО  -  ЭСТЕТИЧЕСКИХ  .
Любовь и брак  трактовались  Эпикуром  как  обстоятельства  , которые  всегда  несут  с собой  всякого  рода  беспокойства  , опасность и  нарушение  внутренней  безмятежности  человека  .
С  точки  зрения  Эпикура  лучше  не  любить  и  не  вступать в  брак  , ОДНАЖДЫ  ДОПУЩЕННАЯ  ЛЮБОВЬ  или  однажды  заключённый  брак  во  всяком  случае  должны  проходить  так  , чтобы  не  приносить  человеку  никакого  беспокойства  и  НИКАКИХ  ЗАБОТ  .  Так  , чтобы  его  внутренняя  безмятёжность  оставалась  нетронутой  .
Полную противоположность  этому  представялет  эстетика  Филодема  . Из написанных им  эпиграмм  вполне  можно убедиться                в  том  ,   что Филодем  относится  к  вопросам  любви  гораздо  шире  , гораздо    свободнее  и  гораздо легкомысленнее  , чем  это  было                у  Эпикура  .  Не  знаю  , что принесло  успех его  эпиграммам  ,  легкомысленное  ли  отношение  к  любви  , прежде  всего к  гетерам  ,  либо  изящная  форма  подачи  этой  темы  . Он  пишет  изящно  .
И  к тому  же  описывает  любовь  вполне  свободную  , привольную                и  даже  жизнерадсотную  ,  без всяких обязательств  , без всякой  морали  ,  без всяких  предосторожностей  и  без мыслей  о  будущем  .
Здесь  и  сейчас  . Такой  вот  жизнерадостный  хиппи  , дитя  природы  .
Вся  его  эстетика  любви  заключается  только  в  легкомысленном  , беззаботном  любовном  приключении  .
Если  сравнивать  , то у  Эпикура  теория  гедонизма  производит  уравновешенное  и  благородное  , почти  торжественное   и  почти платоническое  впечатление  .  Легкомыслие  Филодема   не  имеет ничего  общего с  благородством  . От  пошлости  спасает  Филодема  только  его  изящность  . Что  же  означает  это слово  :  эпиграммы  ? 
Эпиграммы  , дословно  :  надписи  .
К  древнейшим  эпиграммам  относятся  посвятительные  надписи                на  изваяниях  , алтарях  , треножниках   в  храмах   . Но  ранее                их называли  эпитафиями  , дословно  «  надгробии  «  .                Вот  история  эпиграмм  .
Похоже   ,  что  содержание  эпиграмм  Филодема  иногда  напоминают надгробные  надписи  .  Лирика  надгробий  была  очень популярна  .
Могилы  в древнем  мире  располагались  вдоль  дорог  ,  чтобы  проходящие  читали  эпитафии  , и таким образом  вспоминали  умершего  . Что казалось  очень важным  в древнем  мире  .
Филодем  пишет  именно  эпиграммы  ,  а  не  стихи  .
Он  пишет  эпиграмму  «  Девочка  «  : 
В почке таится еще твое лето   . Еще не темнеет
Девственных чар виноград   . Но начинают уже
Быстрые стрелы точить молодые Эроты   , и тлеться
Стал   , Лисидика   , в тебе скрытый на время огонь   …

Как   бы  перекладывая  отвественность  за  свой  любовный  жар                на  девочку  , античную  Лолиту  .
Речи   , лукавые взоры   , кифара и пенье Ксантиппы   …
Вот уж начавший опять вспыхивать страсти огонь
Жжет тебя   , сердце   . С чего   , и давно ли   , и как   , — я не знаю  .
Будешь ты   , бедное   , знать   , в этом огне обгорев  .
Как   бы  горит в  огне  любви  бессознательно  , не  приходя  в  сознание  .
Конечно  , виноваты  в разжигании  любовной  страсти  женщины  .
О эта ножка   ! О голень   ! О тайные прелести тела   ,
Из   -   за чего я погиб —  ах  , и недаром погиб   !
О эта грудь   , эти руки и тонкая шея и плечи  ,
Эти глаза   , что меня взглядами сводят с ума  !
Чары искусных движений и полных огня поцелуев   ,
Звуки короткие слов   , сердце волнующих   … Пусть
Римлянка Флора и песен Сафо не поет  ...
Плачешь средь жалобных слов   , о пустяшном пытаешь   , ревнуешь  ,
Трогаешь часто меня   , страстно целуешь    , обняв   , —
Вижу влюбленного тут  …
О Ксанфо   , с восковой благовонного кожей и Музе
Ликом подобная   , ты — образ двукрылых богов   ,
Влажной от мирры рукою сыграй мне   : на каменном ложе
Рано иль поздно один должен я буду лежать
Долгое время   , бессмертный   … О, спой мне еще   , умоляю   ,
Спой   , дорогая Ксанфо   , сладкую песню свою   !
Разве не слышишь ты   , жадный   ? На ложе   , на каменном ложе
Вечно   , несчастный   , один должен ты некогда жить   .
Это интересно   . Филодем  называет  себя  бессмертным  , но в  то  же  время  должным  вечно  , несчастный  , должен  ты  некогда  жить  .
То есть  как  поэт  он  бессмертен  .  Но его  посмертное  существование  должно  быть  одиноким  и несчастным  .  Поэтому  , видимо  , в  этой  жизни  он  должен  брать  от  жизни  все  удоволсьтвия   , которые                есть   только  на  земле  .
Похоже  на  то  ,  что не  Филодем  это говорит  , а  его гений  , бессмертный  , но вне  земли  несчастный  .   Поэтому  стремящийся  воплотиться  в  человеческое  тело  ,  которое  даёт ему  возможность  получать  удовольствие  .  И  это  взгляд  гения  Филодема  на  жизнь  ,                и  на  смерть  , на  счастье  и  на  несчастье  .
Однажды  я видела  сон  .  Каменные  плиты в пыли  ,  и  пыль кругом  плит  .   На  этой  пыли  одинокие  капли  крови  .  Я  хотела  понять  ,               где       я  была  . Похоже  на  то  , что видела  ложе  скрывшегося                от меня  одинокого  гения  ,  с   израненными  крыльями  .
Гений  Филодема   молится  Киприде  , или  Афродите  ,  впервые  вышедшей  из воды  на  острове  Кипр  , или  по римски  Венере  ,  и  даже  как  Астарте  .  Киприде  , которая  известна  под разными  именами  , но  гений  Филодема  всё  таки    использует  эллинское  имя  :
 Киприя   , тишь океана   , связуемых браком подруга   ,
Правых союзница   , мать быстрых   , как буря   , страстей   !
Киприя   , мне   , из чертога шафранного взятому роком   ,
Спасшему душу едва в вихре кельтийских снегов   ,
Мне   , тихонравному    , вздорных ни с кем не ведущему споров  ,
Морем багряным твоим ныне объятому   , дай  ,
Киприя   , в гавань ведущая   ,  К  ОРГИЯМ  СКЛОННАЯ   , целым
И невредимым скорей в гавань пройти Наяко  !
Неизвестно  , что  же  означает  эта  гавань  Наяко  ,  куда  Филодем  стремится  прийти невредимым  .  Но ясно  то  , что  для  этого требуется  немедленное  вмешательство  богини  Киприды  .
Для  побывавшего  в  вихре  кельтийских снегов  .
Филодем  не  бывал  так  далеко на  севере  .  Но гений  его  был  .
И  он  молится  богине  Селене  об очередной  гетере , которая  позволяет  всё  и  без оплаты  часто , утверждая  , что он  ЛЮБИТ  её   ,  НО  покуда  Афродита  не  пошлёт ему  другой  , лучшей  .
Это не  любовь  , поскольку  любовь  даёт  , а    гений  Филодема  забирает  жизнь  у  гетеры  , не  давая  ей  ничего   в  данном  случае  , гений  Филодема  - совершенный  эгоист  , он  требует  для  себя  лучшего   : 
Ростом мала и чернява Филенион  . Но у смуглянки
Волос кудрявей плюща   , кожа нежнее   , чем пух  ;
Речь ее сердце чарует сильнее   , чем пояс Киприды   ;
Все позволяет она   , требуя редко наград   .
Право  , люблю я Филенион   , о Афродита   ! — покуда
Ты не пошлешь мне другой  , лучшей еще, чем она   .
Ярко свети  , о    Селена   , двурогая странница ночи  !
В окна высокие к нам взор свой лучистый бросай
И озаряй своим блеском Каллистион   . Тайны влюбленных
Видеть   , богиня   , тебе не возбраняет никто  .
Он  жалуется  : 
Фермион вместе с Демо меня губят  ; Демо ведь гетера   ,
Та же Киприды еще и не успела узнать  .
Этой касаюсь    , ту — тронуть нельзя   . И, Киприда   , тобою
Клясться готов   , — не пойму   , кто мне милее из них   .
Я бы сказал   , что милее гетера   ; однако доступной
Ведь не хочу   , но хочу страстно запретного я   .
Кто  то  Киприды  ещё  не  успела  узнать  - девственница  .
Она  -  запретна  для  Филодема  , но тем  более  возжигает  его страсть 
Прежде любил я Демо  , из Пафоса родом   , — не диво   !
После — другую Демо с Самоса  , — диво ль и то   ?
Третья Демо наксиянка была  , — уж это не шутка   ;
Край Арголиды родным был для четвертой Демо   .
Сами уж Мойры  , должно быть  , назвали меня Филодемом  ,
Коль постоянно к Демо страсть в моем сердце горит  .
Много гетер  с  именем  Демо в жизни  Филодема  .
И  он  обыгрывает  своё  имя  Филодем  , как  любящий  Дем  .
И  к  тому  же   он  откровенно    заявляет о  своей  одержимости   : 
Был я влюблен   . А кто нет   ? Пировал   . Кто ж пиров не изведал   ?
Был одержим   . Ну   , а кем   ? Разве не богом самим   ?

Очевидно  , что ему  пора  в  морской путь  ,и  он молится  всем  богам ,
и   Меликерту   ( Молоху  )  , и  владычице  светлого  моря  , и  Посейдону  и  фракийцу  Зефиру   : 
Сын Ино Меликерт   , и владычица светлая моря  ,
Ты   , Левкофея   , от бед верно хранящая нас   !
Вы   , нереиды и волны   , и ты   , Посидон  -   повелитель  ,
И фракиец Зефир   , ветер кротчайший из всех   !
Благоволите ко мне и до гавани милой Пирея
Целым по глади морской перенесите меня  .
Он   отдаёт  дань  всем  земным  удовольствиям  , этот  гений  Филодема  -  эпикуреец  в  полном  смысле  этого слова  : 
Роза уже расцвела  , а за нею и белый горошек   .
Есть и капуста  , — сняли впервые   ее   .
Рыбка сверкает и сыр молодой и посыпанный солью  ;
Рядом кудрявый латук в листьях роскошных своих   .
 Но и    земным  удовольствиям  приходит  неизбежный  конец ,                похоже  на  то  :   
Бакхий и с ним Антиген лишь вчера предавались веселью   ;
Ныне выносим мы их   , чтобы в земле схоронить   .
И  , наконец  приходит  время  около  40  лет    (  кризис  сорокалетних  , как  говорят  в наши  дни  )    , когда  Филодем  устаёт   от  удовольствий  : Я не гонюсь за венком из левкоев   , за миррой сирийской   ,
Пеньем под звуки кифар да за хиосским вином   .
Пышных пиров не ищу и объятий гетер ненасытных   , —
Вся эта роскошь   , друзья   , мне ненавистна  , как блажь  .
Голову мне увенчайте нарциссом   , шафранного мазью
Члены натрите   , мой слух флейтой ласкайте кривой   ,
Горло мне освежайте дешевым вином Митилены,
С юной дикаркой делить дайте мне ложе любви   !
От  обычных     удовольствий   , но  не  от  любви  .
Он  хочет  юную дикарку  , имя уже   не  важно  .
Но  гетер  он  помнит  каждую по имени  , гетер  -  жриц  любви  Матери милой  богов  , и  Афродите    ,  и  Дионису  -  Вакху , сочиняя                в  буквальном  смысле  эпитафию  :      
Здесь шаловливое тело Тригонии сладкой зарыто   ,
Здесь упокоила персть нежный цветок Салмакид   .
Были сродни ей беседа и шум вдохновенных кимвалов
И беззаботный задор Матери милой богов   .
По сердцу женская служба была Афродите влюбленной   ;
Чары Лаиды  -   красы ей открывались одной   .
Почва святая   , шипов не рождай над любимицей Вакха  :
Белым левкоем  , прошу  , камень ее увенчай  .
Она  выпита  до  дна  , жизнь  её  отдана  богине  любви  , хотя                вернее  было сказать  «  богине  страсти  «  .  Но  и  Филодем  сетует                на  бессилие  в  страсти  : 
Я  , кто   , бывало   , и пять и девять раз мог   , Афродита  ,
Ныне едва лишь один с вечера и до утра   .
Горе мне   ! Ибо короток и тот   : поистине скоро
Сей полумертвой беде мертвой заслуженно стать  .
Старость   , о старость   , что ж после ты сделаешь  , нами владея,
Если уж я и теперь силу утратил свою  ?
Но  есть   гетера  , которая  неутомима  , онвспоминает  о ней  :   
Шестьдесят годовых Харито прожила оборотов   ,
Но и доселе у ней черные волны волос  ,
По  -   молодому стоят белым мрамором крепкие груди  ,
Не надевает она ленту — подвязывать их  .
Кожа совсем без морщин и доныне амвросией дышит  ,
Тело манит к себе  , прелестям нет и числа  .
Ну  -   ка   , влюбленные   , кто не страшится пылания страсти  ,
Живо сюда  , позабыв десятилетья ее  !
  Сам  же  Филодем  понимает  ,  что  цена  за  служение  богу  Эроту  -  его  жизнь  .  Но  не  может  уже  остановиться  .
Колесо судьбы  вертится  не  переставая  .
Сколько раз приходил я в объятья Кидиллы  , и днем ли   ,
Или   , отвагою полн   , я приходил ввечеру   ,
Понял   , что путь мой лежит у обрыва покруче  , узнал я   ,
Что в этой самой игре ставка —   моя голова  .
Что мне за радость   ? Какая   ? Куда б ни повлек меня дерзкий
Этот Эрот   , и без сна страха не ведает он  .
  Идёт  любовная  игра  , ставка  в  которой  -  жизнь  эротомана  .
Он не  может  уже остановиться  . И  принимает  ту  , которая                в  дождь  к нему  от супруга  ушла  , влекомая  стратсью  как  раба  : 
В полночь   , тихонько оставив на ложе супруга   , пришла   ,
Вымокнув вся по пути от проливного дождя   . ..

Игра  ,  в которой  он чаще  вглядывается  в  памятники  на  могилах  : 
Трех бессмертных в себе этот мрамор содержит   . И Пана
Явно видна голова с козьими рожками здесь   ,
Грудь и живот представляют Геракла   , а прочее — бедра   ,
Голени также   , в удел быстрый Гермес получил   .
Жертву воздать не забудь   , о прохожий   ! А мы за единый   ,
Дар твой   , трое   , втройне   , жертву приняв   , воздадим  .
Вот  она  , повседневная  жизнь  язычника  в  окружении сонма  богов  .
И  каждого  нужно  поприветствовать  , не  забыть  .
Не  забыть и  о тех  ,  чьи  имена  среди  ставших  богами  .
В  том  числе  и  Филодем  сам  . Он считает  себя  бессмертным  .
Вошедшим  в  сонм  бессмертных  как  поэт  .  И  Катулл  так  считает  .
А  Филодем  пишет  о приглашении  на  день  рождения  Эпикура  ,  которое  отмечает  как  ученик  его  ,  хотя  и  своенравный ,                но  и  практичный  как  любой  эпикуреец   :
В скромную хижину завтра   , Писон    дорогой мой   ,   явиться
Друг приглашает тебя   , любящий Муз   , к девяти  ,
В день двадцатый желая отметить наш праздник любимый  ,
Коль не угодны тебе яства с хиосским вином   ,
То настоящих друзей у меня ты увидишь   , услышишь
Речи прекраснее   , чем на феакийской земле   .
Если же и на меня обратишь ты   , Писон   , свои взоры   ,
Тощий двадцатый тогда тучным предстанет нам днем   .
В лавке не зарься на первую зелень  , но мимо не следуй  .
Драхму возьми лишь одну  , сможешь купить требуху  .
Ныне и смокву за драхму возьмешь   , а помедлишь  , их купишь
Тысячу   . Для бедняков — время поистине бог  .
Платит за раз пять талантов прелестнице некоей некий
И с некрасивой — клянусь  , — дело имея   , дрожит.
Лисианиссе же я отдаю лишь пять драхм и за это
Без опасений лежу с лучшей гораздо  , чем та  .
Или я вовсе рассудка лишен   , или подлинно надо
Нечто у мота того взять и секирой отсечь  .
Эпикуреец  , знающий  цены  на  зелень  , требуху  ,  и  любовь  гетеры  .
В  общем  то  циничный  , как  все  языческие  боги  .
Ироничный  , тоже  как  все  языческие  боги  .
Практичный  как римлянин  .  Эротичный  как  эллин  .
Родившийся  на  той  земле  Израиля  , в  которых  бесноватые  могут  вмещать  легион  бесов  ,  в  Гадаре  .
Развративший  и  Геркуланум  ,  и  соседние  Помпеи  .
Сила  у него не  человеческая  , конечно  . Филодема  из  Гадары  .
Он видит  людей  таким  образом  только  ,  цинично  : 
Лучше гораздо Арата небесные знает явленья
Наш Антикрат   , — своего ж рода не ведает он   ;
Ведь говорил   , что в сомненье   , родился ли он под созвездьем
Овна иль Близнецов   , или под парою Рыб  .
Но установлено точно  : под всеми тремя он родился  :
Ибо распутен и глуп  , вял и до лакомств охоч  .


Рецензии