Линейные казаки на пограничной черте
В то время степняков начали привлекать на военную службу, за которую отвечал выдающийся полководец конца XVI века воевода Воротынский. Казаки, татары и многие другие военные добровольцы охотно шли на службу, получая за это землю и жалование, а иногда полное освобождение от налогов. Многие степняки переселились на новые линии и постепенно ассимилировались с местным населением. В российском обществе надолго сохранились помещики-однодворцы — они были свободными крестьянами и когда-то исполняли роль пограничников.
С течением времени границы государства изменялись, и появлялись новые линии, такие как Исетская в Оренбуржье, Царицынская и Кизляро-Моздокская на Кавказе. Первоначально эти рубежи охраняли коренные казаки, которые делились на городовых, стоявших в крепостях, и станичных, выдвинувшихся в сторону противника и посылавших дозоры. Из-за нехватки кадров на линейной службе приходилось набирать не только казаков, но также гулящих людей и различных пришельцев.
Все рубежи и засечные линии, которые были созданы после падения Казани, возникли в период независимости Ногайской орды, оставшейся неконтролируемой Русским государством до захвата Крыма в конце XVIII века. Они были сооружены в такой последовательности:
Большая черта (1521-1566),
Передовая (1571),
Белгородская (1635-1646),
Симбирская (1648-1656),
старая Закамская (1652-1656),
Изюмская (1679-1680),
Сызранская (1683-1684),
Исетская (1685),
Царицынская (1718-1723),
Украинская (1731-1735),
новая Закамская (1731-1736) и
Самарская (1736-1742).
С основанием Оренбурга и возведением Оренбургской линии (1736-1739) работы по строительству укреплений сосредоточились на южном направлении, с возведением пограничных линий:
Уйская (1739),
Моздокская (1763),
новая Украинская (1770),
Днепровская, Азовско-Моздокская (1777-1780),
Черноморская кордонная (1792) и
Кубанская (1794).
Учитывая, что казаки, против которых частично были возведены линии, находились на границах России, после принятия присяги в 1671 году их сначала приглашали служить на этих линиях. Однако с реформами Петра I их стали переселять на линии принудительно и обязывать к линейной службе без каких-либо льгот или послаблений. Спустя столетие с момента присяги казаков русскому царю 24 августа 1671 года, казачество превратилось в одно из самых угнетенных сословий в России. Исследователь Гмелин, описывая казаков своего времени, писал: «Если вы хотите представить себе страдающее существо, подумайте о донском казаке, стоящем на линии. Естественно, что на службу отправляют самых бедных и неспособных, которые не могли ни уговорить, ни купить себе освобождение от этой трудной участи. С ними поступают так, как едва ли приличный хозяин обращается со своим скотом. Не имея куска хлеба, чтобы утолить голод, казак, плохо одетый, должен переносить жестокость погоды, либо прятаться со своими товарищами в темной конуре, где невозможно дышать. А для одной или двух лошадей, которые составляют все его имущество, он не может найти корма, необходимого для их работы. В итоге, вернувшись домой со своими изможденными лошадьми, он оказывается даже беднее, чем прежде. И едва он соберется отдохнуть после дороги, размышляя, как восстановить свое господство, его снова отправляют на трудную военную службу».
Расслоение среди казаков, которого не наблюдалось в XV—XVI веках, в XVIII столетии стало столь же значительным, как и в России, приобретая фантастические размеры на войсковых землях. Большинство казаков продолжало жить общинами, сохраняя остатки родоплеменной демократии, однако эта демократия легко заменялась военной, казарменной. Были созданы новые «поселенные» казачьи войска для службы на линиях, которые возникли как на востоке, так и на юге, где существовала угроза вторжения из современных Казахстана и Кавказа. Утверждалось, что эти войска создаются для защиты от степных набегов. В 40-х годах XVIII века было сформировано Оренбургское казачье войско, в состав которого вошло много татар и также переселенных донских казаков. В этих поселенных войсках понятие «казак» часто обозначало не принадлежность к народу, а особый вид службы. Так, в созданное в 1748 году Оренбургское нерегулярное войско вошли казаки из Уфы, Самары, Ставрополя, Дона, Яика и также городовые и станичные казаки с Белгородской, Симбирской, Корсунской и Царицынской линий. Кроме того, в войско приписали башкир, калмыков и даже пленных поляков и шведов. Оренбургское войско делилось не на округа, а на кантоны, а в других новых войсках воинские звания соответствовали общевоенным. Подобное происходило и при формировании других войск: в Забайкальское казачье войско наряду с потомками казаков были приписаны буряты и якуты; в Астраханское войско – калмыки, регулярно добавлялись русские и украинские крестьяне-переселенцы.
История казачества в России – это не просто хроника военной службы, но и удивительный пример культурного разнообразия и взаимопроникновения различных народов и традиций. С formation в новой географической среде на Дальнем Востоке, казаки создали уникальные сообщества, в которых традиции старых казачьих войск смешивались с местной культурой. К этому добавлялась необходимость приспосабливаться к новому климату, природным условиям и образу жизни, что давало новый толчок развитию казачьей идентичности.
Казаки, прибывшие из Украины и России, стремились сохранить свои культурные корни, однако, взаимодействие с местными народами, такими как калмыки, башкиры, якуты и чеченцы, привела к созданию нового гибридного культурного пространства. Это подтверждается даже тем, что многие из сохранившихся казачьих традиций и обычаев впитали в себя элементы буддизма и ислама, существуя в гармонии, что было крайне редким явлением для того времени.
Важно отметить, что казаки не просто осваивали новые земли, но и брали на себя функции властных структур, создавая общественные институты, такие как школы и медицинские учреждения, что неизменно способствовало развитию региона и улучшению жизни местного населения. Взаимная толерантность и уважение к различным верованиям и обычаям также сыграли огромную роль в создании стабильных отношений между этническими группами.
Таким образом, казачество становится не только военной силой, но и ключевым фактором формирования многонациональной и многоконфессиональной среды на освоенных территориях. Это подчеркивает важность казацкой культуры как элемента российской идентичности и социальной ткани страны, где принципы взаимопомощи и уважения к другому человеку были не только желательны, но и необходимы для совместного существования. Благодаря этим основам казаки смогли не только выжить, но и процветать, создавая новые нормы и обычаи, адаптированные под реалии того времени.
Казацкие моральные устои и традиционный станичный уклад, укрепленные православной верой, стали надежной преградой на пути криминогенных тенденций, которые должна была пережить Сибирь, куда империя на протяжении столетий ссылала преступников. Казаки выступали как незыблемая защита на восточных рубежах России. Тем не менее, мало кто осознает, какой быстрой ценой давалась эта служба и какие тяжелые испытания и лишения они переносили. Они действительно платили кровью, отдают силы и здоровье, обрабатывая военные земли и преобразуя их в процветающие и мирные регионы. Образовавшиеся поселенные войска стали колыбелью для множества героев. К сожалению, многие из их выдающихся имен остаются в тени, хотя вклад, который они внесли в развитие Российского государства, был поистине значительным.
Использовано: Б. Апмазов. Военная история казачества.
Свидетельство о публикации №225071201026