Мой роман с электричеством

 Написала про гальваническую ванну и подумала, что можно рассказать и о моих личных взаимоотношениях с электричеством.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ

Года четыре мне было или пять, не помню. От нашего дома до края деревни несколько домов. В крайнем жила моя подружка по играм, за её домом росли кусты ивняка, переходящие в небольшой сырой лесок. Позади её огорода – на зАдворках, как у нас говорили, были две глубокие и опасные силосные ямы, к которым нам строжайше запрещено было даже близко подходить. Но, как специально, вокруг ям на сверх меры удобренной почве, росли нежного голубого цвета колокольчики с цветками величины шапочки для куклы и огромные ромашки с цветками с наши ладошки.

Дело было в самую огородную пору, и мы на пару с Ленкой, прячась от родителей, тайком полезли через кусты к ямам за цветами. И, вдруг, буквально перед нашими глазами засверкал на солнце необыкновенной красоты драгоценный камень. В то время все девочки увлекались «секретами». Где-нибудь в укромном уголке в палисаднике рылась ямка, дно которой застилалось красивой тряпочкой, или фольгой от большой шоколадки, поверх которой красиво раскладывались фантики, красивые пуговицы или сломанная мамина брошка и прочая девичья ерунда. Сверху тайник нужно было накрыть осколком стекла и замаскировать травой и листьями от чужих глаз. Показывали только близким подружкам под «честное слово никому». Мы сразу решили драгоценный камень расколоть, чтобы стало много и с кем-нибудь поделиться. Оставалось драгоценность добыть.

Следует сразу сказать, что причине малолетства и полного отсутствия знаний в головах, мы решили снять стеклянный изолятор красивого зелёного цвета с упавшего в прошедшую с ураганом ночную грозу, электрического столба, не подозревая о последствиях. Изолятор был насажен на металлический стержень, вокруг него, как положено, электрический провод. За изолятор ухватились я, а Ленка обхватила меня за пояс. Ток радостно побежал через наши тела. Мы заорали одновременно. До сих пор помню это тягучее, липкое и страшное нечто, в которое превратился воздух. Нас обеих трясло и колотило. Сбежавшиеся на наши вопли родители, нашли нас лежащими без сознания в траве.
В больницах мы не лежали, как-то всё обошлось.

«Американские нейрофизиологи обнаружили, что транскраниальная электрическая стимуляция мозга помогает улучшить кратко- и долговременную память. Для этого пожилых участников эсперимента стимулировали переменным током в течении 20 минут четыре дня подряд. Улучшения памяти после терапии сохранялись у испытуемых в течении одного месяца. Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience.» 2-22г.

Получилось, что мы свою память простимулировали нечаянно. Учились мы в одном классе до самого восьмого, в девятом нас разделили по иностранному языку. Память у нас обеих была замечательная, не скажу у кого лучше. Но случай забавный помню. Уже в средней школе, в пятом классе наш замечательный и очень строгий учитель русского языка и литературы велел нам писать изложение по прочитанному тексту. Прочитал два или три раза для лучшего запоминания и велел писать своими слова, кто как запомнит. Все дружно написали. На следующем уроке, раздавая тетради, сказал мне с недовольным лицом; «Я же просил своими словами.»

Я была в полном недоумении! Оказалось, что я ни словом не отклонилась от текста, полностью его воспроизвела. Свои «пять» я получила, но на всё следующее время учёбы мне приходилось на изложениях ломать мозг, чтобы изменить въевшийся в него дословно текст. Это было ужасно для меня, но учитель был доволен - я стала писать изложения, как все.

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ ОСТАВИЛА СЛЕД НА ТЕЛЕ

Подруга пригласила меня в гости в новую квартиру. Засиделись за столом допоздна, до темноты. Повела меня в комнату сына, в которую определила меня на ночлег. Пропустила меня впереди себя. Я машинально начала шарить по стенке у косяка в поисках выключателя. Что-то вцепилось острыми зубами в мою ладошку и по руке пошла судорога до плеча. Я громко ахнула и рука хлопнулась на грудь в области декольте. "Ой, - раздался подленький смешок за спиной - я забыла сказать, что там выключатель открыт."

Утром за завтраком гости увидели на моей груди ожог, как отпечаток красной руки с ладошкой и пальцами. Ожог был сильный с пузырьками, заживал около месяца. Никто из инженеров и электриков не смог мне объяснить, как электричество, как будто сосредоточившись в кисти руки, просто перешло из неё на кожу, ограничив себя конкретным очертанием в виде нарисованной руки. Сама рука, сильно цапнутая напряжением в 220вт напрочь забыла об этом на следующий день.

К тому времени я уже совершенно не боялась менять сгоревшие лампы в телевизоре, пыталась чинить электроприборы. Забывала вырубить электричество перед поклейкой обоев и проведя рукой по мокрой бумаге, под которой оказывалась открытая розетка или выключатель, всегда получала мгновенную встряску и только тогда бежала к щитку. Если кто-то протягивал руку к моим волосам, то часто получал удар статическим электричеством. Я же только слышала узнаваемый треск разряда и чьё-то "Ой!"
А вот не надо без спросу!
И ещё я обожала грозу и страстно люблю до сих пор, когда молнии лупят в землю, когда треск в воздухе. Какая волшебная энергия в воздухе разлита! Бери - не хочу.

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ ЛЕЧЕБНАЯ

Мне повезло уже поздней осенью поехать в санаторий под Сестрорецком. Врач назначила мне физиотерапию и я пришла на отделение с направлением в руках. Милая сестричка уложила меня на кушетку под аппаратом с названием Солнышко". Щёлкнул тумблер, загудел трансформатор и тут же заглох. Сестричка заохала, пообещала, что до завтра всё починят и предложила мне заменить процедуру похожей. Я согласилась.
Когда я пришла на следующее утро, аппарат работал и от него только что ушла пациентка. Прилегла и я. Щёлкнул тумблер, загудел аппарат и затих. Бедная сестричка растерянно смотрела на меня, не зная, что сказать. Я говорю: "Да ладно, давайте, как вчера."

На следующее утро всё в точности повторилось, хотя аппарат починили и до меня им уже полечилась пара человек. Тогда я предложила сестре оставить, как есть, раз уж мне так не повезло с "Солнышком". И когда я лежала и млела под другим лечебным аппаратом, сестра задала мне вопрос:
- Скажите, Вы не экстрасенс?
- Не знаю. А почему экстрасенс?
- Потому что на них часто начинают ломаться электрические аппараты.
Вот если бы я знала, где записывают в экстрасенсы, непременно пошла бы проверить свои способности.


ВСТРЕЧА ЧЕТВЁРТАЯ, ПОЧТИ ТРАГИЧЕСКАЯ

Трое нас было, отправленных в командировку в Москву по очень важному делу. Две женщины и для придания видимости коллектива третьим был парнишка восемнадцати лет. Дело было в конце февраля, когда в Питере стояла отвратительная сырая погода с кучами грязного снега на всех улицах и вечно серым небом.
Прибыли в Москву, прошли через вокзал к выходу на улицу. Едва я положила руку на металлическую пластину на двери, чтобы толкнуть её, как получила невероятной силы удар по кончикам пальцев зарядом статического электричества. От боли я даже вскрикнула и слёзы навернулись. Вышла, обернулась, жду Свету. Смотрю, та выходит с красными щеками, злая и трясёт рукой. Сердито ругается, что дверь бьёт статикой. Третьим вышел наш мальчик в полном порядке и спокойствии. Зашли в метро, протягиваю Свете жетон, чувствую, как от неё к моим пальцам пролетает электрический разряд и Света роняет жетон на пол.

В метро мы как-то проехали без увечий, но едва вышли на улицу, началось такое веселье, что хоть плачь, хоть смейся. Погода в Москве тоже была серая и пасмурная, поэтому всем было видно, как между моим локтем и локтем Светки иногда проскакивают искры. Мы уже поняли, что приближаться нам друг к дружке нельзя, удар в локтевой нерв был очень сильным и болезненным, и нашего мальчика мы использовали, как посредника. Светка ему в руки монету, конфету, билету, а он мне и наоборот. Он не искрил и ему от нас не перепадало. Он над нами смеялся, а нам было уже не до смеха. Голова шла кругом и начало мутить.

До вечера мы как-то продержались. За ночь забыли о вчерашнем приключении и утром радостно погрузились в почти пустой троллейбус на кольце маршрута. Зашли в разные двери, троллейбус резко тронулся с места, мы ухватились за верхний поручень и заорали одновременно, получив разряд по пальцам.

Короче, начался II акт Марлезонского балета. Мы ходили по разным серьёзным учреждениям, как по минному полю с постоянной оглядкой друг на друга, как шпионы. К вечеру мы реально выбились из сил. У нас обеих был бледный вид, впалые щёки, пьяные глаза и шаткая походка. И всегда между нами шёл цветущий, постоянно ржущий над нами, прехорошенький парень почти двухметрового роста, который был нашим спасением все двое суток. Перед самым поездом в Ленинград мы зашли в Московский универсам на вокзальной площади купить что-нибудь в дорогу. В толпе покупателей начали раздаваться визги с криком: "Ой, Вы меня чем-то укололи!". Это я или Светка кого-то по пути подзаряжали избытками мощности своей батарейки. Я подошла к кассе пробить товар, кассирша ткнулась пальцами в мою руку с зажатой купюрой и закричала: "Ой, у меня касса током бьёт!". Говорю: "Да это не касса, это я. Вы мне только чек и сдачу в руку не давайте, положите на блюдце, я сама возьму."

В вагоне мы отключились мгновенно, как убитые. На утро в Питере мы уже всё происшедшее помнили! Аккуратненько вышли из вагона и начали сближение друг с другом. Видели бы вы эту картину … Подползли, прикоснулись рукавами и … ничего не произошло. Полная тишина: ни грома, ни молнии. Мы рассказывали эту историю всем, кто хорошо знает природу электричества, но никто, никто не смог нам объяснить почему в Москве между нами летали искры, а в Ленинграде нет. Мы отвечали на вопросы об одежде, погоде, транспорте, но, увы.
Наша командировка оказалась в буквальном смысле - сногсшибательной.

Был недолгий период, когда я почти светилась в тёмное время и ко мне прикоснуться никто не могу, тут же получал кусачий укол статики. Я садилась на ступеньке крылечка и протягивала руку к яблоне, стоящей примерно в трёх метрах. И прямо напротив моей ладони на стволе возникал кружок неяркого света, как от фонарика и было видно, какая кора на ней, как ползёт паучок или приклеился сухой листик. Луча от руки не было. Это не моё видение-привидение, видели и те, кто сидели рядом.

Однажды как-то в сумерках я пошла к соседке, возвращалась домой уже в полной августовской безлунной темноте. Между нашими участками проходила кривая, узенькая тропка, на которой всегда что-то валялось. Фонарика у меня не было, за что я себя поругала. И вот, в тот момент, когда я собиралась поставить ногу на тропку, вдруг увидела, что под моей ногой светло и я вижу ползущего муравья, склонившуюся крапивную ветку, мелкие камешки. Покрутила головой в поисках источника света, темень кругом. Попробовала снова шагнуть и тогда поняла: когда ступня приближается к самой земле - под ней становится светло, как от Луны, поднимаю выше - становится темно. Может быть, каждый человек так же может светить ночью накопленным за день солнечным светом, как сияет Луна солнечным отражением?
Или это электрическая энергия, которая позволяет нам двигаться, как заведённым куклам. Нужно только научиться вовремя подзаряжать свою аккумуляторную батарею.

"Без электричества вы бы сейчас не читали эту статью. И дело не в том, что ваш компьютер не работал бы. Дело в том, что не работал бы ваш мозг."

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - ЭТО ЖИЗНЬ


12.07.2022 Римма Соловьёва


Рецензии