18. Был ли Иисус евреем?

   Давно подмечено, что евангельская история о приходе волхвов к Ироду  выглядит  чрезвычайно странно, если  Ирод - это царь Иудеи. Ведь книга Левит предписывает предавать волхвов смерти (20:27). В то же время Евангелие от Матфея говорит, что волхвы сами сообщили Ироду, что благодаря волхвованию определили место рождения Христа. И, несмотря на все это, были благополучно отпущены Иродом. Но все становится на свои места, если царь Ирод не имеет к Иудее непосредственного отношения. В п.16 было показано, что Ирод-Нrod - это не имя собственное, а титул. Причем титул этот происходит не из иврита, а из старонемецкого языка. Более того, в Евангелии от Марка, которое признается предшественником Евангелий от Матфея и Луки, Ирод - не владыка Иерусалима и Иудеи, а царь Галилеи. Об этом непреложно свидетельствует следующая фраза:  "Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским"(Мк.6:21). Выходит, вельможи царя Ирода - жители Галилеи, то есть Галлии. Отсюда и его старонемецкий титул.
   Еще одна странность Евангелий: Матфей и Лука сообщают, что Иисус родился в хлеву. «Ни один верующий еврей не остановится на ночлег в хлеву, уже потому что хлев нечист… всякий еврей, почитающий Тору, не допустил бы, чтобы правоверная иудейка рожала в нечистом месте, обязательно пустил бы ее в дом и оказал помощь» (Али Вячеслав Полосин, «Евангелие глазами мусульманина. Два взгляда на одну историю», М., УММА, 2006, с. 47).
   Но был ли Иисус евреем? В Евангелии от Марка сам Иисус это отрицает.
"Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением" (Мк.12:35-37).
   Сын Давидов означало бы, что Иисус из рода Давида, то есть еврей.
   Могут возразить, что Иисус проповедовал в синагогах. Но "синагога" по-гречески означает просто "собрание, место для собрания". Фарисеи упрекают учеников Иисуса, что те нарушают запрет работать в субботу? Но фарисеи вполне могли считать, что всем поголовно следует соблюдать субботнюю заповедь. Иисус же, наоборот, отрицает, что должен соблюдать эту еврейскую традицию.
   Что Иисус еврей, утверждает Евангелие от Матфея: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф 1:1). Однако тот же Матфей воспроизводит место из Евангелия от Марка, в котором Иисус отрицает, что он сын Давидов - см. Мф, 22:41-46. Видимо, Матфей никак не мог обойти это место в Евангелии от Марка,  не мог перечить Марку. Но, вместе с Лукой,  запустил параллельно версию об еврейском происхождении Иисуса.
Зачем  это было надо Матфею и Луке? Тому можно найти, по крайней мере, два объяснения, причем оба могут быть верными.
   Отрицая еврейство Иисуса, Марк ведет себя вполне логично. Ведь одна из главных политических задач Нового Завета - призвать к отмщению проживающим в Иерусалиме и Иудее евреям за убийство Иисуса.
(Напомню, католическая церковь сняла с евреев коллективную ответственность за распятие Иисуса только в ... 1965 году).
Об этом прямо говорит Матфей: "И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (27:25).
Но, согласитесь, если евреи убили "своего", то это снижает накал ненависти к ним.
А вот если евреи распяли "нашего" чудотворца и Сына Божьего, то градус накала явно будет выше.
   Однако в начале 16 в.н.э. евреи или Сыны Израилевы были не этнической группой (таковой их сделала последующая изоляция в гетто), а сообществом купцов-предпринимателей. После изгнания евреев из Испании в (условно) 1492-м году значительная часть изгнанников-сефардов оказалась в Константинополе и вошла в правящий класс Османской империи, которая вступила с империей Габсбургов в т.н. вековой конфликт. В этой борьбе Габсбурги вынуждены были опереться на европейских евреев, заключив с ними союз.
  "В начале XVI столетия... растут крупные семейные предприятия, империи
Фуггеров, Вельзеров, Хохштеттеров, Аффаитати" (Ф. Бродель, Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II, ч.2, М., Языки славянской культуры, 2003,с.121).
"Уже при Карле V (1500-1558 - А.П.) развитие (Священной Римской - А.П.) империи было тесно связано с деятельностью банкирского дома Фуггеров...Успех Фуггеров, достигнутый в значительной мере за счет сотрудничества с Габсбургами, был воистину впечатляющим... Фуггеры совершенно сознательно сделали ставку на династию Габсбургов, они фактически купили имперскую корону для Карла V, финансируя его избирательную кампанию среди германских князей... Без денежной помощи Фуггеров Максимилиан I совсем не мог бы вмешаться в Итальянские войны, а его внук Карл V мог бы быть и не выбранным в императоры, как мог бы быть не выбранным „римским королем“ (заранее предназначенным преемником императора) его брат Фердинанд I. Войны обоих этих Габсбургов с Францией, с турками и с немецкими протестантами равным образом велись на деньги, бравшиеся в долг у Фуггеров, и некоторые перипетии мировой политики Карла V объясняются тем, насколько щедр или скуп по отношению к нему в тот или другой момент этот знаменитый банкирский дом" (Б. Кагарлицкий, От империй к империализму, ВШЭ, 2010, Мир - империя Карла V).
   Фуггеры сошли с исторической сцены. Кто же пришел им на смену?
"В такой же мере, в какой принято говорить об «эпохе» Фуггеров...будет вполне уместно... говорить об «эпохе» великих торговцев-евреев, которая открывается 1590—1600 годами и продолжается до 1621 или даже 1650 года. Причем эта «эпоха» блистает ярким интеллектуальным колоритом" (Бродель,с.667).
   Вот с этими евреями Габсбурги вынуждены были пойти на идеологический компромисс. Не объявлять же их ответственными за гибель Иисуса!
   Апокалипсис, рисуя расправу "над сатанинским сборищем, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут" (3:9), добавляет, что "запечатлены", то есть сохранены, будут 144 тысячи "настоящих" иудеев (7:4).
Еще более примирительны по сравнению с Апокалипсисом новозаветные Деяния апостолов: евреям предлагается покаяться в убийстве Иисуса и принять христианскую веру (как, вероятно, это сделали Фуггеры) : «Петр… вошел… в храм… сказал народу: мужи Израильские!… вы от Святого и Праведного отреклись… А Начальника жизни убили… Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деяния, 3:8–19). Деяния (наряду с посланиями апостолов) вводят в Новый Завет ветхозаветную историю, примиряя таким образом Ветхий Завет с Новым: «Итак, какое преимущество быть Иудеем?.. Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божье» (К римлянам, 3:1, 2), а св. Стефан рассказывает историю евреев от Авраама до Иисуса, подробно останавливаясь на Моисее и событиях Исхода из Египта (Деяния, 7). Свидетельством примирения и компромисса является сама фигура апостола Павла, который вначале под именем Савла «терзал церковь», а затем стал миссионером христианского учения.
   С целью примирения с "настоящими" иудеями  и могли быть
добавлены в евангелия от Матфея и Луки сведения о принадлежности Иисуса к евреям.
   Но могла быть и иная причина, если образ Иисуса был введен, чтобы заслонить другую, популярную среди народа фигуру. В этом случае, объявляя своего героя евреем, Новый Завет снижал его популярность в народе, тем самым снижая популярность и прототипа Иисуса.
   О том, что это за прототип, пойдет речь во второй части этой книги.


Рецензии