Русский, как иностранный. Для родителей-мигрантов
И не только в связи с постановлениями Госдумы РФ о русском языке.
У всех детей летние каникулы, родителям тоже хочется отдохнуть от школы, и преподаватели русского языка ушли в отпуск. Вот только русский язык на каникулы лучше не отпускать, а то к нему потом трудно будет возвращаться.
Добросовестные родители, как правило, знают, что делать, чтобы поддержать русский язык у ребёнка до начала нового учебного года, именно русского, который не единственный язык в семье мигрантов. Для ребенка-билингва трудно что-то новое изобрести. Так что просто повторяю список интересных активных занятий на русском языке, которые можно легко использовать в семье, занятия легко вписываются в повседневную жизнь. Если можете что-то добавить из вашего опыта, было бы замечательно поделиться в группе, в чате для родителей!
Итак, что можно делать, чтобы ребёнок говорил, слушал, читал и писал по-русски, чтобы у него развивались умения всех видов речевой деятельности, обогащался словарь:
1. Читать по-русски вместе вслух, лучше выбрать весёлую книжку или очень увлекательную, перечитывать любимые книжки ребёнка. Самые смешные или самые любимые эпизоды читать по ролям, меняться ролями.
2. Вместе смотреть мультфильмы и фильмы на русском языке, пересказывать отрывки от лица разных персонажей. Придумывать, как дальше могли бы развиваться события. Придумывать свои истории с участием персонажей фильма.
3. Играть в кукольный театр, ставить короткие сценки.
4. Слушать детские аудиокниги, и не только сказки, обмениваться впечатлениями, объяснять отдельные слова.
5. Играть в слова: подбирать и объяснять однокоренные слова разных частей речи (игра, играть, игрушки, игрушечный, игрок, игровая, поиграть, сыграть, проиграть, выиграть, доиграться…), «назови ласково» (кусок – кусочек, дочка – доченька, дочурка…), назови со словом «много» (друзья – много друзей, окно – много окон…) и др. Интересно придумывать слова, которых в языке нет, но можно догадаться, какая это часть речи и что примерно обозначает (типа «глокой куздры» или «калуши с калушатами»).
6. Играть в «Договори предложение», договаривать по очереди – вы и ребенок (Сейчас я… Когда дойдём до поворота, мы… Ты для меня как… У меня не…)
7. Писать разные списки: что купить в магазине, что взять с собой на пляж, на пикник, в поездку, что нужно, чтобы приготовить мороженое…
8. Писать и отправлять открытки или письма бабушкам-дедушкам или родителям, но именно от руки, и марку наклеивать, и в ящик опускать, это гораздо интереснее, чем смс))
9. Вести дневник «Моё лето». «Ну это никто не будет!» – скажете вы. Будут, если каждый день писать всего одно предложение, в конце дня, про самое главное, интересное или просто: «Весь день дождь, мне грустно». «Научилась плавать. Ура!» Если начать с завтрашнего дня, до конца августа получится целых 55 предложений! Можно писать в специальной тетрадке или сшить книжечку в несколько листов, к каждой страничке или к предложениям ещё рисунки хорошо бы делать. И сохранить обязательно, и ребёнку подарить потом на 18-летие, например.
10. Составить вместе словарик «летних слов» - записывать слова, иллюстрировать. Можно на тематические группы разбить (природа, погода, игры, море, одежда…) или так, всё подряд, лишь бы было интересно. Составлять с этими словами предложения так, чтобы в одном предложении было как можно больше слов из тематической группы.
11. Записывать смешные слова и фразы ребёнка (типа «я намакаронился», «голова у меня болит от ваших котлет»), собрать их вместе, как-то оформить и попутно обсуждать, почему так сказал, почему смешно.
#русский_как_иностранный
#повторение_пройденного
#заметки_для_родителей
Свидетельство о публикации №225071200397