Иконы и храмы сборник

1 Русская Гефсимания

Белый Храм, купола золотые,
Гефсимании Русской сады,
Под склоненною веткой оливы,
Здесь Христа на ступенях следы.

Небеса удивительной сини
Пристань тихая, чистый приют
Вечный кров «тонколикой княгини»,
Будто ангелы сестры поют.

Я в обитель душой улетаю,
На коленях у раки стою,
И у Чаши Святой причащаюсь.
На земле это или в Раю?

У подножья горы Елеона
В самом сердце великих святынь,
Припаду к чудотворной иконе,
Попрошу заступленья, молитв.

За детей, за себя и за близких,
За спасение к Богу мольбы,
Чтобы снова восстала Отчизна,
И Господь свой народ не забыл


Тонколикая княгиня, Белый Ангел Москвы, так называли Великую Княгиню Елисавету Феодоровну Романову москвичи

2 Икона

Из серой скудости житейской
Из мрака смертного греха,
Икона, как окно в бессмертье,
Зовет в небесный Божий храм.

К бесцветной мгле глаза привыкли…
И кажется всесильной плоть...
Бессильно повисают крылья,
Молю, спаси меня, Любовь!

Из стужи окунуться в лето,
В высь оторваться от земли
К всепобеждающему свету,
Ко всепрощающей любви.


3
В старых храмах темнеют иконы
Оттого, что в нас мало любви,
Наших душ застарелая копоть
Отложилась на ликах святых.

Неподвижные строгие лики,
Чья награда высокая - крест,
Отвечают на наши молитвы,
Как ответ указующий перст.

Нам неведома высшая радость,
Их молитвы великая грусть.
Но за подвиг духовный и святость
Уцелела, не сгинула Русь.

4Феодоровская икона Божией Матери

Когда-то в молодые годы,
Как знак таинственный в судьбе,
Нас Божьей Матери Иконой
Благословили в Костроме.

Нездешним Светом осененный
Царицы Феодоровской лик,
Старинный дедовский моленный
С тех пор семью мою хранит.

Уже к концу подходят сроки,
За мужем отправляться в путь,
О, Матерь Божия, заботой
Не обдели детей, молю!

5
В светлом сиянье Лик вопрошающий,
Взор Материнской Любви,
Словно о наших грехах сокрушаясь,
Кротко Царица скорбит.

Чем же порадую Деву Пречистую?
Вся, словно в путах, в грехах.
Борют житейские страсти неистово
И повергают во прах.

Дева Пречистая , Матерь Святая,
Твой всемогущий Покров
Многие годы от бед укрывает,
Даруй нам Мир и Любовь!

Нет без Тебя нам спасения, Мати,
Образ Небесной Любви.
Всею душою на Тя уповаю,
Не отвергай, защити!

6 Иерусалим

Иерусалим в ладони Божьей,
Лучи - до краешка земли...
Для всех нас свят и горек тоже -
Хранитель веры и святынь.

Засыпал миндаль лепестками,
Как розовый утренний снег.
Твой камень, как шелк руками,
Льет с неба немеркнущий свет.

Здесь сердца надежная гавань.
Приплывший корабль Елеон,
Дороги все сходятся к Храму,
Свод купола твердь - небосклон.

Горят купола Елеона,
И Русская в небе Свеча.
Весь мир на Единой ладони,
И эта ладонь горяча.

Поет в небе малая птаха,
Свободна она и легка,
Поет и не ведает страха -
Вниз тянет лишь камень греха.

Свод неба синее и выше,
Крутые ступени к Творцу.
Расслышать бы только, расслышать -
Не бойся, сорвешься - спасу!

Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на Елеоне в Иерусалиме.

7 Отрада и Утешение

Страшно, коли судят по делам,
Сколь судьба судимого убога,
Но не суд, а милость Божий храм,
Хватит всем нам милости у Бога!

Искру Благодатного Огня,
Донесла я огонек из храма,
А душа в тревоге обмирала:
Не погасла б свечка у меня!...

Матерь Божья, Твой бездонен взгляд
В нем мне Утешенье и Отрада,
У икон затеплена лампада,
И огни Пасхальные горят.

К небесам стремится лепесток,
Огонек молитвы Благодатной,
Вслед души притихшей благодарно
Потянулся слабенький росток.


Икона Икона Ватопедской Божией Матери «Отрада и Утешение»
(дар подруги иконописицы Татианы Плукчи )
Образ Пресвятой Богородицы всегда был наиболее близким простым людям: Божья матерь выступает Защитницей всего рода людского. Она, в отличие от Господа, не карает грешников, а с бесконечным терпением умоляет своего Сына простить их. А ведь все мы грешим! Именно икона «Отрада и Утешение» максимально раскрывает суть Божией Матери и отношение ее к каждому из нас. В своей милости она способна даже противоречить Господу, если речь идет о благе для человека. Пресвятая Богородица не карает, а бесконечно прощает нас и неустанно просит своего Сына смягчиться и не наказывать людей за грехи.

8
Донская икона Божией Матери

Прозренье в русской есть иконе -
Лик Богоматери Донской,
В Пасхальном колокольном звоне.
В молитве искренней, простой.

Пред Рафаэлевой Мадонной
Немеет грешный мой язык,
Но все ж роднее взор бездонный,
Иконы православной лик.

Пред Ней, Заступницей Небесной,
За всех любимых мной молюсь,
В мольбе склоняюсь бессловессной,
С души снимая тяжкий груз

Покровом нас оберегая,
Спасаешь, милуя, скорбя.
Царица, Матерь Преблагая,
Все упованье на тебя!

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.
Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

9 Икона Божьей Матери Донская

Радуйся, Владычица, Звезда Богоявленная,
В напастях помогающая вновь,
Плат белый расстилающая,
Слез реки осушающая,
Прими под Благодатный Свой Покров.

Радуйся, Всепетая Матерь Благосердая,
Духом осененная святым,
В напастях помогающая,
На подвиг укрепляющая,
Отечество мое благослови.

Радуйся, Пречистая, Свеча неугасимая,
В болезнях и печалях посети.
В рай двери отверзающая,
Надежды возрождающая,
В любви нас и согласии соблюди.

Радуйся, лучами Солнца Правды осиявшая,
Покаянья теплая Заря,
В напастях помогающая,
Доброе пристанище
Всех притекающих под сень Креста.


В левой руке Своей Божия Матерь держит плат (в более поздних списках с иконы плат этот часто изображается белым). В акафисте Донской иконе поется об этом так: "В шуйце (левой руке) держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет" (Кондак 2). Вера в Покров Божией Матери и Ее чистый плат, осушающий слезы и утешающий плачущих в скорбях, сохранялась во все времена бытия Руси и России.

10 Дивный храм Смоленский

У опушки леса дивный храм Смоленский,
Праздничные краски, золото икон.
Возрожден из пепла, легендарный Феникс,
Словно с поднебесья опустился он.

На святых иконах праведников лики,
Свечи восковые дарят полумрак,
Сердце согревают тихая молитва,
Ангельское пенье, огоньки лампад.

Все свои печали, горе и сомненья
Оставляю здесь я у святых икон.
Господи, помилуй, даруй утешенье!
Мати Пресвятая, расстели покров!

Восковые свечи плачут как живые,
И молитва к горним небесам летит,
Принимаем с трепетом Таинства Святые,
По Христа заветам учимся Любить.

Храм Смоленский чудный, нет нигде такого.
Средь высоких сосен слышен Божий Глас.
Матерь Одигитрия, укажи дорогу,
Ксения Блаженная, помолись за нас.

Храм Смоленской иконы Божией Матери в Дубне — одна из самых интересных достопримечательностей наукограда. Он расположен в сосновом бору и выполнен в стиле и по технологиям деревянных храмов Русского Севера XVI-XVII веков

11 Одигитрия. Божия Матерь Смоленская

Пред иконой Твоею живою
Замирает немая душа,
Взглядом пристальным, ласково строгим,
Ты, как Мать, согреваешь меня!

Всех любимых своих поручаю,
Материнской безмерной любви,
Одигитрия, Мати Благая,
Наставленьем своим вразуми

Укажи, Пресвятая, дорогу,
Для души моей грешной, слепой,
Чтоб дойти ей до Света чертогов,
И омой Благодати росой.

Под Покровом твоим благодатным
Материнской защиты святой,
Слезы горькие кажутся сладки,
И на душу нисходит покой.

Пред иконой Твоею живою
Замирает в волненье душа,
Только знаю, Ты рядом со мною!
Не оставишь больное дитя!

На фото Смоленская икона Божией Матери из Дубненского Храма

12
Святые очи Богородицы

Святые очи Богородицы
В часы тревоги предо мной,
Прогонят скорби и бессонницу,
И возвратят душе покой.

Задумчив светлый взор таинственный.
В нем кротость нежная, печаль,
Ты учишь нас Любови истинной,
И отверзаешь двери в рай.

Вонми, Заступница Усердная,
Призри на нас с высот святых.
Прими смиренные моления
Душ бедных, немощных, слепых.

Ты - бедных грешников Споручница,
Нас любишь, как своих детей,
Избавь, Небесная Владычица,
От бед, болезней и скорбей.

Свое нам даришь милосердие,
Что положу я на алтарь?
Слова любви, благодарения,
Прими от сердца скромный дар.

13Икона Пресвятой Богородицы Иверская

Явленье на Афоне было чудом,
Знамением чудесным столп огня,
И списки чудотворные оттуда
Всю силу первообраза хранят.

Вратарница, хранящая Россию,
Надежда и защита в трудный час,
Любовью Материнской озарила,
Из тьмы греховной вызволила нас.

Пречистая, всем нам Благая Матерь:
Всем людям, простецам и мудрецам.
Склоняется, Дитя держа в объятьях
С иконы, что является сердцам.

Нам Матерь Божия родною стала,
Чтоб плоть и дух сроднились со Христом,
Чтобы небес молитва достигала,
И благодать сходила к нам лучом.

Заступница усердная, благая
Пред образом склоняемся в мольбе,
На милосердье Божье уповаем
С надеждой избавления от бед.

Избави нас, Царица Преблагая,
От всяких бед, напастей на пути,
И Милосердья двери отверзая,
К спасенью наши души приведи



Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.


Почитание чудотворного образа Пресвятой Богородицы, ныне именуемого Иверским, восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила Икона (которая сейчас хранится на Афоне) находилась у благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, вошел в морские воды и благоговейно принял ее. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий.После закрытия Новодевичьей обители Вратарница хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея в стенах монастыря, 6 мая 2012 года образ возвращен в Новодевичий монастырь

14 Вера, Надежда, Любовь

Звезды ясно горят, их лампады не гаснут,
Осеняют созвездия белых снегов.
На земле жить под кровом Всевышнего – счастье,
С нами Ангелы - Вера, Надежда, Любовь.

Чтоб не сбилась в ночи, указуют дорогу…
Тянет лапу сосна, утопая в снегу.
Я такой же колючей росла, недотрогой,
Молчаливой сосной на крутом берегу.

Близок час мой, но скрыт, уповаю на милость,
Хоть сбиваются ритмы, и холод в груди.
О прощенье молю, и за то, что забылось,
Белоснежный мой Ангел, молю, не покинь!

Ведь в тревоге душа – в чем мое оправданье?
Неужели же в связках засушенных слов?
Драгоценное миро – слезу покаянья,
Подарите мне Вера, Надежда, Любовь!

15 Память Иордана

Закрою глаза - вижу гладь Иордана,
Разбег неширокой библейской реки.
Средь жаркой пустыни нет райского сада,
Блаженство в прохладные воды войти.

Две тысячи лет - пролетевшие стаей,
По- прежнему воды несут благодать.
И я с головой троекратно спускаюсь,
Чтоб в водах священных крещенье принять.

Как ангелов пенье, монахинь молитва.
Рождение вновь - камень сброшен с души.
На сердце покой, тишина после битвы...
С душой обновленною впредь не греши.

Живая прохлада к душе прикоснулась
И милостью Божьей омыла грехи.
Как будто от тяжкого сна я очнулась,
А мысли младенчески стали легки.

Бессонная ночь обещает награду,
Подвластное время уносится вспять,
Вновь память доносит речную прохладу,
Где тихо коснулась души благодать.

Мне твердости духа, увы, не хватает,
Дозволь еще раз возвратиться сюда.
Омой снова душу любовью святая
Реки Иордана живая вода!

Залетной пичугой стремлюсь к Иордану,
О, как бы не сбиться с прямого пути,
Хоть внутренний голос толкует упрямо,
Что дважды нельзя в ту же воду войти.

16 Галилейское море

Зелень свежих росистых лугов
Обнимает уснувшие горы,
Синеокая память веков –
Глубина Галилейского моря.

Ты встречаешь меня тишиной,
И тумана незримые сети
Над безгрешною синей волной
Душу в плен забирают навеки.

Глыбы камня – базальт и гранит,
Многолюден был некогда берег,
Как открытая книга шуршит,
Тихо плещется древний Кинерет.

Лепестки облетающих роз
На базальте руин Галилеи,
Проходил здесь по водам Христос,
Плыли в лодке сыны Зеведея.

Гонит ветер времен облака,
Над руинами древности призрак,
Но тебя не коснутся века –
Средь других ты был Господом избран.


17Благословенная Оптина

Оптина благословенная,
Божьих угодников стан,
Дивная стая орлиная,
Гроздь винограда Христа.

Старцы Преподобные,
Мученики наших дней, –
Целебные источники
От ран и душевных скорбей.

Божия Матерь Помощница,
Спорительница хлебов,
Ищущим хлеба насущного,
Подай нам своих даров!

Хотящих жати спасение,
Нас грешников пожалей,
Яви нам Твое милосердие,
Росу благодати пролей.

Дивная стая орлиная,
Гроздь винограда Христа,
Вы у престола Всевышнего
Молите Бога за нас.

18 Глебово.

Глебово весеннее,
Утренняя рань.
Здесь Богоявления -
Православный храм.

Отовсюду видимый,
Вкруг полей простор,
«Господи, помилуй»,
Воспевает хор.

Старый храм, намоленный,
Дивный ряд икон.
Образ чудотворный нам
Помощь подает

У «Скоропослушницы»
Затеплю свечу.
У своей Заступницы
Милости прошу.

Быстрая Помощница,
Милости пролей,
Скорой стань Заступницей
Внуков и детей

Кладбище старинное,
Травы да цветы,
Звоны колокольные.
Старые кресты

Полюшко раздольное,
Уренняя рань
Церковь с колокольнею,
Православный храм

Описание: Чудотворная икона "Скоропослушница", написанная в 19 века на Афоне, находится в Богоявленском храме в селе Глебово Талдомского района Московской области.

19 Касперовская. Материнский Покров

Расцвеченный звездным сияньем
Рукой Материнской простерт,
Покров нерушимый над нами,
Хранящий от зла омофор.

Склоняется мать к колыбели,
Свеча догорает едва,
И тихую песню запела,
Вплетая молитвы слова.

Царица, моя Преблагая,
Душой уповаю на тя!
Покровом любви укрывая,
Храни, как зеницу дитя.

Восходит к Пречистой молитва,
Уснуло спокойно дитя,
Двойною защитой укрыто,
И ангелы с неба летят.


Вонми, Заступница Усердная,
Призри на нас с высот святых.
Прими смиренные моления
Душ бедных, немощных, слепых.

Утеши сердце сокрушенное,
Во дни Великого Поста,
Очисти помыслы греховные.
Не дай погибнуть до конца.

Ты - бедных грешников Споручница,
Нас любишь, как своих детей,
Избавь, Небесная Владычица,
От бед, болезней и скорбей.

Свое нам даришь милосердие,
Что положу я на алтарь?
Слова любви, благодарения,
Прими от сердца скромный дар.

2
На душе печаль, небо мглистое,
Ветры, стужу, дождь надо выстоять,
За свои грехи я сама плачу,
Перед  образом затеплю свечу.

Матерь Божия, не оставь меня,
Лишь с Тобой меня  не страшит судьба,
Ты Заступница нам усердная,
Ходатаица Милосердная,

Ты в печалях нам утешение,
Отводящая искушения,
Подающая телу здравие,
Приведи меня к покаянию.

3
Весна Поста растопит сердца лед?
Как Волга подо льдами замерзаем.
А Благовест, как прежде нас зовет,
И в Храме ждет Царица Преблагая.

1
Вонми, Заступница Усердная,
Призри на нас с высот святых.
Прими смиренные моления
Душ бедных, немощных, слепых.

Ты - бедных грешников Споручница,
Нас любишь, как своих детей,
Избавь, Небесная Владычица,
От бед, болезней и скорбей.

Свое нам даришь милосердие,
Что положу я на алтарь?
Слова любви, благодарения,
Прими от сердца скромный дар.

2
На душе печаль, небо мглистое,
Ветры, стужу, дождь надо выстоять,
За свои грехи я сама плачу,
Перед образом затеплю свечу.

Матерь Божия, не оставь меня,
Лишь с Тобой меня не страшит судьба,
Ты Заступница нам усердная,
Ходатаица Милосердная,

Ты в печалях нам утешение,
Отводящая искушения,
Подающая телу здравие,
Приведи меня к покаянию.

3
Пречистая, всем нам Благая Матерь:
Всем православным, простецам и мудрецам.
Склоняется, Дитя держа в объятьях
На той иконе, что является сердцам.

Нам Матерь Божия родною стала,
Чтоб плоть и дух сроднились со Христом,
Чтобы небес молитва достигала,
И благодать сходила к нам лучом.

Заступница усердная, благая
Пред образом склоняемся в мольбе,
На милосердье Божье уповаем
С надеждой избавления от бед.

4
Мира Заступница, Мати Благая
Мира Святая Любовь,
С верой, надеждой к Тебе прибегаю
Под всемогущий Покров.

Я виновата сама в своих бедах,
Некого больше винить,
Но материнским Своим Милосердьем,
Душу мою освети.

Сердце наполни любовию к Богу,
Радостью теплых молитв
Вновь укажи мне благую дорогу,
Минут печальные дни,

Не осуди меня грешницу строго,
и от беды защити

5
Святые очи Богородицы
В часы тревоги предо мной,
Прогонят скорби и бессонницу,
И возвратят душе покой.

Сияют в небе звезды ясные,
Их безразличен льдистый свет.
Тех звезд взор Матери прекраснее -
На все вопросы в нем ответ.

Задумчив светлый взор таинственный.
В нем кротость нежная, печаль,
Ты учишь нас Любови истинной,
И отверзаешь двери в рай.






Тропарь, глас 4
Засту;пнице усе;рдная,/ Ма;ти Го;спода Вы;шняго,/ за всех мо;лиши Сы;на Твоего; Христа; Бо;га на;шего,/ и всем твори;ши спасти;ся,/ в держа;вный Твой покро;в прибега;ющим./ Всех нас заступи;, о Госпоже; Цари;це и Влады;чице,/ и;же в напа;стех и в ско;рбех, и в боле;знех обремене;нных грехи; мно;гими,/ предстоя;щих и моля;щихся Тебе; умиле;нною душе;ю/ и сокруше;нным се;рдцем,/ пред пречи;стым Твои;м о;бразом со слеза;ми,/ и невозвра;тно наде;жду иму;щих на Тя,/ избавле;ния всех зол,/ всем поле;зная да;руй,/ и вся спаси;, Богоро;дице Де;во:// Ты бо еси; Боже;ственный покро;в рабо;м Твои;м.

протопресвитер Александр Киселев
Чудотворные иконы Божией Матери в истории России
Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной. В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как «Одигитрия» – «Путеводительница». Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и стала именоваться у нас «Смоленской». Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе – Владимирской, пришла Она из Киева на север. После Смутного времени как Феодоровская-Костромская благословила нам на царство отрока Михаила, а накануне небывалых потрясений революции взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой.
Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь и благоговейное отношение русского человека к иконе Той, Которая – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашего отечества сделали то, что в России явлено более 468 именований Ее святых икон. Но сколько бы ни было у нас икон и как бы ни были различны их названия, происходящие главным образом от названий мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось сознание, что эти различные изображения есть изображение все Той же единой Матери Божией.
Однако, все же может возникнуть вопрос: не слишком ли мы за двадцать веков существования Христовой Церкви на земле ушли от исторической правды? He примешалось ли в нашу иконопись много исторических погрешностей – воображаемого, принимаемого за действительность? Что ж, вопрос вполне законный.
На вопрошание апостола Фомы о реальности Его ран, Господь ответил словами: «Прииди и виждь». На вопрос о правильности иконописных традиций Господу было угодно на протяжении двадцати веков сохранить людям ответ почти той же осязаемости, как и ответ апостолу Фоме, то есть «приди и посмотри».
Был всемирно известный скульптор, художник, математик, архитектор, изобретатель – редчайший талант первой величины – Леонардо да Винчи.
Был отец Павел Флоренский – писатель, математик, богослов, физик, философ, которого называли русским Леонардо да Винчи. В книге о.Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины» мы читаем: «По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Богородица была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные; нос продолговатый; лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные».
Приведем еще один отрывок из книги отца П.Флоренского: «Могучее и неизгладимое впечатление, которое производила на очевидцев Дева Мария, изображено яркими словами в замечательном памятнике, известном под названием «Письма св.Дионисия Ареопагита к апостолу Павлу». Вот что значится в этом письме, повествующем о посещении Божией Матери Ареопагитом: «Исповедую перед Богом, о славный учитель и путеводитель наш, что мне невероятным казалось, чтобы могло быть Существо, такобильно исполненное Божественной силы и дивной благодати, кроме Самого Вышнего Бога. Но я видел не только душевными, но и телесными очами то, чего никакой ум человеческий постигнуть не может. Да! Да! Я видел собственными очами Богообразную и выше всех Духов небесных Святейшую Матерь Христа Иисуса нашего».
Нужно ли нам после этих потрясающих свидетельств, после этого почти физического осязания первых десятилетий христианской эры еще доказывать, что православная иконописная традиция за двадцать веков не уклонилась в сторону с правильного пути? Что Бог, Тот Бог Истинный, Который «с человеки поживе», – изобразим, что и делается иконописанием; что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, как учили святые отцы. И что поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней? Ничего не нужно! Ничего больше не нужно после того, как мы «вложили персты» и от святых Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита причастились к духоносному свидетельству Истины! Добавим разве только, что икона вполне становится иконою, т.е. предметом религиозного почитания, лишь через освящение. «Освящением проводится непроходимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по своему религиозному содержанию и художественным достижениям, и иконой, сколь бы она ни была скромна в этом отношении». «Освящается икона сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Требник). Вот что делает икону иконой!
Грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, a лишь фактическая. В молитве из Требника на освящение иконы Божией Матери говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворнаго действия».
Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально, через присутствующую в ней благодать, чудотворна. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона чудотворная от не чудотворной.
В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, – «во успении мира не оставила еси, Богородице».
Обратимся сейчас к непосредственному рассмотрению некоторых наших чудотворных икон Божией Матери и увидим, что приведенные слова из тропаря Успению о неоставлении Ею мира находят неисчислимые подтверждения в нашей отечественной истории.

Икона Божией Матери «Казанская»

Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.
B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.
; т; время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный Сергий болящему, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.
Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).
В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.
В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери:
1) в Казани, в Богородичном монастыре;
2) икона царя Ивана Васильевича, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург;
3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.
В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.
Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона – как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы – прямое фасное положение Богомладенца.
Праздники иконы: 8/21 июля; 22 октября ст.ст. (4 ноября н.ст.)

Закончив рассмотрение восьми из наших чудотворных икон Божией Матери и вспомнив в связи с этим значительную часть нашей истории, нам приходится сделать некоторое трагическое сопоставление: святой митрополит Петр в начале XIV века строил Московское царство. Можно сказать, что на его святых мощах выросла Москва. Спустя же два века его преемник святой митрополит Филипп Московский был задушен по приказу безумного царя этого Московского царства, Ивана Васильевича Грозного, и кончилась династия Рюриковичей, и чуть не погибла Россия в начавшемся так называемом Смутном времени.
И сопоставим второе: как единое государство под властью монарха Русская земля начала создаваться благословением чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Это было в XII веке. Восемь веков спустя Россия стала могущественной империей. Но в начале XX века была украдена чудотворная Казанская икона Божией Матери, а через несколько месяцев после этого началась революция 1905 года. Кончилась династия Романовых небывалым зверством, и пошла Россия из революции в революцию, из братоубийственной войны в террор, голод и богохульное безбожие.
Мы читали выше, как в XVI веке уходившие из кремлевского собора вместе с иконой Владимирской Божией Матери святители сказали, что уходят потому, что «люди здесь забыли заповеди Господни».
Не о грехах ли человеческих, а следовательно, и наших, сказал пророк Осия (Ос.8:7): «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю»?
Переходя к заключению, я хотел бы сказать, что люди моего поколения, пережившие две мировые войны, войну гражданскую и террор, могут ставить вопрос: при каких обстоятельствах человек в большей степени усваивает звериный образ? Уничтожение человека человеком ярко выражается во время войны. Это страшно, но не ново. Да, война зло: она несет смерть, она развязывает в человеке зверя. Но в войне имеет место и мужество, и самопожертвование, и благородство. Наше время породило нечто худшее, чем война: такое мировоззрение, которое всякое ограничение кровавой расправы – с врагом или с инакомыслящим – считает сентиментальностью. «Это – неслыханное от начала мира порабощение духа – озверение, возведенное в принцип и систему. Природа человека такова, что он не может остаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну. А потому перед человеком всегда вопрос: «Чем надлежит быть вселенной – зверинцем или храмом?» – пишет E.Н.Трубецкой в книге «Умозрение в красках».
Иногда, когда человек доходит до возможного предела озверения, он становится способным увидеть бездну под ногами и ищет точку опоры над этой бездной. Такой точкой опоры является пробуждающееся в нас сознание, что над царством зверя есть иной закон жизни. Вот эту-то иную жизнь, иную действительность с поразительной ясностью и силой не словами, а образами и красками передавала древнерусская икона. Икона убеждала человека в наличии иной жизненной правды и в ином, подлинном смысле жизни. Она вдохновляла, учила, вела. Но этот язык, которым говорит наша икона, «непонятен сытой плоти, недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии» (там же).
Для того, чтобы с нами заговорила икона, или, точнее, чтобы мы были способны услышать ее голос, нужно, чтобы в нашем сознании произошло развенчивание наших надежд только на самих себя, на свой разум, только на земные блага и земную силу. Не эту ли уверенность щедро предлагает нам князь мира сего, если мы, «падши», поклонимся ему?
Сущность той жизненной правды, которая противополагается древнерусским религиозным искусством образу звериному, находит свое исчерпывающее выражение не в том или ином иконописном изображении, а в древнерусском храме в его целом. Здесь именно храм понимается как то начало, которое должно господствовать в мире и противостоять как человеческому зверству, звериности в зоологическом смысле, так и зверю в смысле мистическом.
Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит.
Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все.
Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней.
Сопоставим же теперь икону с жизнью. Если мы видим в жизни только вещи и поступки, а не их скрытую сущность, не то, что за ними можно увидеть и почувствовать, то наши отношения с жизнью еще только поверхностные, только внешние.
«Разум, – говорит св.Ефрем Сирин, – когда бывает здоров, целомудрен и светел, то духовно созерцает соотношения тварей Божиих и возводится к Святой и Блаженной Троице» (Добротолюбие. Т.2. С.266). Вот она, премудрость!
В стихотворной форме близкая к этому мысль передана так:
Как будто внутренность собора –
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Борис Пастернак. Когда разгуляется...
Увидеть в мире не только реальность, что подвластна князю мира сего, но и другую действительность, ту, что над ним, ту, что ему не подвластна – этому учила наших предков икона. Увидеть «инобытие» и трепетно возлюбить его – вот та сила, которую почерпали предки наши через икону. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасала Россию.
Образ Божией Матери был и есть наиболее возлюбленный образ русского Православия. Милостью Своей чрез Свои чудотворные иконы, Пресвятая Богородица никогда не оставляла наш русский народ.

Вонми, Заступница Усердная,
Призри на нас с высот святых.
Прими смиренные моления
Душ бедных, немощных, слепых.

Утеши сердце сокрушенное,
Во дни Великого Поста,
Очисти помыслы греховные.
Не дай погибнуть до конца.

Ты - бедных грешников Споручница,
Нас любишь, как своих детей,
Избавь, Небесная Владычица,
От бед, болезней и скорбей.

Свое нам даришь милосердие,
Что положу я на алтарь?
Слова любви, благодарения,
Прими от сердца скромный дар.


Икона Богородицы Споручница грешных
Празднование
20 марта
11 июня
История
Икона Божией Матери "Споручница грешных" названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...".
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине 19-го столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных".
Считается, что та самая икона (оригинал), прославившаяся в 1843 году, находится в настоящее время в Одрино-Николаевском женском монастыре. Когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря в 20-х годах XX века расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района современной Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала некой Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году последняя была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной Пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом с парализованными ногами, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась ещё и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции, а также наличием таможни. Однако 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в стены родной обители.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Умолка;ет ны;не вся;кое уны;ние / и страх отча;яния исчеза;ет,/ гре;шницы в ско;рби се;рдца обрета;ют утеше;ние/ и Небе;сною любо;вию озаря;ются све;тло:/ днесь бо Ма;терь Бо;жия простира;ет нам спаса;ющую ру;ку/ и от Пречи;стаго о;браза Своего; веща;ет, глаго;лющи:/ Аз Спору;чница гре;шных к Моему; Сы;ну,/ Сей дал Мне за них ру;це слы;шати Мя вы;ну./ Те;мже, лю;дие, обремене;ннии грехи; мно;гими,/ припади;те к подно;жию ико;ны Ея;, со слеза;ми вопию;ще:/ Засту;пнице ми;ра, гре;шным Спору;чнице,/ умоли; Ма;терними Твои;ми моли;твами Изба;вителя всех,/ да Боже;ственным всепроще;нием покры;ет грехи; на;ша/ и све;тлыя две;ри ра;йския отве;рзет нам,// Ты бо еси; предста;тельство и спасе;ние ро;да христиа;нскаго.
Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».
Ин тропарь, глас 3
Тебе;, милосе;рдия исто;чнику при;сно теку;щему/ и Спору;чнице гре;шных, недосто;йнии раби; Твои;, Богоро;дице,/ припа;дающе, скорбя;ще, вопие;м Ти:/ спаса;й нас от бед, Влады;чице,// и ма;терним Твои;м хода;тайством испроси; всем нам ве;чное спасе;ние.
Перевод: К Тебе, источнику милосердия всегда текущему и Ходатаице о грешных, недостойные рабы Твои, Богородица, преклоняя колена в скорби взываем: «Спасай нас от бед, Владычица, и материнским Твоим ходатайством испроси для всех нас вечное спасение».
Кондак, глас 1
Честно;е жили;ще бы;вшее/ неизрече;ннаго естества; Боже;ственнаго/ вы;ше сло;ва и па;че ума;/ и гре;шным еси; Спору;чница,/ подава;еши благода;ть и исцеле;ние,/ я;ко Ма;ти всех Ца;рствующаго:/ моли; Сы;на Твоего;// получи;ти нам ми;лость в День су;дный.
Перевод: Будучи почитаемым жилищем несказанной Божественной природы, выше слов и более ума [выше понимания] и грешным Ты Ходатаица, подаешь благодать и исцеление, как Мать Царствующего над всеми, моли Сына Твоего о том, чтобы нам получить помилование в судный День.
Молитва
О, Влады;чице Преблагослове;нная, Защи;тнице ро;да христиа;нскаго, прибе;жище и спасе;ние притека;ющих к Тебе;! Вем, вои;стинну вем, я;ко зело; согреши;х и прогне;вах, Преми;лостивая Госпоже;, рожде;ннаго пло;тию от Тебе; Сы;на Бо;жия: но и;мам мно;гии о;бразы пре;жде мене; прогне;вавших Его; благоутро;бие: мытари;, блудни;цы и про;чия гре;шники, и;мже даде;ся проще;ние грехо;в их, покая;ния ра;ди и испове;дания. Ты;я у;бо о;бразы поми;лованных очесе;м гре;шныя души; моея; представля;я и на толи;кое Бо;жие милосе;рдие, о;нех прие;мшее, взира;я, дерзну;х и аз гре;шный прибе;гнути с покая;нием ко Твоему; благоутро;бию. О Всеми;лостивая Влады;чице, да пода;си ми ру;ку по;мощи и испро;сиши у Сы;на Твоего; и Бо;га ма;терними и святе;йшими Твои;ми моли;твами тя;жким мои;м грехо;м проще;ние. Ве;рую и испове;дую, я;ко Той, Его;же родила; еси;, Сын Твой, есть вои;стину Христо;с, Сын Бо;га Жива;го, Судия; живы;х и ме;ртвых, воздая;й кому;ждо по дело;м его;. Ве;рую же па;ки и испове;дую Тебе; бы;ти и;стинную Богоро;дицу, милосе;рдия исто;чник, утеше;ние пла;чущих, взыска;ние поги;бших, си;льную и непрестаю;щую к Бо;гу Хода;таицу, зело; лю;бящую род христиа;нский, и Спору;чницу покая;ния. Вои;стинну бо несть челове;ком ины;я по;мощи и покро;ва, ра;зве Тебе;, Госпоже; Преми;лостивая, и никто;же упова;я на Тя постыде;ся когда;, и Тобо;ю умоля;я Бо;га, никто;же оста;влен бысть. Того; ра;ди молю; Твою; неисче;тную бла;гость: отве;рзи две;ри милосе;рдия Твоего; мне, заблу;дшему и па;дшему в тиме;ние глубины;, не возгнуша;йся мене; скве;рнаго, не пре;зри гре;шнаго моле;ния моего;, не оста;ви мене; окая;ннаго, я;ко в поги;бель зло;бный враг похи;тити мя и;щет, но умоли; о мне рожде;ннаго от Тебе; милосе;рдаго Сы;на Твоего; и Бо;га, да прости;т вели;кия моя; грехи;, и изба;вит мя от па;губы моея;: я;ко да и аз со все;ми получи;вшими проще;ние воспою; и просла;влю безме;рное милосе;рдие Бо;жие и Твое; непосты;дное о мне заступле;ние в жи;зни сей и в несконча;емом ве;це. Ами;нь.
2-я Молитва
Цари;це моя Преблага;я, Наде;ждо моя; Пресвята;я, Спору;чнице гре;шных! Се, бе;дный гре;шник предстои;т Тебе;! Не оста;ви мене;, все;ми оста;вленнаго, не забу;ди мене;, все;ми забы;таго, даждь ми ра;дость, неве;дущему ра;дования. О, тя;жки мои; бе;ды и ско;рби! О, безме;рны мои; грехопаде;ния! Я;ко тьма нощна;я — житие; мое;. И несть в сыне;х челове;ческих ни еди;наго си;льнаго ми помощи;. Ты — Еди;ная моя; Наде;жда. Ты — Еди;ный мой Покро;в, Прибе;жище и Утвержде;ние. Дерзнове;нно простира;ю к Тебе; немощны;я мои; ру;це и молю;: умилосе;рдися о мне, Всеблага;я, пощади; искупле;ннаго Кро;вию Сы;на Твоего;, утоли; боле;зни многовоздыха;ющия души; моея;, укроти; я;рость ненави;дящих и оби;дящих мя, возста;ви си;лы моя; увяда;ющия, обнови;, я;ко у орля;те, ю;ность мою;, не попусти; осла;бнути в де;лании за;поведей Бо;жиих. Огне;м небе;сным косни;ся смуще;нныя души; моея; и испо;лни ю; ве;ры непосты;дныя, любве; нелицеме;рныя и наде;жды изве;стныя. Да всегда; пою; и сла;влю Тебе;, Преблагослове;нную ми;ра Засту;пницу, Покро;в наш и Спору;чницу всех нас гре;шных, и поклоня;юся Сы;ну Твоему; и Спа;су на;шему, Го;споду Иису;су Христу;, со Безнача;льным Его; Отце;м и Жизнепода;тельным Ду;хом Святы;м во ве;ки веко;в. Ами;нь.


Рецензии