Однажды в москве, часть ii - глава 25

ГЛАВА XXV

О результатах встречи я доложил Тощему утром следующего дня уже по дороге. Приехав в сопровождении еще одной машины, он сходу сообщил, что меня ждут в штабе, надо торопиться. И вышел.
Я не стал терять время на расспросы, зная характер Трофима, начал собираться. Встревоженные Романовы хотели меня сопроводить, я не согласился. В случае чего они вряд ли смогли меня защитить, а себя подставили бы. Я лишь передал Старшему свой ствол с золотой рукояткой, кивнул нерешительно застывшей на пороге кухни Сусанне, вышел и сел в машину Тощего.
Рулил он сам. Машина сопровождения тронулась за нами.
Слушая результаты проведенной мною встречи с Никитиным, он долго молчал, уткнувшись взглядом на дорогу, которую преодолевал на скорости. Лишь приближаясь к Городку, он скупо сообщил, что меня примет сам Казанцев. Я немного расслабился. Вряд ли меня везли на убой, если предстояла встреча с руководством.
Не буду повторяться, я ранее уже озвучивал, как оказываются в его кабинете. Ничего не изменилось, разве что вместо Корейца меня провел к Старику Трофим, который сперва сам зашел к нему, после впустил меня, вышел и прикрыл за собой дверь.
Савелий Николаевич развалился на диване и внимательно меня разглядывал. Напротив еще кто-то сидел, но я узрел лишь его плешивую макушку, оформляющую шариком спинку кресла. 
- Извини, Рома. Я не в том состоянии, чтобы тебя вежливо встретить, плохо себя чувствую, - сказал Казанцев, протягивая руку для пожатия. - Старость, сукин кот, подкрадывается, и с этим ничего не поделаешь...
Выглядел он действительно неважно, взгляд был потухший, и сам какой-то поблекший.
Тут я встретился взглядом с другим присутствующим. Петр Владимирович - генерал в отставке, при котором я состоял в охране в Измайловском гостиничном комплексе. А то смотрю, макушка знакомая... 
- Здравствуй, Рома, - поприветствовал он меня, крепко, по-генеральски пожав руку.
Я сел в соседнее кресло перед журнальным столиком, за которым продолжал обозревать меня Казанцев.
“Зачем же я вам, старикам-разбойникам, понадобился, черт бы вас побрал…”
Пауза затягивалась. Генерал курил, праздно пуская дым в потолок, а депутат, видимо, о чем-то думал.
Дверь открылась. Тощий принес папку с бумагами, положил перед депутатом и вышел. Открыв папку, он, не торопясь, углубился в ее содержимое.
Наконец генерал, докурив, потушил сигарету в пепельнице.
- Сава, я начну?
Тот кивнул, не отрываясь от бумаг.
- Я сразу к делу, - продолжил генерал своим грудным басом, привыкшим когда-то отдавать команды. - У Савелия с тобой свой расклад, а мой - это наша общая с ним тема. Она состоит из двух предложений. Пожалуйста, внимательно слушай и вникай...
Тут Савелий Николаевич слегка придвинул папку с документами в его сторону.
- ...В этой папке Клондайк, - генерал кивнул на бумаги. - Это бизнес-план строительства жилых комплексов на юго-востоке Москвы. Это очень зеленая часть столицы, если ты не в курсе. Павел в некотором роде ее контролирует. Строительство планируется, прежде всего, для высшей военной элиты, в том числе для заслуженных пенсионеров, - выпятив грудь, довольно крякнул он. - Ну и немало жилых строений предназначено для офицеров, прибывших с дислокаций из Восточной Европы, откуда слил их наш Горбатый хрен. Теперь же элитные подразделения русской армии, оставив сердце Европы ютятся в полуразваленных общагах.
Впрочем, не в этом дело… - вновь откинувшись на спинку кресла, он перекинул ногу на другую. - Проект только на треть финансируется бюджетом. Государство, благодаря этим клоунам у власти, сейчас нищая, да и не охота нашим зажравшимся чинушам заниматься проблемами защитников отечества. Даже у банков позанимали деньги и угрохали в эту чертову Чечню, которая, как огромная дыра засасывает весь наш бюджет. Да Господи, я за неделю сравнял бы ее с землей силами двух авиационных дивизий! Камня на камне не оставил бы!.. - в сердцах зарычал он, стуча кулаком по подлокотнику. - А они хапают и хапают! Весь Кавказ превратился в огромный станок для откатки денег.
Короче, деньги и нам нужны. Много денег, которые в процессе этого проекта умножатся в десятки, если не в сотни раз. Вникаешь, Рома?..
Я кивнул.
- ...Оказывается, у нас дела на Юге неважные. Это я сейчас узнал…
Теперь я понял, отчего Казанцев сидел мрачнее тучи. Все-таки наркота имела важное место в бюджете Организации. Теперь эта “жила” была перекрыта.
- ...У вас в Баку нефть, - продолжал развивать мысль генерал, - следовательно, зелень. Там парни могут делать деньги. Мы ищем инвесторов, которые могли бы вложиться в наш проект. Это и прямой выход на большой российский рынок. Сам понимаешь, если мы при деле, то ни одна собака не сунется - я имею в виду всякую чинушу и прочую мразь... И теперь, в связи с изложенным, у меня к тебе конкретный вопрос, Рома. Есть ли у тебя выход к вашим прихватизерам бывшего советского социалистического наследия?..
Я удивился. Задача была не по моему профилю и уровню. Но, продолжая речь, генерал прояснил мне столь странное предложение.
- ...Мы понимаем, что это не твой компот, Рома. Что ты хороший солдат и только лишь, с буржуями не завтракаешь. Но про тебя сложилось такое вот, может, стереотипное мнение, что тебе по плечу любая грамотно поставленная задача. Что ты своего рода фартовый. Вот я и подумал, и Савелию предложил: почему бы и тебя не задействовать в нашем проекте?
“Значит, я теперь этакий Остап Бендер…”
Выхода у меня к скрытым и явным толстосумам в Баку тогда не было. Но у меня была Саламова на прицеле.
- Что мне ответить, Петр Владимирович. Задача ясна, буду работать… - я спокойно ответил.
Генерал торжествующе повернулся к Савелию Николаевичу, мол, что я говорил.
- Здесь все необходимые бумаги для ознакомления, - ткнул он пальцем в папку. - Утвержденный мэрией Москвы бизнес-план, координаты местности, где развернется это грандиозное строительство, схема планируемого военного городка, проекты отдельных элитных строений, прочее, естественно, все в копиях. Минобороны и мэрия окажут всякое содействие. Сава подтвердит, что я и с Грачем и с Лужковым на короткой ноге. Хоть завтра могу дать старт проекту, если решится вопрос с финансированием...
Когда я потянулся за папкой, он вытащил из кармана свернутый листок:
- А теперь глянь и на это...
Я развернул и прочитал аккуратно набранный на печатной машинке текст. Это был перечень наименований военной техники и боеприпасов. Называю, что помню:
танки марки - Т 72; боевые машины пехоты - БМП-1 и БМП-2; бронетранспортеры - БТР-70 и 80; боевые разведывательные бронемашины - это БРМ-1К, а также БРДМ-2 с модификациями; командно-штабные машины - помню “Чайку”; 122-мм реактивные системы залпового огня “Град” или как ее официально именуют - БМ-21; минометы - 82-мм 2Б14 “Поднос” и 160-мм М-160 - это в ограниченном количестве, кажется еще и “Василек” были; самоходно-артиллерийские установки - помню 152-мм гаубицу 2С3 “Акация”, 122-мм “Гвоздику” - 2С1, и, что интересно, в списке был предложен, как я это после осмыслил, САУ 2С9 “Нона-С”, которая была сравнительно новой разработкой того времени. Если кто разбирается, эта уникальная авиадесантная САУ оснащена 120-мм полуавтоматическим нарезным орудием, сочетавшее в себе свойства пушки, гаубицы и миномёта, легкое в весе, маневрированное и предназначено для уничтожения не только наземных, но и воздушных целей противника. Позже кое-кто из сослуживцев-спецназовцев мне расскажет, что один экземпляр этой чудо-техники того времени он увидел в Гяндже во время военного мятежа осенью 1994 года … 
В списке также были указаны истребители третьего поколения - это МиГ-и, как я помню, 23, 25, 27; бомбардировщики СУ-24 и штурмовики СУ-25; боевые вертолеты - МИ-24 “Крокодилы” и многоцелевой МИ-8; ЗСУ-23-4 “Шилка”; переносные противотанковые и зенитные ракетные комплексы, помню ПЗРК “Игла” и “Фагот” - это  ПТРК; гранатометы - АГС-17 “Пламя” - это автоматические станковые, многоразовое - РПГ-7, из одноразовых помню РПГ-18; пушки; модификации АК; пулеметы - ПКМ и РПК-74, а также крупнокалиберный ДШКМ; противотанковые и противопехотные мины различных образцов, подствольники, ПНВ, гранаты - наступательные и оборонительные в неограниченном количестве, боеприпасы на все это наименование...
В общем, все то, с чем можно было комфортно воевать в локальных конфликтах 90-х...
Читая, я слышал комментарии Петра Владимировича:
- …Проясняю: вся эта техника продается в частном порядке, минуя официальные инстанции и поэтому по невероятно низким ценам. Оплата будет произведена или налом, или через офшоры в условиях строгой секретности. Азербайджан - воюющая сторона, соответственно, заинтересованная в приобретении военной техники, хоть и немного устаревшей. Я уверен, что военное руководство у вас заинтересуется такой возможностью. Конечно, нам удобно все это предложить армянам, у нас хорошие рабочие контакты. Но армяне - не покупатели, вечно плачут, все берут задарма, в кредит, и хрен мы от них, когда что получим. Кроме того, в этом случае будет огласка - армия Армении фактически интегрирована в российскую…
- Дорогой друг, в сделках такого рода и уровня огласки все равно не избежать, - перебил Казанцев. Я чувствовал, что он какой-то нервозный. Словно этот сюжет переносит через силу.
- Да, но есть степень, Сава. Я же объяснил, есть несколько генералов, которые могут провернуть это дело. Они не хотят выйти в отставку с одними боевыми наградами и нищенской пенсией. Естественно, о них спохватятся и пустят за ними всю нашу суровую карательную машину. Но перед этим дадут возможность исчезнуть, раствориться. Ну, может, для галочки посадят парочку-другую козлов отпущения на несколько лет… И провернут все это те, которые по долгу службы обязаны пресекать такого рода деятельность. Разве мало дел проворачивают в СКВО ? Сам знаешь...

Когда Петр Владимирович выходил в сопровождении Казанцева, который все же встал, чтобы проводить гостя, на пороге обернулся:
- Да, чуть было не забыл, Рома. Проект строительства оценивается в 3 миллиарда долларов. Кроме прочего, если найдешь инвестора, 0,1 процент от этой суммы твой. Слово генерала! Это нормальные деньги для тебя, сынок. В твоем возрасте я сосиски ел с кефиром в столовой. Можешь и далее участвовать в процессе. Мне нужны такие плохие парни. Ну, конечно, если Сава не против.
- Ты уже нашел инвестора, построил свой городок, продал оружие, теперь только осталось моих людей уводить... - отшутился тот и, дежурно улыбнувшись, закрыл за генералом дверь.
Вернулся он на свой диван совсем не с улыбкой. Я бы сказал, даже со злобой. На ходу кивнул, указывая, что и я могу сесть.
- Петр, конечно, любитель сочинять сказки, но на этот раз все серьезно. Перспективный проект, и в теперешнем нашем положении вовсе не лишний…
Он вновь встал и жестом предостерег, чтобы я не повторил его движение.
- ...Не обращай внимания, мне необходимо ходить хотя бы в комнате. Вот... - указал он на велотренажер, поставленный в угол, - Трофим притащил. А то этот сидячий режим меня до могилы доведет. А ведь я бывший борец… 
Он немного походил за моей спиной. Чувствовалось, о чем-то думает. После уселся уже за свой рабочий стол, кивнул, приглашая и меня пересесть.
- …Мы в курсе о твоем горе. Крепись, сынок, это жизнь. Я вот до сих пор не могу прийти в себя от известия о смерти Мансура. Хороший был малый. Я хотел бы иметь такого сына… - он налил воду из графина в стакан и выпил. - Ким замкнулся в себе, даже со мной не хочет говорить… - он исподтишка глянул. - Я представляю, как тебе тяжело - потерял и жену, и друга...
” ...и друга…” - эхом отозвалось в моем сознании.
- …Я благодарен вашей команде, Рома. Тебя наградили по моему указанию. Учти, эта большая честь. И ребят твоих, этих братьев-славян не забыли, они в списке особо отличившихся, ты понимаешь, что это такое. И семью вашего погибшего товарища обеспечим всем необходимым. Я уже распорядился передать его вдове определенную сумму. Ежемесячное поступление для нее обсуди с Трофимом.   
- Благодарю…
Он жестом перебил:
- Ты тут ни при чем. Семьи и других погибших получат компенсацию. Их дети будут под нашей опекой и со временем заменят отцов. Тебе же мы намерены передать Южное направление - это все, что связано с Кавказом. Я в курсе, что на цыган и на этих бородатых басурман у тебя есть некоторое влияние. Кажется, они воспринимают тебя, как естественного преемника Мансура… Что ж, нас это устраивает. Но тебя придется начать все сначала, там все развалено...
Я кивнул.
- ...Темное это дело… - я заметил, что, обсуждая, он не смотрит мне в глаза. - Ты в курсе, нас смущает одно обстоятельство. Информацией о наших людях, занимавших определенные посты в ваших госструктурах, в том числе и в оборонном ведомстве, адреса конспиративных квартир в Баку, о нашей действующей агентуре на приграничных территориях, о прочем, касающемся Южного направления владел лишь ограниченный круг людей. Сегодня меня уведомили, что в бакинском аэропорту был задержан наш… считай, резидент - влиятельное лицо в тамошнем истеблишменте. И такое ощущение, что его долго пасли, выискивая окружение.
Мансур знал о нем, они встречались. Понимаешь, людей в Баку взяли чуть ли не по списку...
К сожалению, ребята поторопились с расправой с этой секретчицей - женщиной Кима. Мы многие нити и здесь упустили. Я их тоже понимаю, шок был таким, что не справились с эмоциями. Хотя эмоции - это очень глупо. Ким бы этого не допустил…
Короче, разоблачили нашу агентуру азербайджанские спецслужбы - наши вчерашние протеже. Научили на свою голову… - он зло процедил. - Но без слива информации они не смогли бы этого достичь. В нашей организации трое азербайджанцев: Мансур покойный, ты и эта девица - Саламова. Рабочая версия такова, что она подобралась к Мансуру и, используя его чувства к ней, выманила информацию…
Он вновь остановил меня жестом:
- Не надо никого защищать. Никому нельзя доверять. Они могли встречаться тайно, ты мог не знать. Надо же, человек на смертельном одре требует к себе женщину, она к нему приходит, он целует ее ручку… И никто не сможет убедить меня, что эта лишь проявление платонических чувств!
Конечно, это рабочая версия. Но ясно одно - кто-то из вас троих в этом замешан. Меня радует лишь одно - ты в наименьшем подозрении…
“Но оно есть!”
- ...У тебя нет мотива. У тебя жена армянка, соответственно, ты для своих потенциальный предатель. Ты осужден по мокрой статье - мы это тоже пробили. Ты и здесь натворил немало дел... Да, конечно, все это подстроить и подсадить тебя к нам допустимый вариант, мы и это анализировали, хотя не думаю, что азербайджанские спецслужбы в теперешнем своем уровне могли бы спланировать такое - ни мозгов, ни духа не хватит.
И есть нюансы, исключающие эту версию. Со своей женой ты знался чуть ли не с пеленок, то есть, это не могло быть инсценировкой. И то, что Мансур сам на тебя вышел…
Казалось, Казанцев, рассуждая вслух, сам себя убеждает. Но не факт, что убедительно.
- ...Трофим передал, что ты обещал самому разобраться? Это верно?..
Я кивнул. В горле пересохло.
- ...Ну что ж, я понимаю… - он продолжил после некоторой паузы. - В конце концов, она действительно в твоей команде. Анализируй, как она к тебе подкатила. Ну и прочее. Если это все-таки она, то сам знаешь, как поступить. Если нет, то дело обстоит еще серьезнее. Будем расследовать.
О предложениях Петра ты слышал. Со строительством все понятно. Вот с оружием… Видишь, что творится? Разбазаривают добро империи. Я бы сам установил бы эту цепочку и уничтожил всех до единого этих предателей-генералов. Я сам загнал бы этих цыган и… - тут он покашлял и деликатно обобщил, - прочую чернь, которые сажают наших молодых славян на иглу, в концентрационные лагеря и в газовые камеры. Я бы этих басурман-фанатиков… - он неопределенным жестом сжал кулаки и потряс в воздухе. - Ишь, в православном государстве халифат свой долбаный хотят создать!..
Но и они пока нужны. После разберемся. Как большевики…
Нам надо добраться прежде всего до этой головной тухлятины. А для этого нужны деньги. Если не мы, то кто-то другой перехватит эту жилу. Так что дерзай, мой мальчик...
И последнее: самым удачным твоим проектом, я считаю, это твой рабочий контакт с этим чекистом из ФСБ. Я в курсе всего до мельчайших подробностей. У тебя все спонтанно получилось. Но какое это для нас имеет значение, ты даже не представляешь!
Ты смышленый малый. Я думаю, ты понял смысл выражения - “рыба тухнет с головы”. И вот, мы получили положительный ответ. Значит парни понимают, что наше дело правое! Если это, конечно, не подстава.
Технические детали организации этой встречи будет готовить Трофим. Ты поступаешь в его распоряжение...
Мы говорили еще минут 20. Думаю, суть я изложил, - подытожил Длинный…

- Вы хотите сказать, что эти субчики готовились к военному перевороту? - спросил Прилизанный, вновь укладывая отклеенные от макушки волосы.
- Не знаю, к чему они готовились, к военному или иному перевороту - мне открытым текстом не сообщили, - недовольно пробурчал Длинный. - Я понимаю, вы скептически относитесь к моим словам, но поверьте - это не вымысел. В принципе, недовольство тогдашним руководством РФ давно созревало в разных кругах, в том числе и в среде патриотически настроенной военщины. Государство рушилось на глазах. Вы помните Россию того времени? Кавказ практически вышел из-под контроля. Везде коррупция, бандитский беспредел. Под видом приватизации захватывались и грабились стратегические объекты, сырье за бесценок приобреталось иностранными транскомпаниями, армия разваливалась, рушились моральные ценности. Вспомните, как Ельцин сложил с себя полномочия…
- Но Господи, когда это было! - воскликнул Прилизанный. - События, о которых идет речь, происходили, как я понял, в начале и в середине 90-х. А Ельцин отошел от власти кажется в 2000-ом. Не сходится.
- Его уход был закономерным итогом противостояния между державниками, находившимися преимущественно в силовых структурах, и сторонниками евроатлантической интеграции в руководстве страны, сгруппировавшиеся вокруг президентской семьи и администрации.
Я не утверждаю, что путч каким-то проявлением удался. Я лишь настаиваю на том, что он планировался, обсуждался на проведенной между представителями ФСБ и ГРУ встрече по инициативе организации Корейца.
- Так встреча все-таки состоялась? - спросил вконец обескураженный Прилизанный.
- Да. Но без моего участия в ее организации.
- Как это? Ведь вы, можно сказать, инициатор…
- Всего лишь маленький винтик.
- Так с этого и все началось!.. Ну ладно, почему вы не участвовали? Вас же этот… Савелий Николаевич обязал взаимодействовать с этим тощим помощником Корейца?
- Так получилось... - вздохнул Длинный...


Рецензии