Траулер Кафф, или Пираты Сомалийского моря
На днях мне стал известен эпизод, который имеет прямое отношение не только к гражданской войне в Сомали, но и к нашей стране, поскольку участниками этой истории стали наши соотечественники. Сказ о том, как "пираты XX века" захватили советский траулер "Кафф", и что из этого получилось.
Итак, в июле 1990 года советский траулер "Кафф" (порт приписки - Калининград) работал в составе советско-французской фирмы "Франсов" и занимался ловом омаров и лангустов в территориальных водах Сомали. В то время про сомалийских пиратов никто и не слышал, так что Аденский залив не считался таким уж опасным местом. Хотя отношения между СССР и Сомали после 1977 года были очень плохими, советские моряки на законных основаниях осуществляли рыбную ловлю у берегов Африканского Рога - была получена лицензия от правительства Барре. На борту траулера находились 27 советских рыбаков и трое сомалийских инспекторов, которые контролировали соблюдение правил лова.
Справка: СРТМ "Кафф" - средний рыболовный морозильный траулер типа "Василий Яковенко", проекта 502ЭМ. Траулеры этого типа предназначены для автономной работы в море в течении 28 суток. "Кафф" был построен в 1972 году.
В общем, вкусные омары ловились, правила не нарушались, и ничто не предвещало беды - разве что уже полыхавшая в Сомали гражданская война вызывала беспокойство. Тем временем, командиру одного из партизанских отрядов СНД пришла в голову дерзкая мысль - захватить корабль. Знаете, иногда так не хватает пиратской романтики... Есть баркас, есть оружие, на горизонте виднеется рыболовецкий траулер - почему бы и не захватить? (О том, что представляло из себя Сомалийское национальное движение, рассказано в основной статье).
Если по мотивам этой истории когда-нибудь снимут фильм-боевик, то захват траулера "Кафф" покажут брутально: штурмовые катера, автоматные очереди и глухие выстрелы гранатометов, лихой абордаж, отчаянное сопротивление... И то сказать, уже в XXI веке и пиратская тактика усовершенствовалась (разделение на отвлекающую и нападающую группы - отвлекающий обстрел с корабля-матки с носовых углов и атака скоростных катеров с кормы), и против морских разбойников стали принимать меры (попробуй-ка вскарабкаться на высокий борт судна, опутанный колючей проволокой, когда по тебе стреляют). Только в 1990 году всего этого ещё не было, и захват советского траулера произошел просто и прозаично.
18 июля 1990 года к советскому траулеру подошел небольшой кораблик с автоматчиками. Они пригрозили открыть стрельбу, если им не позволят подняться на борт судна. Капитан траулера Георгий Фомич Шипуля решил не обострять ситуацию, у него просто не было другого выхода: ясно, что у советских рыбаков не было никакого оружия. Поднимайтесь, незваные гости, вот наша лицензия на промысел: омары ловятся, правила не нарушаются. Повстанцы прочитали лицензию (если вообще умели читать), и заявили, что они - вооруженная оппозиция, партизаны Сомалийского национального движения, и что они в гробу видали президента Барре. А поскольку правительство им не нравится, то и выданную этим правительством лицензию они считают незаконной. И вообще - корабль захвачен! Всем оставаться на местах и не рыпаться.
История умалчивает о судьбе трех сомалийских инспекторов - вообще-то, встреча с боевиками СНД не сулила чиновникам ничего хорошего. А вот советским морякам вреда не причинили. "Кафф" был отбуксирован на якорную стоянку вблизи острова Майд. После этого "пираты XX века" разделили советскую команду: 16 морякам позволили сойти на остров, и милостиво разрешили взять с собой запас продуктов на пять дней. Остальные 11 моряков, включая капитана, были оставлены в качестве заложников.
И тут возникла заминка. Судя по всему, боевики СНД, превратившиеся в настоящих пиратов, сами плохо понимали, что нужно делать дальше. В разговоре с капитаном они потребовали переговоров с высокопоставленным советским представителем. Вот только для того, чтобы представители СССР вступили в контакт с захватчиками, в Советском Союзе должны были хотя бы узнать о произошедшем! Для советской стороны траулер просто исчез - и судьба его экипажа в тот момент была неизвестна.
Тем временем наши дипломаты обратились за помощью к ВМФ, и в район исчезновения траулера был направлен тральщик МТЩ "Параван" Тихоокеанского флота, которым командовал капитан-лейтенант Валерий Иванович Лепетюха. Тральщик покрутился в районе исчезновения "Каффа", попытался установить радиосвязь, но ничего не нашел. Ситуация с пиратским захватом была настолько нестандартной, что не существовало инструкций для действий в данном случае.
Справка: МТЩ "Параван" - тральщик проекта 266М "Аквамарин-М". Имеет различное вооружение, в том числе малокалиберную артиллерию: две 30-мм спаренных артустановки АК-230, две 25-мм спаренных артустановки 2М-3.
Дипломат Юрий Алексеевич Юкалов, в то время - начальник Управления стран Африки МИД СССР, свидетельствует:
"В первые дни после того, как это случилось, мы оставались в неведении: кто захватил советских рыбаков, почему, какие ставят условия для их освобождения? Прежде чем разработать план действий, необходимо было как минимум, установить, в чьих руках они находятся, и попытаться войти в контакт с похитителями. Первым делом мы обратились в Главный штаб Военно-Морского Флота, чтобы выяснить, есть ли поблизости какие-либо советские военные корабли. Оказалось, что неподалеку действительно находился наш минный тральщик. По приказу командования он вышел в нужный район, попытался выйти на связь с "Каффом", но безуспешно."
Всех выручила находчивость пленных моряков: втайне от пиратов они сохранили запасную рацию и сообщили о сложившейся ситуации экипажу другого траулера - "Геранта". Капитан Георгий Шипуля вспоминал:
"По договоренности с капитаном траулера "Геранта", который вел лов тралом в открытом море неподалеку от нас, мы постоянно имели на одной из частот открытую связь... На второй день плавания нам удалось отвлечь внимание пиратов, опечатавших радиорубку, и по запасной рации, которую они не заметили, выйти на короткое мгновение в эфир. Мы сообщили, где находимся и кто наши захватчики. "Геранта" сразу же откликнулась. Хотя потом мятежники разбили рацию, было поздно: известие о нас ушло на Родину."
Тральщик "Параван" начал патрулировать район вблизи от места стоянки траулера "Кафф". Неизвестно, прорабатывался ли вариант силового освобождения пленных. Один только "Параван" был способен изрешетить пиратский баркас 25-мм и 30-мм снарядами, однако в заложниках на захваченном траулере все еще оставались одиннадцать моряков (и еще шестнадцать на острове), и ни в коем случае нельзя было допустить их гибели.
Советские дипломаты в Адене (Йемен) вышли на связь с представителями СНД и получили от них гарантии безопасности. Дипломаты А.М. Мехтиев и А.Б. Кагамлицкий на траулере "Геранта", которым командовал капитан Зарубин, отправились на встречу с пиратами.
Во многих источниках пишут, что боевики СНД выдвинули некие политические требования, неприемлемые для СССР, но нигде не пишут, в чем эти требования заключались. Если повстанцы плохо разбирались в мировой политике, то их требования действительно могли быть абсурдными:
- Прекратите поддерживать Сиада Барре!
- Вы в своем уме? Мы его уже тринадцать лет не поддерживаем.
В итоге представители СНД потребовали заплатить "штраф" в 250.000 долларов - именно в такую сумму были оценены жизни 27 человек. Властям Советского Союза пришлось заплатить выкуп: деньги были перечислены на специальный банковский счет, и уже 2 августа экипаж траулера "Кафф" был освобожден. Так что всё закончилось относительно хорошо - по крайней мере, для советских рыбаков.
Остается добавить, что нередко историю захвата траулера "Кафф" иллюстрируют фотографией Мохамеда Фараха Айдида. Он, конечно, очень колоритный антигерой, но к истории пиратского нападения на советское судно он не имеет никакого отношения, потому что Сомалийское национальное движение и Объединенный сомалийский конгресс - это разные группировки.
Правильно это или не совсем, но советские власти очень щедро профинансировали Сомалийское национальное движение, тем самым приблизив падение режима Барре: четверть миллиона долларов без налогов - это не хухры-мухры, это же сколько оружия можно закупить! А для сомалийских пиратов более позднего времени успешный захват траулера "Кафф" стал заразительным примером.
Свидетельство о публикации №225071200081