Траулер Кафф, или Пираты Сомалийского моря

Эта заметка - дополнение к моей статье "Апокалипсис в Сомали", которая всем рекомендуется к прочтению.

На днях мне стал известен эпизод, который имеет прямое отношение не только к гражданской войне в Сомали, но и к нашей стране, поскольку участниками этой истории стали наши соотечественники. Сказ о том, как "пираты XX века" захватили советский траулер "Кафф", и что из этого получилось.

Итак, в июле 1990 года советский траулер "Кафф" (порт приписки - Калининград) работал в составе советско-французской фирмы "Франсов" и занимался ловом омаров и лангустов в территориальных водах Сомали. В то время про сомалийских пиратов никто и не слышал, так что Аденский залив не считался таким уж опасным местом. Хотя отношения между СССР и Сомали после 1977 года были очень плохими, советские моряки на законных основаниях осуществляли рыбную ловлю у берегов Африканского Рога - была получена лицензия от правительства Барре. На борту траулера находились 27 советских рыбаков и трое сомалийских инспекторов, которые контролировали соблюдение правил лова.

Справка: СРТМ "Кафф" - средний рыболовный морозильный траулер типа "Василий Яковенко", проекта 502ЭМ. Траулеры этого типа предназначены для автономной работы в море в течении 28 суток. "Кафф" был построен в 1972 году.

В общем, вкусные омары ловились, правила не нарушались, и ничто не предвещало беды - разве что уже полыхавшая в Сомали гражданская война вызывала беспокойство. Тем временем, командиру одного из партизанских отрядов СНД пришла в голову дерзкая мысль - захватить корабль. Знаете, иногда так не хватает пиратской романтики... Есть баркас, есть оружие, на горизонте виднеется рыболовецкий траулер - почему бы и не захватить? (О том, что представляло из себя Сомалийское национальное движение, рассказано в основной статье).

Если по мотивам этой истории когда-нибудь снимут фильм-боевик, то захват траулера "Кафф" покажут брутально: штурмовые катера, автоматные очереди и глухие выстрелы гранатометов, лихой абордаж, отчаянное сопротивление... И то сказать, уже в XXI веке и пиратская тактика усовершенствовалась (разделение на отвлекающую и нападающую группы - отвлекающий обстрел с корабля-матки с носовых углов и атака скоростных катеров с кормы), и против морских разбойников стали принимать меры (попробуй-ка вскарабкаться на высокий борт судна, опутанный колючей проволокой, когда по тебе стреляют). Только в 1990 году всего этого ещё не было, и захват советского траулера произошел просто и прозаично.

18 июля 1990 года к советскому траулеру подошел небольшой кораблик с автоматчиками. Они пригрозили открыть стрельбу, если им не позволят подняться на борт судна. Капитан траулера Георгий Фомич Шипуля решил не обострять ситуацию, у него просто не было другого выхода: ясно, что у советских рыбаков не было никакого оружия. Поднимайтесь, незваные гости, вот наша лицензия на промысел: омары ловятся, правила не нарушаются. Повстанцы прочитали лицензию (если вообще умели читать), и заявили, что они - вооруженная оппозиция, партизаны Сомалийского национального движения, и что они в гробу видали президента Барре. А поскольку правительство им не нравится, то и выданную этим правительством лицензию они считают незаконной. И вообще - корабль захвачен! Всем оставаться на местах и не рыпаться.

История умалчивает о судьбе трех сомалийских инспекторов - вообще-то, встреча с боевиками СНД не сулила чиновникам ничего хорошего. А вот советским морякам вреда не причинили. "Кафф" был отбуксирован на якорную стоянку вблизи острова Майд. После этого "пираты XX века" разделили советскую команду: 16 морякам позволили сойти на остров, и милостиво разрешили взять с собой запас продуктов на пять дней. Остальные 11 моряков, включая капитана, были оставлены в качестве заложников.

И тут возникла заминка. Судя по всему, боевики СНД, превратившиеся в настоящих пиратов, сами плохо понимали, что нужно делать дальше. В разговоре с капитаном они потребовали переговоров с высокопоставленным советским представителем. Вот только для того, чтобы представители СССР вступили в контакт с захватчиками, в Советском Союзе должны были хотя бы узнать о произошедшем! Для советской стороны траулер просто исчез - и судьба его экипажа в тот момент была неизвестна.

Тем временем наши дипломаты обратились за помощью к ВМФ, и в район исчезновения траулера был направлен тральщик МТЩ "Параван" Тихоокеанского флота, которым командовал капитан-лейтенант Валерий Иванович Лепетюха. Тральщик покрутился в районе исчезновения "Каффа", попытался установить радиосвязь, но ничего не нашел. Ситуация с пиратским захватом была настолько нестандартной, что ни существовало инструкций для действий в данном случае.

Справка: МТЩ "Параван" - тральщик проекта 266М "Аквамарин-М". Имеет различное вооружение, в том числе малокалиберную артиллерию: две 30-мм спаренных артустановки АК-230, две 25-мм спаренных артустановки 2М-3.

Дипломат Юрий Алексеевич Юкалов, в то время - начальник Управления стран Африки МИД СССР, свидетельствует:

"В первые дни после того, как это случилось, мы оставались в неведении: кто захватил советских рыбаков, почему, какие ставят условия для их освобождения? Прежде чем разработать план действий, необходимо было как минимум, установить, в чьих руках они находятся, и попытаться войти в контакт с похитителями. Первым делом мы обратились в Главный штаб Военно-Морского Флота, чтобы выяснить, есть ли поблизости какие-либо советские военные корабли. Оказалось, что неподалеку действительно находился наш минный тральщик. По приказу командования он вышел в нужный район, попытался выйти на связь с "Каффом", но безуспешно."

Всех выручила находчивость пленных моряков: втайне от пиратов они сохранили запасную рацию и сообщили о сложившейся ситуации экипажу другого траулера - "Геранта". Капитан Георгий Шипуля вспоминал:

"По договоренности с капитаном траулера "Геранта", который вел лов тралом в открытом море неподалеку от нас, мы постоянно имели на одной из частот открытую связь... На второй день плавания нам удалось отвлечь внимание пиратов, опечатавших радиорубку, и по запасной рации, которую они не заметили, выйти на короткое мгновение в эфир. Мы сообщили, где находимся и кто наши захватчики. "Геранта" сразу же откликнулась. Хотя потом мятежники разбили рацию, было поздно: известие о нас ушло на Родину."

Тральщик "Параван" начал патрулировать район вблизи от места стоянки траулера "Кафф". Неизвестно, прорабатывался ли вариант силового освобождения пленных. Один только "Параван" был способен превратить пиратский баркас в решето при помощи 25-мм и 30-мм снарядов, однако в заложниках на захваченном траулере все еще оставались одиннадцать моряков (и еще шестнадцать на острове), и ни в коем случае нельзя было допустить их гибели.

Советские дипломаты в Адене (Йемен) вышли на связь с представителями СНД и получили от них гарантии безопасности. Дипломаты А.М. Мехтиев и А.Б. Кагамлицкий на траулере "Геранта", которым командовал капитан Зарубин, отправились на встречу с пиратами.

Во многих источниках пишут, что боевики СНД выдвинули некие политические требования, неприемлемые для СССР, но нигде не пишут, в чем эти требования заключались. Если повстанцы плохо разбирались в мировой политике, то их требования действительно могли быть абсурдными:
- Прекратите поддерживать Сиада Барре!
- Вы в своем уме? Мы его уже тринадцать лет не поддерживаем.

В итоге представители СНД потребовали заплатить "штраф" в 250.000 долларов - именно в такую сумму были оценены жизни 27 человек. Властям Советского Союза пришлось заплатить выкуп: деньги были перечислены на специальный банковский счет, и уже 2 августа экипаж траулера "Кафф" был освобожден. Так что всё закончилось относительно хорошо - по крайней мере, для советских рыбаков.

Остается добавить, что нередко историю захвата траулера "Кафф" иллюстрируют фотографией Мохамеда Фараха Айдида. Он, конечно, очень колоритный антигерой, но к истории пиратского нападения на советское судно он не имеет никакого отношения, потому что Сомалийское национальное движение и Объединенный сомалийский конгресс - это разные группировки.

Правильно это или не совсем, но советские власти очень щедро профинансировали Сомалийское национальное движение, тем самым приблизив падение режима Барре: четверть миллиона долларов без налогов - это не хухры-мухры, это же сколько оружия можно закупить! А для сомалийских пиратов более позднего времени успешный захват траулера "Кафф" стал заразительным примером.


Рецензии