Ключи Петра и Павла. Фет
Ключи на иконе апостола Петра означают ключи царства небесного, которые Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, обещал первоверховному апостолу дать за твердое и решительное исповедание Его Сыном Божиим. Дело происходило так: «шедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за которого-нибудь из пророков. Симон (же Петр), отличавшийся от прочих апостолов особенною горячностью и решимостью духа, один, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты еси Христос, Сын Бога живого». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, — сказал Он апостолу, — потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах».
За сим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр, преимущественно пред другими апостолами, услышал от Христа новое слово о церкви и на первоначальном всеобщем камне основания — Христе, положен первым из последующих, меньших камней основания (то есть апостолов). И Я говорю тебе, — сказал ему Господь, — ты Петр, и на сем камне (на камне веры твоей и исповедания) Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного» (Мат. XVI, 13—18). Так святой апостол Петр, как первый исповедавший Христа Сыном Божиим, получает от Heгo обетование иметь ключи царства небесного, первый облекается властью разрешать совести человеческие.
Апостол Павел изображается на иконе держащим меч. Что знаменует этот меч?
— Неутомимое, самое ревностное проповедывание св. апостолом слова Божия, которое сам он дважды в своих посланиях представляет в образе меча. В послании к ефесским христианам, говоря о предстоявшей им постоянной брани с начальниками, властями и мироправителями тьмы, с духами злобы поднебесными, апостол, для успеха этой брани, советует им запастись оружиями духовными и в числе сих оружий предлагает им меч духовный, под образом которого заповедует разуметь слово Божие (Еф. VI, 12 —17). В послании к христианам из евреев, горит он, — слово Божие острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, до суставов и мозгов, и судит пoмышления и намерения сердечные.
Тем удивительнее воспринимается следующее стихотворение А.А. Фета:
Петр и Павел — вот примеры:
Петр, как камень, не тягуч,
Неподатлив на химеры,
Бережет свой символ веры, —
А у Павла только ключ.
Логичнее и прямолинейнее было бы написать, что у Павла острый меч, т.е. слово Божие, что безусловно не мало. Однако поэт вложил в финальную строку то ли сарказм, то ли свое понимание роли и образа Павла, в любом случае символический ключ, вложенный Фетом в руки Павлу, навсегда остался смысловой загадкой.
Свидетельство о публикации №225071200848