Памяти моего брата Михаила
7 октября 1934 года в городе Ходженте (ныне Худжанд) в семье известного мастера –парикмахера и учительницы родился Михаил, который с малых лет отличался смышлёностью, любознательностью, усидчивостью к учёбе и исполнительностью. После окончания средней и музыкальной школ, он в1952году поступил в Ленинабадский государственный пед.институт, после окончания работал преподавателем физики и математики в средних школах Ленинабада (ныне Худжанд). Ещё учась в институте, Михаил решил математическую задачу о возможности полёта спутников вокруг земли.
Учёный совет института предложил считать решённую задачу кандидатской. Однако этот вопрос руководство института положило «под сукно».
В 1960 году Михаил поступил во Всесоюзный Московский политехнический институт заочно, который закончил в1967 году, получив специальность «Радиотехник», работал инженером, старшим инженером
на предприятиях Ленинабада и Ташкента. Он автор 10 изобретений и многих рац.предложений, в том числе он впервые предложил использовать кварцевые ручные часы в 1960 году.
Михаил был разносторонним человеком, кроме русского языка неплохо
знал английский, немецкий и иврит, имел спортивные разряды по шахматам, лёгкой атлетике, играл на нескольких видах музыкальных
инструментов, занимался садоводством, пчеловодством, помогал матери
в тяжёлые военные годы воспитывать нас, двух братьев, так как наш отец Борухов Рубин погиб на фронте в 1943 году.
Михаил репатриировался в Израиль в1990 году, не женившись в молодые годы, увлекаясь постоянно учёбой и самообразованием, он так и не
создал семью, опекая нашу любимую маму и радуясь жизнью своих братьев и племянников.
Заглядывая в записи, которые вёл Михаил, удивляешься, какой был у него широкий кругозор интересов. И вопросы обустройства Израиля, и предложения по борьбе с терроризмом, решение еврейского вопроса, использование природных ресурсов Израиля, сбор еврейских пословиц и поговорок, интерес к родственному древу и его составление до седьмого поколения и т.д. В этом убедитесь сами, когда приведу некоторые из них.
Сначала технические вопросы (из записей его дневника).
1)Предлагаю в Израиле использовать энергию морских волн для получения электрической энергии. Схема имеется.( Кстати впервые в Израиле изготовили такую установку в январе 2025 года. о чём была публикация в СМИ Израиля.)
2) Предлагаю изготовить электроискровое оборудование для обработки
алмазов и резцов с твёрдыми напайками. Схема имеется.
3)Доказательство неравенства Ферми, формула деления чисел на 7 и 13 .
Общественно- политические вопросы.
1) Для преодоления затяжной безработицы в Израиле следует ввести
6-ти часовой рабочий день, увеличив оплату за 1 час, тогда вместо 3млн. человек потребуется 4 млн работающих.
Это даст возможность больше общаться с детьми, больше посещать
культурные места, посещать родных и друзей, меньше утомляться на работе и т.д.
Мин.фин, министерство труда должны разработать проект с учётом
всех учреждений. Внедрять этот метод в маленьком городе, затем в
крупных городах и потом повсеместно.( В Нидерландах впервые в 2025 году внедрено законом предложение о 4 часовом рабочем дне, дополнения Гавриэля Борухова).
2)Религиозные течения разных направлений должны постепенно объединиться и прийти к единому учению, выбрасывая те части своих учений, которые противоречат современной жизни, науке и Торе.
Государство должно постоянно работать в этом направлении, оказывая помощь и нажим.
Другие религии и учения на территории Израиля считать незаконными. Иностранцам разрешить соблюдать свою религию, если это не противоречит законам Израиля.
Пропаганду других религий в Израиле считать незаконным, а их деятелей за пропаганду – выселить из страны.
Еврей и за границей еврей.(Это предложение никем в Израиле не изучено. Г.Б).
3)Религиозная молодёжь должна служить во внутренних войсках для наведения порядка внутри страны постоянно и систематически. (по вопросу службы в Цахале религиозной молодёжи. Г.Б).
4)Установить норму для числа детей, рождаемых женщиной(5-6 и т.д.).( Этим вопросом никто в Израиле не занимался. Г.Б).
5)Продумать вопрос о целесообразности службы девушек в Армии Израиля и отменить эту обязанность (аргументы перечислены).(почему девушки должны служить, а религиозные, арабы и мусульмане не должны служить? Пусть арабы и мусульманская молодёжь служат в альтернативных службах страны. Г.Б.).
6)В Израиле надо изучить педагогику 50-ых годов в СССР и всё лучшее внедрить, консультируясь с живыми педагогами, живущими сегодня в Израиле. (Навряд ли найдутся учёные, которые обратятся изучению опыта бывшего СССР,А ЖАЛЬ). Следует создать в Израиле научно-педагогическую науку
«Методика преподавания политических материалов».
Все депутаты, журналисты, работники теле- и радио, политические работники должны изучать эту науку, тогда наша пропаганда не будет
отставать от арабской пропаганды и влияние событий будут грамотно подаваться в эфир и результат будет совсем иной (имеются примеры).
Независимо от сказанного, Израиль нуждается в хорошей педагогике и хороших педагогах.( Кто займётся этой проблемой?
7)Все, принявшие гражданство Израиля, должны называться израильтянами. Если, кто не хочет называться израильтянами, будут называться в паспорте иностранцами из страны исхода или без родины с ограниченными правами в сфере выборов, руководстве людьми и техникой, приобретения жилья и т.д.( пустого места в графе национальность в паспорте не будет).
8)В борьбе с террором. Принцип кровь за кровь в настоящее время себя изжила и не поддерживается Европой и США.
Надо объявить компенсацию за каждую пролитую кровь израильтянина или его ранение со стороны, например, Газы.
Убил израильтянина – отобрать 10квадратных километром территории Газы,
ранил израильтянина- отобрать 9квадр. километров территории Газы.
Таким образом полностью взять территорию Газы без населения. Не хотят
мирно жить с Израилем – не будет у них никакой земли. Пусть живут мирно!(Почему и сегодня не применить этот метод? Г.Б).
8)Большое внимание Михаил уделял вопросу укрепления здоровья, перечислил из различных справочников какие болезни появляются при нехватке каких веществ и металлов в организме человека.
9) Михаил знал и подбирал в свои дневники множество народных поговорков и пословиц, описал подробно как готовить различные национальные блюда:
оши палов, бахш, урои ччаз, шир-чой и т.д.
Михаил умер от болезни рака , не дожив девять дней до 72-х летия в Израиле
в 2006 году, похоронен в Ярконе на кладбище там, где похоронена наша мама Тамара Давыдова – бывшая учительница , знаток многих песен и поговорок, прожившая до 93 лет последние годы вместе с Михаилом.
…А горевать не надо, Гриша –
Мне говорил мой старший брат.
И все мы смертны, громче, тише
Все «улетаем» в рай иль ад.
Нам надо жить, пока живётся,
Не думать строго ни о чём,
И делать то, что нам даётся,
А слёзы, горе – нипочём.
Скажи, кто в мире уцелел,
Достиг того, чтоб вечно жить?
И Авиценна не сумел
Дорогу в вечность сохранить.
Сгораем вмиг, как метеор,
Оставив след в душе и в мыслях.
Остановился вдруг «мотор»
И жизнь уже теряет смысла.
Пускай опять Земля кружится,
Сменяя день и ночь всегда,
Пусть радость снова возвратится
Сегодня, завтра и всегда!
(стихи из моей третьей книги «На волнах жизни», посвящённой памяти
моего брата Михаила)
Гавриэль Борухов- член Союза русскоязычных писателей Израиля, публицист
Свидетельство о публикации №225071200891