У танго нет истории

Never ask a German why their grandpa is from Argentina.
Историю танго логично начать с женского танго-движении - "скручивание". Речь идёт о скручивание тазо-бедра относительно грудной клетки. Если просторечно, то речь идёт о "вертеть попой". Почему логично начать историю со скручивания? Да потому что, если вспоминать историю танго, надо, прежде всего, вспомнить, что танго ненавидели и презирали - с самого его начала. И больше всего тогда, в самом начале танго, его ненавидели и презирали аргентинцы. Для них это был презренный и вульгарный танец понаехавиших. Нам,  воспитанным на ламбадах и всяких ча-ча-ча, в которых сложное круть-верть попой - это хореографическая основа, непонятно презрение к наивному "скручиванию" в танго. Но это было. И не только в Аргентине. Но и в Европе танго считалось вульгарным вообще, но прежде всего за якобы вольное женское движение пятой точкой. Именно поэтому было искусственно создано бальное танго, в котором повороты женщины осуществлялись прилично - всем корпусом. Но тем не менее, хореографическая основа танго - это таки женская связка "очо" (исп. "восьмёрка") - это ни что иное, как "скручивание" с шагами и одномоментно: "очо" же было яблоком раздора между танго и приличиями. Ещё раз: прежде всего, пропасть непонимания между танго и приличиями была в по-пастушески патриархальной стране Аргентине. Есть свидетельства, что исподтишка и тогда, в самом начале танго, аргентинцы потанцовывали танго - запретный плод сладок: женщины с женщинами и почему-то мужчины с мужчинами. Последний факт подтверждён фото, но понять его невозможно. Расхожее объяснение, что в борделях, в очередях за бордель-услугами, мужчины тренировались чтобы не ударить в грязь лицом перед танго-партнёршей, не выдерживает  никакой критики: я за услуги борделя плачу свои кровные и ещё выделываться перед покупным товаром - перед какой-то там марухой?!
Писатель-аргентинец Хорхе Луис Борхес объяснял "танго мужчина с мужчиной" как альтернативу поножовщине. Ну, уж очень хотел аргентинец-писатель-Борхес, чтобы танго на самом деле было аргентинским, и не просто аргентинским, а героически аргентинским. И поэтому весь свой талант он направил на создание национального мифа "аргентиское танго".  Он прочитал серию лекций на тему "история танго", в которой, в своей особой писательской манере, утверждал: 1) танго родилось в верхах аргентинского общества, потому что только в этой среде были дорогостоящие музыкальные инструменты для музыки танго; 2) простой народ аргентины сначала отрицал танго, но потом постепенно привык; 3) аргентинцы по своей сути не законопослушны и выражением их суровых отношений между собой было танго - как альтернатива поножовщине. (В интернете на разных языках множество цитат из этих лекций 65-ого года, оригинальность которых подтверждена вдовой писателя. Сомнительный взгляд Борхеса тиражируется Аргентиной и понятно почему:  миф "аргентинское танго" - это хоть что-то массово культурное  отличное от представления "Аргентина - прибежище наци").
Надо заметить, что пафосное и аргентино-героиковое рассуждение писателя о танго не вяжется, прежде всего, с текстами вокала начальных танго, которые были по большей части вокалом мужским и в которых больше таки меланхолии и грусти, а часто и порнографии, но уж точно ни слова о битвах и отваге аргентинцев. Это с одной стороны.
С другой стороны, диаметрально противоположная трактовке Борхеса - точка зрения на историю танго официальная, которая звучит в совместной презентации Аргентины и Уругвая на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО https://ich.unesco.org/en/decisions/4.COM/13.01 о признании танго нематериальным наследием человечества, которая гласит: "... аргентинская и уругвайская традиция танго, ныне известная во всем мире, была развита городскими низшими классами в Буэнос-Айресе и Монтевидео в бассейне Рио-де-ла-Плата. Среди этой смеси европейских иммигрантов в регион, потомков африканских рабов и уроженцев региона, известных как криоллос, широкий спектр обычаев, верований и ритуалов был объединен и преобразован в особую культурную самобытность. Являясь одним из наиболее узнаваемых воплощений этой самобытности, музыка, танец и поэзия танго воплощают и поощряют разнообразие и культурный диалог" (приведена цитата в непредвзятом переводе Гугла).
Итак, во взгляде на историю танго доминируют две взаимоисключающие точки зрения - главы культуры Аргентины Борхеса и формулировки ЮНЕСКО. Почему такое возможно? Вывод один: история танго стёрта ластиком в истории человечества. Её просто нет. Есть множество псевдонаучных взглядов и мифов, но нет главного: документальных подтверждений истории танго. Нет научных записей хореографов или каких-то других убедительных подтверждений истории танго, которые бы могли стать катигорийными критериями в установлении истины.


Рецензии