В тайге, на берегах Тром-Агана...
Из Сети
"Спортсмены из Русскинской стали лучшими гребцами ХМАО
на традиционных лодках коренных народов Севера.
Международные соревнования на кубок губернатора Югры
по гребле на обласах прошли в столице округа.
В этом году этносоревнования «Югорские обласы» собрали 227
участников из 13 стран. Сургутский район представил сразу пять
команд – из Русскинской, Лянтора, Нижнесортымского,
Сытомино и сборную района.
- Русскинская стала абсолютным чемпионом в общекомандном
зачете, сборная Сургутского района поднялась на третью
ступень пьедестала, - сообщил глава района Андрей
Трубецкой.
В индивидуальных заездах в разных возрастных категориях
лучшими стали Алена Сопочина, Олеся Тэвлина, Светлана
Мултанова, Терентий Итыков, Сергей Русскин, Алексей
Русскин. В гребле стоя золотой результат показали Виталий
Русскин и Олеся Тэвлина. В масс-стартах первыми
финишировали Сергей Русскин и Олеся Тэвлина. В смешанной
эстафете победа у команды Русскинской".https://vestniksr.ru/
..Други!
"День обласа в Сургутском районе отметили ярко и зрелищно! В поселок Тром-Аган
съехались участники и гости со всего Сургутского района, более 200 человек, которые
приехали целыми семьями, чтобы поучаствовать в национальном празднике.
Программа праздника включала в себя: традиционные обряды, проведенные местными
жителями, веселые игры и конкурсы, национальную кухню и увлекательные мастер-классы,
яркие творческие выступления артистов Сургутского района. Самой зрелищной частью
праздника стали, конечно же, гонки на обласах.
Сотрудники Русскинского музея Человека и Природы имени Ядрошникова Александра Павловича приняли активное участие в праздничной программе с национальной
кухней, творческими номерами, увлекательными мастер-классами и веселыми играми для
детей, а также в работе членов жюри в конкурсе на лучший национальный костюм".https://xn----jtbfcfdbbugmtnad0al.xn--p1ai/.
...Светлые люди живут в тайге, на берегах Тром-Агана!
В.Н.
**********
1.«Туристскими тропами Сургутского района»
Русскинская находится в Сургутском районе в 130-и километрах от Сургута в сторону
Когалыма, дорога туда хорошая, асфальтированная и добраться до деревни не составляет
особого труда. Благополучно доехав до Русскинской, мы уже по традиции решили проехаться
по улицам, приметить интересные места и достопримечательности, а потом уже, на
обратном пути, остановиться у каждого объекта, познакомиться подробнее и
пофотографировать. Доехав до конца деревни, мы упёрлись в берег реки Тром-Аган, на
котором красовалась новенькая, совсем недавно построенная православная церковь, которая
названа в честь одного из учеников и сподвижников Иисуса Христа, апостола Андрея
Первозванного.
В церкви никого не было, видимо, службы проходят не каждый день, но ворота на
территорию были закрыты на простую щеколду и попасть на территорию храма можно
было совершенно свободно.
Территория храма была ухожена, а новенькая церковь сияла первозданной белизной и
сверкала на солнце золотыми куполами.
Колокольня находится отдельно от храма и наверняка, на большие праздники, в колокола
может позвонить любой желающий.
Место для церкви выбрано, по всей видимости, не случайно. По старой традиции, она стоит
на берегу реки, ведь раньше основными транспортными артериями в Приобье служили
многочисленные реки, и церкви, благодаря своим блестящим куполам и звонким колоколам,
служили хорошим ориентиром для тех, кто плыл по реке.
От церкви двинулись к берегу где находится пристань. Возле реки стоит памятный камень,
на котором гласит надпись: «Основателям Русскинской» Для нас было большим
открытием, что деревня названа не в честь русских, а в честь древнего хантыйского рода с
фамилией Русскины, чьи угодья и стойбища с давних времён находились поблизости от
деревни. Русскинская — это исключительный населённый пункт, более восьмидесяти
процентов населения это представители коренных народов и живут они в основном не в
самой Русскинской, а на стойбищах и оленеводческих хозяйствах, расположенных в лесах
вдоль Тром-Агана. Заглянув в статистику, нашёл удивительные цифры: «на территории,
относящейся к сельскому поселению Русскинская, находится 48 территорий традиционного
пользования, 245 стойбищ, 160 оленеводческих хозяйств, где содержится более 5600 оленей!»
Возле пристани находится столб, очень похожий на пограничный. Граница каких неведомых
государств проходит в этом месте, так и осталось для нас загадкой. Быть может, это
сказочные, былинные страны?
Тром-Аган река судоходная и до сих пор служит транспортной веткой для сообщения между
стойбищами и посёлками, расположенными на её берегах.
Вид широкой, полноводной реки так и вдохновлял расправить крылья и
полететь над водной гладью.
Тром-Аган — священная река для всех ханты. Тром (Торум) — верховный бог в легендах
коренных народов, а Аган, в переводе — река, вот и получается: — «Река верховного бога
Торума». Испокон веков полноводная и богатая рыбой река была кормилицей, дорогой и
местом притяжения для коренного населения. Не зря ханты считают, что Торум живёт в
пределах Тром-Агана и покровительствует местному населению.
С сотрудниками музея мы договорились на определённый час и у нас оставалось достаточно
времени побродить по центру деревни и подробно рассмотреть местные
достопримечательности. Скульптура оленя, целиком выполненная из дерева,находится возле
здания администрации и, видимо, олицетворяет основной вид деятельности местных
жителей.
Недалеко находится великолепно выполненный памятник, посвящённый защитникам
Отечества. На памятнике изображены солдат победитель в Великой Отечественной войне,
десантник с автоматом Калашникова — участник локальных конфликтов и охотник-хант,
амбициозно сжимающий в руке точную копию знамени Победы, водруженное на Рейхстаге 3
апреля 1945 года. Видимо, автор памятника очень хотел отдать дань памяти коренным
жителям северных территорий, сложивших немало своих жизней во благо нашей Родины.
В центре села находится детская площадка с замечательными качелями, выполненными из
деревянных брёвен. Конечно, же мы не упустили момент покататься на таких красивых
аттракционах.
Русскинская не отстаёт от современных трендов и в деревне есть, вошедший в моду после
Олимпиады-2014, объект для селфи.
Ещё один объект для памятных фотографий- деревянная скульптура хозяина тайги и
священного животного — медведя.
Ну, а автобусную остановку в Русскинской можно смело отнести к арт-объектам.
В деревне есть свой Центр национальной культуры, призванный сохранять традиции,
обычаи, культуру и национальную идентичность коренных народов. В следующий раз мы
обязательно посетим это учреждение, ну а впереди нас уже ждала замечательная встреча с
целью нашего квеста, уникальным музеем Природы и Человека имени его создателя, идейного
вдохновителя, автора и собирателя многочисленных экспонатов, Ядрошникова Александра
Павловича.
Совсем недавно музей переехал в новое, просторное помещение, с любовью и вкусом
оформленной территорией вокруг здания. Необычные скульптуры из сухих стволов деревьев,
словно сказочные существа, надёжно охраняли вход и территорию музея.
Ещё один любимый персонаж сказаний народа ханты — красавец глухарь. Открою ещё один
секрет, название народа ханты не имеет склонений и в любом случае правильно пишется и
произносится — ханты. Нет племени хантов или охотника ханта, только — ханты!
Оставалось ещё немного времени до экскурсии и мы прогулялись по экспозиции музея под
открытым небом.
Навес от дождя для хранения больших вещей. Слева лежат два обласа — лодки выдолблены
из целого ствола дерева. Сухие, они очень лёгкие и если намокнут под дождем, нести их до
берега реки будет проблематичнее.
Большой облас, установленный на красивый постамент из могучих веток дерева.
Зимний дом ханты. Этот аутентичный экспонат, когда-то, очень давно стоял на
стойбище, служил людям верой и правдой, а теперь вывезен по брёвнышку и вновь собран на
территории музея.
Глиняная печь для выпечки хлеба.
Священный лабаз, где хранятся особо ценные реликвии и предметы культа.
Лабаз для хранения продуктов. Не правда ли, очень напоминает избушку на курьих ножках?
Местная ребятня с удовольствием играет в свои игры среди экспонатов музея.
А где, как не в Русскинской, вы ещё встретите такой смешной памятник самому
многочисленному представителю животного мира в этих местах — комару?
И вот мы внутри здания музея Природы и Человека. Настя, как самый активный участник
нашей команды, тут-же бросилась искать ответы на вопросы квеста.
Встретили нас тепло и радушно, как дорогих гостей. Мы заранее созвонились с работникам
музея и нас, как участников квеста, уже с нетерпением ждали. Осталось ещё дождаться
гостей из Сургута и Когалыма, чтобы начать общую обзорную экскурсию по музею.
Музейная экспозиция начинается со стенда, посвященного основателю музея Ядрошникову
Александру Павловичу.
Останки могучего животного — мамонта, некогда обитавшего в этих местах и найденных на
берегах Тром-Агана.
Гагара по имени Лули. Именно этой птичке всё живущие на земле обязаны своим
существованием. По мифологии народов ханты, это она в своём клюве принесла со дна
мирового океана первую щепотку земли, из которой в дальнейшем возникли все остальные
материки и острова.
Экспозиция, посвящённая подводному миру Тром-Агана, и птицам, населяющим берега рек и
озёр.
Следующая часть музея посвящена человеку как объекту, неразрывно связанному с
остальным окружающим миром. Существующему в мире и согласии с природой, являющемуся
неотъемлемым и гармоничным звеном состоявшейся экосистемы.
Честно говоря, в силу сложившегося моего мировоззрения, я сильно сомневался ,что мне
понравится смотреть на «засушенные трупики животных», но перешагнув порог музея, мои
сомнения тут-же развеялись без следа.
Великолепно выполненные экспонаты, настоящие шедевры таксидермического искусства, до самых тонких мелочей продуманные композиции составлены так, что создавался
невероятный эффект живого присутствия.
Через какое- то время начинаешь понимать, насколько огромная, кропотливая работа
проделана для того, чтобы в стенах музея показать первозданную природу нашего края, её
обитателей, их жизнь, повадки, драматические сцены охоты и забавные моменты из
повседневной жизни.
Наконец -то все гости собрались и началась экскурсия. Музей хорошо оснащён современным
оборудованием и первый рассказ об удивительном мире священной реки Тром-Аган начался у
интерактивного экрана.
Хочется сказать слова благодарности нашему экскурсоводу, к великому моему стыду я
забыл её имя, благодаря рассказам этой чуткой и милой женщины время летело совсем
незаметно, она со знанием своего дела погружала нас в мир природы и человека и особенно
тепло относилась к детям, которые любопытной стайкой кружили вокруг неё, а она с
удовольствием и безграничным терпением отвечала на все их особо важные вопросы.
В музее реализована замечательная идея! Не знаю, кому эта идея пришла в голову, но она
гениальна. Целая экспозиция посвящена животным — героям русских народных сказок! Здесь
и Маша в коробе за спиной у медведя, и колобок на носу у хитрой лисы…
… и глупая ворона из басни Крылова,
и дед Мазай со своими зайцами.
А здесь битый не битого везёт.
И даже «Серебряное копытце» выбивает монеты на коньке крыши.
Все задания квеста в данной локации пройдены, все ответы найдены…
…и мы получаем заветные баллы и заслуженную отметку в маршрутной книжке.
Для детей проводят мастер-класс по изготовлению куколки тем же способом, как когда-то
мамы на стойбищах делали игрушки своим детям.
Детки получают игрушку, изготовленную своими руками, в память о посещении музея.
Фотографируемся на память и…
…и нам совсем не хочется покидать этот замечательный музей.
Мы вновь идём по всем экспозициям музея, уже без экскурсовода.
Достаточно обширное пространство выделено для экспонатов, посвящённых русской
культуре и быту конца XIX — начала XX веков.
Бобры — когда-то они обитали в акватории реки Тром-Аган, но обладание замечательным
мехом сыграло в их жизни роковую роль. Может быть, со временем удастся возобновить
популяцию бобров, и в решении этого вопроса музей занимает не последнее место.
Кстати, интересный и замечательный факт: животных никогда не убивали ради экспонатов
для музея, все животные погибли в результате несчастного случая или не смогли выжить в
суровых условиях естественной среды обитания, лишь некоторых приносили охотники
ханты в дар музею.
Сцена единоборства медведя и человека основана на реальных событиях.
Момент охоты стаи волков на оленей.
Рысь нападает на молодого оленя.
Как бы не хотелось покидать музей, но пора было в обратную дорогу.
Музей уникален, как и сама деревня Русскинская, и я уверен, после её посещения у многих
изменится мировоззрение, отношение к живой природе, животным, многие совсем по другому
увидят жизнь и быт коренных народов, их бережное отношение и гармоничное
сосуществование с окружающим миром. Ещё раз хотелось бы сказать огромное спасибо
работникам музея за тёплую встречу, замечательные экскурсию и мастер-класс для детей,
организаторам квеста «Туристскими тропами Сургутского района» за прекрасную идею
посетить удивительные места в Сургутском районе, без которой мы вряд-ли когда-нибудь
добрались в такие места. Ведь всегда кажется, что уникальное и стоящее внимания должно
находиться где-то далеко, за семью морями, а оно вот же, совсем рядом, загадочное и
неизведанное.
https://victorsiberia.wordpress.com/
****************
2.Беги по волнам, обласок
Лёгкая долблёная лодка – облас на
языке ханты звучит как «ай рыт»,
это основное средство
передвижения по рекам и притокам,
озёрам и болотам. Она очень
неустойчива, при малейшей потере
равновесия переворачивается.
Чтобы управлять обласом, требуется
сноровка. На таких лодках-
долблёнках люди могли
перемещаться на значительные
расстояния, за один день нередко
проплывали 50-70 километров.
Лодка из цельного дерева, или облас
– вторая ценность у северян после
оленей на стойбище.
Главное – правильно держаться в лодке, чтобы не перевернуться. Иногда в
обласе ездят на коленях, это характерно для жителей бассейна реки Вах, на
Агане ездят сидя, вытянув ноги вперёд. Женскими лодками никогда не
пользуются мужчины, также считается, что не будет удачи в предстоящем
промысле, если в лодку сядет чужой человек.
Облас для малышей
Навыкам езды на лодке детей обучают с раннего возраста. Сначала они
наблюдают за отцом или старшим братом, примечают, как садятся в лодку,
гребут веслом, как ставят сети, причаливают к берегу.
С четырёх-шести лет детей начинают брать с собой в лодку, чтобы ребёнок
ощутил равновесие и увидел весь процесс управления лодкой, а также понимал
способы постановки и вытаскивания сети. Когда ребёнок усваивал самые
важные моменты, ему разрешали грести веслом.
Самостоятельное управление лодкой в основном начинается с 7-10 лет у
мальчиков и 8-12 – у девочек. Сначала детей обучают удерживать лодку в
состоянии равновесия у берега, упираясь в дно водоёма веслом, затем плыть
вдоль берега, чтобы сбалансировать равновесие, то есть, говоря простым
языком, – приноровиться к лодке. Гребли однолопастным веслом, причём
женские вёсла были несколько меньших размеров, чем мужские. В фольклоре
упоминаются вёсла богатырей «с глухариную шею толщиной», «с лебединую
шею толщиной», «с пальцеобразной перекладиной».
У ханты существовал обряд посвящения мальчиков в процесс самостоятельного
управления лодкой. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки
макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершён, и теперь вода не должна
накрыть его с головой в течение всей жизни.
Этот обычай существует и по сей день. Когда человек садится в лодку,
моторную или самодельную, старший из присутствующих членов семьи
обязательно напоминает всем, что нужно смочить голову водой.
Как делается облас?
Каждая лодка неповторима, так как всегда изготавливается с учётом веса и
роста будущего хозяина или хозяйки. Её длина согласно традиции составляла
две с половиной маховых сажени, одна такая сажень составляет 176
сантиметров.
Размеры лодки-долблёнки зависели от её предназначения. Изготавливали
большие семейные обласы, которые вмещали в себя 7-8 человек с грузом, длина
их составляла около 6 метров, ширина 70 см, глубина 35-40 см. Небольшие
лодки длиной около 4 метров предназначались для летней охоты на
водоплавающую птицу, в них помещался один человек с грузом. В соответствии
с размером обласа к его названию добавляют прилагательные – маленький,
средний, большой.
Вёсла для обласа изготавливаются из сухого кедра. Размеры подбирают по
усмотрению гребца, единого стандарта в этом отношении нет.
Обработка рукояти весла проводится при помощи специального инструмента
для выскабливания, представляющего собой деревянную полукруглую дощечку,
в горизонтальный прорез которой вставляется нож.
Термины варьёганского подговора аганского говора сургутского диалекта,
используемые при изготовлении обласа:
Ай рыт – облас.
Л,уп – весло.
Товот – перекладины обласа.
Пурунт – чоп обласа (на русском языке они называются сторожки, чтобы облас
не пробить).
Сувош – большой инструмент для выдалбливания обласа.
Ай вах – малый инструмент для выдалбливания обласа.
Пор – сверло. Рукоятка сверла обычно изготавливается из берёзы или кедра,
ремни – из оленьих шкур. Само сверло делается из гвоздя, который острым
концом вбивается в дерево, другой конец накаляется, расплющивается,
загибается в форме полукруга и подпилкой затачивается в форме ложки.
Вач кочых – тонкий нож для расширения отверстий после сверления.
Сувош и ай вах изготавливаются из топоров, лезвия которых нагреваются и
загибаются перпендикулярно топорищу так, чтобы образовывать полукруг с
концами, направленными вниз. Этот полукруг затачивается. Нутро обласа
выдалбливается в основном сувошем, ай вах служит для выдалбливания узких
мест.
Дерево для будущей лодки выбирают заранее, его толщина должна
соответствовать обхвату рук мастера. Первичную обработку проводят в лесу, а
заканчивают на стойбище. Облас изготавливается обычно из осины, иногда из
кедра – для передвижения по болоту. А если попадался узкий перешеек между
двумя руслами реки, рыбак причаливал, брал обласок на плечо и переходил
посуху, а затем снова садился в лодку. Для перетаскивания по суше лучше
подходил кедровый облас – он легче, чем осиновый, и не намокает в воде.
Заготавливают дерево в любое время года, кроме зимы, когда древесина
мёрзлая, но чаще всего весной по насту для упрощения транспортировки.
Дерево выбирается молодое, без сучков и грибков. Топором обтёсываются
концы, а сувошем начинают выдалбливать нутро будущего обласа. Когда
внешние обводы его почти готовы, а нутро выдолблено примерно наполовину,
обрабатывают рубанком снаружи, в бортах снаружи сверлят около полусотни
дыр и вгоняют туда пурунт (чоп). Дальнейшая обработка ведётся с учётом их
длины.
Выдалбливают облас до появления концов пурунтов, окрашенных углем.
Толщину бортов и дна лодки определяют в соответствии со специально
заготовленной дощечкой-меркой с отверстиями, в которые вставлены кедровые
палочки, их обрезают по размеру доски. Делаются они для стенок одной длины,
а для днища – другой. Хранится пурунт в специальной дощечке, которая имеет
различную толщину по всей длине. При помощи этой дощечки также
проводится окрашивание концов углем.
Затем облас опускается в воду примерно на сутки, потом его вытаскивают и
нагревают на костре. От тепла борта растягиваются в разные стороны, в этом
положении его закрепляют вставленными между бортами жердями. В таком
состоянии облас оставляют на некоторое время для остывания.
В бортах делаются отверстия, в них вставляются кедровые перекладины,
обычно 6-7 штук. Перекладины приматываются к бортам при помощи
кедрового корня через просверленные отверстия – сначала на носу лодки, потом
на корме, а после – все остальные. Одна из перекладин имеет вертикально
ориентированное расширение, предназначенное для спины гребца, другая имеет
специальный вырез для перевозки ружья.
Раньше для придания большей прочности дно и внешние стороны бортов
смазывали сажей и сосновой смолой, а сейчас используют гудрон.
Облас – длинный и узкий, корма немного выше, чем нос, дно выпуклое или
слегка уплощённое, в вершине носовой части – отверстие для верёвки.
Кто быстрее?
В гонках на обласах ежегодно соревнуются мужчины из числа представителей
коренных народов Севера, чтобы открыть новый сезон рыбной ловли, выявляя
самых сильных и ловких юношей своего поселения.
В своей работе этнограф Валерий Чернецов так описывает групповые
состязания: «Вечером мужская часть населения устроила гонки в двух лодках, в
каждой было по шесть гребцов и один рулевой. Гребли ручными вёслами, стоя в
лодках. Когда доходили до определённого места, все по команде
переворачивались, и лодки шли обратно кормой вперёд, гоночная лодка могла
обогнать даже пароход». А вот как описывает Зоя Соколова такие состязания,
проводимые в День рыбака: «На реке тем временем молодёжь устроила
спортивные состязания – гонки на лёгких и вёртких лодочках-обласах. После
гонок начинаются другие соревнования: кто первый поймает рыбу, первый
поставит сеть. В этих состязаниях участвуют и опытные рыбаки, отцы
семейств. Они показывают свои профессиональные умения и сноровку».
Нижневартовский район одним из первых в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре стал рассматривать гонки на обласах как национальный вид
спорта: так передаётся опыт людей старшего поколения. Наши спортсмены
неоднократно становились победителями и призёрами соревнований различных
уровней.
https://novpriob.ru/
******************
3.В национальной деревне Сургутского
района появился новый культурный
объект
В национальной деревне Русскинская Сургутского района
обустроили для посетителей «Тропу предков» —
уникальную этнографическую площадку на территории
музея Природы и Человека. Теперь гости смогут ближе
познакомиться с традициями и бытом коренных жителей
Югры.
«Благодаря поддержке одной из нефтедобывающих компаний
мы смогли преобразить парк "Земля предков" при музее им.
Ядрошникова. Здесь появились новые тематические зоны,
рассказывающие о жизни тром-аганских ханты. Арт-объекты с
фигурами людей и животных, познавательные стенды о
природе Югры, объединены 600-метровой экотропой», —
рассказал в своих соцсетях глава Сургутского района Андрей
Трубецкой.
«Тропа предков» — это своего рода музей под открытым небом,
где 12 интерактивных точек позволяют погрузиться в мир
хантыйской культуры. На реализацию проекта было
направлено около 12 миллионов рублей от
недропользователей.
Одновременно ведется масштабная реставрация самого музея.
По словам Андрея Трубецкого, на обновление кровли, фасада и
инженерных сетей из бюджета Сургутского района выделено
около 40 миллионов рублей.
Пока в музее идет ремонт, «Тропа предков» и выставочный зал
продолжают принимать гостей. Новое этнопространство,
созданное в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство»,
обещает стать точкой притяжения для туристов, желающих
открыть для себя культуру коренных народов Югры.
https://ugra-news.ru
*************
4.Деревня Русскинская — особый дух Югры
МОСКВА, 12 фев — РИА Новости, Александра Науменко. Особый дух
Югры, пожалуй, можно почувствовать именно здесь, в деревне Русскинской,
хотя, если признаться честно, язык не повернется назвать ее деревней.
Русскинская располагается в 130 километрах от Сургута на берегу реки
Тром-Аган. Более 80% населения — представители коренных малочисленных
народов ханты и манси, преимущественно, ханты. Название деревни
происходит от хантыйской фамилии Русскины.
Местные жители ведут традиционный образ жизни. Обширная территория
сельского поселения, охватывающая 219 квадратных километров, включает
48 территорий традиционного пользования, около 250 стойбищ, более 150
оленеводческих хозяйств. Помимо самобытности и удивительной красоты,
Русскинская поражает высоким уровнем культуры. Население деревни — 1,8
тысячи человек, при этом здесь три культурных центра.
Песни, танцы, сказки
Один из них — "Центр национальной культуры", где собраны образцы
искусства хантов. Первое, что удивляет в экспозиции, — национальные
музыкальные инструменты. Например, струнный щипковый инструмент нарс-
юх (в переводе с языка ханты — "поющее дерево"). Корпус длиной
около метра, напоминающий долбленую лодочку, сверху закрыт еловой
декой с крестом — резонаторным отверстием. Звук нарс-юха очень
мелодичный, поэтому его называют "голосом поющего бога".
Издревле струны для нарс-юха изготавливались из сухожилий оленя, либо
кишок лося. Сегодня струны для нарс-юха делают и из более современных
материалов, так как сухожильных струн хватало в буквальном смысле
на одну песню. На этом инструменте исполняются мужские героические
песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины — тарнын-ары.
Его звуки сопровождают и традиционные национальные танцы на одном
из самых главных праздников хантов — медвежьих игрищах.
Гордость Русскинской и всей Югры
— особенное
место в Русскинской. Его основа — коллекция предметов культуры и быта,
собранная основателем музея в поездках на стойбища тром-аганских ханты,
а также уникальное собрание чучел животных Западной Сибири, созданных
Александром Павловичем, который занимается таксидермией уже более 40
лет.
Музей природы и человека имени Александра Ядрошникова
Александр Ядрошников родился в 1940 году в Нолинске Кировской области
и с детства увлекался охотой, рыбалкой, рисованием. В 1967 году, после
окончания Иркутского заготовительного техникума по специальности
охотоведение и звероводство, был направлен в национальный поселок
Русскинская, где более 20 лет работал охотоведом в промыслово-
охотничьем хозяйстве. За это время изучил традиции хантыйской культуры,
и стал настоящим другом для многих хантов, доверие которых завоевать
непросто, особенно тех, кто живет вдали от цивилизации.
Самое удивительное в истории Александра Павловича в том, что все
таксидермические экспонаты он сделал сам, не имея фаланг пальцев
на руках. В юном возрасте Ядрошников пострадал на охоте и обморозил
руки. При этом таксидермия — очень непростое ремесло, требущее
кропотливой, поистине ювелирной работы. Как рассказывает сам автор,
на создание одного экспоната может уйти от одного до 6 месяцев.
Еще один факт, который не оставляет равнодушным, — для изготовления
чучел Ядрошников животных не убивает, используя только тех, что умерли
от болезней или не смогли выжить в суровых условиях.
В Русскинской есть школа-интернат, которую посещают дети коренных
малочисленных народов Севера. Две трети учащихся — дети оленеводов-
кочевников.
"Пожалуй, самый трудный для деток — первый год. Проходит
адаптация к новым условиям, поэтому в этот период дети могут
достаточно часто видеться с родителями, которые могут их забрать
вечером после занятий и на выходные, если есть такая
возможность", — рассказал РИА Новости дежурный администратор
МБОУ "Русскинская СОШ" Мария Стадниченко.«
© РИА Новости / Александра Науменко
Дети находятся в интернате во время учебы, а на школьные каникулы
родители их забирают домой. Кто-то живет в деревне, кто-то —
на стойбищах. "Как правило дети хорошо проходят адаптацию. В интернате
создан хороший микроклимат, дети же не только учатся, но и играют, у них
есть дополнительные занятия — обучение традиционной резьбе по кости,
живописи, пению. Очень популярны у нас шахматы", — добавила
Стадниченко.
В некоторых классах школы даже воссоздан интерьер зимних домов народов
ханты и манси с традиционной печью, деревянной кроватью. Здесь дети
могут не только поиграть в привычной домашней обстановке, но даже
поспать.
Белоснежная сказка
Пейзажи Русскинской удивительны. Ты попадаешь в настоящую русскую
сказку, где каждая иголочка кедра усыпана снежными кристаллами,
а зимние тропы парка Музея природы и человека ведут к избушкам на курьих
ножках.
Этнографический парк при музее каждый желающий может посетить
бесплатно. Здесь собраны более 20 традиционных домов хантов — зимние
избы, чумы, приподнятые над землей лабазы для хранения продуктов — те
самые избушки на курьих ножках. Целый гектар занят посадками кедра. Парк
на сегодняшний день стал не просто местом прогулок и отдыха, но и центром
проведения культурных массовых мероприятий.
Увидеть деревню воочию и познакомиться с местными жителями и бытом
народов ханты и манси нам удалось в рамках проведения первого
международного молодежного форума "Нефтяная столица России", который
прошел в Сургуте с 8 по 9 февраля.
https://ria.ru/Yugra_reg/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 июля 2025 года
Свидетельство о публикации №225071300127