Возвращение алых парусов Глава 9 Что ее ждет?
Пока парусник весело бежал по морю, а Артур распоряжался на капитанском мостике, Ассоль стояла у борта, укутавшись в плед, и глядела, как постепенно исчезают дома и башенки Феодосии. Перебрала в уме события прошедших дней. Смена парусов. Венчание. Первая ночь. Алый бал. Красивая блондинка. Знакомство с Софией Ивановной. Надо будет ей еще написать.
Что ее ждет впереди? Понравится ли она матери Артура? Что он рассказывал о матери? Что круг ее интересов – косметические салоны, портнихи, знатные соседки, а из слуг она общается только с дворецким. Мать его любит безумно, и в детстве разрешала все. Отец умер, оставив долги, она собиралась продать их яхту, но Артур решил иначе: переоборудовал ее на торговое судно, и начал плавать вдоль побережья Крыма, снабжая местные магазины колониальными товарами.
Если бы она продала яхту, мы бы никогда не встретились, думает Ассоль.
В порт Коктебель они прибыли рано утром. Артур дал экипажу неделю отпуска, оставив на корабле дежурную смену, которая займется устранениям мелких неполадок.
Дом Грэев стоит на берегу. Настоящий барский дом с колоннами, стрельчатыми окнами и оградой из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной лилией. Вот куда занесла ее судьба. С корабля на бал. Сможет ли золушка стать принцессой?
Карета остановилась, в доме отворилась дверь, и вышла старая женщина в черном, это его мать. Она ходит с трудом, за локоть ее поддерживает служанка. Бросается к сыну. Долгожданная встреча, объятия, радостные слезы.
– А это кто? .
– Моя жена. Ее зовут Ассоль.
Пытливый взгляд. Не улыбнулась, ни обняла. Покачала головой. Что это значит?
– Даша, приготовь комнату в крыле для гостей.
Это значит, она меня считает гостьей, думает Ассоль, она уверена, что я здесь не задержусь. А золушку обняла бы королева?
Артур представил ее слугам, как молодую хозяйку, которую просил любить и жаловать. После знакомства со слугами Артур поводил Ассоль по дому, показывая места, которые не посещал много лет, они рассматривали старинное оружие, книги прошлого века, портреты и мемуары предков.
– Сегодня я покажу тебе Коктебель, – на следующий день, после завтрака, предложил Артур, и они, взявшись за руки, как два ребенка, стали осматривать городок, раскинувшийся на фоне романтического пейзажа горы Кара-Даг.
– Тебе здесь понравится. Посмотри, как тихо и солнечно. Между прочим, здесь снимают дачи художники, поэты, артисты, писатели. Со временем ты заведешь знакомства, ты ведь тоже пишешь, я видел, ты сидела над дневником, который прячешь от меня. А это, – он указал на дом, похожий на корабль, с большими готическими окнами и голубыми террасами-палубами, – дача писателя Максимилиана Волошина. Он называет ее художественной колонией для поэтов, ученых и художников. Здесь часто проводятся литературные вечера, хочешь, зайти?
– Что? Куда зайти?
– Ты меня совсем не слушаешь! Твоя головка забита чем-то другим. О чем ты думала?
– О твоей матери, как она меня встретила.
– Как встретила? Конечно, удивилась! Поехал сын за товаром, а привез жену!
– Она не просто удивилась. Она… Артур, давай уедем отсюда.
– Ассоль, я открою тебе один секрет. У меня была невеста.
– Эта красивая блондинка?
– Она. Мы выросли вместе, а наши родители дружили. Но я выбрал тебя.
– Когда мы выходили погулять, твоя мать сказала: «Артур, на улице прохладно, можешь простудиться, одень плащ». А я была в легком платье и ничего. Артур, уедем отсюда.
– Ты сгущаешь краски. Куда нам ехать? Это ведь мой дом, дом моих предков. Здесь живет моя мать. Я ее бросить не могу. Знаешь что, мы сделаем так, отправимся в свадебное путешествие. Пройдет время, мама успокоится. Где ты хотела бы побывать?
– Вокруг света за 80 дней.
– Ты уже посмотрела мою библиотеку. А если серьезно?
– Ну, хотя бы в Азии.
– Отлично, я подготовлю «Секрет», и мы отправимся в Керченский пролив, по нему как раз и проходит граница между Европой и Азией. А ты не дичись моей мамы, предложи ей, например, что-нибудь почитать перед сном, она это любит.
Молва бежит впереди событий. Слуги уже знали об алых парусах, горничная проветрила и красиво прибрала комнату, садовник принес свежие цветы, ключница вручила Ассоль ключи от дома, а горничная повесила звонок.
– Когда вам что-то понадобиться, звоните.
Кухарка принесла свежий чай с бутербродами.
– С дорожки, небось, проголодались.
Вечером Артур отправился к друзьям на бридж, а Ассоль постучала в спальню его матери.
– Мадам Лилиан, хотите, я вам что-нибудь почитаю?
– Ты умеешь читать?
– И писать тоже умею.
– Не дерзи, хорошенький сюрприз преподнес мне сынок, будет на кого опереться в старости. Я слышала, ты разговариваешь с деревьями, это правда?
– Правда. Они мои друзья и очень приветливы. Не так как люди.
– Тогда пойди в наш парк, там тебя ждет много друзей, а мне обычно читает перед сном Бетси, вот она стучит. Бетси, покажи гостье, как выйти в парк.
– А меня зовут Ассоль.
И, не дожидаясь ответа, выбежала из спальни.
«Дорогая София Ивановна!
Как вы поживаете? Огромное спасибо, что вы дали мне ваш адрес, я могу посылать вам письма и рассказывать о своей новой жизни, к которой пока привыкнуть никак не могу.
В первом моем письме я вам писала, что Артур очень хороший, я его очень люблю, но я поняла, что я ему не пара и могу испортить ему жизнь. После долгих сомнений я все-таки решилась вызвать его на откровенный разговор и рассказать о своих опасениях.
Я сказала, что не принадлежу его миру. Я буду чувствовать себя чужой среди людей его окружения. Они другие, и я не могу быть такой, как они. Может мне не стоило ехать к нему домой? А он ответил, что любит меня именно потому, что я другая, что я принесла свет и радость в его жизнь, и он уверен, что со временем я смогу сделать то же самое для других. «Я буду рядом, буду поддерживать тебя» заверил меня Артур. Я попрощалась с родным домом и поселком, отец был в плавании, и мы покинули Феодосию.
Его мать живет в Коктебеле. Мы подъехали к его огромному дому, похожему на замок, нашу карету радостно приветствовали слуги, а потом появилась его мать – седая женщина, вся в черном. Она до сих пор носит траур по умершему мужу. Артур вышел первым и крепко обнял мать, а потом представил меня. «Мама, позволь тебе представить мою жену, ее зовут Ассоль», я уверен, ты ее полюбишь, как я ее люблю».
Не могу сказать, чтобы его мать бросилась меня обнимать, когда я подошла к ней, сделала книксен, которому меня вы обучили, и сказала: «Здравствуйте, мадам Лилиан», она попыталась изобразить улыбку и подала руку. После вялого рукопожатия, она повернулась к сыну, обняла его и со словами «Добро пожаловать, Артур, в родной дом» повела его к входу, а мне ничего не оставалось, как идти за ними. И я поняла, что буду в этом доме чужой.
Ах, София Ивановна, что я наделала, сказка кончилась, и как она не похожа на реальную жизнь.
Дом Грэя очень большой и красивый, в нем два крыла, в левом живет мать, там гостиная, зала и столовая, а в правом крыле кухня, хозяйственные кладовые и комнаты прислуги. На втором этаже в левом крыле спальня и кабинет Артура, детская с его игрушками, кабинет отца. Нашлась комната и для меня. Горничная Бетси привела ее в порядок и, по своей инициативе, поставила цветы. Мне уже рассказывал про нее Артур, когда ему было 10 лет, она на кухне сильно обожгла руку, и он ее очень жалел. Он сказал, что Бетси будет меня обслуживать, но в чем ее обязанности, я не знаю, а спрашивать неудобно. Еще есть в доме дворецкий Польдишок, который заведует погребом с вином, кучер Петр, у них свой выезд, кухарка, и раз в неделю приходит садовник. К переднему фасаду дома примыкает цветник и часть парка. Цветник богато украшен серебристо-голубыми, фиолетовыми и черными тюльпанами, а в парке много старых деревьев.
В доме замечательная библиотека. Ее высокая дверь с мутным стеклом обыкновенно заперта, но Артур дал мне ключ. Мне нравится ее тишина, темные ряды книжных шкафов, плотно набитых книгами, большими и толстыми в позолоченных переплетах, маленькими потрепанными томиками, географическими картами и рукописями, отец Артура оставил воспоминания, надо их прочитать. Может, и я когда-нибудь напишу свои воспоминания?
Огромный глобус стоит на круглом столике, как велика наша земля, вот Феодосия, рядом Коктебель, а для моего поселка даже места не нашлось.
Среди книг я нашла пособие «Материнская школа», там много советов, как обращаться с мужем и ребенком. «Не рассказывайте мужу плохие новости, пока он не поужинает». Отличный совет. Есть и рисунки. Хорошая книга, и я уже вижу себя на скамеечке в парке с этой книгой в руках под тенью развесистой ивы.
Обедаем мы втроем в столовой, куда слуги приносят салаты, вазу с супом, горшочки со вторым и десерт. На столе стоит вино, я не привыкла столько есть. Иногда навещает мать Артура и обедает с нами блондинка, да, та самая, что посмеивалась надо мной на балу. Я думаю, Артур, мне не все про нее рассказал.
Артур старается больше быть со мной, хотя мать требует, чтобы он наносил визиты соседям, с которыми она дружит и общается. Я ходить с ним отказываюсь, я боюсь, что они меня в свой круг не примут. Но он не может быть все время дома, его корабль «Секрет» занят торговыми операциями, он ведет переговоры с дельцами, делает закупки и развозит товары по побережью Черного моря. Так что нередко я остаюсь одна.
С матерью его почти не общаюсь, конечно, она не такую жену хотела для своего сына, а я начинаю догадываться, какую…
Софья Ивановна, надо мной сгущаются тучи.
После того, как Артур уплыл со своим судном по торговым делам, пришел местный священник и начал расспрашивать меня, как проходило венчание. Его, конечно, пригласила мать Артура. Он выяснял, сколько времени мы были с Артуром знакомы, кто были свидетели и попросил меня показать церковную выписку о браке. Я стала шарить в своей сумочке, где лежала эта выписка, а ее нет. Обыскала все вещи, может, ее взял Артур?
Священник объяснил, что сейчас адвокат составляет завещание госпожи Грэй, и без документа о браке нельзя включить в завещание ни меня, ни моего будущего ребенка. Если выписки нет, то наш брак может быть признан недействительным.
Я ничего не знаю о своем отце. Артур обещал взять его к себе на корабль, но сейчас об этом молчит. Я написала отцу, но пока ответа нет.
В общем, не все ладно. Не о такой жизни я мечтала. Об этом я пишу в своем дневнике, спасибо вам, что вы мне дали такой совет! Дневник мой лучший друг, ему я поверяю все мои тайны и прячу его в укромном месте, не давая читать даже Артуру.
София Ивановна, не собираетесь ли вы снова в Феодосию? Что-то подсказывает мне, что ваша дочка найдется! Буду счастлива получить от вас ответ по адресу: Коктебель, До востребования, Ассоль Грэй.
С уважением, Ассоль
Свидетельство о публикации №225071301311