Вечерние деревенские посиделки
После жаркого дня, полного хозяйственных забот, люди меняют рабочие одежды (женщины снимают свои рабочие фартуки и надевают что-то более нарядное) и выходят на посиделки. Есть места, где есть и взрослые, и дети. Мы сидим тут очень тихо, как котята, и даже не мурлыкаем. Учимся слушать. А есть места, где сидят одни только женщины, и у них свои беседы: о женской доле, о детях, о будущих свадьбах, об огороде. Я уж не раз их слышала, потому и знаю.
Звучит гармошка, громко раздаются хихоньки да хаханьки деревенских юношей и девчат, устроившихся на гладком бревне. Слышатся оттуда чувашские песни. Сейчас и частушечницы начнут свои пляски. Вот и ухари спешат туда же. Пускай веселятся. Закончился трудовой день, и радостно всем на душе, глядите сами. Но я там не была ни разу, маловата пока, но знаю понаслышке, деревня есть деревня.
Есть одинокие посиделки. Это когда старик вынужден сидеть один. Один, потому что инвалидом вернулся с войны и ходить далеко не может. Один, потому что друзья не вернулись с фронта. А он еще верит, что они вернутся, потому что он слышал не раз истории о долгой дороге домой, мало ли. Вот и сидит один, как сирота.
Я же сама себе разводящая, бегу на свои посты к старикам каждый летний вечерок. Порхаю по селу, перелетаю с места на место, узнаю что-то новое и, как почтовый голубь, ношу им свежие деревенские новости (хотя фамилия у меня не Голубева, но все-таки птичья — Воробьева). Старики радуются мне и, кажется, не чувствуют себя такими одинокими рядом со мной. Прочувствованные речи о жизни, о войне, о разбитых мечтах, о пошатнувшемся здоровье, о многом другом я всегда слушаю внимательно и с интересом, представляю, каким рассказчик был в молодости: молодым, красивым, веселым, подтянутым и мужественным. Ух!
О детях своих говорят только хорошее: они — славные, но у них пока нет времени навестить стариков. Это длилось годами, а дети некоторых стариков так и не приезжали. А я мечтаю рядышком с ним, чтобы у него скорее сбылось все желанное. Так и будет.
Они любят своих, веру и надежду не теряют и меня учат этому — ВЕРИТЬ И НАДЕЯТЬСЯ на лучшее.
Расспрашивают меня всегда: чем я живу? что нового узнала за день? как провожу время? каковы огородные дела? о чем мечтаю? какие новости у односельчан? Моим любимым старикам свежие новости ношу, словно первая ласточка, и они всегда в курсе событий нашего села. И радуюсь тому, что могу делать их жизнь немного интересней, и могу быть им чуточку полезной.
***
Думаю, причиной этих самых посиделок было отсутствие телевизора. Здесь можно о новостях деревенских узнать, порадоваться за других или своими успехами и тревогами поделиться и получить житейские советы. Был бы телевизор, каждый сидел бы в своей избе в одиночку. Взрослые понимали, что надо ближе друг другу быть и каждый летний вечер подтягивались к традиционным посиделочным местам.
А село есть село. Тут испокон веков все друг про друга знают. Сидишь на посиделках и слушаешь совсем дряхлых бабушек, а они, как сокровищницы родовых историй, о каждой семье могут поведать. Спешу заметить, знают они не только о своих предках далеких, но и историю всего нашего огромного села, иногда даже про соседние деревни могут рассказать. Это так поразительно! Грамоты многие не знают и цифирь, еще крестики ставят на документах, а в памяти хранят такие несметныесокровища. Чудеса!
***
За летние посиделки столько всего узнаешь, что невольно будоражишь воображение не раз, лежа на печке зимой.
А зимними вечерами посиделки устраивались после ужина. Темнело рано. Приходили в наш дом дедушкины товарищи-фронтовики: раздевались, садились и начинался разговор… Зимние посиделки длились час-полтора, еженедельно, и менялись только дома, где собирались чаще по трое. Иногда зимнее ненастье могло вмешаться и отменить им задушевный разговор. Это бывалых солдат посиделки… Мы с братом старались вести себя тихо и не мешать, а бабушка издали слушала и вспоминала свои тяжкие, голодные дни в деревне, в тылу.
Дедушка охотно брал меня на дружеские собрания со своими друзьями. Я сидела под его крылом и слушала-слушала, а в голове у меня — сумбур: Первая мировая война, Вторая — будь она неладна! Там люди, бои, события… Местами бывало очень интересно, как в фильмах про войну. Но в голове оставалось мало, забывалось, может, потому что не хотелось думать о сокрушительной той войне, хотелось мира и спокойствия в сердце. Так хочется жить!
Они никак не могли забыть тревожные дни войны — какие глубокие рубцы остались на душе от незаживающих ран. И хотелось им выговориться и забыть о пережитом, если получится, навсегда. Каждый в конце беседы перед расставанием как молитву шептал: «Лишь бы не было войны».
Думаю, у всех на сердце становилось чуть-чуть полегче, и мы с дедушкой в темноте молча добирались до своей избы, искали теплое место для сна. Когда я лежала на печке, у меня было ощущение, что я только недавно была причастна очень важной взрослой беседе. Спасибо им.
А женщины отдельно собирались и пряли из овечьей шерсти нитки для теплых вещей. Песен я там не слышала, честно скажу, но много говорили о детях и о жизни. Но если там оказывалась тетя Ульяна, то она своими шутками-прибаутками так всех веселила, смех один. Интересно мне было.
Вот они, посиделки наши. До сих пор вспоминаю с особой теплотой и благодарностью всех, кто на них бывал и украшал их своими смешными историями и юмором.
***
Чему меня научили деревенские посиделки? Многому. Я училась там слушать людей, рассказывать истории и сопереживать, училась поддерживать близкого, радоваться за других… А сколько я узнала о судьбах своих односельчан! Только здесь сама мудрость жизни, думаю. Хочу на деревенские посиделки и вас приглашаю!
Свидетельство о публикации №225071301503