Ехор - бурятский танец - здесь корни человечества
Первым, кто описал бурятский танец, был знаменитый этнограф, историк Матвей Ниолаевич Хангалов. В этом танце он увидел древний способ ведения коллективной охоты ЗАГЭТЭ АБА (буквальный перевод «облава за расомахами») - танец хатарха (бег рысью, танец). Да, в этом танце действительно есть элементы подражания животным, так и элементы облавной охоты. Но, более глубокий генезис хорового танца Ехор открыли исследования другого выдающего бурятского ученого, историка, этнографа, фольклориста Дашимина Санжиевича Дугарова. Благодаря обширным археологическим исследованиям, сравнительному языковому анализу огромного количества фольклорного материала, обрядовых традиций Д.С. Дурганов обосновал генетическую связь танца Ехор с древним племенным культом белого шаманства Айа. Этот хороводный танец, имел значение как акт коллективной магии для поддержки главного шамана(тобши) подняться на высшие уровни Неба. Последние исследования* показывают, что Ёхор всегда отражал пульсацию жизни народа, и был своеобразным "барометром" исторических и политических событий. Так наряду с традиционными мотивами о природе, о животном и растительном мире, охоте, скотоводстве, в годы советской власти стали появляться «ёхорные» песни, игры и танцы, которые имели явный агитационный и пропагандистский характер. Появились новые ёхорные танцы: «колесуха», «осоо», «аэ, хомсомол" (комсомол) и др. Другими словами нет ничего, в мире, что нельзя выразить песней и движениями танца Ехор. Придет время, когда в Ехор найдут отражение такие понятия, как полет в космос, телефон, компьютер, искусственный интеллект и др. все достижения современной науки. Но, все это внешние "пульсации", но то что останется в Ехор на всегда, так это его связь с Началом всех начал с Тенгри – высоким Небом божеств – творцов и прародителей, учителей, покровителей человечества.
*ВЕСТНИК КемГУКИ 33/2015 References Тугай Анастасия Владимировна
Свидетельство о публикации №225071300262