А за Полярным Кругом лето не гуляет... - 4

 Начало здесь:http://proza.ru/2025/07/08/447
 
     ЗНАКОМСТВО.

     Ни лучика приветливого июньского солнышка, ни мягкого таёжного летнего тепла. Выход на взлетно-посадочную полосу аэропорта не предвещал ничего приятного, а я уже слегка пожалел, что теплый джемпер остался в багаже и поежился на ветру, которому есть где разгуляться на приличного размера площадке открытой всей розе ветров большой поляны в междухолмье. Медленно обернувшись на 360 градусов вокруг своей оси, сфокусировав в головном фотоаппарате местность и оглядевшись, понял одно - аэропорт расположен на вершине холма и окружён редкими хвойными тонкими деревьями. Черные невысокие острогорбые горы с белыми "шарфами" снегов видны только на заднем плане картины, наверное, с восточной стороны, хотя, не уверен. Перед посадкой мы рисовали в небе всевозможные круги и поворотные дуги, словно на трассе бобслея, прежде, чем сесть на грунт и солнце за это время исчезло в тучах и облаках, а я потерял ориентир стороны света. Буду ждать возможности определиться на местности с этими самыми сторонами света, тем более, что интернета нет и в помине, Википедию не вызовешь на помощь, придется рассчитывать на собственные силы и силы природы, которые когда-нибудь разгонят злые серо-сиренево-черные тучки.

     ...Унылый пейзаж
     Батагайского неба
     И свежего ветра
     Начала июня.
     Я здесь первый раз,
     Никогда ещё не был
     И мне неуютно,
     Как холодом дунуло.

     Все как-то не так,
     Как себе представлялось
     И солнца улыбок
     Слегка не хватает.
     Но, что же, пустяк
     И лишь малая малость,
     Сердечко привыкнет
     И скоро оттает.

     Всегда из плохого,
     Унылого, сложного
     Надо искать
     Непременно приятное.
     Вот несколько строк
     Напишу и размножу
     Улыбку свою
     В серый день троекратно...

     А пока разминаем ноги, дожидаемся выхода из салона всех пассажиров и не слышим команды симпатичной работницы аэропорта, когда отправимся "гуськом" по взлетной полосе до здания, рассмотрел, что полоса для разных металлических винтокрылых "Bombardier", естественно, как и все остальные открытые площадки мира, предоставлена разгулу забияки ветру во всей его бродячей силе...

     Ещё до приезда в Батагай меня, человека любознательного, интересовало, что обозначает название столицы Верхоянского района, как, собственно, всегда имело место быть в новой местности, тем более, укрытой тайной веков язычников и шаманопочитания. Я опять же не стал залезать во всемирную паутину интернета, которая, как говорится, знает все, но ее тоже составляют люди и им свойственно ошибаться. Просто решил поинтересоваться у местных жителей, ведь, их рассказы и легенды, передаваемые от дедов к внукам, бывают далеки от истины, но куда гораздо интереснее и фантастичнее реальных исторических фактов. Но на то и художественная литература, основанная частично на реальных событиях, что бы уклоняться от сухого исторического факта и увлекать читателя в таинство совсем иной истории. Так и я придерживаюсь данного желания рассказать о поселке моего пребывания из первых уст, из уст аборигенов Яны, если знатоки прошлого окажутся на моем пути...

     К порогу аэропорта подвезли багаж, мой встречающий схватил увесистый чемодан, в котором лежала нелёгкая запчасть к его машине и мы двинулись к транспорту, ожидающему на привокзальной площади. Грунтовка знатно укатана тяжёлой техникой, для пущей необходимости "прибита" дождями, широкая дорога, проложенная между стройных лиственниц, плавно повела нас под уклон. Я сразу понял, что мы должны спуститься с вершины холма в поселок, но... Не думал, что он стоит так низко.

     Человек, который меня встретил, не смог или, скорее всего, не захотел пока (о чем я пойму чуть позже) ответить на вопрос о происхождении или переводе с какого-нибудь местного наречия названия поселка, зато по дороге в него свернул на "лобное место", схожее с якутской "сопкой любви", обустроенное на вершине холма, под которым...

     - Вау! - только и воскликнул я, выйдя из машины и встав на самом краю смотровой площадки, смонтированной из дерева в виде открытой веранды. - Весь поселок, как на ладони! Даже, в пасмурную погоду интересно и необычно красиво.
     - Но не всегда приятно жить у подножья холмов, - явно, что-то не договаривая, водитель улыбнулся.
     Но пока я не понял его скепсиса, а просто насладился видами далеко под нами, действительно, у самого низкого места вблизи зелено-коричневых холмов. И действительно, там, практически в серо-черноватой долине, расчерченной такого же цвета дорогами на улицы и переулки, с трёх сторон укрытой от внешнего мира полузелеными холмами с редколесьем щетины хвойных опушек, а с четвертой омываемой тем самым кольцом, массивной толстой "серьгой якутянки", лежал небольших масштабов поселок городского типа Батагай - столица одного из многих Арктических районов Якутии. Он дугой растянулся на добрых пару километров местности, уходя одним концом куда-то вдаль, а ближним прижавшись к нашим ногам. Разноцветные, современного покрытия, крыши ступенями этажности домов под собой линовались заборами участков. Старые полуразвалившиеся деревянные корпуса нежилых теперь однотипных двухэтажек и длинных бараков сквозили тяжёлым и одновременно для кого-то счастливым советским прошлым, "мертвыми глазницами" пустых окон взирая на мир двадцать первого века...

     ...ИЗ ПУСТЫХ ГЛАЗНИЦ...

     Пустые глазницы
     Вчерашних убежищ
     Обслуги и зэков
     Бескрайней тайги.
     Кто здесь их не понял,
     Тот, значит, и нЕ жил,
     А кто здесь остался,
     Тот просто погиб.

     Кто путь начертил свой
     В изломах изгибов
     И в верности делу,
     Но не государеву,
     На добыче олова
     Здесь и погибли,
     Удушьем и страхом
     Навечно одарены...

     И время ломало
     Их честь и их совесть,
     Им время вбивало
     Другие законы.
     В таёжной глуши
     Холод вел свою повесть
     И в ветхих буржуйках
     Сжигал их Иконы.

     Корежил их судьбы
     Химическим смрадом
     На благо Отчизны,
     Что их убивала.
     Мешались с дерьмом
     Боевые награды,
     А их на погибель
     Страна отдавала...

     Пустые глазницы
     Истории страшной
     Отребья России
     И верных сынов.
     Но все это было
     И все это наше,
     И здесь зарождалась
     Основа основ...

     Кое-где проглядывались новые постройки или скорее всего обтянутые современными материалами старые, но имевшие приличный вид с белыми рамами пластиковых окон.
      - Вон, видите, высокий дом с крышей шоколадного цвета и колоннами? - показал мне рукой Александр Сергеевич, а именно так звали моего встречающего, водителя и куратора от администрации одновременно. - Это дом культуры и место вашей работы. А чуть левее дом, его сейчас не видно, где вы будете жить, он в шаговой доступности от всего необходимого.

      Я начал интересоваться историей поселка и количеством жителей, структурой жизни и работы, что бы иметь представление о столице Верхоянского района, а мы вернулись в "УАЗик" и помчались по распадку вниз, вниз и вниз с того самого холма, на котором расположился и безнадежно затерялся до следующей недели между бледно-зелеными деревьями аэропорт. Мчались по серой грунтовке с того места, где несколько минут назад я взирал на бескрайние таёжные, лесотундровые и тундровые массивы, только-только начинающие наливаться яркими красками короткого сочного якутского лета.

     Спустя пару минут мы въехали в поселок городского типа и, поколесив по улочкам, остановились возле недостроенного большого дома:
      - Судя по адресу это и есть ваша гостиница, - улыбнувшись, произнес мой новый знакомый и вышел из машины, - звоните хозяйке, что приехали.

     Недостроенный или точнее недообшитый снаружи брусовой деревянный дом внутри оказался вполне просторным и уютным, с неплохим современным "бюджетным" ремонтом и светлой мебелью, о четырех комнатах, по типу гостиницы, с большой кухней, совмещённой с залом и со всеми удобствами современной жизни. Вот только навязчивый и совсем не летний холодок гулял по всему дому, в котором меня встретили подростки разных возрастов, находящиеся внутри прямо в теплой одежде. Девочка лет двенадцати приветливо поздоровалась, в две минуты поведала мне всю необходимую информацию, не позабыв рассказать и о том, что в каждой комнате есть исправно работающие электрообогреватели, но они все равно ночевали в одежде под тёплыми одеялами. Север, однако. Ладно, не смертельно, холод пережить можно, не на год прилетел и не в минус сорок. В доме по-любому царила невидимая атмосфера уюта и тепла душевного, все хорошо, кроме...

     - Про вай-фай до возвращения в Якутск можете забыть, - опять улыбнулся Александр Сергеевич, поставив мой чемодан на порог дома, - даже, наличие роутера в доме не означает четкости, быстроты и качества приема и передачи, особенно фото и видео. Таковы наши реалии третьего десятка лет двадцать первого века, Станислав Леонидович.
      Не удивил! Возможно, для меня это и к лучшему, больше буду уделять свободного от лекций времени для своего творчества и записывать будущую книгу о путешествии, ведь, моему "быстрому блокноту" интернет не нужен, от слова совсем...

     ...НА ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ...

     Где-то устойчива
     Связь телефонная
     И скоростной интернет
     Во все стороны крут.
     Влияние западных
     Правил тлетворно
     На тех, кто нестоек
     И тех, что растут.

     На тех, кто не может
     Свое выбрать место
     И тычется пальчиком
     В небо "авось".
     Они ещё мякиш
     И сдобное тесто,
     Что вылепишь сам,
     То и станет "небось"...

     Немного не так
     У таёжной глубинки,
     Где дети попроще
     И жизнь их почище.
     Тут всё от сохи
     И слегка по-старинке,
     Тут каждый себя
     По реальному ищет.

     Свои здесь устои
     Семейных реликвий
     И давних традиций
     Прообразы чтут.
     На творческой почве
     Мечты многолики
     И с древних веков
     Эти корни растут...

     И виден контраст,
     Ужасающе страшный -
     Одни перед пропастью
     Черной стоят,
     Другие живут
     Днём спокойным
     Вчерашним
     И в образах творческих
     Белых парят...

     ...Мой размышления прервал сопровождающий:
     - Располагайтесь, берите, что необходимо для работы и выходите, я жду у машины, клуб за углом, дойдем и я покажу место работы, слушатели ваши соберутся к 14.00 по нашему времени.
     Я посмотрел на наручные часы, пытаясь перестроиться во времени:
     - На моих 12.40, значит, у вас 13.40. Понял вас, сейчас выйду...

     Спустя всего несколько минут мы поднимаемся по широкому лестничному маршу большого монументального, сразу видно постройки сталинского времени, когда любили большие просторные вместительные здания, в том числе жилые, трёхэтажного клуба. Внутри него очень холодно, похоже, бетон остыл быстро, а отопление, по словам моего встречающего, отключили неделю назад, рассчитывая на лето, жаркую погоду и... "В целях экономии горюче-смазочных материалов для дизельной станции"... Как всегда, как и везде, все для народа, но только не всего... Шутка.

      Первая встреча со слушателями прошла более, чем плодотворно, мне сдали множество необходимых для учебы и получения удостоверения документов, с которыми сегодня придется в комнате гостиницы отработать по полной программе, занести всё в компьютер, потому, что завтра толстенный пакет этих самых документов обязан улететь для оформления и занесения в специальную программу института. Иначе все мои старания и поездка ни к чему не приведут. Хотя, это все частности для моего повествования, я люблю писать больше о природе и впечатлениях, которые меня сподвигают на творчество, о людях вокруг меня, которые мне это новое и рассказывают да показывают. А все остальное лишь побочные явления, хотя, и являются основными...

      Таёжные работяги с закопчеными на солнце, обветренными на воде и исполосованными морщинами  тяжкого труда лицами, собравшиеся по случаю начала обучения, смотрели на меня преданными глазами, возможно и не понимая, зачем я им и чему прилетел за тысячу верст небом научить аборигенов, почти с рождения управляющих маломерными моторными судами. Ведь, у многих и транспорта иного нет. Но надо, значит, надо! Современные технологии давно уже позволяют обучаться дистанционно и самостоятельно, стоит только скачать определенную программу в телефон. Ну да, а интернет, которого почти нет? Проблема, которую каждый должен решить для себя сам, найдя тот заветный уголок, где всемирная паутина благополучно работает, иначе мне придется читать им лекции, как в средней школе - диктовка под запись ручкой в тетрадочке и ещё зарисовывая некоторые моменты цветными карандашами или ручками для пущей зрительной запоминаемости. Это я и попытался донести до полусотни лиц, изъявивших желание легализоваться в вождении моторных лодок...

     В гостиницу я приплелся после 19.00, понимая свою усталость, так сказать, остаточное явление от бессонной ночи, но так же понимая, что за столом в номере поработать придется немало. Наскоро перекусив, взялся за дело, даже, не обращая внимание на уходящее время первых суток своего пребывания в живописном краю. Окно за спиной, а за окном светло, стало быть, рановато ещё. Ан нет! Заполярье! Здесь же разгар белых ночей и, даже, при отсутствии солнышка над головой ни сумерек, ни тем более темени не наступает. Закончив необходимую организационную работу, разогнувшись от определенной усталости и от стола с экраном ноутбука, я включил дисплей телефона и неожиданно ахнул:
     - Ничего себе! 23.20!..

     Довольный проделанным, прикрыл крышку большого гаджета, встал и подошёл к окну, до сих пор не понимая, где у меня какая сторона света. А, ведь, нужна она, необходимо знать, как стоит моя кровать и куда ложиться головой, что бы нормально высыпаться? Компаса, конечно же, нет, буду методом исключения определять север, а уж затем и необходимое направление. Дети давно спять по разным комнатам гостиницы, им утром ехать в аэропорт и лететь дальше, куда-то в глубь тайги на местном винтокрылом аппарате - вертолете. Городские школьники отправились к бабушке и дедушке на далёкое оленье стойбище погостить от суеты и современной жизни. Выхожу в кухню, может, что снаружи приметное увижу и определю. В целом тихий спокойный рабочий поселок спит умиротворённо усталым сном в самой середке рабочей недели и первые строки о моем нынешнем пристанище полились тихой таёжной лирикой белой ночи...

     ...ТИХИЙ ТАЕЖНЫЙ КРАЙ...

     В тихом таёжном крае
     Медленно время катится
     Пылью гравийных улиц
     И яркостью детских улыбок.
     Там под высоким яром
     Круглой подковой Старица
     Меж берегов зеленых
     Плачет в гранитных глыбах.

     Там на холмах и сопках
     Мирно цветут ромашки
     И подают надежду
     Девчонкам Любить мальчишек.
     Где-то в траве высокой
     Ведут свою жизнь букашки
     И щука на мелководье
     Жертву на завтрак ищет...

     Там из дверей пекарни
     Пахнет приятно хлебом
     И над рекой таёжной
     Лето не спит ночами.
     Мирное светит людям
     Там голубое небо
     И где-то зимою лютой
     Рыбак по сетям скучает.

     Там на холмах высоких
     Снег никогда не тает
     В камне ручей рождая
     Звоном на всю округу.
     Школьник по яркой книжке
     Летопись дней листает
     И продолжается время
     В детях своих по кругу...

     Солнце, проплыв дугою,
     Клонится сонно в зелень,
     Люди растят детишек,
     Чувствуя сердцем рай.
     Кто-то себя считает
     Узником во Вселенной,
     А кто-то безмерно Любит
     Тихий таёжный край...

     ...Недалеко котельная и дизельная станция, гудит круглые сутки и ее слышно во всей округе, звук замечательно "отскакивает" от опоясывающих поселок холмов и отдается в ушах. Раньше мастера сварочного дела на высоких трубах котельных монтировали подобие стрелочек, указывающих на север. Пригляделся, котельная совсем недалеко, но творческого романтика при ее изготовлении и монтаже рядом, видимо, не оказалось, на трубе я ничего не заметил. Вздохнул с сожалением, в конце концов, по какой неизвестно интуиции, но переложил подушку на противоположную от прежнего нахождения сторону и прямо в одежде завалился спать, закатавшись, словно в кокон, в теплое одеяло. Как бы я сказал кому-то, сделавшему наоборот, а сейчас просто перед сном пробормотал сам себе:
      - А баба-Яга против, - улыбнулся и через пару секунд забыл, где я и что, с кем я и как, просто провалился в безмятежный сон, даже, не смотря на все неудобства в виде одежды и неприятного весеннего холода в уже неотапливаемой комнате.

      Утро вечера мудренее, может, встану, а в окне будет улыбаться приветливое солнышко...

     0.20. батагайского времени

     06 июня 2025 года

Продолжение следует...


Рецензии