3. Соль земли

3. СОЛЬ ЗЕМЛИ. То, что произошло в 4 веке в Центральной и Восточной Европе, можно смело сравнить с весенним половодьем. Переполненная гуннская река вышла из берегов и затопила пойменные луга, сдирая с почвы остатки лежалого снега, мусор, накопившийся в сугробах за долгую зиму, и прелую листву, с осени покрывавшую землю толстым слоем. На волнах стремительного потока вся эта грязно-серая взвесь понеслась на запад к подножию римской дамбы и начала громоздиться там огромными кучами, грозя обрушить и саму дамбу и все то, что она пока еще прикрывала. Когда же большая вода ушла, на лугах обнажилась плодородная почва, готовая дать новые богатые всходы.

Этой почвой были славяне, а также те, кто успел славянами стать. Славяне были солью Земли. Они питались плодами, выращенными на земле, они зарывали в землю свои жилища, они относились к земле как к живой, ласково величая ее «Матушкой» и «Кормилицей». Те, кто садился на их шею, тоже питались земными плодами, силой отбирая их у славян, но они были так далеки от почвы что, когда пришло время спасать свою шкуру, не смогли в нее как следует вцепиться, и весь этот прелый мусор смыло бурным весенним потоком. Своих же детей Земля уберегла, удержала в объятьях. Она сызмальства учила их жить исключительно плодами своего труда, приучала работать с камнем, деревом, иногда с железом, и никогда не баловала всякими там золотыми жилами и драгоценными россыпями. Это и спасало. Что можно взять у землепашца кроме его собственной жизни? Гунны жаждали славы и богатств, но со славянами им делить было нечего. Сорвав вместе со снегом и прошлогодней листвой часть почвы, они прошлись над ними бурным потоком и ушли к «дамбе». Степь, правда, пришлось уступить кочевникам на долгие столетия, но и в лесах места тоже хватало, да и как-то спокойнее там было среди деревьев то, безопаснее.

Очутившись по прихоти старухи Истории на берегах Днепра, славяне оказались на самой оживленной торговой «улице» Восточной Европы. Позже эту улицу нарекут – «путь из варяг в греки». Хлебом обитатели лесов тогда почти не торговали, его едва хватало для собственных нужд. Однако их бескрайние леса богатые древесиной, пушниной, болотной рудой, медом и воском диких пчел, исправно снабжали их богатым материалом для торговли. При этом юго-западные славяне, коих традиционно принято ассоциировать с антами и с более ранними венедами, в своем уровне жизни и общественного развития ушли далеко вперед по сравнению со своими северо-восточными родичами, и все благодаря выгодному соседству с фракийцами и иранцами, которые двумя полноводными реками текли в соленое славянское море, слегка «опресняя» прибрежные воды этого моря, но становясь при этом его неотъемлемой частью.

Северные славяне вследствие своей отдаленности от «пресной воды» действительно не принимали никакого участия в грандиозных исторических событиях сотрясавших Центральную, Южную и Западную Европу, и с последними достижениями Западной Цивилизации были знакомы лишь понаслышке. Однако и у них была своя миссия, имевшая для нас с вами куда большее значение, чем даже крушение Великой Римской Империи. Не взирая на похолодание и увлажнение климата, обрушившиеся на Европу в 4 веке и сопровождавшиеся паводками и наводнениями, славяне упорно продолжали свое движение на северо-восток, широким веером расселяясь по бескрайним лесным просторам России. Движение это приняло массовый характер еще во времена исхода готов с берегов Балтики. Уже тогда первые группы «пшеворцев» начали проникать во владения угро-финов, селились там небольшими островками и постепенно растворялись в массе более многочисленного местного населения, передавая ему свои земледельческие и ремесленные навыки. После походов Эрманариха и, особенно, после нашествия гуннов, этот процесс принял более масштабный характер. «Пшеворцы» большими массами продвинулись к Ильменю, Волге и Оке, ассимилируя финнов и своих дальних родичей, балтов. Считается, что именно в ту эпоху первые группы славянских переселенцев появились в Псковско-Новгородском регионе. «Нашествие» славян не сопровождалось истреблением местного населения. Вместо этого шел процесс активного перемешивания местных племен с пришлыми. Небольшие укрепленные городища финских охотников и рыболовов повсеместно стали превращаться в довольно крупные открытые поселения земледельцев и рыбаков со смешанным славяно-финским населением. Укреплений не строили за ненадобностью - бояться было некого. При этом не лишним будет ещё раз напомнить, что часть славян сами были потомками переселенцев с Урала  из рода «N1а», тех что 3500 лет назад по западным отрогам уральских гор спустились на юг, заложили основу племен марийцев, чувашей, удмуртов и коми и оттуда 2500 лет назад ушли к Балтике, где к  тому времени уже 6000 лет селились балты из рода «R1a». Отдав свою кровь части славян, литовцев, латышей,  в 1 тысячелетии уже нашей эры «N1а» ушли на север в Финляндию, где и стали финнами, а часть перебралась на юг в Венгрию, где была ассимилирована родом «R1a». 15% нынешних русских, включая, как говорят, и самого Рюрика, - потомки уральских племен.

Вместе с «пшеворцами» на север двинулись и толпы черняховцев, в конечном итоге осевшие в среднем течении Волги. Смешавшись там с более ранними славянскими переселенцами, они заложили на территории нынешнего Татарстана «Именьковскую» культуру с большим количеством сел и укрепленных городков.

Считается, что в 4 веке славянский мир уже почти закончил процесс деления на две группы: восточную и западную. Тогда же наметился процесс выделения в каждой из этих групп южных ответвлений.


Рецензии