Северная война 1700 1721 гг. и Донские казаки
Северная война (1700–1721 гг.) началась с указания Петра I, когда в Лифляндию прибыли казачьи полки под командованием донского полковника Максима Фролова, который исполнял роль походного атамана. Казаки занимали левый фланг русской армии, возглавляемой царем Петром I. Вскоре русские войска приступили к осаде Нарвы. В начале ноября 1700 года к крепости подошли шведские силы под командованием короля Карла XII, которые 18 ноября совершили атаку на русские позиции. Русские войска потерпели поражение, оставив шведам всю свою артиллерию, обоз, а также значительное количество вооружения и продовольствия. Оставшиеся в живых русские полки отступили от Нарвы, и казакам удалось спастись, переплыв реку Нарову.
После поражения под Нарвой донские казаки не сидели сложа руки: они совершали набеги от Печорского монастыря в Ливонию, нанося значительный ущерб шведам и захватывая в плен многих из них. Казаки часто беспокоили противника кавалерийскими рейдами. 29 декабря 1701 года у местечка Эресфер (вблизи Дерпта) войска под командованием Б. П. Шереметева одержали победу над шведским 8-тысячным отрядом генерала В. А. Шлиппенбаха. Донские казаки, входившие в состав передовых русских частей, разгромили шведский авангард и совместно с русскими войсками уничтожили основные силы противника, почти четыре часа преследуя рассеянные шведские отряды. За эту победу Петр I произвел Б. П. Шереметева в фельдмаршалы и наградил первым российским орденом, учрежденным 10 марта 1699 года – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Кроме того, «поручик от бомбардира» А. Д. Меншиков по указанию царя вручил Б. П. Шереметеву портрет царя, украшенный бриллиантами.
Это событие стало знаковым для России – первой крупной победой над шведскими войсками. Для массового награждения солдат и офицеров русской армии по указу царя была изготовлена медаль размером полтины из золота и серебра, помимо «золотых». С этого момента каждая значительная победа русских войск как на суше, так и на море сопровождалась созданием новых наградных медалей весом в рубль, полтину, полуполтину и четвертак, которые вручались солдатам, матросам, офицерам, генералам и адмиралами русской армии. События Северной войны также нашли отражение в многочисленных памятных золотых и серебряных медалях.
17 июля 1702 года в районе Гумельсгофа фельдмаршал Б. П. Шереметев снова одержал победу над шведскими войсками генерала В. А. Шлиппенбаха. В августе того же года корпус генерал-адмирала Ф. М. Апраксина действовал вблизи Новгорода и Ладоги, нанеся поражение корпусу генерала А. Кронъюрта на реке Ижоре.
Русские войска захватили крепости Нотебург (Шлиссельбург, Орешек) и Ниеншанц, а в 1703 году овладели Ямом и Копорьем, в 1704 году – Дерптом, Ивангородом и Нарвой. Царь Петр I высоко оценил действия донских казаков, которые были вознаграждены денежным жалованьем с добавками. Максим Фролов, который действовал «против братии», получил золотые награды и значительное увеличение жалованья.
В 1705 году донские казаки участвовали в Лифляндском походе, чтобы поддержать польского короля Августа II. В середине января 1706 года Карл XII неожиданно перешел Неман, и 2(12) февраля того же года польская армия Августа II, включая около 6 тысяч русских солдат под командованием генерала И. М. Шуленбурга, потерпела поражение от шведского генерала К. Г. Реншильда. Русские войска, находившиеся на польско-литовской границе, были вынуждены отступить на Волынь и Киев, но донские полки продолжали успешно сражаться в Галиции и Украине, прикрывая тылы.
После захвата Польши Карл XII оставил в городах гарнизоны и, вместе со своими войсками, ушел в Саксонию. В помощь Августу II царь Петр I направил корпус под командованием генерал-майора графа А. Д. Меншикова для наступления и изгнания шведов из Польши. На встречу им выдвинулся шведский отряд под командованием генерала А. А. Мардерфельта, состоящий из 7 тысяч шведов и 20 тысяч польских сторонников Станислава Лещинского. К 18 октября 1706 года шведские войска закрепились у реки Просна. Казаки находились в авангарде и обеспечивали фланги русской армии, благодаря их бдительности удалось выяснить расположение шведских сил. Меншиков, проведя обходной маневр, прижал войска Мардерфельта к реке, отрезав им путь к отступлению, а казаки контролировали все окрестные дороги. В результате жестокого сражения шведы были разбиты, а генерал Мардерфельт и остатки его армии попали в плен.
Царь Петр I щедро вознаградил А. Д. Меншикова титулом князя Ижорского и подарил ему «лично сочиненную» трость с бриллиантами. Казаки и солдаты были награждены деньгами по старой традиции (рублевиками) и золотыми монетами.
В конце августа 1707 года Карл XII покинул Саксонию и, ведя бои, быстро двигался через Польшу на Смоленск с намерением захватить Москву. Однако из-за сильного сопротивления русских войск шведский король вскоре был вынужден отказаться от этой попытки и направил свои войска на Украину, к нему на помощь подходил корпус генерала А. Л. Левенгаупта с продовольствием и военным снаряжением.
Русское командование приняло решение предотвратить соединение шведских войск и уничтожить корпус А. Л. Левенгаупта. В период с 19 по 20 сентября 1708 года корпус Левенгаупта, после столкновений с русским авангардом, занял позиции у деревни Лесной. Донские казаки под командованием Максима Фролова выполняли задачи аванпостной службы, разведки и охраны. 28 сентября русские войска, разделившись на две колонны, атаковали основные силы шведов. В ходе яростного боя, сопровождавшегося многократными контратаками противника, шведы были выбиты с поля сражения, потеряв восемь пушек и несколько десятков знамен. Более половины шведского корпуса погибло. Чтобы спасти остатки своего отряда, Левенгаупт начал ночное отступление в сторону городка Пропойска на реке Сож, которое быстро превратилось в паническое бегство. Донские казаки проявили выдающиеся боевые качества, они совместно с калмыками захватили более двух тысяч повозок с провиантом, большое количество боеприпасов, 17 орудий и 44 штандарта. Генерал А. Л. Левенгаупт вернулся к шведскому королю с примерно шестью тысячами измотанных и деморализованных солдат, не имея артиллерии и провианта.
После поражения под Лесной шведский король Карл XII не оставлял надежд на продвижение к Москве с южного направления, планируя захватить Слободскую Украину и Харьков. Однако зимой 1708–1709 годов ему не удалось осуществить задуманное. Движению шведских войск препятствовала крепость Полтава, где находился небольшой гарнизон. В начале апреля 1709 года шведская армия начала осаду города, однако благодаря мужеству солдат и офицеров под командованием коменданта полковника А. С. Келина и жителей Полтавы они смогли успешно отразить первые атаки противника.
Защита Полтавы позволила русским войскам под руководством Петра I занять выгодную стратегическую позицию и использовать свои тактические преимущества. В кратчайшие сроки была создана сеть инженерных укреплений – редутов, выстроена артиллерия и пехота, а также скрыты кавалерия и резервы от наблюдения врага. У русских войск стоял сильный противник, обладающий мощным натиском при атаках и контратаках, высокой маневренностью и хорошим взаимодействием различных частей и видов войск, а также опытным офицерским составом и профессионально подготовленными солдатами.
Важную роль в подготовке к сражению играли донские казаки под руководством атамана М. Фролова, которые занимались разведкой, аванпостной и охранной службой. Казаки распределились по близлежащим дорогам и спрятались в засадах в лесу возле села Будищи и деревни Решетиловки, ожидая приказа к действию.
Готовые преградить путь к отступлению и преследованию противника.
Накануне Полтавского сражения, в ночь с 25 на 26 июня, шведский король проехал по своему лагерю, а затем решил осмотреть позиции русских войск. В перелеске он и его свита столкнулись с казачьим разъездом, который «стоял неосторожно», и некоторые из казаков сидели у костра. Карл XII заметил эту «нерасторопность» и, тихо приблизившись к разъезду со своими спутниками, слез с лошади и застрелил одного из казаков. Остальные казаки, находившиеся у огня, вскочили и открыли огонь из фузей по королю и его свите. В результате перестрелки Карл XII получил тяжелое ранение ноги.
27 июня 1709 года около 2 часов ночи казаки заметили движение в шведском лагере, где кавалерийские полки стремительно двигались к русским позициям. Русская кавалерия под командованием А. Д. Меншикова выступила им на встречу. В упорном кавалерийском бою шведские войска были разбиты и отступили за свои пехотные части. Чтобы избежать попадания русской конницы под огонь противника, царь приказал Меншикову отступить. Казаки в арьергарде начали имитировать отступление, используя свой привычный прием «вентерь». Они заманили шведов, увлеченных погоней, под перекрестный огонь русской пехоты и артиллерии. Шведы, не понеся большие потери, прорвались сквозь русские редуты, но их порядки были серьезно нарушены, и управление частями дезорганизовалось.
Петр I решил провести атаку и ввел основные силы русской армии в наступление. Началось Полтавское сражение. К 11 часам противник был сломлен и начал отход к правому берегу реки Ворсклы, направляясь к Днепру. В преследование врага вступили казаки. На следующий день они, в составе отряда А. Д. Меншикова, окружили бежавшие от Полтавы шведские войска под командованием генерала А. Л. Левенгаупта и 29 июня принудили их сдаться у села Переволочны.
Полтавское сражение стало решающим моментом Северной войны, определившим её перелом и исход. Военное могущество Швеции на суше было сломлено, и она не смогла оправиться от поражения.
После Полтавского сражения русская армия под командованием Б. П. Шереметева направилась в Лифляндию для осады Риги. В её рядах находилось более 2000 донских казаков под командованием войскового атамана М. Фролова. Одновременно в отряде А. Д. Меншикова, направлявшегося в Польшу против Станислава Лещинского и шведского корпуса генерала Крассова, выступили донские казаки под руководством войсковых старшин В. Поздеева и Е. Петрова.
Осенью-зимой 1709-1710 годов осада Риги не принесла успеха русской армии. Шведы успели подготовить город к обороне и создать запасы продовольствия и вооружения. Только весной боевые действия возобновились с новой силой.
Донские казаки в районе Риги захватывали врагов, занимающихся сбором припасов, и фельдъегерей, исследовали ситуацию вокруг осажденного города и выполняли аванпостные и сторожевые функции. Осада Риги затянулась, и среди защитников начались голод и эпидемия. Русские войска подвергли город сильной бомбардировке, и 4 июля 1710 года шведский гарнизон сдался. К осени того года Эстляндия, Лифляндия и Карелия были освобождены от шведских войск.
В ноябре 1710 года Османская империя объявила войну России, намереваясь вернуть крепость Азов и территории южной Украины и Восточного Приазовья, утраченные по условиям Константинопольского мирного договора 1700 года. Для осады Азова в Константинополе формировалась мощная турецкая флотилия, состоящая из 18 линейных кораблей, 21 галеры, 100 плоскодонных судов, 100 галиотов и 100 шлюпок. Русское правительство разработало план активных действий для предотвращения вторжения турецких войск. Генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину было поручено с определенной частью войск и флотом, при поддержке донских казаков, защищать Азов. Защиту южной России и Украины обеспечивал корпус генерал-аншефа И. И. Батурлина, а для борьбы с кубанскими татарами был сформирован корпус под командованием казанского губернатора П. М. Апраксина.
Корпус фельдмаршала Б. П. Шереметева, в котором также принимали участие донские казаки, выступил от Риги в сторону Волыни 11 февраля 1711 года. Из-за плохих дорог и погодных условий только к началу мая удалось завершить мобилизацию и перегруппировку войск.
Медленное перемещение русских войск и недостаточная организованность Б. П. Шереметева привели к тому, что к моменту, когда русские войска объединились под командованием Петра I, Б. П. Шереметева и молдавского князя Д. Кантемира в районе города Яссы, турецкие войска и крымские татары захватили все ключевые переправы на Дунае и реке Прут, установив контроль над стратегической ситуацией в регионе. В результате многочисленных боев турецкие войска окружили российский лагерь, однако захватить его не смогли. Начались мирные переговоры, которые завершились подписанием Прутского договора, согласно которому Россия передавала Турции крепости Азов, Таганрог, Лютик, Каменный затон и земли Восточного Приазовья. Через два года условия Прутского мира были подтверждены в Адрианопольском мирном договоре. Северная война продолжалась, и из-за разногласий между союзниками Петр I решил направить основной удар против шведских войск в Финляндии.
Осада Риги в осенне-зимний период 1709–1710 годов не увенчалась успехом для русской армии, так как шведские войска подготовили город к обороне и создали запасы еды и вооружения. Основные боевые действия возобновились лишь весной. В начале 1713 года корпус А. Д. Меншикова был переведен из Померании, и к нему присоединились корпуса Ф. М. Апраксина и М. М. Голицына. На помощь им с Дона отправился отряд казаков под командованием войскового атамана Василия Фролова. В течение лета 1713 и весны 1714 года они, как часть русской армии, участвовали в захвате городов Гельсингфорс и Або, разгроме шведского корпуса генерала К. Г. Армфельда под городом Пялкяне, а также в Вазской баталии (возле деревни Лаппола, недалеко от Вазы). Кампания 1713–1714 годов завершилась полным освобождением южной Финляндии от шведских войск. Эти события были отмечены наградами, включая медали, хотя казаки не часто получали такие знаки отличия. За свои подвиги они получили похвалу от царя и денежные вознаграждения. В 1720 году царь Петр Алексеевич наградил войскового атамана В. Фролова бриллиантовым портретом на Андреевской ленте за подавление Булавинского бунта и участие в боях. Год спустя солдаты, офицеры и генералы регулярной армии, а также казаки получили серебряные медали «В память Ништадтского мира» по окончании Северной войны, которые носились на Андреевской ленте. В течение всей войны донские казаки под командованием таких атаманов, как Петр Рамабанов, Максим Фролов, Василий Фролов, И. М. Краснощеков и полковник Д. Е. Ефремов, действовали в составе русских войск в Финляндии и на границе с Польшей и Литвой, выполняя аванпостную и сторожевую службу у Петербурга и в самой столице.
Использовано. книга по истории Донского казачества А.В. Венкова.
Свидетельство о публикации №225071300867