Беседа с Иэном Макьюэном
Иэн Расселл Макьюэн (род. 21 июня 1948, Олдершот, Великобритания) — британский писатель, сценарист и драматург, лауреат Премии Сомерсета Моэма (1976), Букеровской премии (1998), мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка (2005) и Иерусалимской премии за свободу индивида в обществе (2011).
М. М. – Уважаемый мистер Макьюэн, поскольку мы с Вами современники, мне нет нужды, описывать трагические события, происходящие в разных концах земли. Они удручают. И так было всегда в истории человечества. Недаром остроумный американец Амброз Бирс горько пошутил: «Мир: в международных отношениях период обмана между двумя периодами кровопролития». Как Вы думаете, таков Божий промысел или произошел какой-то сбой?
И. М. – Что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие.
М. М. – Может быть, это воля и желание самих людей, и в такой жизни они находят особое удовлетворение?
И. М. – Никто такого не хотел, но никого и не спрашивали. Никто этого не планировал, никто не желал, но большинство людей вынуждены в этом жить.
М. М. – Как это может быть? Кто-то все-таки развязывает войны, изобретает смертоносное оружие (хотя для убийства человека достаточно палицы или лука со стрелами), опасные вирусы (хотя и так, что ни год, то эпидемия нового и непобедимого штамма) и еще всевозможные способы уничтожить как можно больше собратьев по планете.
И. М. – День за днём мы являемся свидетелями преступлений друг друга. Ты сегодня никого не убил? Но скольких ты оставил умирать?
М. М. – Лично я – нет. Но что я могу сделать? Мне кажется, даже все святые во главе с Небесным Владыкой не преуспели в воспитании добродетели в людях. При таких попытках они становились мучениками.
И. М. – Добродетель способна мотивировать отдельных людей, но для больших групп общества, цивилизации этой силы недостаточно. Народы не бывают добродетельными, хотя порой они думают иначе. Человечество в массе своей демонстрирует торжество алчности над добродетелью.
М. М. – И не только добродетелью, но и над разумом. Это и побудило известного французского поэта Малерба в разговоре о смерти Авеля, добавить: "Недурное начало, а? Их на земле всего только трое или четверо, а они уже друг друга убивают; что же после этого мог ожидать от людей Господь, ради чего он так старался их сохранить?"
На мой взгляд, не очень-то Он их старался сохранить. Даже устроил всемирный потоп. Ироничный Марк Твен по этому поводу заметил: «Мне часто кажется, что лучше бы Ной и его команда опоздали на свой ковчег». И правда, лучше на земле не стало. Причем, что с ними ни делай, большинство людей не чувствуют себя счастливыми. Может быть, потому что алчность, как и глупость, бесконечна?
И. М. – Несчастными людей делают не только порочность и интриги, недоразумения и неправильное понимание, прежде всего таковыми их делает неспособность понять простую истину: другие люди так же реальны.
М. М. – И что из этого следует?
И. М. – И мысли каждого соревнуются в важности, и требования каждого к жизни у всех равно настоятельны, и каждый думает, что он неповторим. Между тем как все одинаковы.
М. М. – А если бы было возможно удовлетворять требования и желания каждого, наступило бы всеобщее счастье?
И. М. – Знаешь, на людей не угодить. То им слишком жарко, то слишком холодно, то чересчур сыро, то, наоборот, слишком сухо. Им в жизни не угодить. Они сами не знают, чего хотят.
М. М. – Допустим, они понимают, что занимаются не своим делом, живут с не теми людьми, и вообще идут не тем путем, разве бывает поздно все изменить и начать жизнь с «чистого листа»? Вот Л. Н. Толстой именно так и поступил, правда, слишком долго собирался, и ему не повезло. Но если не откладывая, а сразу? Иногда кому-то удавалось.
И. М. – В жизни, в отличие от выдуманных романов, людям гораздо реже удается выяснить отношения, а ошибки исправить — и того реже. Но это делается не специально, нет, просто они отходят на задний план. Люди или забывают об ошибках, или умирают; старые ошибки забываются, и на их место приходят новые.
М. М. – Вы, видимо, внимательно наблюдали и изучали множество сломленных жизнью людей, что пришли к такому неутешительному выводу.
И. М. – Особенно я обращал внимание на пожилых мужчин в поношенной одежде. Много лет назад каждый из них совершил какую-то глобальную ошибку в жизни – устроился не на ту работу, женился не на той женщине, не написал ту самую книгу, безнадежно подорвал здоровье. Теперь все у них было в прошлом, и они доживали свой век за счет остаточной умственной тяги или любопытства. Но их лодка давно пошла ко дну.
М. М. – С возрастом у многих людей «лодка идет ко дну», не только у мужчин. У женщин часто дела обстоят не лучше: груз ошибок, совершенных за жизнь, ухудшение здоровья, сложные отношения с близкими – все это усугубляет и без того не лучшую пору жизни. Современные психологи советуют не скрывать свои негативные эмоции, а пытаться выяснять отношения и находить общий язык со своим окружением. Я, правда, к подобным рекомендациям отношусь скептически. А что Вы скажете?
И. М. – Какой партнер тебе достанется и как складываются ваши отношения, во многом зависит от случая и от тысяч последствий неосознанного выбора, так что никому на свете никакими разговорами не удастся исправить того, что с самого начала пошло наперекосяк.
М. М. – Вы считаете, что разговорами достигнуть взаимопонимания не получается?
И. М. – Непонимание — общая беда людей.
М. М. – В чем скрыта причина этого несчастья?
И. М. – Как мало мы знаем друг о друге. Большая наша часть скрыта под водой, как у льдины, и обществу видна лишь надводная, холодная и белая личина.
М. М. – Это очень осложняет жизнь. И, все-таки, даже не понимая до конца ближних, хотелось бы по крайней мере, избегать конфликтов и сохранять душевное равновесие. Это возможно?
И. М. – Конфликты, словно живые организмы, имеют свой естественный жизненный цикл. Фокус заключается в том, чтобы в нужный момент дать им умереть. Если ошибиться со временем, слова могут обеспечить им встряску, и эти твари переродятся в патогенных формах, лихорадочно регенерируя...
М. М. – Да, надо очень следить за тем, что говоришь. И кому. И как. И в какое время. А если что-то упустишь, то человек может затаить обиду, и при первом удобном случае поставить вас в крайне неприятную ситуацию или еще как-то навредить. Все это сильно усложняет общение, и невольно думаешь, по выражению Адуева, главного героя «Обыкновенной истории» И. Гончарова, что «лучше гулять одному». И не только гулять, но читать хорошие книги, и даже, если получиться, писать что-то свое.
И. М. – Разве писание не есть разновидность того же парения, доступная форма полёта, не чудо воображения?
М. М. – Действительно, чудо. Творчество вообще загадка. Как и наш непостижимый мир. О нем мы начали наш разговор, им и закончим. Что Вы о нем думаете?
И. М. – Устроенный в целом на разумных началах, но имеющий столько недостатков, что разум вскоре оказывается в вихре противоречий. Мы привыкли жить с этим, отгоняя депрессию. Миллионы умирают от болезней, поддающихся лечению. Миллионы живут в нищете, когда в мире столько денег. Мы разрушаем биосферу, зная, что это наш единственный дом. Мы угрожаем друг другу ядерным оружием, зная, к чему это может привести. Мы любим живую природу, но допускаем массовое уничтожение видов. И все остальное: геноцид, пытки, рабство, убийства в семье, издевательства над детьми, стрельба в школах, изнасилования и прочее беззаконие. Мы живем с этими ужасами и можем, не сходя с ума, испытывать счастье и даже любовь.
На этом беседа с замечательным писателем закончилась, и М. Михайлов отправился обдумывать слова мастера.
Свидетельство о публикации №225071300978
Ирина Дмитриевна Кузнецова 14.07.2025 20:25 Заявить о нарушении
Спасибо за интересную постановку вопроса)
Елена Пацкина 15.07.2025 16:31 Заявить о нарушении