4. Вестготский социализм и последний император

4. ВЕСТГОТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР. Укрывшись от гуннского лихолетья на территории Империи, вестготы попали из огня да в полымя. Славян с ними не было, а выращивать хлеб своими силами они, видимо,  так и не научились. Еду пришлось покупать у местного населения, а повышенный спрос, как известно, всегда значительно повышает и цену товара. «Банкротство» и, как следствие, голод поставили под вопрос само существование вестготского сообщества. На первых порах удавалось выкроить деньжат за счет торговли рабами. Когда же и этот ходовой во все времена товар закончился, готы начали за бесценок продавать римским купцам своих детей. Короче, римляне выкачали из вестготской «резервации» все, что только могли и, даже, сверх того. Империи в тот раз не повезло лишь в одном: готы не были так же беззащитны как индейцы, и оружием они владели не хуже «бледнолицых братьев», к тому же кроме оружия у них вскоре ничего и не осталось. В 377 году Империи пришлось держать ответ за все, ибо вестготы, наконец, решили за оружие взяться. Как и следовало ожидать, к  ним тут же примкнули толпы беглых рабов и рабочие с рудников. Беднейшее население Империи, задавленное налогами и засильем чиновников, повсеместно начало переходить на сторону варваров. С этого момента главной движущей силой восстания стал большевистский лозунг: «Землю крестьянам». Через какое-то время к вестготам начали присоединяться и отряды римских легионеров, сотнями дезертировавших из имперской армии. Города сдавались повстанцам без боя. Взамен им было даровано освобождение от налогов. Ситуация стала столь угрожающей, что императору Валенту пришлось срочно вызывать легионы из Азии, а с запада к нему на помощь поспешили войска императора Грациана. Однако исправить создавшееся положение силой не удалось. В 378 году во Фракии у стен Адрианаполя римская армия встретилась с многонациональной ордой варваров и была разгромлена совершенно. В беспощадной сече полегло 40 тысяч римлян, погиб сам император Валент, остатки его армии разбежались по крепостям. Адрианаполь, правда, повстанцам не поддался. Попытка овладеть Константинополем также не увенчалась успехом. От стен столицы готскую орду отбросили местные ополченцы и наемная арабская конница. Тем не менее, весь Пелопоннес и вся Фракия оказались в руках готского короля Фритигерна. Его отряды начали появляться даже в предгорьях Альп. Из-за Дуная в бушующие провинции повалили аланы, сарматы, славяне и готы. Кое-где появились и первые шайки гуннов.

Пытаясь сохранить свой контроль над восточной частью Империи, император Запада Грациан срочно назначил опытного военачальника Феодосия на место погибшего Валента, поручив ему подавление вестготского мятежа. В 379 году Феодосий прибыл в Константинополь и немедленно занялся формированием новой армии. В пехоту призвали всех годных к строевой службе мужчин за исключением рабов, поваров и слуг. Конницу усилили за счет наемных варваров. Подкупом и лестью удалось внести раскол в ряды мятежников. В результате, часть из них внезапно перешла на сторону византийцев. К 382 году Феодосию с гуннской помощью удалось, наконец, разгромить нестройные толпы восставших. Восстание пошло на убыль, но отныне с вестготами приходилось считаться. Им было разрешено создать в Мизии, Фракии и Македонии государство с собственной армией и администрацией. Империя обязалась платила готам нечто вроде дани, а они взамен обещали в случае необходимости предоставлять в распоряжение императора свои войска.

В том же 382 году на западе Империи разгорелась борьба за власть, весьма активное участие в которой приняли военачальники-варвары, сумевшие дослужиться в римской армии до высших чинов. На этот раз уже Феодосию пришлось брать ситуацию в западной части Империи под свой контроль. Готско-сарматская армия, во главе которой стоял вандал Стилихон, с тяжелыми боями пробилась к Риму, разгромила франков, хозяйничавших в Италии, и воссоединила Римскую Империю под властью Константинополя. В том походе принимал участие и легендарный вождь готов Аларих, тогда еще мало кому известный.

За всей этой неразберихой незамеченным осталось одно немаловажное событие - в 381 году христианство было, наконец, провозглашено в Римско-Византийской Империи государственной религией. На Константинопольском соборе победило никейское православие. Это еще больше отдалило центральную власть от готских федератов, которые продолжали исповедовать христианство арианского толка.

Феодосий стал последним императором единой Римской Империи. Он договорился с персами о разделе Армении, а в 387 году отразил набег россомонов. В 395 году, уже находясь на смертном одре, он вновь разделил Империю на две половины, и теперь уже окончательно. Сыновья Феодосия все еще считались двумя императорами единого государства, но фактически это уже были две независимые друг от друга империи: Западная Римская и Восточная Византийская. С этого момента их пути разошлись.


Рецензии