Военно-оркестровая служба ВС СССР
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
Военно-оркестровая служба ВС СССР.
Военно-оркестровая служба Вооруженных Сил СССР (ВС СССР) - система, которая централизованно управляла военными оркестрами, организовывала их обеспечение и готовила военных музыкантов и дирижеров. В последние годы существования Советского Союза служба именовалась Военно-оркестровой службой Министерства обороны СССР.
В 1919 г. - было создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота, для централизованного управления деятельностью военных оркестров. [Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров (1918-1980-е годы). - Малютин А.С. (на правах рукописи) | Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А.Г. Гилев | Москва - 2019 г.].
В 1924 г. - была учреждена должность инспектора военных оркестров при Народном Комиссариате Обороны. В задачи инспектора входило руководство репертуарной практикой, комплектованием, подготовкой военных дирижеров и музыкантов, контроль за качеством исполнения, снабжение инструментами и литературой. [Военно-оркестровая служба в России | 250 лет Военно-оркестровой службы в России (краткий исторический очерк / imha.ru).].
В 1947 г. приказом взамен Инспекции военных оркестров РККА была создана Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил СССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск. [ЦАМО РФ. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 36. Л. 16.].
Инспектор военных оркестров Вооруженных Сил СССР стал непосредственно подчиняться начальнику 3-го отдела управления планирования боевой подготовки штаба Сухопутных войск. На офицеров указанного отдела была возложена обязанность курировать работу военных дирижеров, а также деятельность военно-музыкальных учебных заведений.
Инспектору военных оркестров Вооруженных Сил СССР подчинялись инспекторы военных оркестров округов и групп войск. Они являлись важными связующими звеньями в структуре военно-оркестровой службы, через которые осуществлялось организационное руководство и снабжение военных оркестров.
Необходимым звеном в организационной структуре военно-оркестровой службы ВС СССР в 1947 г. являлись военно-музыкальные учебные заведения, которые включали в себя школы военно-музыкантский воспитанников и высшее училище военных капельмейстеров.
Важным элементом в организационной структуре военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР 1947 г. - являлись 940 штатных военных оркестров частей и соединений, а к концу 1947 г. в Советских Вооруженных Силах существовало 17 школ военно-музыкантских воспитанников. [Военная музыка России: История и современность. - Аксенов Е.С., Иванов В.Г. М.: Воениздат, 2007. (147) 247 с.].
Значительные изменения организационных основ военно-оркестровой службы ВС СССР стали происходить, начиная с 1950 г., так в 1955 г. была разработана и введена в действие «Инструкция по военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» (ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 193., л. 13-14).
В указанной инструкции были учреждены составы военных оркестров по инструментам и исполнителям, а также был изложен широкий круг вопросов, связанных с организацией военно-оркестровой службы и постановкой деятельности армейских оркестров. Также документом было закреплено новое построение военного оркестра при несении службы в строю.
В 1953 г. - были проведены мероприятия, направленные на преобразование организационной структуры военно-оркестровой службы, которые касались изменений штатов в целях улучшения качества деятельности полковых военных оркестров (ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 189, л. 54; 9, л. 27, 38).
Минимальное количество музыкантов в полковых оркестрах возросло с 12 до 20 человек - такой оркестр представлял собой смешанный духовой состав и был способен выполнить весь спектр задач согласно общевоинским уставам ВС СССР. [Военная музыка России: история и современность. - Е.С. Аксенов (и др). - Москва: Военное изд-во, 2007. - (144) 247 с.: цв. ил., ноты, портр., табл.].
Также согласно данной инструкции, высшая руководящая должность стала именоваться «Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главный военный дирижер оркестров Советской Армии». На него было возложено руководство военными оркестрами армии и флота, институтом военных дирижеров, специальной подготовкой Московского суворовского военно-музыкантского училища и школ военно-музыкантских воспитанников. [Организационные основы развития Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в в 1946-1991 гг. - Харьков М.С. / Вестник Военного университета. 2012. N 1 (29). С. 163 - 169.].
В 1953 г. - приказом Министра Обороны введены постоянные штаты военных оркестров, причем количество и состав музыкантов строго унифицировались. [Военно-оркестровая служба в России | 250 лет Военно-оркестровой службы в России (краткий исторический очерк / imha.ru).].
Главной их задачей была подготовка профессиональных музыкальных кадров для военных оркестров.
К 1957 г. - единственным военно-музыкальным заведением, которое по-прежнему занималось целенаправленной подготовкой кадров военных музыкантов, оставалось Московское суворовское военно-музыкальное училище с семилетним сроком обучения, которое 30.08.1960 г. было переименовано в Московскую военно-музыкальную школу, а 31.08.1981 г. - в Московское военно-музыкальное училище с четырехлетним сроком обучения.
В 1963 г. приказом министра обороны СССР N 182 было утверждено новое «Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР», в соответствии с которым начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР непосредственно подчинялся начальнику штаба Сухопутных войск.
Деятельность службы регламентировалась тем же Приказом Министра обороны СССР (от 26.07.1963 г. N 182) - «О введении в действие Положения о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР». Документ определял типовые составы военных оркестров, порядок исполнения музыкальных произведений служебно-строевого репертуара и другие аспекты.
Министр обороны СССР. Приказ от 26 июля 1963 г. N 182 О введении в действие Положения о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР.
1. Ввести в действие Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР.
2. Считать утратившими силу:
- приказы Военного Министра СССР 1950 года N 0138, 1952 года N 38;
- приказ Министра обороны СССР 1955 года N 4;
- абзац 6 пункта 1 и абзац 2 пункта 2 приказа Военного Министра СССР 1951 года N 0162;
- приказ Главнокомандующего ВМС 1954 года N 214.
Заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза А. Гречко.
Врио начальника Генерального штаба Генерал армии В. Иванов.
Положения о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР.
Общие положения.
1. Военно-оркестровая служба в Вооруженных Силах СССР призвана содействовать воинскому, политическому и культурному воспитанию советских воинов и имеет своей целью способствовать правильной постановке службы военных оркестров.
Деятельность ее должна быть тесно связана с жизнью войск и подчинена задачам коммунистического воспитания личного состава Вооруженных Сил.
2. Руководство военно-оркестровой службой осуществляют:
- в Министерстве обороны - Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - Главный военный дирижер;
- в военном округе (группе войск) <*>, на флоте - начальник военно-оркестровой службы военного округа (флота) <**> ;
…
<*> Военный округ, группа войск в дальнейшем именуется - «военный округ».
<**> В гарнизоне - военный дирижер гарнизона.
3. В воинской части, на корабле, в соединении, военно-учебном заведении и штабе военного округа (флота) службой военного оркестра руководит военный дирижер (начальник оркестра).
4. Подготовку военно-дирижерских кадров с высшим музыкальным образованием и кадров военных музыкантов со средним музыкальным образованием осуществляют военно-учебные музыкальные заведения.
Глава 1
Обязанности должностных лиц, военных музыкантов и музыкантских воспитанников.
Должностные лица военно-оркестровой службы <*>
<*> Обязанности должностных лиц военно-учебных музыкальных заведений, отдельных показательных и образцовых оркестров, о которых не упоминается в настоящем Положении, изложены в соответствующих для указанных заведений и оркестров положениях.
Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - Главный военный дирижер.
5. Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - Главный военный дирижер осуществляет руководство военно-оркестровой службой в Вооруженных Силах и ему в специальном отношении подчинены: начальники военно-оркестровой службы военных округов (флотов), начальники военно-учебных музыкальных заведений, отдельных показательных и образцовых оркестров, оркестров штабов военных округов, а также все военные дирижеры оркестров Вооруженных Сил СССР.
6. Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР обязан:
- руководить деятельностью начальников военно-оркестровой службы военных округов (флотов) и начальников военно-учебных музыкальных заведений;
- проверять состояние военно-оркестровой службы в Вооруженных Силах, оказывать практическую помощь военным дирижерам в совершенствовании методики обучения, воспитания музыкантов и упорядочении служебной деятельности военных оркестров;
- совместно с Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота осуществлять контроль за идейно-художественным содержанием репертуара и исполнительским мастерством военных оркестров;
- участвовать в разработке штатов военных оркестров;
- совместно с управлениями кадров видов Вооруженных Сил заниматься подбором начальников военно-оркестровой службы округа (флота), начальников военно-учебных музыкальных заведений, отдельных показательных и образцовых оркестров, оркестров штабов военных округов (флотов) и военных дирижеров оркестров высших военно-учебных заведений;
- разрабатывать учебные программы для военных оркестров и условия всеармейских соревнований, составлять учебные планы и утверждать программы для военно-учебных музыкальных заведений;
- организовывать и периодически проводить всеармейские и всефлотские соревнования военных оркестров;
- обобщать и распространять передовой опыт военных оркестров;
- руководить сводным оркестром Московского гарнизона на парадах войск и при проведении правительственных мероприятий с участием оркестра;
- осуществлять художественное руководство Отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР и принимать участие в его деятельности в качестве дирижера;
- приобретать в государственных издательствах для военных оркестров ноты и учебную музыкальную литературу в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели;
- принимать участие, через Управление вещевого снабжения Министерства обороны СССР, в обеспечении военных округов музыкальными инструментами.
7. При Начальнике военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР на правах консультативного и совещательного органа существует художественно-репертуарный совет. Состав совета назначается приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками по представлению Начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР.
Руководство советом осуществляет Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР.
Задачами художественно-репертуарного совета являются:
- привлечение творческого актива композиторов, военных дирижеров и музыкантов к созданию репертуара для военных оркестров на военно-патриотическую тему;
- обсуждение новых произведений для военного оркестра, а также инструментовок произведений русской, зарубежной классики и советских композиторов;
- рекомендация новых музыкальных произведений и инструментовок к исполнению их военными оркестрами.
Решение о включении музыкальных произведений, рекомендованных художественно-репертуарным советом, в тематический план издания принимает заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по представлению Начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР.
Привлечение авторов для написания музыкальных произведений с выплатой авторского гонорара может производиться лишь в исключительных случаях и при наличии разрешения заместителя Министра обороны СССР по каждому отдельному произведению.
8. Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР имеет гербовую печать и угловой штамп.
Начальник военно-оркестровой службы военного округа (флота).
9. Начальник военно-оркестровой службы военного округа (флота) подчиняется начальнику штаба округа (флота). Он осуществляет руководство военно-оркестровой службой в округе (на флоте) и ему в специальном отношении подчинены все военные дирижеры округа (флота).
10. Начальник военно-оркестровой службы военного округа (флота) обязан:
- осуществлять контроль за состоянием военно-оркестровой службы в округе (на флоте) и оказывать практическую помощь оркестрам и военным дирижерам в совершенствовании методики обучения и упорядочении их служебной деятельности;
- совместно с политическим управлением округа (флота) осуществлять контроль за идейно-художественным содержанием репертуара и исполнительским мастерством военных оркестров округа (флота);
- организовывать и периодически проводить окружные (флотские) соревнования военных оркестров и учебные сборы военных дирижеров;
- изучать и знать моральные и деловые качества военных дирижеров округа (флота);
- принимать участие в укомплектовании оркестров кадрами военных дирижеров и военных музыкантов;
- осуществлять художественное руководство оркестром штаба округа (флота) и принимать участие в его деятельности в качестве дирижера;
- руководить сводным оркестром гарнизона на парадах войск и при проведении общественно-политических мероприятий с участием оркестра;
- руководить отбором и подготовкой кандидатов из числа музыкантов и воспитанников оркестров округа (флота) для обучения в военно-учебных музыкальных заведениях;
- принимать участие в обеспечении оркестров округа (флота) музыкальными инструментами и принадлежностями к ним;
- распределять и направлять поступающую нотную и учебную литературу в оркестры округа (флота);
- планировать ремонт музыкальных инструментов оркестров округа (флота) через окружную (флотскую) мастерскую.
Гарнизонный военный дирижер <*>
<*> Обязанности гарнизонного военного дирижера изложены в Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР.
Должностные лица военного оркестра.
Военный дирижер.
Обязанности военного дирижера распространяются и на начальников оркестров штабов военных округов (флотов).
11. Военный дирижер подчиняется:
- в воинской части, соединении - начальнику штаба; на корабле - старшему помощнику командира корабля; в военном училище - заместителю начальника по учебно-строевой части; в высшем военно-учебном заведении - начальнику строевого отдела; в штабе округа (флота) - начальнику штаба.
Он является прямым начальником всего личного состава оркестра и отвечает: за специальную, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и политико-моральное состояние личного состава оркестра, за состояние внутреннего порядка в оркестре, за состояние и сохранность музыкальных инструментов и имущества оркестра.
12. Военный дирижер обязан:
- организовать специальную, боевую и политическую подготовку личного состава оркестра, составлять учебные планы и расписания занятий, проводить занятия с личным составом по политической, специальной и строевой подготовке;
- оказывать методическую помощь музыкальной самодеятельности и организовать разучивание строевых песен в части;
- руководить подготовкой ротных сигналистов-барабанщиков;
- организовать подготовку кандидатов из числа музыкантов и воспитанников оркестра для обучения в военно-учебных музыкальных заведениях;
- определять квалификацию музыкантов для назначения их на должности;
- осуществлять контроль за посещением воспитанниками общеобразовательной школы и следить за их успеваемостью в учебе;
- организовать хранение и своевременный ремонт музыкальных инструментов и оркестрового имущества, проверку, его наличия, состояния и учета.
В исполнении обязанностей, общих с обязанностями командира роты, военный дирижер руководствуется соответствующими статьями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
Старшина оркестра - музыкант.
13. Старшина оркестра - музыкант подчиняется военному дирижеру. Он является прямым начальником сержантов, солдат и воспитанников оркестра и отвечает: за правильное несение службы солдатами и сержантами, за дисциплину и поддержание установленного внутреннего порядка, за сохранность музыкальных инструментов и другого имущества оркестра.
В отсутствие военного дирижера старшина оркестра - музыкант исполняет обязанности военного дирижера.
14. Старшина оркестра - музыкант обязан играть на одном из музыкальных инструментов военного оркестра.
В исполнении обязанностей, общих с обязанностями старшины роты, старшина оркестра - музыкант руководствуется соответствующими статьями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
Командир отделения - музыкант.
15. Командир отделения - музыкант подчиняется военному дирижеру и старшине оркестра. Он является непосредственным начальником всего личного состава отделения и отвечает: за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и политико-моральное состояние, строевую выправку и опрятный внешний вид подчиненных, за правильное использование и сбережение музыкальных инструментов, обмундирования и за содержание их в порядке и исправности.
16. Командир отделения - музыкант обязан:
- хорошо владеть одним из музыкальных инструментов военного оркестра;
- руководить занятиями по одиночной специальной подготовке воспитанников, солдат и сержантов отделения;
- проводить занятия с отделением по разучиванию оркестровых партий;
- ежедневно осматривать и постоянно содержать в порядке и исправности музыкальные инструменты отделения.
В исполнении обязанностей, общих с обязанностями командира отделения, командир отделения - музыкант руководствуется соответствующими статьями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
Обязанности музыканта военного оркестра.
17. Музыкант подчиняется командиру отделения. Он отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.
18. Музыкант обязан:
- постоянно повышать свой исполнительский и музыкально-теоретический уровень;
- твердо знать и добросовестно исполнять свою оркестровую партию;
- беречь свой музыкальный инструмент и ноты. Знать правила ухода за инструментом, иметь его всегда исправным и вычищенным.
В исполнении обязанностей, общих с обязанностями солдата (матроса), музыкант руководствуется соответствующими статьями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
19. За образцовое выполнение служебных обязанностей, успехи в специальной и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину музыкант может быть назначен на должность старшего музыканта.
Старший музыкант обязан помогать командиру отделения в обучении музыкантов.
Обязанности музыкантского воспитанника военного оркестра.
20. Музыкантский воспитанник подчиняется командиру отделения. Он обязан:
- добросовестно изучать воинские уставы и учебные дисциплины, предусмотренные программой подготовки оркестра;
- упорно и настойчиво овладевать знаниями в общеобразовательной школе и навыками игры на музыкальном инструменте военного оркестра;
- быть дисциплинированным, выполнять все распоряжения начальников и старших, оказывать им уважение, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести;
- строго и точно соблюдать внутренний порядок и правила, установленные в оркестре;
- одежду и обувь носить бережно, ежедневно чистить и хранить, где указано;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены.
Глава 2
Комплектование военных оркестров и военно-учебных музыкальных заведений сержантским, старшинским и рядовым составом - специалистами военно-оркестровой службы.
21. Военные оркестры частей (кораблей), соединений, военно-учебных заведений, штабов военных округов (флотов), отдельные показательные и образцовые оркестры содержатся согласно утвержденным штатам и комплектуются из специалистов, годных к строевой службе, имеющих музыкальное образование и необходимый исполнительский опыт, а также из числа наиболее подготовленных участников музыкальной самодеятельности.
Комплектование военных оркестров по числу исполнителей и оркестровым специальностям производится согласно типовым составам военных оркестров (приложение N 1).
22. Прохождение службы музыкантами, прием на сверхсрочную службу и увольнение в запас сверхсрочнослужащих производится порядком, установленным «Положением о прохождении действительной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил СССР в мирное время».
23. Порядок приема, обучения и содержания музыкантских воспитанников в военных оркестрах определен «Положением о музыкантских воспитанниках военных оркестров».
24. Военно-учебные музыкальные заведения комплектуются порядком, установленным в соответствующих для них положениях.
Глава 3
Служебная деятельность и подготовка военных оркестров.
Общие положения.
25. Военные оркестры Советской Армии и Военно-Морского Флота - профессионально-творческие коллективы, призванные средствами музыкального искусства содействовать политическому, воинскому и культурному воспитанию личного состава Вооруженных Сил СССР.
26. Служебная деятельность военных оркестров заключается:
- в музыкальном обеспечении мероприятий, предусмотренных уставами Вооруженных Сил СССР;
- в музыкальном оформлении общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- в концертных выступлениях;
- в оказании помощи художественной самодеятельности;
- в руководстве разучиванием строевых песен и подготовке ротных сигналистов-барабанщиков.
27. Главным содержанием репертуара военных оркестров должны быть произведения на героические, военно-патриотические темы, а также лучшие произведения русской, советской и зарубежной музыки.
Военный дирижер и музыканты оркестра обязаны обеспечивать художественно-оправданное и выразительное исполнение музыкальных произведений.
28. В военных оркестрах организуется и проводится боевая, политическая и специальная подготовка.
Задачами подготовки военных оркестров являются:
- воспитание у личного состава высокой политической сознательности и воинской дисциплины, ответственности за выполнение своего воинского долга и служебных обязанностей;
- совершенствование специальной подготовки музыкантов и обеспечение высокого исполнительского мастерства оркестра;
- достижение отличной одиночной строевой выучки музыкантов и строевой слаженности оркестра.
29. В целях обеспечения систематических учебных занятий и упорядочения служебной деятельности военных оркестров запрещается:
- использовать личный состав оркестра на хозяйственных работах;
- назначать личный состав оркестра в наряды по части, не связанные с несением службы оркестра;
- назначать музыкантов оркестра в наряд для несения сигнальной службы.
30. Учебные занятия оркестра по специальной подготовке проводятся в изолированном и специально оборудованном в акустическом отношении классе - оркестровой студии.
31. Военные дирижеры оркестров обязаны поддерживать творческие связи с местными музыкальными организациями и заведениями с целью проведения совместных концертных выступлений.
Размещение музыкантов в строю и управление оркестром.
Строевые приемы с музыкальными инструментами.
32. Построение, управление строем оркестра и выполнение музыкантами строевых приемов с музыкальными инструментами производятся по командам, предусмотренным Строевым уставом Вооруженных Сил СССР, а также по командам и условным знакам, установленным настоящим Положением.
33. Для управления оркестром в строю военным дирижером применяются следующие условные знаки:
«Внимание» - поднятая вверх правая рука;
«Подъем инструментов» - резкое опускание поднятой вверх правой руки;
«Захождение плечом» - горизонтально поднятая рука в сторону заходящего фланга;
«Прямо» - резкое опускание горизонтально поднятой руки.
34. Построение оркестра производится по команде «Оркестр - становись». Подав команду, военный дирижер становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения. Оркестр выстраивается влево от военного дирижера согласно оркестровому расчету на установленных настоящим Положением интервалах и дистанциях.
С началом построения военный дирижер выходит из строя и следит за выстраиванием оркестра.
35. Размещение музыкантов в строю оркестра производится с интервалом, равным вытянутой руке, и на дистанции, равной двум шагам (приложение N 2).
36. Правила держания музыкальных инструментов в строю оркестра:
- флейта - в правой опущенной руке, за нижнюю часть инструмента. Верхняя часть флейты прижата к плечу;
- гобой и кларнет - в правой опущенной руке, за нижнюю часть раструба. Верхняя часть инструмента прижата к плечу;
- фагот - прикрепленным к шнурку, в правой полусогнутой руке, за нижнюю часть басовой трубы и крыла, наклонно вперед;
- саксофон - прикрепленным к шнурку, в правой полусогнутой руке, за нижнюю часть инструмента;
- валторна - в правой опущенной руке, за нижний изгиб основной трубки инструмента;
- тромбон - в правой опущенной руке, за поперечные трубки, раструбом вниз;
- малый барабан - в положении «на ремень», через левое плечо, кожей к правому бедру, палочки в левой руке;
- тарелки - сложенными вместе, чашками наружу, в правой опущенной руке;
- большой барабан - в положении «на ремень», через левое плечо, кожей к правому бедру, колотушку в правой руке;
- труба, корнет, альт, тенор и баритон - в правой опущенной руке, за верхний изгиб основной трубки инструмента;
- туба - в горизонтальном положении, ремень на правом плече, правая рука на кроне первого вентиля.
Все медные музыкальные инструменты держатся вентильным механизмом наружу.
37. При поворотах на месте и в движении без игры музыканты, играющие на тубах, по предварительной команде переводят свои инструменты в вертикальное положение, а после поворота, одновременно с приставлением (постановкой) ноги, возвращают их в горизонтальное положение.
38. При выходе из строя оркестра по вызову начальника музыканты, за исключением стоящих в первой шеренге, делают шаг вправо (влево), и, не приставляя ноги, продолжают движение в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходят или подбегают к нему и докладывают о прибытии.
39. Подготовка оркестра к игре производится по командам и знакам военного дирижера.
По команде «Оркестр, к игре - приготовиться»:
- кларнетисты и саксофонисты снимают с инструментов колпачки;
- музыканты, играющие на амбушюрных инструментах, вставляют в них мундштуки;
- валторнисты вставляют мундштуки и переводят левую руку на вентильный механизм своих инструментов;
- исполнители на тарелках берут их за ремни и держат в опущенных руках у бедер;
- исполнители на барабанах переводят свои инструменты в положение для игры.
По знаку «Подъем инструментов», которому предшествует знак «Внимание», музыканты резким движением переводят инструменты в положение для игры, при этом:
- играющие на корнетах, трубах и тромбонах держат инструменты в горизонтальном положении; корнетисты и трубачи приподнимают локти;
- играющие на альтах, тенорах и баритонах приподнимают левый локоть;
- играющие на валторнах держат инструмент раструбом вниз вправо, кисть правой руки в раструбе на уровне поясного ремня.
40. Изготовка военного дирижера к дирижированию производится непосредственно за показом условного знака «Подъем инструментов».
41. Скопившаяся в медных инструментах вода выливается по команде «заправиться», а во время игры - самостоятельно, без опускания инструментов.
Порядок исполнения музыкальных произведений служебно-строевого репертуара.
42. При участии военного (флотского) оркестра в проведении:
- парадов войск (парадов кораблей);
- встреч с выставлением почетного караула;
- встреч начальников;
- отдания чести, торжества и салютов кораблей;
- строевых смотров;
- вручения Красного Знамени войсковой части;
- вручения наград (орденов);
- выноса и относа Знамени;
- торжественного подъема (спуска) флага;
- принятия военной присяги;
- торжественной зари;
- вечерней поверки;
- развода караулов;
- отдания воинских почестей при погребении - руководствоваться уставами Вооруженных Сил СССР и приказами Министра обороны СССР.
43. Гимны союзных республик и государственные гимны зарубежных стран, необходимые для обеспечения мероприятий с участием войск, исполняются по особому указанию.
44. Музыкальные произведения служебно-строевого репертуара при игре в строю исполняются музыкантами без нот (наизусть).
45. Управление игрой оркестра осуществляется посредством показа условных знаков и дирижирования.
46. При исполнении музыкальных произведений строевого репертуара в строю на месте, за исключением, встречных маршей, военный дирижер дирижирует, стоя лицом к фронту оркестра, в двух - трех шагах от его первой шеренги.
47. Начало и окончание исполнения произведений строевого репертуара показывается дирижерским жестом, за исключением окончания встречных и строевых маршей.
Для окончания игры встречных и строевых маршей на месте и в движении военный дирижер показывает знак «Взимание» и резким опусканием руки прекращает игру.
При исполнении марша в движении военный дирижер одновременно с показом знака «Внимание» прекращает движение левой рукой.
48. Для исполнения встречных маршей военный дирижер становится лицом в сторону фронта и, показав начало игры марша, отдает честь, прикладывая руку к головному убору. Закончив игру, военный дирижер вновь прикладывает руку к головному убору.
49. Опускание музыкальных инструментов после окончания игры встречных и строевых маршей производится в темпе исполняемого произведения на очередную счетную долю тактирования, следующую за прекращением звучания.
50. Для начала игры строевого марша одновременно с началом движения подъем инструментов производится по команде «Шагом», по команде «Марш» оркестр начинает игру.
51. Для начала игры строевого марша в движении военный дирижер последовательно показывает знаки «Внимание» и «Подъем инструментов». Оркестр начинает игру по дирижерскому взмаху.
52. Для начала игры строевого марша в движении с предварительным перебоем малого барабана подъем инструментов музыканты производят самостоятельно на первой деле пятого такта и начинают исполнение с началом девятого такта перебоя.
53. Для остановки движения оркестра без прекращения игры строевого марша военный дирижер последовательно показывает знак «Внимание», обозначает несколько шагов на месте, прекращает движение и, не опуская руки, поворачивается лицом к оркестру и дирижирует.
Музыканты начинают обозначать шаг на месте одновременно с военным дирижером, а с началом дирижирования прекращают движение шагом и продолжают играть.
54. Для начала или возобновления движения без прекращения игры строевого марша военный дирижер прекращает дирижирование и последовательно по счету «раз» поднимает руки в стороны выше уровня плеч, «два» - резко опускает их вниз, «три - четыре» - поворачивается кругом и на пятый счет начинает движение шагом. Одновременно с ним, не прекращая игры, начинают движение шагом и музыканты.
55. Для перемены направления захождения плечом во время игры строевого марша военный дирижер последовательно показывает знаки: «Захождение плечом» и в нужный момент под левую ногу - «Прямо».
При необходимости остановить движение оркестра без прекращения игры строевого марша, после захождения плечом, военный дирижер показывает знак «Внимание» и действует как указано в статье 53.
56. Военные оркестры участвуют в музыкальном обеспечении различных мероприятий на воздухе при температуре не ниже -15 °C. Игра оркестра при более низкой температуре разрешается только в особо важных случаях.
Концертная деятельность военных оркестров и музыкальное обеспечение массовых мероприятий.
57. Концертная деятельность военных оркестров и участие их при проведении общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий должна способствовать воспитанию у воинов высоких морально-политических качеств, содействовать повышению их музыкально-эстетического и культурного уровня, а также помогать командирам и политорганам в укреплении связей с местными общественными организациями.
58. Военные оркестры выступают с концертами:
- для военнослужащих, рабочих и служащих и их семей в частях и на кораблях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота;
- для трудящихся на заводах и предприятиях, в колхозах, учебных заведениях, домах культуры, городских парках и т.д.;
- по радио, телевидению и в звукозаписи.
59. Военный дирижер в концертно-просветительной работе оркестра обязан использовать разнообразные формы концертной деятельности. Такими формами могут быть: тематические концерты, концерты-лекции, концерты по заявкам, участие оркестра в работе университетов культуры, музыкальных лекториев и т.д.
60. Для музыкального обеспечения массовых мероприятий военные оркестры подготавливают программы из произведений, соответствующих общему характеру и задачам проводимого мероприятия.
61. Общий порядок игры военного оркестра при проведении массовых мероприятий устанавливает военный дирижер совместно с лицом, ответственным за проводимое мероприятие.
62. При исполнении Государственного Гимна Советского Союза, партийного гимна «Интернационал», гимнов союзных республик и государственных гимнов зарубежных стран вне строя музыканты оркестра обязаны вставать.
63. Размещение музыкантов военного оркестра на играх вне строя производится в порядке, указанном в приложении N 3.
64. Все игры военного оркестра заносятся в журнал учета (приложение N 4).
Руководство музыкальной самодеятельностью и разучивание строевых песен. Подготовка ротных сигналистов-барабанщиков.
65. Военные оркестры обязаны оказывать постоянную методическую помощь музыкальной самодеятельности, участвовать в подготовке и проведении совместных выступлений и способствовать повышению исполнительского мастерства коллективов и отдельных участников художественной самодеятельности.
66. Разучивание строевых песен в части организует военный дирижер, привлекая к проведению занятий музыкантов оркестра.
67. Подготовка ротных сигналистов-барабанщиков организуется для несения сигнально-строевой службы в воинской части и ее подразделениях.
Содержание ротных сигналистов-барабанщиков производится за счет численности личного состава подразделений части (корабля).
Для обучения игре на сигнальных трубах и ротных барабанах из подразделений выделяются солдаты, имеющие необходимые для этого музыкальные и физические данные.
68. Обучение ротных сигналистов-барабанщиков проводит военный дирижер, привлекая к занятиям с ними музыкантов оркестра.
При обучении ротных сигналистов-барабанщиков военный дирижер использует правила для ротных сигналистов-барабанщиков, нотные тексты сигналов для сигнальной трубы и барабанных боев для ротного барабана, изложенные в Строевом уставе Вооруженных Сил СССР, а также другие методические пособия.
69. Для совершенствования игры ротных сигналистов-барабанщиков в течение года периодически организуются занятия.
Глава 4
Порядок использования военных оркестров на играх вне части за денежное вознаграждение <*>
<*> Игра за денежное вознаграждение в дальнейшем именуется «игра».
70. Приглашение военного оркестра на игру в организациях, предприятиях, учреждениях и заведениях, не относящихся к Министерству обороны СССР <**>, производится через штаб воинской части <***> и оформляется письменным соглашением с организацией, приглашающей оркестр.
<**> Организации, предприятия, учреждения и заведения, не относящиеся к Министерству обороны СССР, в дальнейшем именуются «организации».
<***> Под воинской частью здесь и в дальнейшем подразумевается: воинская часть, учреждение, заведение Вооруженных Сил СССР.
В случаях, когда игры военного оркестра в данной организации носят систематический характер, с организацией заключается договор (соглашение), который подписывается военным дирижером и представителем организации и утверждается командиром части.
В договоре (соглашении) предусматривается: время, место, продолжительность игры и размер денежного вознаграждения.
71. Каждая игра военного оркестра оформляется нарядом (приложение N 5), который подписывается начальником штаба воинской части. Наряд под расписку на его корешке выдается военному дирижеру и служит распоряжением на игру.
72. Наряд с отметкой на нем о выполнении игры передается военным дирижером в финансовый орган воинской части и служит основанием для предъявления счета организации, пригласившей оркестр на игру.
Корешки нарядов хранятся в штабе воинской части и служат контрольным документом при проверках и ревизиях.
73. При проведении игры военным оркестром на штатных зрелищных мероприятиях и танцах, проводимых Домами офицеров и клубами воинских частей, денежное вознаграждение военному оркестру выплачивается в порядке, изложенном в настоящем Положении.
74. Выполнение игр военными оркестрами без нарядов и получение вознаграждения за игру наличными деньгами запрещается.
75. Денежные средства, причитающиеся за игру оркестра, перечисляются на текущий счет воинской части в учреждение Государственного банка организацией, приглашавшей военный оркестр, и учитываются в воинской части по виду N 4 внебюджетных средств «Средства, поступающие за игру военных оркестров».
Основанием для оприходования этих средств, кроме банковских документов, служит также наряд на игру, договор (соглашение) и копия счета.
76. Из поступивших за каждую игру военного оркестра денежных средств 20% отчисляется на улучшение оркестрового дела воинской части, а остальные 80 % суммы выплачиваются в соответствующих долях личному составу оркестра, принимавшему участие в играх.
77. Определение долей каждому музыканту военного оркестра в соответствии с прилагаемой таблицей (приложение N 6) устанавливается военным дирижером и объявляется приказом командира части.
78. Выплата денежных средств из сумм, полученных за игру военного оркестра, может производиться:
- штатному офицерскому составу и сверхсрочнослужащим - не свыше должностного оклада каждому в месяц;
- срочнослужащим и музыкантским воспитанникам - не свыше 20 рублей в месяц каждому.
Полученный остаток денежных средств обращается на улучшение оркестрового дела воинской части.
79. Выплата денежных средств личному составу военного оркестра за игры производится начальником финансового довольствия воинской части один раз в месяц по раздаточной ведомости (форма N 15 к Положению, объявленному приказом Военного Министра 1950 года N 80), утверждаемой командиром воинской части.
Расчет распределения денежных средств (приложение N 7) прилагается к раздаточной ведомости:
80. Денежные средства, отчисляемые на улучшение оркестрового дела воинской части, расходуются на следующие надобности:
- на оплату в установленном законом порядке приватных солистов за совместные выступления на платных концертах военного оркестра (певцы, инструменталисты, лекторы);
- на оплату в установленном порядке приватных педагогов-музыкантов и пианистов-аккомпаниаторов за проведение занятий с музыкантами оркестра;
- на приобретение музыкальных инструментов и аппаратов, предназначенных для повышения музыкального уровня личного состава и качества специальной подготовки оркестра (пианино, рояли, электрокамертоны и магнитофоны).
Кроме того, за счет этих денежных средств также разрешается приобретение и ремонт (никелировка) музыкальных инструментов духового оркестра, футляров и чехлов для них;
- на приобретение запасных частей к музыкальным инструментам (подушечки, трости, мундштуки, кожи для барабанов и литавр) и мази для чистки их;
- на приобретение нот, нотной бумаги, пюпитров, учебников для музыкантских воспитанников и оплату за переписку нот;
- на оплату труда приватных солистов, педагогов-музыкантов, пианистов и лиц, привлекаемых для обработки и инструментовки музыкальных произведении.
Расчеты с ними производятся по ставкам, утвержденным Министерством культуры СССР, путем перечисления причитающихся им сумм на расчетные счета концертных и других организаций по месту их работы. Представленные к оплате обработки и инструментовки должны быть утверждены начальником военно-оркестровой службы военного округа (флота);
- на оборудование оркестровых студий для репетиции (материал для драпировки, дорожки, оркестровые подставки, шторы, гардины, портреты композиторов и наглядные пособия по музыке);
- на выплату компенсаций музыкантам-исполнителям за пользование собственными музыкальными инструментами в соответствии с едиными нормами компенсаций, подлежащих выплате музыкантам-исполнителям за пользование собственными инструментами, утвержденными Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
Остаток средств, отчисляемых на улучшение оркестрового дела воинской части, к концу года в доход союзного бюджета не сдается и переходит на следующий год.
81. Расходование денежных средств на улучшение оркестрового дела производится в соответствии с Положением о финансовом хозяйстве воинской части.
82. Бланки нарядов на игры военных оркестров изготовляются штабами военных округов (флотов), рассылаются по заявкам командиров воинских частей и учитываются в штабе военного округа (флота) и штабах воинских частей как бланки строгой отчетности.
83. Контроль за выполнением правил и порядка использования военных оркестров на играх за денежное вознаграждение возлагается на начальников военно-оркестровой службы военных округов (флотов) и начальников финансовых органов.
Глава 5
Порядок хранения и сбережения музыкальных инструментов и нот в военных оркестрах.
84. Музыкальные инструменты и принадлежности к ним учитываются службой вещевого снабжения части, ноты и учебная музыкальная литература - библиотекой части. На каждый музыкальный инструмент заполняется паспорт (приложение N 8), который хранится в оркестре.
85. Музыкальные инструменты должны содержаться всегда в полной исправности. Это достигается регулярной чисткой и смазкой, правильным хранением, бережным обращением и своевременным ремонтом инструментов.
86. Чистка медных инструментов и медных частей ударных инструментов производится специальными мазями (осидол). Инструменты с никелевым и серебряным покрытием моются теплой водой и протираются порошком мела.
При чистке медных инструментов производится неполная разборка - отделение вентильного механизма и кронов. У деревянных инструментов чистке подвергаются звуковые отверстия, клапаны и другие металлические части. Внутренние поверхности каналов инструментов протираются.
87. Смазка вентильного механизма медных инструментов и винтов ударных инструментов производится машинным маслом; кроны смазываются техническим вазелином.
Смазка деревянных инструментов производится костным или заменяющим его маслом.
88. Полная разборка инструментов для чистки и смазки производится 1 - 2 раза в год под руководством старшины оркестра.
Порядок полной разборки инструментов:
- вынимаются кроны;
- снимается вентильный механизм;
- вынимаются вентили (пистоны);
- отвинчивается водосливный клапан.
Деревянные инструменты разнимаются на составные части, с мундштука снимается машинка, отвинчиваются клапаны и очки. Столбики и обручики, а также голосовой винт флейты не снимаются.
Разборка и сборка инструментов производится на чистой подстилке.
89. Для сбережения музыкальных инструментов и предупреждения их преждевременного износа следует:
- бережно обращаться с инструментами и охранять их от ударов;
- класть инструменты клапанами и вентильным механизмом вверх;
- в случаях игры при температуре ниже -3° промывать инструменты спиртом-ректификатом в количестве, указанном в нормах расходования;
- предохранять инструменты от длительного пребывания на солнце, особенно деревянные и ударные;
- подпиливание кронов и мундштуков производить в музыкальной мастерской и только с разрешения военного дирижера.
90. Ноты и учебная музыкальная литература хранятся в оркестре в специально оборудованной для этого библиотеке.
За ведение учета и содержание нотной и учебной музыкальной литературы отвечает штатный библиотекарь. Там, где библиотекарь штатом не предусмотрен, за состояние библиотеки отвечает нештатный библиотекарь, назначенный военным дирижером из числа музыкантов.
91. При убытии оркестра в другой округ (флот) военный дирижер обязан получить от начальника военно-оркестровой службы военного округа (флота) аттестат на музыкальную литературу, выданную оркестру.
По прибытии части в другой округ (флот) военный дирижер представляет аттестат начальнику военно-оркестровой службы округа (флота), который ставит вновь прибывший оркестр на снабжение музыкальной литературой.
92. Для проверки наличия и сохранности нот военный дирижер по указанию командира части обязан производить один раз в год инвентаризацию нотной библиотеки. Копии актов инвентаризации направляются начальнику военно-оркестровой службы военного округа (флота).
Определение типовых составов военных оркестров от 26.06.1963 г. (Приказ министра обороны N 182)
Военный дирижер оркестра подчинялся начальнику штаба части, а в военном училище (академии) - заместителю начальника училища (академии). По вопросам методики организации своей работы военный дирижер руководствовался указаниям начальника военно-оркестровой службы военного округа.
Приказом министра обороны от 26 июля 1963 г. N 182 также были определены типовые составы военных оркестров, в которых предусматривалось их наиболее рациональное укомплектование по инструментам. Следует отметить, что введение в штаты больших коллективов отсутствовавших ранее саксофонов и контрабаса обогатило темброво-выразительные возможности этих коллективов. В последующем саксофоны стали широко применяться на практике и в полковых оркестрах.
Несмотря на действовавшую до 1963 г. «Инструкцию по военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морском флоте» от 1955 г., установившую типовые штаты военных оркестров, в отдельных видах войск (ПВО, ВВС и ВМФ) существовали различные нетиповые штаты. Решением же министра обороны СССР данные оркестры были приведены в соответствие с действующими штатами. [Советская военная музыка: Учеб. пособие для курсантов Воен.-дириж. фак. по курсу истории воен. музыки / П.И. Апостолов, А.И. Архангельский, П.М. Берлинский и др.; Редкол.: … Б.Т. Кожевников (гл. ред.) и др. - Москва: Воен.-оркестровая служба М-ва Обороны СССР, 1977. - (30) 427 с.].
В результате этого неполноценные оркестры ПВО, ВВС и ВМФ, прежде имевшие 9 музыкантов, были ликвидированы, вместо которых были введены новые штаты, состоящие из 21 военнослужащего и 10 воспитанников.
В целях обеспечения более четкого управления оркестром в строю «Положением.» от 1963 г. вводились новые команды и условные знаки военного дирижера. Размещение музыкантов с инструментами в данных условиях было произведено с учетом более эффективного использования акустических особенностей звучания духовых инструментов и оркестра в целом. Здесь же было узаконено новое размещение оркестра и на концертной эстраде.
В названном документе еще более подробно изложены все аспекты и направления деятельности военных оркестров, сформулированы обязанности каждого должностного лица - от рядового музыканта до начальника военно-оркестровой службы. Также были регламентированы вопросы комплектования, руководства музыкальной самодеятельностью и разучивания строевых песен в подразделениях, подготовки ротных сигналистов-барабанщиков, а также определены порядок и правила использования оркестров на играх вне части, хранения и сбережения музыкальных инструментов и нот. [Советская военная музыка: Учеб. пособие для курсантов Воен.-дириж. фак. по курсу истории воен. музыки / П.И. Апостолов, А.И. Архангельский, П.М. Берлинский и др.; Редкол.: … Б.Т. Кожевников (гл. ред.) и др. - Москва: Воен.-оркестровая служба М-ва Обороны СССР, 1977. - (29) 427 с.].
Введение его в действие способствовало улучшению и унификации деятельности военных оркестров, активизации работы военных дирижеров и музыкантов, усилению контроля со стороны командования. [История военной музыки России: учеб. для студентов учеб. заведений по специальности 051100 «Дирижирование» (История исполн. искусства). - В.И. Тутунов; под общ. ред. Е. . Аксенова. - Москва : Музыка, 2005. - (393) 489 с.: ил., ноты, портр.].
Таким образом, «Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР» закрепило изменения, произошедшие в организационной структуре военно-оркестровой службы ВС СССР в 1950 гг. и способствовало дальнейшему повышению уровня специальной, политической и боевой подготовки военных музыкантов. [Советская военная музыка: Учеб. пособие для курсантов Воен.-дириж. фак. по курсу истории воен. музыки / П.И. Апостолов, А.И. Архангельский, П.М. Берлинский и др.; Редкол.: … Б.Т. Кожевников (гл. ред.) и др. - Москва: Воен.-оркестровая служба М-ва Обороны СССР, 1977. - (21) 427 с.].
Структура военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР с 1988 г. по 1991 г.
Руководство военно-оркестровой службой осуществляли: в Советской Армии и Военно-Морском Флоте - начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главный военный дирижер;
- в военном округе (округе ПВО), группе войск, на флоте - начальник военно-оркестровой службы военного округа;
- в гарнизоне - военный дирижер гарнизона;
- в соединении, воинской части (на корабле), военно-учебном заведении Министерства обороны СССР и штабе военного округа военным оркестром руководит военный дирижер - начальник оркестра.
При начальнике военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР на правах консультативного и совещательного органа был создан нештатный художественно-репертуарный совет, состав которого согласовывался с Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота и утверждался приказом министра обороны СССР. Его функции заключались в прослушивании и отборе новых произведений (инструментовок, обработок, аранжировок) на военно-патриотическую тему для военных оркестров ([РГАЛИ. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 388., л. 14-15).
Изменения, заложенные в новый документ, касались вопросов организации военно-оркестровой службы, материального обеспечения военных оркестров, управления военным оркестром в строю. Претерпела изменения схема типовых составов военных оркестров, которая определяла квалификацию и денежное содержание военных музыкантов, а также регламентировала их штатную численность. Положением было установлено пять штатно-должностных составов: 20, 25, 31, 36 и 53 военнослужащих.
Кроме того, при оркестрах первых четырех составов можно было содержать 10 воспитанников, а в оркестрах, относящихся к пятому штатно-должностному составу - 15. Тем самым общая численность музыкантов в оркестрах могла быть от 30 до 68 человек .
Таким образом, организационные основы военно-оркестровой службы в 1946-1991 гг. претерпели серьезные изменения, результатом которых стало создание оптимальной структуры, способствовашей росту профессионального мастерства кадров военных музыкантов, улучшению материально-бытовых условий. [Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны СССР (введено в действие приказом министра обороны СССР от 10 июня 1988 г. N 222) | прим. М.С. Харькова.].
Штатная структура военного оркестра.
Штатная структура военного оркестра включает руководящий состав, музыкантов и инструменты. Состав зависит от целей и задач коллектива: большие концертные оркестры могут использовать почти полный спектр духовых инструментов, басовой группы и ритм-секции, камерные оркестры - деревянную духовую группу, полковые - медную группу и ударные инструменты (Военный оркестр / militaryorchestra.ru).
Руководство.
Дирижер - начальник и главный управляющий коллективом, отвечает за организационную и творческую работу, участвует в укомплектовании оркестра военнослужащими. Возможные звания: лейтенант, капитан, майор, полковник.
Старшина оркестра - находится в подчинении у дирижера, является начальником всего личного состава подразделения, несет ответственность за дисциплину и сохранность имущества.
Концертмейстеры групп - руководят своими отделениями музыкальных инструментов (трубы, тромбоны, валторны, ударные инструменты, деревянные духовые). Помогают начинающим музыкантам в освоении нотного репертуара и принимают сдачу партий (Военный оркестр / militaryorchestra.ru).
Музыканты.
Солисты, помощники солистов и музыканты - занимаются исполнением партий и прочими рядовыми обязанностями (Военный оркестр / militaryorchestra.ru).
Артисты оркестра - имеют одну из трех категорий - высшую, первую и вторую, в зависимости от стажа работы и статуса, наличия специального музыкального образования. [Военно-оркестровая служба ВС РФ. - Иванова Екатерина Федоровна | znanio.ru.].
Воспитанники - при каждом военном оркестре полка, соединения и военно-учебного заведения можно содержать до десяти воспитанников (при оркестре также могут содержаться воспитанники 14-17 лет, численностью до 15 человек / ru.wikipedia.org), имеющих навыки игры на музыкальном инструменте. [Высокое призвание военного оркестра | Подготовил Сергей Васильев, «Красная звезда», 15.04.2009 г.].
Инструменты.
Медные духовые инструменты: трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, теноры и баритоны.
Деревянные духовые инструменты: флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.
Ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин (История военных оркестров | Александр Щербаков | Proza.ru).
Составы военных оркестров не унифицированы - в армиях разных стран применяются разные комбинации инструментов (Военный оркестр | belcanto.ru). [Русский военный оркестр (краткий очерк). - Матвеев В.А. - Изд-во «Музыка», Москва; Ленинград (Ленингр. отд-ние), 1965. - 100 с. : ил. - (Б-ка музыкального самообразования).].
Деятельность военно-оркестровой службы была направлена на:
- обеспечение воинских ритуалов (торжественных и траурных), торжественных общественных и культурно-массовых мероприятий. m.ok.ru vk.com
- участие в концертных выступлениях и культурно-просветительской работе. [Роль военных оркестров в укреплении морально-психологического состояния Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. - Авторы: Марчев И.А., Злотников О.Е.].
- методическую помощь музыкальной самодеятельности воинской части, подготовку сигналистов-барабанщиков, разучивание строевых песен в подразделениях. [Роль военных оркестров в укреплении морально-психологического состояния Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. - Авторы: Марчев И.А., Злотников О.Е.].
- обучение и подготовку военных музыкантов.
В соответствии с Положением о военно-оркестровой службе Министерства обороны СССР (введено в действие приказам министра обороны СССР от 10.06.1988 г. N 222) руководство военно-оркестровой службой осуществляли:
- в Советской Армии и Военно-Морском Флоте - Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главный военный дирижер, которому подчинялись начальники военно-оркестровой службы военных округов и флотов;
- в военном округе (округе ПВО), группе войск, на флоте - начальник военно-оркестровой службы военного округа;
- в гарнизоне - военный дирижер гарнизона;
- в соединении, воинской части (на корабле), военно-учебном заведении Министерства оборони СССР и штабе военного округа военным оркестром руководит военный дирижер - начальник оркестр;
- школы военно-музыкантских воспитанников и высшее училище военных капельмейстеров.
Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Служба включала Центральный орган - Инспекцию военных оркестров Вооруженных Сил СССР, инспекции военных оркестров округов и групп войск.
Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР непосредственно подчинялся министру обороны. [Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. - Феськов Виталий Иванович. - ЛитМир - Электронная Библиотека - (200) 369 с.].
[Организационные основы развития Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в в 1946-1991 гг. - Харьков М.С. / Вестник Военного университета. 2012. N 1 (29). С. 163 - 169.].
…
||||||| |||||||
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
Свидетельство о публикации №225071401070