XIX глава Пророчества и советы свободного Эзопа
http://proza.ru/2023/07/12/1294
Театр. День выборов сегодня.
Законоохранитель книгу внёс,
Печать принёс и принародно
В повестке выставил вопрос:
Хранителя избрать другого.
Ведь полномочия его
Уж истекают, значит снова
Голосовать всем. За кого?
Народ в раздумьях. Обсуждают.
Вдруг с неба падает орёл,
Печать когтями он хватает,
Её принявши за мосол.
Самосцы все в смятении были,
Приняв курьёз за важный знак,
Жрецов, гадалок попросили
Растолковать. Что делать? Как?
Но сколь гадатели ни бились,
Всё выходила ерунда.
Тогда, подумав, все решили
Философа привлечь сюда.
Что он всё разъяснить им сможет,
Сказать, какая ждёт беда.
Философ разобраться должен,
Ответ отыщет без труда.
Ксанф долго лоб картинно морщил
И к небесам свой взор стремил,
Но не сумел поставить точку.
Себе отсрочку попросил.
Народ уж расходиться начал,
Орёл вдруг снова прилетел,
Цель для печати обозначил,
Швырнул в толпу стоящих тел.
Печать могла беду наделать,
Попав кому-нибудь по лбу.
Она же точно прилетела -
О чудо! В пазуху рабу.
И это новое знаменье
Ксанфу поручено опять
В тиши, без лишнего волненья,
Попутно с первым разгадать.
Философ шёл мрачнее тучи,
Своих идей нет никаких.
«Может Эзоп чему научит?» -
Таилась мысль в углах глухих.
Придя домой, позвал Эзопа.
Проблему кратко изложил
И завершил так просьбу, чтобы
Эзоп знаменья разъяснил.
А перед тем велел он страже
От пут освободить раба.
Увы, нет вариантов. Как же?
Рабу доверена судьба.
Но возразил Эзоп: «Мне в путах
Куда вольготней, чем без них.
А ты, видать, попал. И круто.
Мне ж дела нет до бед твоих».
«Смени же гнев ты свой на милость.
Добра самосцам я хочу.
Попробуй, чтоб тебе приснилась
Разгадка. Иль не по плечу?»
Эзоп не сразу согласился
Хозяину помочь в нужде.
И Ксанф ужасно огорчился,
Решил: «Что ж, значит, быть беде».
В отчаянии Ксанф пытался
Жизнь кончить, руки наложить.
Эзоп об этом догадался,
Помог. И Ксанф остался жить.
Эзоп сказал, чтоб Ксанф наутро
Его с собой в театр взял,
И там толпе сказал бы мудро,
Что он знаменье разгадал.
Но, мол, философу негоже
До сономантии дойти,
Что просто всё. Эзоп, вот, сможет
Ответ на сей вопрос найти.
С тем предисловием Ксанф вывел
К народу своего раба.
Но вид Эзопа хохот вызвал.
Уж такова его судьба.
Эзоп же вынес все насмешки,
И даже глазом не моргнул.
Сказал, что главное не внешность,
Всегда, куда важнее – ум.
Дурак – не тот, кто неказистый,
Не вышел телом иль лицом,
А тот, кто с виду хоть плечистый,
Но обделён, увы, умом.
Никто не судит, ведь, по бочке
О вкусе, качестве вина,
Но оценить сумеет точно
Его, отведав допьяна.
Мы Музу познаём в театрах,
С Кипридой ложе делим мы,
Певцы под сладкий звук кифары
Нам демонстрируют умы.
И стало всем самосцам ясно,
Что у Эзопа острый ум.
Его обидели напрасно.
И вовсе он не тугодум.
Из ситуации тяжёлой
Эзоп решил корысть извлечь.
Чтоб Ксанф не передумал боле.
Издалека повёл он речь.
«Негоже мне, рабу, для граждан
Свободных что-то толковать.
Найдётся кто из вас отважный,
Кто мне свободу смог бы дать?
Тогда бы я, как стал свободным,
Пошёл по верному пути
А ошибусь, то принародно
Мог за слова ответ нести».
Тут председатель обратился
К философу, чтоб он продал
Раба денариев за триста
Иль сам ему свободу дал.
Ксанф помнил, что купил Эзопа
Всего за семьдесят монет.
И не было бы сплетен чтобы,
Такой собранью дал ответ:
«Даю Эзопу я свободу,
Привык хоть как к ученику,
Пусть пользу принесёт народу.
Прожить я без него смогу».
Эзоп самосцам оглашает:
«Знаменье это не к добру.
Войну иль рабство предвещает».
Прогноз был всем не по нутру.
Но тут является от Креза
Царя соседнего гонец.
С коня измученного слез он,
Сомненья исключив вконец.
Царя лидийского вручает
Он грамоту. Она гласит,
Что Крез войну им объявляет
Иль просит дань ему платить.
Правители рекомендуют
Самосцам избежать войны,
Что ж, будут дань платить большую.
Теперь они уж не вольны.
Народ, собравшийся в театре,
Эзопу почести воздал.
Совет его просили дать им.
Что б он порекомендовал?
«Правители, - Эзоп напомнил, -
Уж предложили вам совет.
Вам не грозят немедля войны,
Неясно лишь, что будет впредь.
Коль посоветую на дань вам
Не соглашаться, то тогда
Все Крезу я и вы врагами
Мы станем. Хоть не навсегда.
Решенье примете вы сами
Я только басню расскажу.
Судьбой одной повязан с вами
Теперь я. И вот так сужу:
Вот приказал Зевс Прометею
Дороги людям показать.
Пусть выбирают. И своею
Дорогой будут впредь шагать.
Одна вела дорога в рабство.
Широкой, гладкою была.
Она казалась безопасной,
Травой, цветами поросла.
Потом дорога стала узкой,
Овраги, топи, камнепад.
На ней крутые были спуски,
Терялся в буреломах взгляд.
К свободе – с крупными камнями,
Крутой и узкой, ноги жгла,
Была усеяна шипами,
Воды и тени лишена.
И лишь в конце, на той дороге,
Что их к свободе б привела,
Смогли бы отдохнуть их ноги,
Она в тенистых рощах шла».
Свидетельство о публикации №225071401367