Ретро. Психология в раскрытие преступлений. Гл. 1
ЦИКЛ: КРИМИНАЛИСТИКИ
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ: СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ".
АВТОР: Жарёнов П.И., курсант 2-го курса "Б", 26-й взвод МССШМ МВД СССР
Москва, 1981 год
Глава I.
Возникновение, развитие и общее понятие психологии как науки.
Прежде чем понять состояние психологии в области следственной практики, необходимо изучить пути её возникновения и развития как науки. В.И.Ленин (т.39, стр.67) прямо предупреждал, что необходимо: «... не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
На заре своего возникновения, судебная психология исходила поначалу из простых попыток применения в судебных целях – знаний общежитейской психологии, а уже потом установленных закономерностей психологической науки.
«При изучении истории надо иметь в виду, что развитие судебной психологии несет на себе следы той борьбы между идеализмом и материализмом, которая происходила в процессе развития вообще философской, психологической науки». (А.В.Дулов. Судебная психология. 1975, стр.28).
Психология как наука начала складываться в России в 18-м веке. На развитие которой оказали влияние труды М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева и ряда других прогрессивных учёных того периода. В практике розыскного процесса изучение психологии не требовалось. Все основывалось на тайном письменном процессе, господствовало стремление получить признание обвиняемого, любыми средствами, включая самые изощренные пытки. Наряду с физическими пытками применялись и нравственные, в основу которых были положены определенные элементы общежитейского опыта воздействия на психику человека. Появились многочисленные способы заставить человека признаться в совершении преступления, выдать свои чувства, в зависимости от совершенного преступного деяния. Устраивали потрясающие обстановки, куда вводили подозреваемого либо обвиняемого, рассчитывая на то, что потрясенный виновник признается во всем. Иногда создавали обстановку в слабоосвещенной комнате, куда приносили труп убитого человека и производили допрос, который оказывал влияние на допрашиваемого. При проведение таких следственных действий обращалось внимание на жесты, мимику, интонацию голоса и об этом составлялись отдельные протоколы, о поведение человека во время допроса. Особенно изощренные способы допросов применялись в монастырских тюрьмах и церковных судах.
В середине ХХ века в России, появились работы, закладывающие фундамент психологической науки (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и другие). Огромной важности экспериментальные исследования были проведены И.М.Сеченовым. В ту пору была опубликована его работа: «Рефлексы головного мозга». Однако то, что всколыхнуло все прогрессивные силы в России, еще не привело к проведению самостоятельных исследований о применении психологических знаний в суде. Для этого еще не было объективных условий. Такие условия сложились после судебной реформы 1864 года, которая стала толчком для развития интереса юристов к вопросам психологии. Возникла необходимость изучения психологических проблем, проявляющихся в деятельности следственных и судебных органов, с которыми не приходилось сталкиваться до тех пор, пока суд не стал гласным.
Прежде всего, свидетельские показания, стали подвергаться психологическому изучению, роль которых в гласном судопроизводстве стала значительно большей. У прогрессивных русских юристов в области психологии, возбудило интерес к работам по судебной психологии издававшимся в Западной Европе. Уже в конце 20-го века в Россию стали поступать модные тогда труды Ч.Ломброзо и его последователей. Однако теории Ломброзо среди русских юристов не нашли поддержки. Наоборот, часть ученых выступило с резким осуждением ломброзианства (В.Д.Спасович, Н.Д.Сергиевский, А.Ф.Кони и другие).
Наряду с ознакомлением судебно-психологической литературы других стран, русские юристы начали разрабатывать и ряд самостоятельных направлений применения психологии в целях правосудия. Так, предлагалось тщательно изучить психологию лиц, проходящих перед следователем и судом, делались попытки на основании обобщения судебного опыта, создать определенную психологическую классификацию таких лиц.
«Появление гласного суда дало возможность более широко и наглядно изучать нравы, психологию людей. Гласный суд стал весьма серьезным источником собирания материалов для последующего психологического анализа, приводимого в художественных произведениях многими русскими писателями. Достаточно сослаться на многие произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, А.П.Чехова, Л.Н.Андреева и других. В этих произведениях раскрывался не только внутренний мир лиц, совершивших преступления, но и те психические переживания, изменения в личности, которые возникают и порождаются процессом судопроизводства». (А.В.Дулов. Судебная психология. 1975, стр.33).
Художественные произведения прогрессивных русских писателей помогли полнее выявить психологические проблемы судопроизводства, привели к постановке вопроса о необходимости исследования психики осужденных, о необходимости рассматривать осуждение не только как наказание, но и как воспитание.
В начале 20-го века в России начинают осуществляться попытки психологического исследования правонарушителей. Однако до революции эти исследования значительного распространения не имели. Как видно из этого краткого обзора, в дореволюционной России, особенно после судебной реформы 1864 года, уделялось внимание целому ряду проблем использования психологических познаний при осуществлении правосудия. Русские юристы не только ознакомились с иностранной литературой, но проводили ряд самостоятельных исследований в этой области.
С первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции, Советское государство стало проявлять интерес к законности, осуществления правосудия, что привело к изучению проблемы применения психологических знаний при расследовании преступлений и судебного рассмотрения дел. Принимались меры для развития научного исследования в этой области знаний.
По предложению В.М. Бехтерева и ряда других ученых в 1918 году в Петрограде был создан институт по изучению мозга и психической деятельности. В институте имелись лаборатории, в которых проводились исследования и по судебной психологии. На базе таких исследований был опубликован ряд работ по применению психологии для изучения личности преступника. В первые и последующие годы после революции в области судебной психологии работали такие крупные ученые, как А.Ф.Кони, С.В. Познышев, А.Е. Брусиловский, А.В. Петровский и ряд других выдающихся советских психологов, все они внесли в развитие судебной психологии огромные свои знания, которые были опубликованы в научных трудах.
1 июля 1928 года при Главном управлении местами заключений НКВД РСФСР был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника, который занимался и изучением вопросов судебной психологии. Кроме институтов и кабинетов в Москве, Ленинграде, подобные учреждения по изучению преступности и преступника существовали в ряде других городов: Минске, Киеве, Саратове и т.д. В созданных кабинетах проводились работы по экспериментальному развитию судебно-психологических исследований. Значительный интерес в этом отношении представляла лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. В ней начал проводить серьезные исследования с целью выяснения возможностей применения методом экспериментальной психологии для расследования преступлений – психолог А.Р.Лурия. В своих опубликованных статьях он излагал, при помощи экспериментальной психологии изучать причастность к преступлению, влияние обстановки судебного разбирательства и следствия на свидетеля, изучать психологию судьи, следователя и т.д.
Велось также изучение психологии заключенных. Так в 1925 году профессор М.Н.Гернет издал работу, которая содержала обобщение значительного материала о тюрьмах, но к сожалению, достаточно глубокого анализа особенностей психики заключенных сделано не было.
Ряд статей из теории и практики перевоспитания преступников в местах лишения свободы, о контроле их поведения после освобождения и из-под стражи, о тех или иных особенностях лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы, об отдельных воспитательных приемах публиковалось в журнале «Административный вестник». Все это давало возможность надеяться, что в ближайшие годы судебная психология окончательно сможет оформиться как наука и будет приносить помощь в демократическом осуществление правосудия.
В начале 30-х годов был вскрыт ряд ошибок в развитии психологической науки, это привело к резкому сокращению психологических исследований. Положение в психологической науке не могло не отразиться и на судебной психологии – практически в этой области исследования прекратились. Были свернуты работы кабинетов и институтов по изучению преступника и преступности. В течении длительного времени о судебной психологии упоминалось только в учебниках и монографиях по уголовному процессу. Всю психологию в это время сводили только к психологии свидетельских показаний.
И только решения 20-25-х съездов КПСС существенно изменили положение в юридической науке. Борьба за ликвидацию формализма и догматизма, за научный подход при рассмотрении всех вопросов построения коммунистического общества должна была привести и привела к стремлениям более глубже и полнее устанавливать истину по судебным делам, вскрывать причины и условия совершения преступлений, разрабатывать приемы и методы перевоспитания лиц совершивших преступления. А все это должно было привести к необходимости в научной и практической деятельности всестороннего использования советской психологической науки, и необходимости самостоятельно развивать науку – судебную психологию.
На 25-м съезде КПСС, в своем докладе Генеральный Секретарь ЦК КПСС, товарищ Л.И. Брежнев сказал: «... что мы уделяли и будем впредь уделять постоянное внимание совершенствованию деятельности милиции, прокуратуры, судов, органов юстиции, которые стоят на страже советской законности, интересов советского общества, прав советских граждан». (Материалы 25-го съезда КПСС. 1977, стр.82). Это говорит о том, что советская судебная психология тоже будет развиваться и совершенствоваться – как наука неотделимая от деятельности судебных и следственных органов.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225071401381
Павел Жарёнов-Добрятинский 24.07.2025 15:41 Заявить о нарушении