О детских смертях на дорогах и улицах...
Из Сети
"В Нефтеюганске водитель сбил четырехлетнюю девочку и скрылся – его задержали
Госавтоинспекторы поймали водителя, который сбил ребенка в Нефтеюганске и скрылся с места преступления
В Нефтеюганске водитель «Нивы» сбил четырехлетнюю девочку и уехал с места происшествия, даже не остановившись.
Госавтоинспекторы оперативно нашли и задержали мужчину. Об этом сообщает телеграм-канал «Полиция Югры».
«Госавтоинспекторы ОМВД России по г. Нефтеюганску задержали правонарушителя. Установлено, что 60-летний местный
житель, управляя автомобилем Нива не предоставил преимущество в движении пешеходу в жилой зоне и совершил наезд на 4-
летнюю девочку. В результате ДТП несовершеннолетняя получила телесные повреждения в виде ссадин на лице и ушиба
головы», – передают в источнике.
Югорчанину грозит штраф до 45 тысяч рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Комментарий.
«Это Юганск-детка!?».
Ну да. То пенсионерка совершили прошлым летом смертельный наезд на мальчика на самокате на пешеходном переходе, то сегодня
«старый пень» на «Ниве» наехал на 4-летнюю девочку в жилой зоне и как дегенерат скрылся с места проишествия. Штраф до 45 тысяч рублей и лишение прав
до 2-х лет, говорите? Да за наезд на детей дошкольного возраста необходим штраф до 1 млн рублей и лишение прав от 10 лет лет до пожизненного.
Тут в городах Югры говорят тратят десятки миллиардов на благоустройство и хвастаются потом высокими рейтингами по комфорту жизни. Но отпустить руку
ребенка родителям при прогулке по городу категорически нельзя. Иначе собьёт: или «старый пень», или выжившая из ума пенсионерка за рулем, или подростки-
зуммеры на электросамокатах. Проблема автомобилизации в Югре никак не решается. Водители распоясались и творят в городах Югры беспредел.
Ограничения скорости электросамокатов, говорят вот ввели в Тюмени. Вот ограничения скорости электросамокатов, вчера в Сургуте ввели? А с водителей
автомобилей, как «с гуся вода», в жилой зоне гоняют, если нет «лежачих полицейских», то сбивают 4-летних детей. Сводки ГАИ Югры пестрят сообщениями о
ДТП с тяжелыми травмами и с летальными исходами. В Югре стал острым дефицит врачей-травматологов. Не хватает в Югре костылей, тростей и инвалидных
колясок. Из-за санкций трости и костыли поставляют только из КНР. А вы говорите комфортная среда! Вы говорите о преимуществе КРТ и прочих
градостроительных «плюшках», на которые тратятся десятки миллиардов рублей из супербогатого бюджета Югры. Но прорыва в администрировании
автомобильного парковочного пространства городов, обеспечения безопасности пешеходов в городах и в жилых районах КРТ Югры, как не было, так и нет. Я не
уверен, что в новом КРТ в «ядре города», обеспечат безопасность детей и пенсионеров от наезда одного из полчищ личных авто, ибо «Брусника» не решила
никак в проекте КРТ, как 5 тысяч автомобилей в этом спальном ЖК будут передвигаться. Упования на сознательность жильцов и добровольный их отказ от
личным авто - это не проектное решение, а тупая «отмазка» от реальной нависшей проблемы, которая станет причиной будущего транспортного коллапса и
прогнозируемых будущих ДТП в «ядре города». Если говорить о комфорте жизни в связке с преимуществами КРТ, то игнорировать автомобиль никак нельзя, ибо
это и есть главный источник дискомфорта. Это и есть главный источник тех трагедий, которые регулярно происходят в автомобильном Юганске. С этим надо что-
то делать в первую очередь. А заниматься «доминантными башнями» с понижением на 4-этажа потом. Тем более, что в зоне КРТ «Брусника» планирует
построить школу на 1125 мест, детский садик на 350 мест, детский кукольный театр площадью 4700 м2 с тремя залами: на 500 мест, 200 мест и 50 мест.
Получается в ядре города появляется реальный детский кластер. Где тысячи детей пешеходов будет крутиться на этом «пятачке» в отведённое «детское время».
А как же совместить их безопасность с наличием 5 тысяч автомобилей на этом «пятачке»? Не знаю. Скорее всего никак".https://siapress.ru/.
...Други!
В Нефтеюганске ещё в 2012 году "... произошло ДТП, вызвавшее
в городе значительный резонанс. На
пешеходном переходе водитель "Жигулей"
сбил коляску. Погиб полуторагодовалый
ребенок.
Как сообщает Ura.ru, авария произошла около
21:00 в субботу. Женщина с коляской, в
которой находилась девочка Маша,
собиралась пересечь дорогу по
нерегулируемому пешеходному переходу. Как
только коляска оказалась на проезжей части,
в нее врезалась "шестерка", за рулем которой
находился 62-летний выходец из Средней
Азии. Сама женщина, по данным ГИБДД, на
дорогу выйти не успела.
После совершения ДТП водитель вызвал
скорую помощь, он не скрывался и был
задержан на месте происшествия. В ГИБДД
он пояснил, что перед пешеходным переходом
сбавил скорость до 30 километров в час,
собираясь пропустить маму с коляской. Но, по
его словам, в последний момент ему
показалось, что женщина с коляской
передумала переходить дорогу и решила
пропустить его машину.
При ударе машины ребенок получил
серьезные травмы, был доставлен в
больницу, но спасти девочку не удалось. В час
ночи 15 июля она скончалась.
В настоящее время водитель ВАЗ-2106
задержан. Решается вопрос о возбуждении
уголовного дела.
Об аварии на Парковой говорит весь
Нефтеюганск. Источники информагентства в
силовых структурах города сообщают, что с
момента задержания водителя в полицию
Нефтеюганска неоднократно поступали
звонки как со стороны друзей потерпевших,
так и со стороны земляков задержанного.
Первые грозили самосудом в случае, если
"виновника отпустят на свободу за деньги".
Вторые - просили "по максимуму смягчить
положение задержанного и дать ему
возможность выйти под подписку о невыезде.
К месту аварии жители приносят цветы и
игрушки.
Отдел ГИБДД Нефтеюганска усилил
количество инспекторов на дорогах, их
особое внимание направлено на пешеходов. В
Госавтоинспекции города отмечают, что до
текущего года в Нефтеюганске в течение пяти
лет не было случаев гибели детей на дорогах.
А в этом году авария на Парковой - уже
второй резонансный случай. Зимой в
микрорайоне №7 под колесами трейлера
погиб третьеклассник".https://www.ridus.ru/
...Други!
Увы, с каждым годом в Нефтеюганске увеличивается количество автомобилей и резко растёт число ДТП на улицах с детьми
По материалам СМИ:год 2025-й.
"Накануне в Нефтеюганске на пересечении улиц Объездная и
Усть-Балыкская произошло дорожно-транспортное
происшествие с несовершеннолетней,переходившей улицу на красный свет.
********
"Накануне около 8 часов утра в одном из дворов Нефтеюганска машина сбила 6-летнего мальчика. По предварительным данным ГИБДД Югры, ребенок пытался
перебежать проезжую часть дороги на дворовой территории, 32-летний водитель
«Рено» мальчика не увидел. В результате ДТП юный нефтеюганец получил травмы".
************
"Полицейские рассказали о женщине, которая сбила насмерть
восьмилетнего мальчика на самокате на пешеходном переходе в
Нефтеюганске. По словам правоохранителей, женщина имеет
водительское удостоверение уже 14 лет и зарекомендовала себя как
аккуратный водитель. Предполагаемая виновница ДТП 1962 года
рождения, она сказала, что просто не заметила мальчика.
Мальчик получил травмы, несовместимые с жизнью.
— До этого ДТП достаточно адекватный и аккуратный водитель без
нарушений ПДД, ни одного протокола на ней нет. Стаж вождения 14 лет.
На работе и в быту положительно характеризуется. Говорит, что не
заметила мальчика, — рассказала пресс-секретарь окружного
управления МВД Ольга Абмайкина.
На женщину возбудили уголовное дело. В момент аварии она была
трезва.
Трагедия произошла вчера, когда мальчик пересекал пешеходный
переход на самокате. Момент ДТП попал на видеозапись. Автомобиль
«Чанган» после того, как школьник попал по колеса, проехал еще
несколько метров. На помощь ребенку бросились прохожие и другие
водители, но его травмы оказались слишком серьезными. Мальчик
погиб на месте".
...Сколько же ещё детских смертей на улицах и во дворах Нефтеюганска ждать нам до конца 2025 года?
В.Н.
************
1.Сегодня исполнилось три года со дня
катастрофы с нефтеюганскими
акробатами. Как живут выжившие?
В эти дни Валя Жулина из Нефтеюганска могла бы вместе с
командой радоваться победам на чемпионате и
первенстве Югры по спортивной акробатике.
в том самом автобусе. В том самом, о котором мы — взрослые
— не очень-то любим вспоминать. Стыдно или больно? Сложно
определиться даже спустя три года.
А как иначе? Погибли 12 человек, десять из них дети. А с ними
покоя лишились близкие. Тот суровый, морозный и
заснеженный декабрь 2016 года заставил всех причастных к
трагедии пройти 12 кругов ада по земле. От процедуры
опознания в морге до нервных судебных заседаний. И ответа
на самый тяжелый вопрос: «Кто виноват?».
Прошло три года. Поиск крайних продолжается. При цепочке:
«Дети. Акробаты. Нефтеюганск» не только пострадавшие
(имеющие полное право), но и общественность пытается
определить, кто же все-таки крайний.
Вся структура безопасности в целом или власти, родители,
тренеры, полицейские... по отдельности. Что это было? Сбой
системы или жуткое стечение обстоятельств? О том, можно ли
было избежать трагедии, чему научила нас эта беда, что
изменилось за три года в системе перевозки детей и все-таки,
почему так больно, — в репортаже «Сургутской трибуны»
Папа искал Валюшу в морге
Нефтеюганск. Конец ноября. Сумрачно. Зимой здесь темнеет
рано. Уже повсюду горят новогодние гирлянды. В помощь и
декоративная подсветка. Но праздничного настроения нет.
Местные декабрь не любят. Жизнь, конечно, продолжается, но
время-зараза не лечит. Если бы можно было вписать в
календарь «день скорби и памяти Нефтеюганска» по аналогии с
Днем города, то однозначно — 4 декабря.
4 декабря, 4 часа дня, 4 члена большой семьи Жулиных — папа
Вячеслав, мама Елена, сестры Татьяна и Галина — чуть навсегда
не лишились самой младшенькой — Валюши.
— Я тогда на работе находился, на Приобском месторождении.
В интернете написали, что разбился автобус со спортсменами.
Звоню Валюше, тренеру. Не отвечают. Сообщил жене. Еще
ничего не понимали. И только когда запустили телефон
горячей линии, удалось узнать, что нашей дочки нет ни в
живых, ни в мертвых. Отпросился с работы. Был рядом с Ханты-
Мансийском — помчался искать дочь, — вспоминает Вячеслав
Жулин.
Отца троих дочерей отправили в морг на процедуру опознания
тела. Он видел каждого, кого мы в тот роковой день не смогли
уберечь.
— После морга мне в этой жизни уже ничего не страшно… —
признается отец.
В семье Жулиных спортивной акробатикой занимались двое детей —
Валя и ее старшая сестра Татьяна. Незадолго до трагедии средняя
дочь решила оставить тренировки и заняться подготовкой к
экзаменам в школе. «Мама, если бы я была в том автобусе, я бы
погибла», — призналась после Татьяна. Родители до сих пор
благодарят Бога за то, что уберег от беды их среднюю дочь, двойного
удара судьбы они бы не вынесли.
«Если Вали нет среди живых, то возможно… Нет, невозможно!» — прогоняли
дурные мысли близкие.
— Как зомби ходила по квартире и повторяла лишь одно слово: «НЕТ!». Было
ощущение, что кто-то надо мной произносит: «Тебе надо ее отпустить...». Я
повторяла: «Нет-нет-нет!», — рассказывает Елена Жулина.
Все это время за жизнь девочки, находящейся в крайне тяжелом состоянии,
боролись врачи. Им удалось вытащить ее с того света. «Возможно, там, в
палате, лежит ваш ребенок», — сообщили папе. Это была она, но почти
неузнаваема. При столкновении Валя получила удар в голову, руки и ноги были
целы. «С такой травмой не живут», — признались чуть позже врачи.
Живут! Сильная спортсменка не только выиграла в тот день чемпионат округа
по акробатике, но и схватку со смертью. А потом по миллиметру, вопреки
прогнозам медиков, вышла из комы, пришла в сознание, пошевелила пальцем,
улыбнулась, встала на ноги, произнесла первое слово, вернулась к школьным
урокам, пришла на тренировку… Совершила много маленьких побед над
судьбой и диагнозом. И вот уже вновь с длинной косой, которая была ее
гордостью до аварии (но пришлось срезать), улыбкой на лице и прямой
акробатической осанкой (мышцы все помнят), встречает гостей.
— Как вас много, давайте знакомиться, — приветствует журналистов Валюша.
Говорить тяжело, но она старается. Последствия травмы головного мозга.
Семья Жулиных живет в просторной квартире на первом этаже. С пятого
съехали после аварии. Теперь Валю от улицы отделяет всего девять ступеней.
Комната девочки напоминает одновременно школьный класс и спортзал для
лечебной физкультуры. Здесь много мягких игрушек. Дарили неравнодушные к
ее здоровью люди. Книги по развитию речи, памяти и вниманию. Школьное
расписание. Среди обычных предметов — уроки дефектолога и психолога, они
выдают особенности способной ученицы.
Валя одна из тех пострадавших, кого после аварии спецбортом из Югры
направили в Москву. Шансов выжить почти не было. Врачи даже не скрывали.
11 дней комы. Уникальная операция на головном мозге и полная замена
основания черепа искусственными материалами. Операцию проводили
сильнейшие нейрохирурги страны из центра имени Н. Н. Бурденко. Даже в их
практике это был первый опыт. Вале давали от силы полгода — и то в
состоянии «овоща». Но даже когда медицина оказалась практически бессильна,
когда за Валю дышал, думал, заставлял биться сердце компьютер — коробка с
проводами, родители верили в свою целеустремленную спортсменку. Она боец,
она выкарабкается. Только спустя год Валя смогла вернуться в родительский
дом после тяжелейшего восстановления.
— Трагедия нас очень сильно изменила, мы просто этого не показываем
никому. Каждую ночь все перед глазами стоит. Были периоды, когда Валюше
трахеостома мешала (искусственное горло, трубка). Валя начала двигаться, а
трубка ей мешала, чесалась. Мы с мужем ночами по очереди у кровати
дежурили. Она ее вырывает, а мы за руки держим, приговариваем: «Валюша,
нельзя, терпи...».
И она, хрупкая, худенькая девочка с длинными тонкими ногами, будто
рожденная для акробатики, терпела.
— Мы вместе сотворили чудо. Восстановление идет медленно, но в ее случае за
три года вернуть способность двигаться, мыслить, говорить — это уже прогресс.
Для нас когда-то было целью хотя бы просто научиться держать ложку. Мы ей
расслабляться не даем, — смеется мама. — А как мы были счастливы, когда она
нам фигу показывала, или «класс». Это означало, что она нас слышит, просто
пока не может говорить. Мозг жив, она нас узнала! Вот было счастье.
— Я вас че-рез год уз-на-ла, — вдруг добавляет сама Валя.
Все это время она с прямой спиной сидела рядом с папой. Бережно гладила его
руки. Подбадривала в момент самых страшных воспоминаний. И так тихонько,
чтоб гости не слышали, периодически шептала: «Папа, ты горбишься», — и
тихонечко похлопывала по спине. Где это видано, чтобы отец чемпионки по
спортивной акробатике не держал осанку?! Кстати, в тот день 4 декабря 2016
года Валя завоевала первое место на окружном турнире. Домой везла золотую
медаль. Торопилась к маме с папой, чтобы обрадовать победой. Слегка
порванная грамота и поцарапанная медаль хранятся в большой медальной
копилке Вали. Это были ее последние трофеи.
Про погоны и галстуки
В конце 2016 года вся страна молилась за здоровье нефтеюганских
спортсменов. А вместе с тем — за упокой 12 душ, ушедших в 12-м месяце.
— Нашего ребенка отмолили. Мы чувствовали поддержку всей страны. Даже в
Иерусалиме люди оставляли записки в Стене плача, — говорят Жулины.
Горе нефтеюганских семей, как свое личное, действительно, приняли многие. В
соцсетях оставляли тысячи сообщений: «Держитесь. Мы с вами». Беда сплотила
и югорчан.
И, конечно, тут же всплыли одни и те же вопросы: «Почему погибли дети и
тренеры? Кто ответит за их смерть? Как не повторить?».
Посыпались обвинения. Адресатов предостаточно. Судебное наказание
понесли единицы. В большой системе под названием «безопасность» —
не важно, детей, взрослых на дороге, при соревнованиях — не сработал
огромный механизм обязательных требований. Тут как в песне: «Система твой
главный противник, и в ней ты всего лишь маленький алюминиевый винтик».
Все основные законы в нашей стране, связанные с безопасностью, написаны
кровью. Только после гибели 12 человек вдруг все вспомнили о контроле за
перевозкой детско-юношеских групп. А следом — о работе спортшкол,
департаменте физкультуры и спорта, ГИБДД, МЧС, частных перевозчиках… И
вот уже в этой длинной цепочке формальных «специалистов» зашевелились
погоны и галстуки. Часть их владелцев даже оказалась на скамье подсудимых,
но самыми крайними в итоге остались водители.
Тут же начали наводить порядки. Новые требования, правила, постановления…
Все на бумагах. Каждой школе обещали чуть ли не по собственному автопарку,
детям — по телохранителю, а автобусам — суперводителей и сопровождение с
мигалками. Ну тогда еще горело. Было больно, и казалось, бурной
деятельностью мы хоть как-то облегчим жизнь близким погибших и чудом
выживших детей, часть из которых навсегда останется инвалидами.
Прошло три года. Требования изменились, а бюджет спортшколы — нет.
Тренеры в один голос твердят: «Бумажек стало больше, но всю ответственность
переложили на родителей». Если повторится, галстуки с погонами могут спать
спокойно. Подстраховались. Кабинетным спортивным функционерам, по сути,
без разницы, как дети будут добираться. Главное, чтобы на бумагах законы и
постановления сходились с отчетами. А вот тренерам, что каждый день пашут в
спортзалах с детьми, и их законным опекунам пришлось подстраиваться под
новые реалии. Хочешь, чтобы твой ребенок выезжал на турниры, —
самостоятельно ищи способы доставки, иначе будет невыездным.
— Как мы теперь делаем? Идешь в отдел кадров, пишешь заявление на отпуск
за свой счет. Сажаешь детей в свой личный автомобиль и везешь в соседний
город. Родители тоже могут помочь своим транспортом. Вот тебе и законы. Те,
кто их придумывал, когда в последний раз в спортзал заходили? Для нас каждый
воспитанник — как свой родной ребенок, тренеру важно вывозить его на
соревнования, родители тоже с пониманием относятся, вот мы и действуем по
облегченной схеме. А директору спортшколы только это на руку. Ни тебе затрат
на автобус, ни ответственности в случае чего, — рассказал «Сургутской
трибуне» один из тренеров по боксу.
В том самом автобусе мог оказаться и президент федерации спортивной
акробатики Югры Андрей Каленский. Будучи главным судьей, он на личном
авто выехал в окружную столицу на день раньше.
Мы встретились с Андреем Викторовичем в небольшом приспособленном для
занятий акробатикой зале. После трагедии порядка сотни детей и тренеров
спортшколы «Сибиряк» выселили на время в филиал клинического врачебно-
физкультурного диспансера Югры в Нефтеюганске. Старый зал закрыли на
ремонт. Уже третий год спортсмены ждут возвращения в родные стены.
Пока разговаривали с тренером, акробаты отрабатывали сложнейшие
элементы. Вновь готовились к окружному чемпионату. А еще в гости к своим
товарищам по спорту зашла Валя Жулина. Здесь ей всегда рады, здесь ее
друзья.
— Это дети. Что бы ни случилось, они ко всему относятся проще. И это хорошо.
Мы — взрослые не забудем, а у них жизнь, слава богу, жизнь продолжается.
Валя часть нашей команды, как мы можем оставить ее в такой беде? Ребята
всегда стараются окружить ее вниманием, — тренер делает паузу и показывает
в сторону акробатического ковра, — вон двое мальчишек тоже из того
автобуса. Травмы получили. У одного позвоночник поврежден, но они вновь в
строю. Они дети…
Опытный наставник с тридцатилетним стажем в отличие от своих
воспитанников 4 декабря 2016 года, пожалуй, теперь не забудет никогда.
— Тяжело было войти в зал и снова начать работать? — спрашиваю тренера.
— А если бы не батюшка, может, и не вернулся бы… Если бог нас оставил в
живых, значит у нас еще осталась важная миссия на земле, для чего-то важного,
— рассуждает Андрей Каленский. — Стало ли безопасней ездить? Все очень
усложнили. Раньше родители подписывали один листочек. Теперь три-четыре.
Я грубо, но скажу. Вот они разлетелись тогда — эти листочки, и ни один из них
не спас команду. Один-единственный листочек спас ГИБДД. Это уведомление о
том, что мы едем. Гаишники сразу сказали: «Они же нас не уведомили, откуда
мы знали, что они едут? Мы не виноваты». Все прекрасно знали. Только была
бы вот эта бумажка, их бы всех наказали. Теперь мы едем не больше 60 км в
час. Например, до Нижневартовска 300 км. Это больше пяти часов в пути: через
каждый час водитель должен останавливаться на десять минут, отдыхать. Через
три часа на 30 минут. Но ничего не обеспечено. Где остановиться? На трассе?
Также, как в актировку нельзя ехать. Только зачем вы декларируете о том, что у
нас пункты обогрева по всем трассам? Всегда задаюсь вопросом, почему у нас
все новое хуже старого?..
Очень больно
Вале Жулиной исполнилось 16 лет. Ее одноклассники уже перешли в 10-й класс.
До 2016 года Валя была главной активисткой и спортсменкой в классе, часто
пропускала занятия из-за соревнований, но обязательно все отрабатывала.
Теперь лучшие друзья Вали — учителя, ее семья — ангелы-хранители.
Впрочем, родители Валентины на жизнь не жалуются, они сохранили оптимизм
и уверены: винить в произошедшем некого. Да и смысла уже никакого нет,
обида на весь мир здоровье дочери не вернет.
— Можно ли было избежать трагедии? Нет. Винить некого. Мы это понимаем.
На суды мы не ходили, никакие заявления не писали. У нас другая, более
важная цель — поднять Валюшу, — признается Елена Жулина.
— Сейчас все задаются вопросом, почему так больно спустя три года. Больно
или прошло?
— Нет (долгая пауза). Не хочется говорить… Хотя... все хорошо. Все хорошо.
— Мама, не плачь, а то потом стыдно будет, — подбадривает Валюша.
— Благодаря поддержке мы выкарабкались, — продолжает мама Лена, —
губернатор Наталья Владимировна Комарова лично приезжала к нам в центр
Бурденко в Москву. Всех построила, сказала, чтобы дети были всем обеспечены.
И все эти три года мы чувствуем ее сопровождение, контроль. Если бы не она,
то у нас ничего бы не было. Все лечение стоило огромных денег. Мы не смогли
бы поднять дочь. Министр здравоохранения Вероника Скворцова тоже
приезжала в клинику, с нами была. Врачам четкие указания дала. Я видела
кусочек в интернете, когда губернатора пытались упрекнуть в том, что это вина
правительства. Мне кажется, это неправильно. Авария может случиться с кем
угодно, когда угодно и где угодно. Один случай на миллион. Совпало все. И
погодные условия, и разметка дороги, и большегруз… Несправедливо,
некорректно винить одного человека. Никто не виноват, но урок из нашей
ситуации вся страна должна вынести. Погибли 10 детей, родителям их никто не
вернет. Вот это больно. Очень больно!
Декабрь 2019 года
https://ugra-news.ru/
****************
2.«Валюша не плакала эти годы. Она не может»: 7 лет
жуткой аварии в Югре, в которой погибли дети-
акробаты
Автобус со спортсменами столкнулся с двумя тягачами и
легковушкой. Но изменила ли эта трагедия нормы перевозок
детей?
Семь лет прошло со дня жуткой катастрофы с командой акробатов из
Нефтеюганска. Холодной и заснеженной зимой 2016 года в ДТП погибли
12 человек, десять из них — дети, возвращавшиеся домой с
соревнований. Наши коллеги из 86.RU вспомнили те страшные события,
поговорили с очевидцами, и узнали, изменилось ли что-то на
законодательном уровне в системе перевозки детей за эти годы.
Два тягача смяли автобус.
Если вбить в поисковике «4 декабря 2016 года», обязательно выйдет
авария в Нефтеюганске. Тогда за трагическими событиями следила вся
страна. Юные спортсмены и их тренеры возвращались с открытого
первенства Югры по спортивной акробатике. Домой ехали в
приподнятом настроении с серебряным кубком.
В регионе в этот день было объявлено штормовое предупреждение, шел
снег и дул сильный ветер. Водителей просили воздержаться от поездок
за пределы населенных пунктов из-за плохой погоды. Но не все
прислушались.
Авария с юными акробатами из Нефтеюганска произошла на трассе
Тюмень — Ханты-Мансийск, когда уже стемнело. Сейчас трассу
называют «дорогой смерти» — уж очень много жизней она забрала за
последние годы. В момент ДТП в автобусе находилось 33 человека,
среди которых 30 — дети.
— На 926 километре трассы около 16:00 местного времени столкнулись
пассажирский рейсовый автобус «Кароса», два грузовика и легковой
автомобиль «Лада-Приора». В ДТП попала детская команда,
возвращавшаяся с соревнований по акробатике из Ханты-Мансийска в
Нефтеюганск, — говорилось в первых информационных сводках.
Когда начали появляться подробности аварии, в шоке были все жители
Югры, да и страны в целом. Самые страшные опасения подтвердились
— в ДТП погибли и пострадали дети.
Автобус столкнулся с тягачом Volvo под управлением водителя Раиля
Саитханова, выехавшего на встречную полосу. Звучала версия, что
водитель стал засыпать за рулем. Столкновение привело к изменению
траектории движения автобуса, после чего он сам выехал на полосу
встречного движения и там столкнулся с грузовым тягачом «Скания».
К ДТП, по версии следствия, привели действия водителя Volvo. После
соприкосновения бортов машин гусеничный вездеход слетел с трала и
протаранил конструкцию автобуса, вместе с находившимися внутри
людьми.
Десять человек, включая восемь детей, погибли на месте. Остальных
пострадавших было решено везти в окружную клиническую больницу
Ханты-Мансийска. Она была ближайшей от места аварии — в 31-м
Один ребенок скончался по дороге в медучреждение. Еще
один — умер в реанимации. Туда же в очень тяжелом состоянии
доставили еще 12 человек. Остальных пострадавших разместили в
стационаре.
В Ханты-Мансийиск срочно прилетели два ведущих хирурга и
анестезиолог Государственного педиатрического медуниверситета из
Санкт-Петербурга. После операций и длительного пребывания в
больнице, многим детям пришлось пройти сложнейшую
реабилитацию. Троих — особенно пострадавших детей — доставили
спецбортом для лечения в московский НИИ им. Бурденко.
Похороны
Цветы, слезы, слова соболезнования. На прощание с погибшими
пришли более 50 тысяч человек, это почти половина города. Церемония
проходила в самом большом спортивном зале Нефтеюганска. Она
длилась больше трех часов. Люди все шли и шли. Многие или были
знакомы с погибшими или знали родственников. В тот день город
утопал в слезах. Среди погибших — восемь девочек и два мальчика.
Самому младшему из ребят только исполнилось восемь лет, старшей
было 16.
Восьмерых детей и старшего тренера команды Ирину Кимакину
похоронили на городском кладбище. Тела двух погибших девочек, по
просьбе родственников, доставили в Ташкент и Уфу. Второго тренера
юных акробатов, Татьяну Тихонову, похоронили в родном поселке
Верхняя Синячиха Свердловской области. Сама того не подозревая,
Татьяна Тихонова спасла жизни шестерых детей. Она отправила их
домой на день раньше, чтобы не баловались и не отвлекали тренеров от
судейства.
Суд
Водителей автобуса и грузовика после аварии доставили в больницу
вместе с другими пострадавшими, а затем задержали в качестве
подозреваемых. Такое решение было принято, поскольку оба дали
противоречивые показания о местонахождении машин в момент
столкновения. Позже уголовные дела возбудили в отношении
владельца автобуса и директора спортшколы. Расследование длилось
почти два года.
В феврале 2018 года Ханты-Мансийский районный суд признал
виновными водителя грузовика Volvo Раиля Саитханова (6 лет 9
месяцев колонии общего режима), водителя автобуса Марата
Зайнуллина (1,5 года колонии общего режима), владельца автобуса
Александра Сидорук (1,3 года), директора спортшколы Ирину Тарасову
(11 месяцев принудительных работ).
Родители погибших и пострадавших в ДТП спортсменов из
Нефтеюганска потребовали пересмотра дела, поскольку посчитали, что
наказание должны понести и другие люди. Экспертиза установила
нарушения правил перевозки груза, который сместился с трала и
протаранил автобус. В деле появились новые фигуранты. Водитель
второго трала, который изначально проходил по делу, как свидетель,
спустя время тоже стал подозреваемым.
Президиум суда Ханты-Мансийского округа отказал в удовлетворении
кассационной жалобы. Однако в сентябре 2020 года окружной суд Югры
удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры, просившей возобновить
расследование о ДТП под Ханты-Мансийском. Но из-за «неверной
квалификации дела» новые обвинения не были выдвинуты.
13-летняя Валя Жулина выжила в той аварии, но получила тяжелейшую
черепно-мозговую травму. Врачи не давали никаких прогнозов, даже не
могли сказать, сможет ли юная спортсменка пережить перелет в
медицинский центр Москвы, где ей собирались сделать операцию.
В день аварии мама и папа Вали были на работе. Отец, как только узнал
о случившемся, бросился на место ДТП. Он находился неподалеку на
месторождении. Мужчине в поисках своей дочки пришлось опознавать
всех погибших в ДТП детей. Но его девочки в морге не оказалось. В это
время Валю без сознания доставили в реанимацию.
— После аварии она вообще лежала в состоянии овоща. Нужно было
срочно лететь в Москву, и там делать операцию. Но никто не знал,
сможет ли Валя пережить перелет, это было очень опасно, —
рассказывает старшая сестра Татьяна. — Папа с мамой приняли такое
решение, поскольку все понимали, что, если не попытаться, вообще
ничего не получится.
Мама Елена отправилась в московскую клинику вместе с дочкой. Она
два года буквально не отходила от своего ребенка. Когда девочка начала
двигать пальчиками — это было счастье и слезы радости для всей
семьи.
— Мы приходили и просто говорили: «Привет, я — твоя сестра, или я —
твой папа, например. Все хорошо». Она пальчиком потихоньку двигала.
То есть она ни повернуться не могла, не говорить — ничего не могла. Но
она нас видела, глазами следила, моргала, — вспоминает Татьяна.
Сегодня Валюша продолжает восстанавливаться и уже может ходить
без опоры. Два раза в год девушка проходит медицинскую
реабилитацию в округе, а дома — занимается в спортзале.
— Раньше она вообще не могла ни стоять, ни ходить. Нам говорили, что
это вообще невозможно, что она привязана к коляске на всю жизнь. Но
она потихоньку начала, и сейчас она уже делает 4–5 шагов сама. Она
тренируется в спортзале. Тренер очень ей помогает, постоянно следит,
чтобы она занималась. Главное не бросать, иначе не будет никакого
прогресса. Тут уже все зависит от работы Валюши, ее желания. Врачи,
что могли — сделали. Ее спасли — это самое главное. Но она на самом
деле очень сильно старается, даже когда в пандемию не было
тренировок, она занималась дома. С речью тоже намного лучше стало.
Это мамина заслуга. Она не отходила от Валюши и постоянно
занималась с ней. И преподаватели со школы приходили. Да и в целом
Валюша еще тот болтун: и историю расскажет, и пошутит. Сейчас она
уже полностью все понимает, может анализировать ситуацию. Она
немножко подтормаживает, думает, как правильно сказать, но говорит
она хорошо. Единственное — она не может плакать. Все эти годы. Если
что-то случается неприятное, она грустит.
Таких успехов добилась Валя спустя несколько лет после аварии
Долгое время Татьяна корила себя за то, что произошло с сестрой. Ведь
именно по ее стопам пошла Валюша, начав заниматься акробатикой:
— Когда это случилось, я очень корила себя за то, что сестра поехала, а
не я. Она восхищалась тем, чем я занимаюсь. Хотела тоже быть
спортсменкой. Так сложилось, что мне нужно было сделать перерыв для
подготовки к экзаменам, я была тогда в 10 классе. И я не поехала на те
соревнования. Я очень сильно переживала из-за этого. Мама меня
успокаивала, говорила, чтобы я ни в чем не виновата. А я все думала,
что не уберегла сестренку — повела за собой и не оказалась рядом в тот
момент.
Татьяна окончила физкультурный факультет и сейчас преподает
фитнес в Нефтеюганске. Она считает, что родители до сих пор боятся
отдавать детей на акробатику, опасаясь, что трагедия может
повториться.
Что (не) изменилось в перевозках детей за эти годы
По данным следствия, перевозка детей из Нефтеюганска в Ханты-
Мансийск не была согласована должным образом, а предусмотренное
при подобных маршрутах сопровождение отсутствовало. Только после
гибели десяти детей в округе вспомнили о контроле за перевозкой
детско-юношеских групп.
Вале пришлось пройти долгий путь реабилитации. На отдыхе с папой в 2020 году
Через несколько месяцев глава департамента по физической культуре и
спорту ХМАО на встрече с родителями сообщил о принятых в регионе
мерах. Помимо контроля и ужесточения мер, муниципалитетам
решили купить транспорт для перевозок детей. Всего 68 автобусов,
шесть из которых — для Нефтеюганска. В программы спортивных
соревнований добавили еще один день, чтобы после завершения
состязаний спортсмены могли уехать утром, что исключит перевозку
детей в темное время суток. Кроме того, при подаче уведомлений на
перевозку детей ГИБДД составляет график маршрута автобуса и
работающие в данном направлении наряды отслеживают
передвижение транспорта.
Однако на недавней встрече губернатора ХМАО Натальи Комаровой с
жителями этот вопрос был поднят вновь. Оказалось, что за 7 лет
проблема в округе так и не решена. Родители и тренеры жалуются, что
бумажной волокиты и запретов стало больше, также как и затрат на
подготовку транспорта. А бюджеты спортшкол и школ искусств не
увеличились. Родителям приходится самостоятельно решать вопросы с
транспортом, договариваться, обращаться в ГИБДД для того, чтобы дети
участвовали в турнирах и фестивалях. Не всегда это получается.
— У нас очень развит спорт, театры. Мы хотели бы, естественно,
фестивали посетить, посмотреть что-то, себя показать. Но возможности
выехать нет. Нам нужен междугородний автобус. Вот буквально даже
месяц тому назад дети не могли выехать на фестиваль и не
участвовали в нём только потому, что не могли доехать, — рассказала
одна из мам.
https://93.ru/
**********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 июля 2025 года
Свидетельство о публикации №225071400246